Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.91)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Константин Корнеев

К.и.н., старший научный сотрудник Центра японских исследований, Институт Китая и Современной Азии РАН

Япония — технологически развитая страна, но с критическим дефицитом собственных энергоресурсов, и поэтому практически полностью (на 97%) зависящая от импорта сырой нефти, природного газа и угля. Сегодня эти источники формируют до 70% энергобаланса страны, и вопрос их своевременной и бесперебойной поставки представляется первоочередным в рамках стратегии национальной безопасности. Очевидно, что японское правительство стремится переломить эту тенденцию, для чего предпринимало и предпринимает различные шаги.

С конца 1960-х гг. в Японии активно строились АЭС, и к 2010 г. они вырабатывали порядка 30% всей электроэнергии в стране, в значительной мере способствуя усилению энергетической независимости и снижению показателей импорта. Более того, успешное развитие атомной энергетики позволяло Японии уверенно чувствовать себя на мировом рынке технологий мирного атома.

Политика Японии в области возобновляемой энергетики представляет собой цельную и сбалансированную программу действий с учётом как внутренней энергетической специфики страны, так и ситуации на внешних рынках. Основная задача Японии, помимо стабильного и бесперебойного энергоснабжения экономики, — обеспечить собственное лидерство в области прорывных энергетических технологий, к которым относятся возможности водорода как практически неисчерпаемого источника энергии. Несомненно, опыт, накопленный Японией по части комплексного развития возобновляемых источников энергии, является передовым среди развитых стран и может быть успешно использован другими государствами, входящими в регион Северо-Восточной Азии, в том числе, Россией.

Япония — технологически развитая страна, но с критическим дефицитом собственных энергоресурсов, и поэтому практически полностью (на 97%) зависящая от импорта сырой нефти, природного газа и угля. Сегодня эти источники формируют до 70% энергобаланса страны, и вопрос их своевременной и бесперебойной поставки представляется первоочередным в рамках стратегии национальной безопасности. Очевидно, что японское правительство стремится переломить эту тенденцию, для чего предпринимало и предпринимает различные шаги.

С конца 1960-х гг. в Японии активно строились АЭС, и к 2010 г. они вырабатывали порядка 30% всей электроэнергии в стране, в значительной мере способствуя усилению энергетической независимости и снижению показателей импорта. Более того, успешное развитие атомной энергетики позволяло Японии уверенно чувствовать себя на мировом рынке технологий мирного атома.

Авария на АЭС «Фукусима» в марте 2011 г. поставила атомную отрасль Японии на грань полного закрытия. В течение года были остановлены все действующие 54 энергоблока, и основная нагрузка по обеспечению страны электроэнергией легла на плечи топливных электростанций, что естественным образом привело к увеличению импорта первичных энергоресурсов из-за рубежа почти на 20%. Благодаря тому, что норма содержания резервных мощностей в Японии доходит до 30%, энергетического коллапса удалось избежать. Однако стремительный ввод в оперативный резерв ранее законсервированных ТЭС постройки 1970-х гг. поставил под угрозу выполнение обязательств Японии по снижению выбросов СО2 в рамках Киотского протокола (позже Япония продлила свои обязательства, подписав в 2015 г. Парижское соглашение по климату) и значительно ухудшил экологическую обстановку в мегаполисах.

Несмотря на то, что в 2016-2020 гг. несколько АЭС были перезапущены в соответствии с новыми, более строгими стандартами безопасности, будущее атомной генерации по-прежнему туманно. По оценкам Института экономии энергетики Японии, вклад АЭС в суммарную ежегодную выработку электроэнергии, сейчас составляющий примерно 1,5%, в ближайшие 10-15 лет не превысит 10%, что всё равно в три раза ниже, чем в 2010 г. В такой ситуации существенно увеличилось внимание к возобновляемой энергетике. Возможности для развития «традиционных» ВИЭ в Японии довольно скромные, несмотря на наличие у страны передовых технологий на этом направлении. Речь идёт, прежде всего, о нехватке территорий для сооружения крупномасштабных (как в центральных и западных районах Китая) солнечных и ветроэнергетических ферм, и вообще о необходимости больших инвестиций в строительство объектов возобновляемой энергетики при неочевидном экономическом эффекте таких проектов. Планы по размещению, например, ветроэнергетических установок в прибрежной зоне зачастую наталкиваются на сопротивление властей префектур, справедливо опасающихся негативного влияния их эксплуатации на традиционные морские промыслы местного населения. К тому же в Японии действуют весьма строгие законы по регламентации хозяйственной деятельности в прибрежных акваториях, ставящие дополнительные и, надо сказать, обоснованные бюрократические барьеры на пути энергетического бизнеса.

Введённые в 2009 г. и впоследствии неоднократно пересмотренные в сторону понижения закупочные тарифы на электроэнергию для операторов электростанций на основе ВИЭ, а также налоговые льготы и субсидии со стороны государства за 10 лет не дали ожидаемого эффекта — бума «зелёной» энергетики в Японии не случилось, невзирая на определённые достижения. Сегодня суммарная установленная мощность всех «зелёных» электростанций Японии, включая ГЭС, составляет порядка 60 ГВт, и, по оценкам большинства авторитетных японских экспертов, потолок роста в нынешних технологических и финансово-экономических условиях практически достигнут. Следует отметить, что далеко не все из имеющихся мощностей ВИЭ находятся в постоянной эксплуатации; работа многих из них носит сезонный характер и сильно зависима от погодных условий, что не позволяет использовать их как основной источник энергоснабжения потребителей. По сути, «зелёная» энергетика рассматривается как вспомогательная, в то время как базовая нагрузка по-прежнему ложится на топливные электростанции. Справедливости ради стоит отметить, что Японии удалось существенно снизить долю угольной генерации и увеличить долю газовой — теперь порядка 50% всех ТЭС страны работают на газе, и планируется увеличить этот показатель до 70% к 2035 г.

Тем менее эти меры недостаточны для решения задачи по достижению хотя бы 30-процентного уровня энергетической независимости страны. Ещё в 2014 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии в дополнение к очередной редакции Основного энергетического плана представило новый план устойчивого энергетического развития — 3E+S. В нём были перечислены предпочтительные источники энергии — «традиционные» ВИЭ (солнце, ветер, биотопливо), ядерная энергия и водород. Акцент именно на этих источниках объяснялся их потенциально большим вкладом в декарбонизацию экономики и хорошими возможностями по уменьшению зависимости от импортируемых первичных энергоресурсов. Затем, в 2017 г., была принята Базовая стратегия развития водородной энергетики — первая в мире государственная стратегия такого рода. В рамках стратегии декларировалась цель — сделать Японию передовой «водородной нацией» к 2035-2040 гг.

В первую очередь, говорилось о применении водорода как источника энергии для транспорта. Согласно Стратегии, к 2020 г. должно быть выпущено 40 тыс. автомобилей на водородных топливных элементах (ВТЭ), к 2025 г. — 200 тыс. и к 2035 г. около 800 тыс. единиц такой техники. Однако, по состоянию на декабрь 2019 г., в Японии было произведено всего около 6 тыс. автомобилей на ВТЭ. Стратегия также предполагает, что в будущем водород станет дешевым и широко распространённым энергоисточником. Но для достижения паритета с ценами на природный газ стоимость водорода, даже по предварительным расчётам, должна быть меньше 1,3 долл./кг. Сейчас этот показатель выше в несколько раз, и пока непонятно, за счёт чего удастся добиться столь существенного снижения. Огромных финансовых вливаний требует и строительство водородной инфраструктуры — всей цепочки по его производству, транспортировке и хранению. Очевидно, что без государственных инвестиций в производство водорода и последовательной поддержки предпринимательской деятельности в этой сфере такие цели вряд ли будут достигнуты.

Сегодня в Японии нет каких-либо законодательных актов и правил, разработанных специально для нужд водородной энергетики. В целом, водород рассматривается как летучий и взрывоопасный газ и подпадает под юрисдикцию закона «О мерах безопасности при эксплуатации газовой инфраструктуры». Например, для производства или хранения водорода требуется разрешение губернатора префектуры, в котором прописываются чёткие объёмы производства и сроки хранения. Кроме того, водород должен транспортироваться и храниться в соответствии с определенными техническими стандартами. Эти стандарты можно считать достаточными для использования водорода в химической промышленности, но для крупномасштабного применения в энергетике они выглядят избыточными и создают множество бюрократических барьеров.

Однако Япония смогла достичь немалых успехов в развитии международного сотрудничества в этой сфере. В 2017 г. Kawasaki Heavy Industries при поддержке Mitsubishi Corporation и Statoil заключила соглашение с норвежским оператором ГЭС и ВЭУ «Nel Hydrogen» о будущих поставках водорода в Японию. В 2018 г. было подписано похожее соглашение о партнерстве между Квинслендским технологическим университетом, Университетом Гриффита и Технологическим университетом Суинберна со стороны Австралии, и Токийским университетом (при содействии компании «Sumimoto Electric Industries») с японской стороны.

В июле 2017 г. четыре крупные японские корпорации — Chiyoda Corporation, Mitsubishi Corporation, Mitsui & Co. LTD. и Nippon Yusen Kabushiki Kaisha основали Ассоциацию передовых водородных энергетических технологий (AHEAD) и запустили первый в мире крупномасштабный проект по созданию межгосударственной водородной транспортной сети в сотрудничестве с Брунеем. Водород, получаемый на заводе в Брунее из природного газа по японским технологиям и на японском оборудовании, впоследствии морем доставляется в порт Кавасаки. В 2020-2021 гг. по этой схеме планируется получить и отправить в Японию более 200 т водорода.

Существуют и проекты по производству водорода на территории России (с использованием мощностей АЭС и ГЭС) и последующему экспорту его в Японию. По этому вопросу в 2013-2019 гг. проводились консультации между японскими (Kawasaki Heavy Industries) и российскими компаниями (Росатом, Русгидро), но конкретные договорённости достигнуты не были.

***

Политика Японии в области возобновляемой энергетики представляет собой цельную и сбалансированную программу действий с учётом как внутренней энергетической специфики страны, так и ситуации на внешних рынках. Основная задача Японии, помимо стабильного и бесперебойного энергоснабжения экономики, — обеспечить собственное лидерство в области прорывных энергетических технологий, к которым относятся возможности водорода как практически неисчерпаемого источника энергии. Несомненно, опыт, накопленный Японией по части комплексного развития возобновляемых источников энергии, является передовым среди развитых стран и может быть успешно использован другими государствами, входящими в регион Северо-Восточной Азии, в том числе, Россией.

Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.91)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju