Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К.полит.н., программный менеджер РСМД

В январе 2019 г. Канадский институт международных отношений (Canadian Global Affairs Institute) опубликовал доклад «Теплеющая Арктика превращается в красную зону: последствия для Канады и России в меняющемся полярном регионе» (The Arctic is Warming and Turning Red: Implications for Canada and Russia in an Evolving Polar Region).

Автор доклада — Рон Валлас, эксперт с богатым опытом в области исследований, консалтинга и управления процессами в арктической зоне Канады и России.

Доклад не представляет собой исключительно критику российской политики в регионе. Напротив, автор признает Россию главным военным и морским лидером в Арктике. Отмечает прогрессивные элементы экономической повестки России в данном регионе. И даже формулирует рекомендацию для политического руководства Канады, обратить особое внимание на экономическую политику России в регионе, отмечая, что решимость России глубоко интегрировать свои арктические ресурсы в экономическую структуру не только Европейского союза, но и Азии, может послужить полезным руководством на будущее для Канады при формировании политики экономического развития севера, направленной на укрепление суверенных арктических требований и обеспечение безопасного будущего для жителей севера. Р. Валлас также отмечает, что многие российские разработки имеют мировое экономическое и стратегическое значение.

Однако данные оценки не означают полного согласия с общим характером российской политики. Автор подчеркивает, что, начиная с 2000 года, Россия демонстрирует миру политическую решимость обеспечить себе достойное и видное место на мировой арене и экономическую независимость от Запада. Однако, по мнению автора, она добивается агрессивным способом: «наращивает военные ресурсы», «ведет военные действия в разных частях мира» (подразумевается Сирия и Украина), «нарушает нормы международного права», «совершает взломы электронных ресурсов политического истэблишмента США».

По мнению эксперта, отголоски подобного подхода наблюдаются и в стратегии России в Арктике. Эксперт отмечает, что Россия наращивает военные ресурсы в Арктике, ее позиции с военно-стратегической точки зрения сильны. Он обращает внимание на то, что последствия наращивания потенциала еще предстоит оценить, но важно учитывать, что «Россия уже демонстрировала готовность к реализации своих политических амбиций и защите территориальных притязаний с помощью военной силы». Кроме того, Р. Валлас согласен с теми аналитиками, которые полагают, что именно политика России способствовала активизации оборонительных позиций союзников по НАТО и пересмотру рядом государств своих арктических стратегий и общей дестабилизации ситуации в Арктике.

В январе 2019 г. Канадский институт международных отношений (Canadian Global Affairs Institute) опубликовал доклад «Теплеющая Арктика превращается в красную зону: последствия для Канады и России в меняющемся полярном регионе» (The Arctic is Warming and Turning Red: Implications for Canada and Russia in an Evolving Polar Region).

Автор доклада — Рон Валлас, эксперт с богатым опытом в области исследований, консалтинга и управления процессами в арктической зоне Канады и России.

Доклад не представляет собой исключительно критику российской политики в регионе. Напротив, автор признает Россию главным военным и морским лидером в Арктике. Отмечает прогрессивные элементы экономической повестки России в данном регионе. И даже формулирует рекомендацию для политического руководства Канады, обратить особое внимание на экономическую политику России в регионе, отмечая, что решимость России глубоко интегрировать свои арктические ресурсы в экономическую структуру не только Европейского союза, но и Азии, может послужить полезным руководством на будущее для Канады при формировании политики экономического развития севера, направленной на укрепление суверенных арктических требований и обеспечение безопасного будущего для жителей севера. Р. Валлас также отмечает, что многие российские разработки имеют мировое экономическое и стратегическое значение.

Однако данные оценки не означают полного согласия с общим характером российской политики. Автор подчеркивает, что, начиная с 2000 года, Россия демонстрирует миру политическую решимость обеспечить себе достойное и видное место на мировой арене и экономическую независимость от Запада. Однако, по мнению автора, она добивается агрессивным способом: «наращивает военные ресурсы», «ведет военные действия в разных частях мира» (подразумевается Сирия и Украина), «нарушает нормы международного права», «совершает взломы электронных ресурсов политического истэблишмента США».

По мнению эксперта, отголоски подобного подхода наблюдаются и в стратегии России в Арктике. Эксперт отмечает, что Россия наращивает военные ресурсы в Арктике, ее позиции с военно-стратегической точки зрения сильны. Он обращает внимание на то, что последствия наращивания потенциала еще предстоит оценить, но важно учитывать, что «Россия уже демонстрировала готовность к реализации своих политических амбиций и защите территориальных притязаний с помощью военной силы». Кроме того, Р. Валлас согласен с теми аналитиками, которые полагают, что именно политика России способствовала активизации оборонительных позиций союзников по НАТО и пересмотру рядом государств своих арктических стратегий и общей дестабилизации ситуации в Арктике.

При этом канадский исследователь критикует северную политику Либерального правительства Канады во главе с Дж. Трюдо. Считает, что лидеры государства недостаточно внимания уделяют северному направлению в целом, недоучитывают общую ситуацию в Арктическом регионе, включая возможные последствия от активной деятельности Китая, меняющейся политики США и жесткой политики России. Канада, по мнению автора, запаздывает с реакцией на происходящее и не адаптирует свою повестку под меняющуюся ситуацию и новые вызовы в регионе.

Наибольшую критику автора вызывает мораторий правительства Либералов сроком на пять лет на добычу нефтегазовых ресурсов в своих арктических водах. Об этом в 2016 году договорились президент США Б. Обама и премьер-министр Канады Дж. Трюдо, приняв совместное заявление. Р. Валлас напоминает, что это решение было принято без предварительных консультаций с представителями северных территорий и народов. Правительства США и Канады объяснили свое решение причинами экологического характера. Запрет направлен на обеспечение устойчивости арктической экономики, защиту экосистемы региона и предотвращение будущих рисков, связанных с морской добычей нефти и газа. Важно отметить, что Обама принял данное решение за месяц до истечения президентского срока. Тогда как Дональд Трамп еще до избрания на пост президента обещал снять ограничения на добычу нефти и газа на территории США, и в 2017 году издал указ о снятии запрета.

В связи с этим, автор доклада подчеркивает, что приверженность Канады данной договоренности, ставит ее в невыгодное положение по сравнению с США, которые от моратория отказались, и с Россией, которая ведет активную деятельность по добыче и разработке. Рассматриваемый доклад был подготовлен в январе 2019. В марте того же года Федеральный окружной суд Аляски признал незаконным указ президента США Дональда Трампа о снятии запрета на добычу нефти на шельфовых месторождениях в прибрежных водах этого штата в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах. За администрацией остается право оспорить данное постановление в суде более высокой инстанции.

Точка зрения автора с самого начала многим казалась спорной. Экологи полагают, что деятельность по добыче наносит серьезный ущерб природе и нарушает экологическую систему. Канадский политолог М. Байерс считает, что что добыча нефти и газа в Арктике не имеет смысла для Канады ни с экономической, ни с экологической точки зрения.

Валлас выражает обеспокоенность в связи со снижением ледокольного флота Канады, учитывая потенциал расширения морского доступа к северным широтам вследствие потепления в Арктике и повышенного интереса растущего числа участников к Северо-Западному проходу Канады и Северному морскому пути России.

Он подчеркивает, что идет процесс модернизации ледокольного флота России. Очевидно, что российский ледокольный флот служит как коммерческим, так и геополитическим целям, одновременно открывая возможности для «арктической торговли» с наступлением потепления в Арктике, которое расширяет доступ к северным морским путям. Россия исторически, географически и в военном отношении может создавать и контролировать любые новые арктические торговые маршруты.

Автор обращает внимание на потенциальный интерес Китая к Северо-Западному пути в рамках стратегии «Полярный шелковый путь» и намерениям создавать свой ледокольный флот.

Р. Валлас напоминает, что ледоколы в принципе играют важную роль в защите побережья Канады, в поисково-спасательных работах и в научных исследованиях. С точки зрения автора, Канаде необходимо вести более последовательную политику по развитию ледокольного сегмента флота, особенно принимая во внимание вышеуказанные факты.

Рон Валлас завершает доклад мыслью о том, что канадцы могли бы извлечь важные уроки из более внимательного изучения опыта России и выстраивания отношений с ней в Арктике.

Данный доклад опубликован в начале 2019 г., а во второй половине 2019 г. правительство Канады утвердило обновленную арктическую стратегию. В документе признается, что ранее интересы северных народов недоучитывались и они не были активно включены в процесс принятия решений в области северной политики. Данная стратегия ставит задачу исправить сложившуюся ситуацию.

Второй вопрос, который поднимался Р. Валласом в докладе, — состояние ледокольного флота — также упоминается в документе. В стратегии отмечается, что Канада продолжит наращивать свои ледокольные мощности в соответствии с условиями Программы защиты океанов (Ocean Protection Plan).

В стратегии подчеркивается, что правительство Канады предпримет шаги для возобновления регулярного двустороннего диалога с Россией по вопросам Арктики в ключевых областях, связанных с проблемами коренных народов, научным сотрудничеством, охраной окружающей среды, судоходством, поиском и спасением. Таким образом, Правительство Канады подтверждает, наличие общих приоритетов и проблем, с которыми сталкиваются Канада, Россия и арктические и северные народы обеих стран в условиях адаптации и поиска путей к процветанию в быстро меняющихся арктических условиях, связанных с изменением климата.

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся