Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Роман Жилин

М.н.с. Отдела европейской безопасности Института Европы РАН; руководитель объединения молодых исследователей «Арктическое сообщество»

Политическая конфронтация, вызванная событиями на Украине в 2022 г., привела к резкому сокращению арктического взаимодействия России и нерегиональных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Однако в долгосрочной перспективе их сотрудничество с Москвой на Крайнем Севере неизбежно, поскольку Северный морской путь по географическим причинам предоставляет новые возможности для целого ряда находящихся в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) стран с крупным торговым флотом. Согласно индексу морской деятельности, который был разработан ИМЭМО РАН, по состоянию на 2025 г. в первые 5 стран, кроме Китая, входят две ведущие экономики ИТР — Япония и Республика Корея. Несмотря на то, что в 2022 г. они осудили действия Москвы и присоединились к санкционному давлению, арктическое направление политики в отношениях с Россией сохраняет для них долгосрочный потенциал развития.

Политика Японии и Республики Корея в Арктике демонстрирует схожесть в расстановке приоритетов и приверженности комплексному подходу к региону. Обе страны обосновывают свое присутствие с научной и климатической точек зрения. Также Япония и Республика Корея получили статус наблюдателей в Арктическом совете в 2013 г., после чего они регулярно представляли делегации на заседаниях и участвовали в деятельности рабочих групп. Оба государства — подписанты соглашения «О предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана» от 2018 года. Также ответственные ведомства двух стран сформировали систему договоров с научными центрами арктических государств по изучению метеорологической обстановки и влияния изменения климата.

Несмотря на первичность научных и экологических обоснований, обе страны показывают долгосрочную заинтересованность в экономическом использовании Арктики, в том числе из-за близкого к трассам Северного морского пути географического положения. Интерес Республики Корея к Арктическому региону вызван не только развитым торговым флотом, но и геополитической обстановкой на Корейском полуострове, которая исключает сухопутную связь с материком. Аналогичными чертами характеризуется торговля Японии вследствие островного положения страны.

В докладах частных компаний и в выступлениях экспертов двух азиатских стран после 2022 г. признается исключительная важность сотрудничества с Россией как с научной, так и с экономической точки зрения, в рамках не только навигации по Северному морскому пути, но и реализации энергетических и инфраструктурных инициатив.

Внимание к экономической составляющей в исследованиях стран говорит о признании роли Арктики как ключевого региона для мировой логистики. В то же время обе страны не обладают системным подходом к экономическому присутствию в регионе. Таким образом, именно участие в научных исследованиях при отсутствии в ближайшее время значительного системного роста экономического сотрудничества является основным практическим направлением реализации арктической политики.

С одной стороны, перспективы системного сотрудничества России с Японией и Республикой Корея в Арктике ограничены в краткосрочном периоде. Пересмотр введенных ограничений в отношении Москвы потребует времени и согласования позиции с союзниками Сеула и Токио, прежде всего с США. С другой стороны, сохраняющиеся примеры контактов двух стран с Россией говорят о том, что они признают перспективы долгосрочного сотрудничества, в особенности в случае ослабления антироссийских санкций.

Не стоит недооценивать присутствие представителей Республики Корея и Японии на различных российских форумах и наличие отдельных примеров научных и экономических контактов. Учитывая, что Арктика не представляет основной приоритет во внешней политике азиатских стран, такие проявления заинтересованности говорят о готовности постепенного налаживания постоянного диалога. Вместе с тем арктическое направление может стать первым шагом на пути развития всеобъемлющего сотрудничества, а также стать драйвером к восстановлению экономических и научных контактов для других «недружественных» стран, заинтересованных в морском сообщении.

В последние годы наблюдался особый интерес к Арктике со стороны нерегиональных акторов. Основное внимание в аналитических публикациях и средствах массовой информации получают Китай и Индия. За 2024–2025 гг. две страны качественно укрепили свое взаимодействие с Россией: была организована специализированная Подкомиссия по сотрудничеству по Северному морскому пути (СМП) с Пекином, китайская компания NewNewShipping начала развитие контейнерных перевозок по СМП, а также была открыта межправительственная комиссия с Дели, в рамках которой происходит оценка участия индийской стороны в развитии СМП.

Политическая конфронтация, вызванная событиями на Украине в 2022 г., привела к резкому сокращению арктического взаимодействия России и нерегиональных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Однако в долгосрочной перспективе их сотрудничество с Москвой на Крайнем Севере неизбежно, поскольку Северный морской путь по географическим причинам предоставляет новые возможности для целого ряда находящихся в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) стран с крупным торговым флотом. Согласно индексу морской деятельности, который был разработан ИМЭМО РАН, по состоянию на 2025 г. в первые 5 стран, кроме Китая, входят две ведущие экономики ИТР — Япония и Республика Корея. Несмотря на то, что в 2022 г. они осудили действия Москвы и присоединились к санкционному давлению, арктическое направление политики в отношениях с Россией сохраняет для них долгосрочный потенциал развития.

Исторический контекст — проверенная временем заинтересованность в Арктике

Политика Японии и Республики Корея в Арктике демонстрирует схожесть в расстановке приоритетов и приверженности комплексному подходу к региону. Обе страны обосновывают свое присутствие с научной и климатической точек зрения. Так, Япония с конца XX в. последовательно выстраивала своё участие в исследованиях Крайнего Севера. В 1990-х гг. в рамках Национального института полярных исследований был организован Центр, посвященный климату и окружающей среде Арктики. Кроме того, страна вступила в Международный арктический научный комитет, а также открыла исследовательскую станцию на архипелаге Шпицберген.

На документальном уровне арктическая проблематика впервые системно была отмечена в 2013 г. в рамках Генерального морского плана, фактически морской стратегии страны, а в 2015 г. была принята Арктическая политика Японии, в которой описывается международное сотрудничество, развитие научных исследований и рассматриваются возможности по использованию арктических маршрутов.

Республика Корея создала собственную полярную программу в середине 1980-х гг., в 2002 г. открыла станцию на архипелаге Шпицбергене, где проводились исследования, посвященные климатической динамике и экологии морских растений. Постепенно укреплялась институционализация арктического вектора в государственных ведомствах: Корейском Полярном Исследовательском институте (функционирует с 2004 г.), Корейской метеорологической организации, а также в деятельности министерств.

Стоит отметить, что Сеул несколько раз уточнял курс своей арктической политики, что представляет исключительный пример для азиатской страны. Корея в 2013 г. первой из государств ИТР представила свою стратегию в регионе в виде «Генерального плана», который определил четыре цели: международное сотрудничество, научная деятельность, ведение бизнеса и закрепление институционализации. Полноценное обновление Генерального плана в 2018 г. стало более всеобъемлющим видением арктической политики и адаптировало цели к накопленному опыту исследований в регионе. Кроме того, Генеральный план дополнялся более детальными документами, например, Планом стимулирования деятельности в полярных регионах в 2023–2027 гг.

В эволюции арктической политики двух стран прослеживаются и другие параллели. Обе страны получили статус наблюдателей в Арктическом совете в 2013 г., после чего регулярно представляли делегации на заседаниях и участвовали в деятельности рабочих групп. И Республика Корея, и Япония — подписанты соглашения «О предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана» от 2018 года. Также ответственные ведомства двух стран сформировали систему договоров с научными центрами арктических государств по изучению метеорологической обстановки и влияния изменения климата.

Похожая динамика наблюдается в развитии специализированных научных мощностей: Япония построила первый исследовательский ледокол в 2009 г. и с 2021 г. разрабатывает новое арктическое судно; Республика Корея в 2009 г. спустила на воду ледокол «Араон» и на данный момент рассматривает строительство новых судов.

Несмотря на первичность научных и экологических обоснований, обе страны показывают долгосрочную заинтересованность в экономическом использовании Арктики, в том числе из-за близкого к трассам Северного морского пути географического положения. Интерес Республики Корея к Арктическому региону вызван не только развитым торговым флотом, но и геополитической обстановкой на Корейском полуострове, которая исключает сухопутную связь с материком. Аналогичными чертами характеризуется торговля Японии вследствие островного положения страны.

Токио проводил исследования, направленные на определение рентабельности северного направления с 1990-х гг. (две стадии проекта Japanese Northern Sea Route ProgrammeJANSROP). В 2011 г. по всей акватории СМП с российским ледокольным сопровождением прошел японский сухогруз, в том числе с целью изучения на практическом опыте выгоды навигации. В 2015 г. Сеул также запустил коммерческий маршрут для оценки жизнеспособности северных морских путей. Кроме того, действующий Генеральный план рассматривает экономические возможности как первое перспективное направление в Арктике.

Внимание к Арктике в контексте экономических выгод возросло во время предвыборных президентских кампаний в Республике Корея в мае 2025 г. В заявлениях на тот момент кандидата в президенты Ли Джэ Мёна логистические цепочки на Крайнем Севере представляются как способ борьбы со стагнацией в экономике, в особенности на побережье Японского моря. В июле министр океанов и рыболовства Чон Чжэ Су назвал перспективность «арктического маршрута» ключевой причиной для переноса штаб-квартиры министерства из Сеула в Пусан. Чон Чжэ Су отметил, что ведомство под его руководством должно стать «ледокольным министерством» и «проповедником Северного морского пути, прорывающим арктические льды».

В докладах частных компаний и в выступлениях экспертов двух азиатских стран после 2022 г. признается исключительная важность сотрудничества с Россией как с научной, так и с экономической точки зрения, в рамках не только навигации по Северному морскому пути, но и реализации энергетических и инфраструктурных инициатив.

В 2019 г. японский консорциум (Mitsui & Co и JOGMEC) приобрел 10% доли во флагманском энергетическом проекте России «Арктик СПГ – 2», а также начались ежегодные поставки энергоресурсов в Японию, произведенных на «Ямал СПГ».

В 2010-х гг. Сеул утвердился как технологический центр по созданию судов ледового класса. Южнокорейские компании Hanwha Ocean и Samsung Heavy Industries построили значительную часть специализированных ледовых танкеров и СПГ-газовозов, включая 15 газовозов Arc7 для проекта «Ямал-СПГ». Кроме того, развивались контакты специализированных научно-исследовательских организаций, между Арктическим и антарктическим научно-исследовательский институтом (ААНИИ) и Корейским Полярным Исследовательским институтом были заключены меморандумы о совместном исследовании Северного морского пути.

Стоит отметить, что обе азиатские страны сформировали принципы своего присутствия в Арктике на уровне внешнеполитических документов раньше основных партнеров России на Крайнем Севере — Китая и Индии. Хотя Пекин начал формирование полярной программы с конца XX в., действующая Белая книга, посвященная Арктике, была принята в 2018 г. В свою очередь, принципы политики Индии в регионе были закреплены документально только в 2022 г.

Внимание к экономической составляющей в исследованиях стран говорит о признании роли Арктики как ключевого региона для мировой логистики. В то же время обе страны не обладают системным подходом к экономическому присутствию в регионе. Таким образом, именно участие в научных исследованиях при отсутствии в ближайшее время значительного системного роста экономического сотрудничества является основным практическим направлением реализации арктической политики.

Эволюция арктической повестки: взаимодействие с Россией

Япония и Республика Корея поддержали антироссийские санкции в 2022 г. и в этой связи прекратили взаимодействие на стратегических направлениях, а также приняли меры по ограничению торговли с Москвой.

Была прервана реализация отдельных совместных научных проектов Москвы и Токио, развивавшихся с 2010-х гг. Среди них можно отметить исследования на российских станциях, взаимодействие с институтами Российской академии наук и ААНИИ. Кроме того, была прекращена работа по двусторонним правительственным форматам, которые были призваны координировать развитие Арктического региона. В частности, остановилась деятельность, предложенная в 2021 г. в рамках Концепции сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике с целью укрепления и расширения торгово-экономических отношений России и Японии в области энергетики, морского транспорта, рыбопереработки, а также развития портовой инфраструктуры.

В результате санкционного давления Hanwha Ocean расторгла контракт на поставку шести танкеров-газовозов, которые были заказаны ранее для проекта «Арктик СПГ – 2». Стоит отметить, что три танкера планировалось включить во флот, обслуживающий именно японские интересы на проекте.

В то же время на некоторых направлениях взаимодействие продолжило развиваться. Например, Токио сохраняет сотрудничество с Москвой в энергетическом секторе, в том числе в рамках проектов «Арктик СПГ – 2» и «Сахалин – 2». Японский консорциум не планирует выходить из инвестиций в «Арктик СПГ – 2» и рассматривает свое участие в газовой отрасли России в будущем. Страна остается зависима от внешних поставок сжиженного природного газа, причем альтернативные импортеры, способные в краткосрочном периоде полностью заменить российский вклад, отсутствуют.

Российские эксперты продолжают участвовать в научно-практических конференциях, организованных Японией и Республикой Корея, где подчеркивается важность не только естественнонаучных открытий, но и восстановления международного диалога. Например, в 2023 г. состоялись дискуссии о сотрудничестве в Арктике с участием представителей России и Республики Корея. По оценке директора ААНИИ А. Макарова, «сотрудничество в Арктике гарантировано будет развиваться в международном формате».

Сеул вследствие возросшего в 2025 г. внимания к Арктическому региону также рассматривает практические шаги по реализации партнерства с Москвой в краткосрочном периоде. Республика Корея объявила о планах создать правительственную рабочую группу, которая будет отвечать за координацию ведомств в разработке дорожной карты участия страны в судоходстве, в том числе по Северному морскому пути.

Россия, в свою очередь, заинтересована в развитии рентабельности арктических проектов, координации политики в регионе, объединении транспортных путей в рамках концепции Трансарктического транспортного коридора и применения новых технологий. Из-за этого особым показателем степени поддержания межстрановых контактов представляется присутствие делегатов двух азиатских государств на ключевых российских мероприятиях.

Так, в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) 2025 г. с докладом выступил руководитель Корейской ассоциации арктического судоходства, причем он был одним из трех иностранных докладчиков на «арктической» секции. Из представителей недружественных государств в секциях, посвященных Северному морскому пути, на Петербуржском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) участвовал только делегат из Японии, научный сотрудник «Фонда мира Сасакавы». Выступление осветило перспективы развития Северного морского пути и важность сохранения контактов с Россией.

Таким образом, хотя взаимодействие по вопросам стратегического значения остановилось, регулярные контакты по арктической тематике с Японией и Республикой Корея на уровне научных институтов сохранились. Действия двух азиатских государств в Арктике несправедливо сравнивать с подходом других стран Запада, в первую очередь арктических (США, Канада, Норвегия, Дания). По их инициативе была практически полностью подорвана реализация намеченных мероприятий и проектов, например, в рамках деятельности рабочих групп Арктического совета. Кроме того, был остановлен процесс обмена данными по мониторингу окружающей среды, на что не раз обращало внимание международное научное сообщество.

Осторожное взаимодействие: препятствия на пути сотрудничества

Несмотря на публичное сохранение контактов, более системное сотрудничество осложнено. Для пересмотра широкой повестки потребуются рабочие примеры долгосрочного взаимодействия, адаптации санкционной политики и заинтересованности двух стран в арктических проектах Москвы.

Со стороны Республики Корея напряжение в долгосрочном партнерстве может быть вызвано укреплением отношений по линии Россия-КНДР. Со стороны России сохраняющаяся политика Сеула по отношению к продаже вооружений и боеприпасов на Украину — также проблемный вопрос двустороннего взаимодействия.

Отношения Японии и России осложнены неарктическими вопросами, однако несовпадение позиции двух стран проявляются и на полярном направлении. В частности, Токио открыто не разделяет толкование Москвы Конвенции по морскому праву 1982 г. в отношении Северного морского пути, рассматривая его отдельные акватории не как внутренние воды России, а как международные проливы. Фактически Япония не соглашается с разрешительным порядком прохода судов по СМП, а также с другими правилами судоходства, установленными Россией в регионе.

Высокая степень взаимодействия Китая и России в Арктике также представляет проблему на пути налаживания сотрудничества с другими азиатскими странами. Токио и Сеул закрепились в орбите влияния США и, учитывая особое внимание Вашингтона к балансу сил в ИТР при действующей администрации, останутся в ней. Укрепление взаимодействия с США в Арктике как противовес Китаю актуально и для Республики Корея, и для Японии: обе страны рассматривают Пекин в качестве ключевого соперника в ИТР.

Кроме того, такое взаимодействие выгодно и Вашингтону, также стремящемуся сдерживать влияние Китая в Арктике, в особенности учитывая ограниченные возможности ледокольного флота США, экспертизу Республики Корея в судостроении и геостратегическое положение Японии.

Выводы

С одной стороны, перспективы системного сотрудничества России с Японией и Республикой Корея в Арктике ограничены в краткосрочном периоде. Пересмотр введенных ограничений в отношении Москвы потребует времени и согласования позиции с союзниками Сеула и Токио, прежде всего с США. С другой стороны, сохраняющиеся примеры контактов двух стран с Россией говорят о том, что они признают перспективы долгосрочного сотрудничества, в особенности в случае ослабления антироссийских санкций.

Не стоит недооценивать присутствие представителей Республики Корея и Японии на различных российских форумах и наличие отдельных примеров научных и экономических контактов. Учитывая, что Арктика не представляет основной приоритет во внешней политике азиатских стран, такие проявления заинтересованности говорят о готовности постепенного налаживания постоянного диалога. Вместе с тем арктическое направление может стать первым шагом на пути развития всеобъемлющего сотрудничества, а также стать драйвером к восстановлению экономических и научных контактов для других «недружественных» стран, заинтересованных в морском сообщении.


Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju