Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Роман Жилин

М.н.с. Отдела европейской безопасности Института Европы РАН; руководитель объединения молодых исследователей «Арктическое сообщество»

Политическая конфронтация, вызванная событиями на Украине в 2022 г., привела к резкому сокращению арктического взаимодействия России и нерегиональных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Однако в долгосрочной перспективе их сотрудничество с Москвой на Крайнем Севере неизбежно, поскольку Северный морской путь по географическим причинам предоставляет новые возможности для целого ряда находящихся в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) стран с крупным торговым флотом. Согласно индексу морской деятельности, который был разработан ИМЭМО РАН, по состоянию на 2025 г. в первые 5 стран, кроме Китая, входят две ведущие экономики ИТР — Япония и Республика Корея. Несмотря на то, что в 2022 г. они осудили действия Москвы и присоединились к санкционному давлению, арктическое направление политики в отношениях с Россией сохраняет для них долгосрочный потенциал развития.

Политика Японии и Республики Корея в Арктике демонстрирует схожесть в расстановке приоритетов и приверженности комплексному подходу к региону. Обе страны обосновывают свое присутствие с научной и климатической точек зрения. Также Япония и Республика Корея получили статус наблюдателей в Арктическом совете в 2013 г., после чего они регулярно представляли делегации на заседаниях и участвовали в деятельности рабочих групп. Оба государства — подписанты соглашения «О предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана» от 2018 года. Также ответственные ведомства двух стран сформировали систему договоров с научными центрами арктических государств по изучению метеорологической обстановки и влияния изменения климата.

Несмотря на первичность научных и экологических обоснований, обе страны показывают долгосрочную заинтересованность в экономическом использовании Арктики, в том числе из-за близкого к трассам Северного морского пути географического положения. Интерес Республики Корея к Арктическому региону вызван не только развитым торговым флотом, но и геополитической обстановкой на Корейском полуострове, которая исключает сухопутную связь с материком. Аналогичными чертами характеризуется торговля Японии вследствие островного положения страны.

В докладах частных компаний и в выступлениях экспертов двух азиатских стран после 2022 г. признается исключительная важность сотрудничества с Россией как с научной, так и с экономической точки зрения, в рамках не только навигации по Северному морскому пути, но и реализации энергетических и инфраструктурных инициатив.

Внимание к экономической составляющей в исследованиях стран говорит о признании роли Арктики как ключевого региона для мировой логистики. В то же время обе страны не обладают системным подходом к экономическому присутствию в регионе. Таким образом, именно участие в научных исследованиях при отсутствии в ближайшее время значительного системного роста экономического сотрудничества является основным практическим направлением реализации арктической политики.

С одной стороны, перспективы системного сотрудничества России с Японией и Республикой Корея в Арктике ограничены в краткосрочном периоде. Пересмотр введенных ограничений в отношении Москвы потребует времени и согласования позиции с союзниками Сеула и Токио, прежде всего с США. С другой стороны, сохраняющиеся примеры контактов двух стран с Россией говорят о том, что они признают перспективы долгосрочного сотрудничества, в особенности в случае ослабления антироссийских санкций.

Не стоит недооценивать присутствие представителей Республики Корея и Японии на различных российских форумах и наличие отдельных примеров научных и экономических контактов. Учитывая, что Арктика не представляет основной приоритет во внешней политике азиатских стран, такие проявления заинтересованности говорят о готовности постепенного налаживания постоянного диалога. Вместе с тем арктическое направление может стать первым шагом на пути развития всеобъемлющего сотрудничества, а также стать драйвером к восстановлению экономических и научных контактов для других «недружественных» стран, заинтересованных в морском сообщении.

В последние годы наблюдался особый интерес к Арктике со стороны нерегиональных акторов. Основное внимание в аналитических публикациях и средствах массовой информации получают Китай и Индия. За 2024–2025 гг. две страны качественно укрепили свое взаимодействие с Россией: была организована специализированная Подкомиссия по сотрудничеству по Северному морскому пути (СМП) с Пекином, китайская компания NewNewShipping начала развитие контейнерных перевозок по СМП, а также была открыта межправительственная комиссия с Дели, в рамках которой происходит оценка участия индийской стороны в развитии СМП.

Политическая конфронтация, вызванная событиями на Украине в 2022 г., привела к резкому сокращению арктического взаимодействия России и нерегиональных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Однако в долгосрочной перспективе их сотрудничество с Москвой на Крайнем Севере неизбежно, поскольку Северный морской путь по географическим причинам предоставляет новые возможности для целого ряда находящихся в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) стран с крупным торговым флотом. Согласно индексу морской деятельности, который был разработан ИМЭМО РАН, по состоянию на 2025 г. в первые 5 стран, кроме Китая, входят две ведущие экономики ИТР — Япония и Республика Корея. Несмотря на то, что в 2022 г. они осудили действия Москвы и присоединились к санкционному давлению, арктическое направление политики в отношениях с Россией сохраняет для них долгосрочный потенциал развития.

Исторический контекст — проверенная временем заинтересованность в Арктике

Политика Японии и Республики Корея в Арктике демонстрирует схожесть в расстановке приоритетов и приверженности комплексному подходу к региону. Обе страны обосновывают свое присутствие с научной и климатической точек зрения. Так, Япония с конца XX в. последовательно выстраивала своё участие в исследованиях Крайнего Севера. В 1990-х гг. в рамках Национального института полярных исследований был организован Центр, посвященный климату и окружающей среде Арктики. Кроме того, страна вступила в Международный арктический научный комитет, а также открыла исследовательскую станцию на архипелаге Шпицберген.

На документальном уровне арктическая проблематика впервые системно была отмечена в 2013 г. в рамках Генерального морского плана, фактически морской стратегии страны, а в 2015 г. была принята Арктическая политика Японии, в которой описывается международное сотрудничество, развитие научных исследований и рассматриваются возможности по использованию арктических маршрутов.

Республика Корея создала собственную полярную программу в середине 1980-х гг., в 2002 г. открыла станцию на архипелаге Шпицбергене, где проводились исследования, посвященные климатической динамике и экологии морских растений. Постепенно укреплялась институционализация арктического вектора в государственных ведомствах: Корейском Полярном Исследовательском институте (функционирует с 2004 г.), Корейской метеорологической организации, а также в деятельности министерств.

Стоит отметить, что Сеул несколько раз уточнял курс своей арктической политики, что представляет исключительный пример для азиатской страны. Корея в 2013 г. первой из государств ИТР представила свою стратегию в регионе в виде «Генерального плана», который определил четыре цели: международное сотрудничество, научная деятельность, ведение бизнеса и закрепление институционализации. Полноценное обновление Генерального плана в 2018 г. стало более всеобъемлющим видением арктической политики и адаптировало цели к накопленному опыту исследований в регионе. Кроме того, Генеральный план дополнялся более детальными документами, например, Планом стимулирования деятельности в полярных регионах в 2023–2027 гг.

В эволюции арктической политики двух стран прослеживаются и другие параллели. Обе страны получили статус наблюдателей в Арктическом совете в 2013 г., после чего регулярно представляли делегации на заседаниях и участвовали в деятельности рабочих групп. И Республика Корея, и Япония — подписанты соглашения «О предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана» от 2018 года. Также ответственные ведомства двух стран сформировали систему договоров с научными центрами арктических государств по изучению метеорологической обстановки и влияния изменения климата.

Похожая динамика наблюдается в развитии специализированных научных мощностей: Япония построила первый исследовательский ледокол в 2009 г. и с 2021 г. разрабатывает новое арктическое судно; Республика Корея в 2009 г. спустила на воду ледокол «Араон» и на данный момент рассматривает строительство новых судов.

Несмотря на первичность научных и экологических обоснований, обе страны показывают долгосрочную заинтересованность в экономическом использовании Арктики, в том числе из-за близкого к трассам Северного морского пути географического положения. Интерес Республики Корея к Арктическому региону вызван не только развитым торговым флотом, но и геополитической обстановкой на Корейском полуострове, которая исключает сухопутную связь с материком. Аналогичными чертами характеризуется торговля Японии вследствие островного положения страны.

Токио проводил исследования, направленные на определение рентабельности северного направления с 1990-х гг. (две стадии проекта Japanese Northern Sea Route ProgrammeJANSROP). В 2011 г. по всей акватории СМП с российским ледокольным сопровождением прошел японский сухогруз, в том числе с целью изучения на практическом опыте выгоды навигации. В 2015 г. Сеул также запустил коммерческий маршрут для оценки жизнеспособности северных морских путей. Кроме того, действующий Генеральный план рассматривает экономические возможности как первое перспективное направление в Арктике.

Внимание к Арктике в контексте экономических выгод возросло во время предвыборных президентских кампаний в Республике Корея в мае 2025 г. В заявлениях на тот момент кандидата в президенты Ли Джэ Мёна логистические цепочки на Крайнем Севере представляются как способ борьбы со стагнацией в экономике, в особенности на побережье Японского моря. В июле министр океанов и рыболовства Чон Чжэ Су назвал перспективность «арктического маршрута» ключевой причиной для переноса штаб-квартиры министерства из Сеула в Пусан. Чон Чжэ Су отметил, что ведомство под его руководством должно стать «ледокольным министерством» и «проповедником Северного морского пути, прорывающим арктические льды».

В докладах частных компаний и в выступлениях экспертов двух азиатских стран после 2022 г. признается исключительная важность сотрудничества с Россией как с научной, так и с экономической точки зрения, в рамках не только навигации по Северному морскому пути, но и реализации энергетических и инфраструктурных инициатив.

В 2019 г. японский консорциум (Mitsui & Co и JOGMEC) приобрел 10% доли во флагманском энергетическом проекте России «Арктик СПГ – 2», а также начались ежегодные поставки энергоресурсов в Японию, произведенных на «Ямал СПГ».

В 2010-х гг. Сеул утвердился как технологический центр по созданию судов ледового класса. Южнокорейские компании Hanwha Ocean и Samsung Heavy Industries построили значительную часть специализированных ледовых танкеров и СПГ-газовозов, включая 15 газовозов Arc7 для проекта «Ямал-СПГ». Кроме того, развивались контакты специализированных научно-исследовательских организаций, между Арктическим и антарктическим научно-исследовательский институтом (ААНИИ) и Корейским Полярным Исследовательским институтом были заключены меморандумы о совместном исследовании Северного морского пути.

Стоит отметить, что обе азиатские страны сформировали принципы своего присутствия в Арктике на уровне внешнеполитических документов раньше основных партнеров России на Крайнем Севере — Китая и Индии. Хотя Пекин начал формирование полярной программы с конца XX в., действующая Белая книга, посвященная Арктике, была принята в 2018 г. В свою очередь, принципы политики Индии в регионе были закреплены документально только в 2022 г.

Внимание к экономической составляющей в исследованиях стран говорит о признании роли Арктики как ключевого региона для мировой логистики. В то же время обе страны не обладают системным подходом к экономическому присутствию в регионе. Таким образом, именно участие в научных исследованиях при отсутствии в ближайшее время значительного системного роста экономического сотрудничества является основным практическим направлением реализации арктической политики.

Эволюция арктической повестки: взаимодействие с Россией

Япония и Республика Корея поддержали антироссийские санкции в 2022 г. и в этой связи прекратили взаимодействие на стратегических направлениях, а также приняли меры по ограничению торговли с Москвой.

Была прервана реализация отдельных совместных научных проектов Москвы и Токио, развивавшихся с 2010-х гг. Среди них можно отметить исследования на российских станциях, взаимодействие с институтами Российской академии наук и ААНИИ. Кроме того, была прекращена работа по двусторонним правительственным форматам, которые были призваны координировать развитие Арктического региона. В частности, остановилась деятельность, предложенная в 2021 г. в рамках Концепции сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике с целью укрепления и расширения торгово-экономических отношений России и Японии в области энергетики, морского транспорта, рыбопереработки, а также развития портовой инфраструктуры.

В результате санкционного давления Hanwha Ocean расторгла контракт на поставку шести танкеров-газовозов, которые были заказаны ранее для проекта «Арктик СПГ – 2». Стоит отметить, что три танкера планировалось включить во флот, обслуживающий именно японские интересы на проекте.

В то же время на некоторых направлениях взаимодействие продолжило развиваться. Например, Токио сохраняет сотрудничество с Москвой в энергетическом секторе, в том числе в рамках проектов «Арктик СПГ – 2» и «Сахалин – 2». Японский консорциум не планирует выходить из инвестиций в «Арктик СПГ – 2» и рассматривает свое участие в газовой отрасли России в будущем. Страна остается зависима от внешних поставок сжиженного природного газа, причем альтернативные импортеры, способные в краткосрочном периоде полностью заменить российский вклад, отсутствуют.

Российские эксперты продолжают участвовать в научно-практических конференциях, организованных Японией и Республикой Корея, где подчеркивается важность не только естественнонаучных открытий, но и восстановления международного диалога. Например, в 2023 г. состоялись дискуссии о сотрудничестве в Арктике с участием представителей России и Республики Корея. По оценке директора ААНИИ А. Макарова, «сотрудничество в Арктике гарантировано будет развиваться в международном формате».

Сеул вследствие возросшего в 2025 г. внимания к Арктическому региону также рассматривает практические шаги по реализации партнерства с Москвой в краткосрочном периоде. Республика Корея объявила о планах создать правительственную рабочую группу, которая будет отвечать за координацию ведомств в разработке дорожной карты участия страны в судоходстве, в том числе по Северному морскому пути.

Россия, в свою очередь, заинтересована в развитии рентабельности арктических проектов, координации политики в регионе, объединении транспортных путей в рамках концепции Трансарктического транспортного коридора и применения новых технологий. Из-за этого особым показателем степени поддержания межстрановых контактов представляется присутствие делегатов двух азиатских государств на ключевых российских мероприятиях.

Так, в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) 2025 г. с докладом выступил руководитель Корейской ассоциации арктического судоходства, причем он был одним из трех иностранных докладчиков на «арктической» секции. Из представителей недружественных государств в секциях, посвященных Северному морскому пути, на Петербуржском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) участвовал только делегат из Японии, научный сотрудник «Фонда мира Сасакавы». Выступление осветило перспективы развития Северного морского пути и важность сохранения контактов с Россией.

Таким образом, хотя взаимодействие по вопросам стратегического значения остановилось, регулярные контакты по арктической тематике с Японией и Республикой Корея на уровне научных институтов сохранились. Действия двух азиатских государств в Арктике несправедливо сравнивать с подходом других стран Запада, в первую очередь арктических (США, Канада, Норвегия, Дания). По их инициативе была практически полностью подорвана реализация намеченных мероприятий и проектов, например, в рамках деятельности рабочих групп Арктического совета. Кроме того, был остановлен процесс обмена данными по мониторингу окружающей среды, на что не раз обращало внимание международное научное сообщество.

Осторожное взаимодействие: препятствия на пути сотрудничества

Несмотря на публичное сохранение контактов, более системное сотрудничество осложнено. Для пересмотра широкой повестки потребуются рабочие примеры долгосрочного взаимодействия, адаптации санкционной политики и заинтересованности двух стран в арктических проектах Москвы.

Со стороны Республики Корея напряжение в долгосрочном партнерстве может быть вызвано укреплением отношений по линии Россия-КНДР. Со стороны России сохраняющаяся политика Сеула по отношению к продаже вооружений и боеприпасов на Украину — также проблемный вопрос двустороннего взаимодействия.

Отношения Японии и России осложнены неарктическими вопросами, однако несовпадение позиции двух стран проявляются и на полярном направлении. В частности, Токио открыто не разделяет толкование Москвы Конвенции по морскому праву 1982 г. в отношении Северного морского пути, рассматривая его отдельные акватории не как внутренние воды России, а как международные проливы. Фактически Япония не соглашается с разрешительным порядком прохода судов по СМП, а также с другими правилами судоходства, установленными Россией в регионе.

Высокая степень взаимодействия Китая и России в Арктике также представляет проблему на пути налаживания сотрудничества с другими азиатскими странами. Токио и Сеул закрепились в орбите влияния США и, учитывая особое внимание Вашингтона к балансу сил в ИТР при действующей администрации, останутся в ней. Укрепление взаимодействия с США в Арктике как противовес Китаю актуально и для Республики Корея, и для Японии: обе страны рассматривают Пекин в качестве ключевого соперника в ИТР.

Кроме того, такое взаимодействие выгодно и Вашингтону, также стремящемуся сдерживать влияние Китая в Арктике, в особенности учитывая ограниченные возможности ледокольного флота США, экспертизу Республики Корея в судостроении и геостратегическое положение Японии.

Выводы

С одной стороны, перспективы системного сотрудничества России с Японией и Республикой Корея в Арктике ограничены в краткосрочном периоде. Пересмотр введенных ограничений в отношении Москвы потребует времени и согласования позиции с союзниками Сеула и Токио, прежде всего с США. С другой стороны, сохраняющиеся примеры контактов двух стран с Россией говорят о том, что они признают перспективы долгосрочного сотрудничества, в особенности в случае ослабления антироссийских санкций.

Не стоит недооценивать присутствие представителей Республики Корея и Японии на различных российских форумах и наличие отдельных примеров научных и экономических контактов. Учитывая, что Арктика не представляет основной приоритет во внешней политике азиатских стран, такие проявления заинтересованности говорят о готовности постепенного налаживания постоянного диалога. Вместе с тем арктическое направление может стать первым шагом на пути развития всеобъемлющего сотрудничества, а также стать драйвером к восстановлению экономических и научных контактов для других «недружественных» стран, заинтересованных в морском сообщении.


(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся