Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.25)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный координатор РСМД

Комментарий «Getting Afghanistan to Peace Will Require Persistent U.S. Engagement» Ерла Энтони Уэйна (опубликованный CSIS) выделяется на фоне множества других работ в первую очередь тем, что он написан по горячим следам — по итогам исторического соглашения между США, правительством Афганистана и движением «Талибан», подписание которого состоялось 29 февраля 2020 г. в Дохе.

Автор позитивно оценивает достижение соглашения сторонами. Вместе с тем он говорит о необходимых для выполнения этих договоренностей всеми сторонами и для продолжения мирного процесса в Афганистане условиях.

Ключ к успеху — эффективная реализация достигнутых договоренностей. И для этого надо приложить максимум усилий по всем направлениям: дипломатия, военное влияние, вовлечение соседей по региону, использование их влияния. Есть надежда, что Афганистан сегодня встал на путь, ведущий к миру — полноценному и всеобъемлющему.

С другой стороны, не стоить недооценивать возросшее влияние талибов. Есть опасения, что именно они, укрепляя свои позиции, могут не соблюдать соглашения и таким образом сорвать сделку. По данным американской разведки и неназванных источников в американской администрации, Талибан готов соблюдать достигнутые мирные договоренность лишь до ухода США из Афганистана, после чего твердо намерен начать наступление на позиции правительственных войск. Группировка считает, что, поскольку она признана Вашингтоном, дальнейшая судьба страны должна быть исключительно в ее руках. Очевидно, что такая позиция обеспечит сохранение напряженности.


Комментарий «Getting Afghanistan to Peace Will Require Persistent U.S. Engagement» Ерла Энтони Уэйна (опубликованный CSIS) выделяется на фоне множества других работ в первую очередь потому, что он написан по горячим следам — по итогам недавнего исторического соглашения между США, правительством Афганистана и движением «Талибан», подписание которого состоялось 29 февраля 2020 г. в Дохе.

Автор позитивно оценивает достижение соглашения сторонами. Вместе с тем он говорит о необходимых для выполнения этих договоренностей всеми сторонами и для продолжения мирного процесса в Афганистане условиях.

Главное такое условие — непрерывная и кропотливая работа американской дипломатии как на месте, так и из Вашингтона. Без этого договоренности ни к чему не приведут, а мирный процесс будет обречен на провал. Важно, чтобы американские войска выводились постепенно. В противном случае это может спровоцировать Талибан и само афганское правительство на нарушение соглашения и активного возобновления военных действий.

Вместе с тем автор отмечает, что участие американских сил и военных НАТО в афганском урегулировании станет гарантией выполнения обязательств США и НАТО, данных правительству в Кабуле. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что на данном этапе как никогда важно соблюдение договоренностей всеми сторонами. В противном случае историческое соглашение будет сорвано, и все дальнейшие усилия, направленные на урегулирование, окажутся бесполезными. Важна также транспарентность действий сторон, ведущая к взаимному доверию. Быстрый же вывод американских сил, напротив, может дать сигнал Талибану о крайне низкой заинтересованности американской стороны в разрешении афганского кризиса.

Не стоит забывать и о соседях Афганистана по региону, которые, так или иначе, влияют на процессы, происходящие в стране. В частности, Е. Уэйн в своей работе выделяет Иран и Пакистан, называя степень их вовлеченности в конфликт важным фактором успеха или провала. Так, например, если они увидят в процессе афганского урегулирования свой интерес, эти игроки могут спутать Вашингтону все карты и сорвать переговорный процесс.

Американская дипломатия на данном этапе должна быть энергичной, сосредоточенной, собранной и направленной на совместную эффективную работу по афганскому мирному урегулированию. Необходимо активно работать с иностранными партнерами, причем эта работа должна быть построена на принципах равенства и взаимоуважения, на диалоге. Перед дипломатами США стоит задача поддержки работы ключевых региональных игроков, а также вовлечения основных заинтересованных внерегиональных сторон, таких как Россия и Китай. Москва и Пекин (особенно Москва) могут влиять как на разные политические силы, представленные в правительстве в Кабуле, так и на Талибан. Роль России в этом процессе уникальна, поскольку она ведет диалог со всеми сторонами конфликта. В связи с этим она может послужить медиатором мирного процесса в Афганистане.

Проблема заключается в том, что после десятилетий конфликта и войны противоборствующие стороны потеряли доверие друг к другу, и сейчас им сложно его восстанавливать. В этой ситуации как раз чрезвычайно важна активная роль прежде всего американской дипломатии, а также роль России, которая могла бы стать медиатором процесса.

Можно согласиться с автором в том, что для успешного выполнения положений достигнутого исторического соглашения Соединенным Штатам необходимо быть готовыми к продолжительному инвестированию в процессы и программу действий, необходимые для достижения и поддержания дальнейшего перемирия, разоружения и демобилизации бывших противников. Однако то же было бы неплохо увидеть со стороны международных партнеров Афганистана.

По словам автора, американской дипломатии нужно избежать превращение в реальность такого сценария, при котором Талибан будет выжидать до тех пор, пока у США не останется слишком мало военных возможностей, чтобы остановить его в навязывании своей воли силой. Такие действия Талибана, скорее всего, приведут к новому всплеску насилия, ожесточенному продолжению гражданской войны и хаосу.

В своей статье Е. Уэйн выделяет три задачи, выполнение которых может способствовать успешному мирному процессу в Афганистане. Во-первых, это собрание ключевых игроков афганского урегулирования за столом переговоров и начало серьезного переговорного процесса; во-вторых — выработка плана потенциально работоспособного урегулирования; и, наконец, в-третьих — реализация плана урегулирования и мирный процесс. При этом необходимо понимать, эти процессы займут не один год, и к этому должны быть готовы все заинтересованные стороны.

Говоря о влиянии третьих сторон на афганский конфликт, нужно упомянуть Индию, а в связке с ней — и Пакистан. Руководство движения Талибана так же, как кашмирские сепаратисты, скрывается на территории Пакистана и оттуда пытается всячески противостоять правительственным войскам. При этом имеющих серьезное влияние пакистанских военных и спецслужбы (в основном разведку), как отмечает автор, уже давно обвиняют в поддержке как кашмирских боевиков, так и талибов в Афганистане. Индия, с другой стороны, неизменно занимает антиталибскую позицию. Нью-Дели активно поддерживает Кабул и старается помогать центральному правительству А. Гани.

Вне всяких сомнений, в Вашингтоне понимают, каким влиянием на талибов пользуются пакистанские военные и разведка. Сначала при помощи жесткого давления, а затем — прибегнув к увещеваниям, американцы попытались уговорить пакистанцев помочь им найти выход из непростой ситуации. США настроены оптимистично, тем не менее, решение о лишении Кашмира автономии только затруднит переговоры по Афганистану.

Е. Уэйн обращает внимание и на то, что существует множество взглядов на то, как именно должны проходить переговоры. Некоторые эксперты полагают, что необходимо прорабатывать вопрос за вопросом в формате удлиненного переговорного процесса, в то время как другие считают, что лучше сосредоточиться на ключевых вопросах, таких как прекращение огня и работа над мерами по укреплению доверия. Однако, как подчеркивает автор, при любом из этих сценариев крайне важным является американское военное и дипломатическое влияние на весь процесс. США должны не допускать повторного скатывания к вооруженным трениям и столкновениям, а также сосредоточиться на дипломатической составляющей своей миссии. Это призвано помочь сохранить достигнутые ранее договоренности.

***

В заключение хотелось бы отметить, и об этом также упоминает автор, что ключ к успеху — эффективная реализация достигнутых договоренностей. И для этого надо приложить максимум усилий по всем направлениям: дипломатия, военное влияние, вовлечение соседей по региону, использование их влияния. Есть надежда, что Афганистан сегодня встал на путь, ведущий к миру — полноценному и всеобъемлющему.

С другой стороны, не стоить недооценивать возросшее влияние талибов. Есть опасения, что именно они, укрепляя свои позиции, могут не соблюдать соглашения и таким образом сорвать сделку. По данным американской разведки и неназванных источников в американской администрации, Талибан готов соблюдать достигнутые мирные договоренность лишь до ухода США из Афганистана, после чего твердо намерен начать наступление на позиции правительственных войск. Группировка считает, что, поскольку она признана Вашингтоном, дальнейшая судьба страны должна быть исключительно в ее руках. Очевидно, что такая позиция обеспечит сохранение напряженности.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.25)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся