Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Егор Сигаури-Горский

Аспирант кафедры международного права МГИМО МИД России, стипендиат Центра международных и сравнительно-правовых исследований

В то время как международное право и его методологический инструментарий связаны прежде всего с западной правовой культурой, в эпоху современных глобальных политических кризисов и перестройки существующей системы международных отношений крайне остро стоит вопрос не только о парадигмах внешней политики развивающихся стран, но и об их участии в прогрессивном развитии международного права и его институтов. Государства Юго-Восточной Азии, вырвавшиеся из-под колониального гнета в середине XX в., пострадав от попыток подчинения и вытеснения своих уникальных плюралистических политико-правовых культур, долгое время были лишь наблюдателями складывающегося международного права. Ныне же, утвердившись в региональном единстве на основе АСЕАН, страны ЮВА проявляют беспрецедентную активность в сфере развития национальной и региональной международно-правовой науки, стремясь «сказать свое слово» в прогрессивном развитии международного права, привлекая внимание к проблеме достижения его подлинно международного характера не только с точки зрения охвата государств мира как «пассивных дестинаторов» его регулирования, но и его активных творцов. В авангарде региона в этой области стоит Социалистическая Республика Вьетнам.

С началом реализации политики «обновления» в 1986 г. Вьетнам активно вовлекается в деятельность и прогрессивное развитие институтов и норм международного права. Тем не менее обширные успехи в области международного экономического права, защиты прав человека и иных отраслей международного права омрачаются вызовами, связанными с международно-правовым статусом акваторий Южно-Китайского моря. Расширяя свое участие в многосторонних юридических форумах, Вьетнам стремится утвердиться в правомерной, но состязательной защите национальных интересов и установить научно-практические связи, которые в перспективе могут сделать Республику движущей силой среди государств АСЕАН в репрезентации правовой культуры региона в международном правопорядке.

Концепция многополярного мирового порядка предполагает равноправное и инклюзивное вовлечение субъектов международного общения в построение его правового фундамента. В связи с этим следует внимательно следить и поддерживать инициативы стран Азии, Африки, Латинской Америки в построении и прогрессивном развитии плюралистического и подлинно международного права, которое будет отражать все многообразие мировых культур и цивилизаций. Достигая стремительных успехов в состязательном, но правомерном использовании инструментария международного права, Вьетнам может стать движущей силой среди государств АСЕАН в репрезентации правовой культуры региона ЮВА в ближайшие десятилетия. В отечественных исследованиях уже поднимались вопросы изучения незападных теорий международных отношений. Полагаем, что пришло время и для юристов-международников обратить внимание на незападные теории и концепции международного права и международно-правовой политики государств.

Юго-Восточная Азия и международный правовой порядок

Для ученых-международников не является секретом тот факт, что международное право и его методологический инструментарий связаны прежде всего с западной правовой культурой. В то же время в эпоху современных глобальных политических кризисов и перестройки существующей системы международных отношений крайне остро стоит вопрос не только о парадигмах внешней политики развивающихся стран, но и об их участии в прогрессивном развитии международного права и его институтов. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА), вырвавшиеся из-под колониального гнета в середине XX в., пострадав от попыток подчинения и вытеснения своих уникальных плюралистических политико-правовых культур, долгое время были лишь наблюдателями складывающегося международного права. Ныне же, утвердившись в региональном единстве на основе АСЕАН, страны ЮВА проявляют беспрецедентную активность в сфере развития национальной и региональной международно-правовой науки, стремясь «сказать свое слово» в прогрессивном развитии международного права, привлекая внимание к проблеме достижения его подлинно международного характера не только с точки зрения охвата государств мира как «пассивных дестинаторов» его регулирования, но и его активных творцов. В авангарде региона в этой области стоит Социалистическая Республика Вьетнам.

Практика Вьетнама в области международного права

Начало активного вовлечения Вьетнама в развитие институтов международного правопорядка связывают с реализацией комплексной программы развития «Дой Мой» (политика «обновления») в 1986 г. Впоследствии, в XXI в. приверженность Республики принципам и нормам международного права была закреплена Законом о международных договорах Вьетнама 2005 г., который устанавливает преимущественную силу обязательств по международным договорам перед нормами национального законодательства.

Примечательным является проявление национальной правовой культуры Республики при разрешении международных инвестиционных споров. Так, в деле Trinh and Binh Chau v. Viet Nam инвестор голландско-вьетнамского происхождения утверждал, что пострадал от конфискации активов на сумму более 100 млн долл. и инициировал разбирательство в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, однако спор был вскоре урегулирован правительством Вьетнама в конфиденциальном порядке. Здесь ярко проявляется эхо постулатов адаптированной и переосмысленной конфуцианской социальной философии, указывающих на предпочтение разрешения противоречий в духе доброго сотрудничества, нежели чем путем применения нормативно-правового инструментария.

Стремясь получить опыт урегулирования международных торговых споров, Вьетнам принимал участие в качестве третьей стороны на этапах консультаций, заседаний Органа по разрешению споров и Апелляционного органа ВТО. Некоторые споры, такие как DS422, касающийся антидемпинговых мер в отношении импорта креветок и алмазных пил в США из Китая, или DS402, DS464, DS471, касающиеся метода расчета США в антидемпинговых расследованиях, а также DS490, касающийся защитных мер Индонезии в отношении импорта стали из Тайваня, схожи с исками, которые Вьетнам предъявлял другим членам ВТО.

Как участник большинства универсальных международных договоров в области прав человека и международного гуманитарного права Вьетнам достиг особых успехов в приведении национального законодательства в соответствие с их нормами. В период с 2014 по 2018 гг. было пересмотрено и обнародовано 96 новых законов и постановлений, касающихся прав человека, включая вопросы деятельности судов и прокуратуры, стандартов обращения с заключенными и задержанными, свободы слова и выражения мнений, свободы вероисповедания, защиты прав детей, использования киберпространства и др. [1]

«Вечно неспокойное» Южно-Китайское море: вызовы международно-правовой политике Вьетнама

Непреходящее значение для Вьетнама имеют вопросы морского права, в особенности в контексте притязаний на акватории Южно-Китайского моря (ЮКМ). Тем не менее, несмотря на приверженность отстаиванию собственных национальных интересов и притязаний в ЮКМ, нельзя сказать, что вьетнамская дипломатия готова идти на открытую конфронтацию при разработке Кодекса поведения сторон в ЮКМ. Так, отмечается, что в июне 2023 г. правительство Вьетнама смягчило свое морское противостояние с китайскими кораблями береговой охраны в районе подводной банки Ваньань, которая представляет собой полностью покрытую водой мель в южной части ЮКМ, где расположены несколько вьетнамских форпостов. В связи с этим подчеркивается, что Вьетнам вряд ли присоединится к «антикитайскому» лагерю Филиппин. Впрочем, эта линия внешней политики не перекрывает «болезненность» вопроса суверенных интересов Республики. В 2023 г. Вьетнам запретил показ фильма и телесериала, посчитав, что в них есть кадры с изображением противоречивой китайской «линии девяти пунктиров» [2], которая используется Пекином для обоснования своих колоссальных территориальных притязаний в ЮКМ. Кроме того, Вьетнам выдвигал идею о том, что стороны должны будут обязаны произвести ратификацию Кодекса в соответствии с процедурой, предусмотренной их национальными законодательствами, указывая на необходимость принятия полноценного международного договора, а не политической декларации, каковой была «предшественница» Кодекса в 2002 г. [3]

Акватории ЮКМ продолжают оставаться источником противоречий и в 2024 г. Наиболее актуальным стал вопрос о правомерности проведенных КНР прямых исходных линий в Тонкинском заливе, который вызывает меньше противоречий между Пекином и Ханоем. Правительство Китая определило исходную линию в Тонкинском заливе, проведя прямые линии вдали от побережья, посчитав такой подход правомерным. Представитель Вьетнама, в свою очередь, указал на тот факт, что государства-участники должны придерживаться положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в соответствии с п. 3 ст. 7 которой «при проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод». Представитель Вьетнама призвал Китай соблюдать Вьетнамо-Китайское соглашение о разграничении территориального моря, исключительных экономических зон и континентального шельфа, которое вступило в силу 30 июня 2004 г. Тем не менее представители Вьетнама не сообщают о том, как такие действия Китая могут повлиять на вопросы совместного патрулирования акваторий. Таким образом, вопросы международного морского права с точки зрения отстаивания национальных интересов остаются, пожалуй, наиболее острыми и требуют большей конкретизации в рамках общего вектор внешней политики.

Не идеализируя формально-юридический подход к Кодексу поведения сторон в ЮКМ, следует тем менее приветствовать идею Вьетнама о необходимой ратификации будущего договора. Кодекс в идеале должен заложить исходный международно-правовой фундамент, который станет основой для урегулирования наиболее общих противоречий, шагом на пути к реальному восстановлению доверия и последовательности в отношениях сторон. Альтернатива отсутствия юридически обязательного Кодекса и минимального компромисса между сторонами — ситуация полномасштабного нарастающего кризиса безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, близкая угрозе международному миру и безопасности в общем, что может потребовать вовлечения в разрешение спора Совета Безопасности в соответствии со ст. 34 Устава ООН. Этот факт, в свою очередь, в известной степени осложняется наличием у КНР статуса постоянного члена, а также активным использованием США территориального спора в ЮКМ в стратегии «сдерживания» Китая.

Прогрессивное развитие международного права и усилия вьетнамской юридической науки

Вьетнам постоянно расширяет свое участие в многосторонних юридических форумах, таких как Юридический комитет Генеральной Ассамблеи ООН и Азиатско-Африканская консультативно-правовая организация. Заместитель министра иностранных дел Вьетама Фам Куанг Хиеу подчеркивал, что государственные представители продвигают практические юридические вопросы, тесно связанные с интересами развивающихся стран, такие как окружающая среда, борьба с эпидемиями и изменение климата, что находит поддержку, одобрение и все большее доверие со стороны мирового сообщества. Особенно следует отметить участие Вьетнама в Комиссии международного права (КМП), так как вьетнамский ученый юрист-международник и дипломат Нгуен Хонг Тао был переизбран членом Комиссии международного права ООН на 2023–2027 гг. Актуальный состав Комиссии также включает Вилаван Мангклатанакул, которая также была избрана одним из членов Комиссии на срок 2023–2027 гг., став первой женщиной юристом-международником из Таиланда и стран АСЕАН, занимающей эту должность.

Не менее значимым представляется открытие представительства Постоянной палаты третейского суда, старейшего международного арбитража, в Ханое в ноябре 2022 г. Данное событие отражает признание последовательности позиции Вьетнама по отношению к поддержанию верховенства права в международных отношениях. Кроме того, открытие представительства предоставляет новые возможности для обучения и профессионального развития вьетнамских юристов-международников, создавая условия для повышения эффективности защиты национальных интересов на основе уважения международного права.

Не в последнюю очередь следует указать следующие сдерживающие факторы для развития образования в сфере международного права во Вьетнаме:

  1. Большинство преподавателей юридических школ, преподающие международное право, не являются юристами-международниками, а курс международного права зачастую преподается на общем уровне, включая в себя также и международное частное право.
  2. Существует проблема доступа к иностранным учебным пособиям, а из-за языкового барьера студенты вынуждены полагаться на их переводы.
  3. Лишь 3 из 70 юридических факультетов в стране предлагают магистерские программы по международному праву и лишь 2 из них имеют соответствующие программы докторантуры.
  4. Ввиду совокупности описанных факторов студенты зачастую не вполне понимают реальную связь между внешней политикой, национальным правом страны и международным правом.
  5. Вьетнамская ассоциация международного права — сравнительно молодая организация (основана в 2016 г.) даже в рамках региона ЮВА и нуждается в консолидации научно-академических усилий. В связи с этим особенно важным представляется двустороннее сотрудничество по линии Российской ассоциации международного права (РАМП), а также возможность издания ежегодников Ассоциации по примеру того, как это делают ассоциации иных стран, в том числе РАМП.

Постулируя «международность» в международном праве

Концепция многополярного мирового порядка предполагает равноправное и инклюзивное вовлечение субъектов международного общения в построение его правового фундамента. В связи с этим следует внимательно следить и поддерживать инициативы стран Азии, Африки, Латинской Америки в построении и прогрессивном развитии плюралистического и подлинно международного права, которое будет отражать все многообразие мировых культур и цивилизаций. Достигая стремительных успехов в состязательном, но правомерном использовании инструментария международного права, Вьетнам может стать движущей силой среди государств АСЕАН в репрезентации правовой культуры региона ЮВА в ближайшие десятилетия. В отечественных исследованиях уже поднимались вопросы изучения незападных теорий международных отношений. Полагаем, что пришло время и для юристов-международников обратить внимание на незападные теории и концепции международного права и международно-правовой политики государств.

1. Trinh Hai Yen, Ton Nu Thanh Binh Current International Legal Issues: Vietnam // Asian Yearbook of International Law, Volume 23. 2017. Pp. 78-91, 88.

2. См.: Сигаури-Горский Е.Р. Подходы к интерпретации «линии девяти пунктиров» в китайской науке международного права // Аграрное и земельное право. 2023. №7 (223). С. 149–151.

3. Pedrozo R. Is a South China Sea Code of Conduct Viable? // International Law Studies. 2021. Vol. 97. Pp. 937-955, 947.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся