Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Луиза Бродт

Старший преподаватель экономического факультета Новосибирского государственный университета (НГУ), аналитик-исследователь проекта Think Arctic — Think Global, реализуемого в рамках председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 гг.

За последние десять лет, начиная с 2013 г., когда Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония получили статус наблюдателей в Арктическом совете, дискуссия о растущей вовлеченности азиатских государств в Арктике претерпела изменения от изначально настороженного отношения арктических стран до признания ими эффективности совместных научных проектов в регионе. Азиатские страны-наблюдатели ведут в Арктике активную работу по широкому спектру деятельности, включающему изучение процессов изменения климата, развитие судоходства, научные обмены между учеными, университетами и экспертами. Более того, неарктические государства зачастую располагают более современными и подробными национальными арктическими стратегиями и расширенными возможностями для финансирования научных проектов в Арктике.

17 марта 2022 г. Индия опубликовала свою «Арктическую стратегию», где изложены основные направления политики Индии в Арктике. Ключевыми элементами «арктической миссии Индии» выступают укрепление взаимодействия с арктическими государствами, расширение научных исследований и развитие международного сотрудничества по вопросам изменения климата и охраны окружающей среды. Примечательно, что Стратегия была опубликована во время официальной приостановки работы Арктического совета, что говорит о намерении Дели продолжать международное сотрудничество и партнерские отношения со всеми заинтересованными сторонами в регионе.

Сегодня у Индии появилось множество «арктических» каналов для продвижения своих идей и проектов, особенно с Россией. С одной стороны, это проекты в сфере транспорта, такие как МТК «Север — Юг», который является коридором не только в крупнейшее арктическое государство, но и потенциально в страны Северной Европы и Балтии. С другой стороны, проекты в российской нефтегазовой отрасли, инвестиции индийских компаний в арктические энергетические проекты России. После введения ЕС эмбарго на поставки российской нефти в декабре 2022 г. у Индии появилось больше возможностей для диверсификации импорта углеводородов из России. Экспорт арктической морской нефти в Индию увеличивается с ноября 2022 г.

Одновременно Индия признает ценность наличия различных форумов для отстаивания своих позиций в регионе. В «Арктической стратегии» Индии особо подчеркивает обеспокоенность страны вопросами изменения климата с точки зрения водной и продовольственной безопасности. Именно поэтому Дели укрепляет научный потенциал в области полярных наук, более активно включается в функционирование рабочих групп Арктического совета, поощряет индийские университеты присоединяться к сети UArctic, а национальные компании — добиваться членства в Арктическом экономическом совете. Стратегия закладывает основу для гораздо более мощных и активных арктических исследований Индии в будущем. Помимо этого, дополнительные две региональные платформы для научных исследований, где Индия может стать одним из ведущих арктических государств-наблюдателей, — это Азиатский форум по полярным наукам и процесс «Третий полюс». Обе площадки активно расширяют исследования и вносят вклад в совместные арктические инициативы.

Сложно не заметить рост активности неарктических государств в Арктическом регионе. За последние десять лет, начиная с 2013 г., когда Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония получили статус наблюдателей в Арктическом совете, дискуссия о растущей вовлеченности азиатских государств в Арктике претерпела изменения: от изначально настороженного отношения арктических стран к увеличившемуся интересу со стороны неарктических государств до признания эффективности совместных научных проектов в регионе. Азиатские страны-наблюдатели ведут в Арктике активную работу по широкому спектру деятельности, включающему изучение процессов изменения климата, развитие судоходства, научные обмены между учеными, университетами и экспертами. Более того, неарктические государства зачастую располагают более современными и подробными национальными арктическими стратегиями и расширенными возможностями для финансирования научных проектов в Арктике.

Так, 17 марта 2022 г. Индия опубликовала свою стратегию «Арктическая политика Индии: создание партнерства для устойчивого развития» (India’s Arctic Policy: Building a partnership for sustainable development). Программный документ был издан Министерством наук о Земле и привлек значительное внимание экспертного сообщества арктических стран. В нем изложены основные направления политики Индии в Арктике или, как указано в самом тексте, «арктической миссии Индии». Ключевыми элементами индийской политики в Арктике выступают укрепление взаимодействия Индии с арктическими государствами, расширение научных исследований и развитие международного сотрудничества по вопросам изменения климата и охраны окружающей среды. Существование данного стратегического документа свидетельствует о том, что Индия стремится заявить о своих национальных интересах в Арктике. Примечательно и то, что Стратегия была опубликована во время официальной приостановки работы Арктического совета. С учетом сегодняшних условий очевидно, что ландшафт арктического сотрудничества изменится, поскольку семь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США) приостановили свое участие в организации, и все же Дели заявляет, что будет продолжать международное сотрудничество и партнерские отношения со всеми заинтересованными сторонами в регионе. Это демонстрация того, что, несмотря на сложившуюся геополитическую ситуацию, Индия «стремится» в Арктику и не хочет откладывать запланированные инициативы. Кроме того, данная тема приобретает все большее значение и во внутристрановом дискурсе. Например, проект арктической стратегии был открыт для общественного обсуждения еще в декабре 2020 г., и после сбора замечаний и предложений исследователей и экспертов государственных стратегических и аналитических центров документ был доработан и представлен общественности.

Со статусом наблюдателя в Арктическом совете Индия получила доступ к уникальной информации об управлении регионом, участвует в заседаниях Совета, а также в проектах и инициативах рабочих групп. Страна является членом ряда рабочих групп Арктического совета (например, рабочей группы по сохранению арктической флоры и фауны), а также других региональных научных групп экспертов, включая Научно-исследовательский комитет Ню-Олесунн (NySMaC), Университет Арктики (UArctic), Азиатский форум по полярным наукам (AFoPS) и Экспертную группу по черному углероду и метану (Arctic Council’s Expert Group on Black Carbon and Methane). Национальный центр полярных и океанических исследований представляет Индию в Международном арктическом научном совете (IASC). В среднесрочной перспективе Дели планирует приобрести полярные исследовательские суда ледового класса и укрепить внутренний потенциал для строительства подобных судов благодаря инициативам «Атманирбхар Бхарат» («Самостоятельная Индия») и Make in India («Делай в Индии»). Это будет способствовать достижению паритета с другими азиатскими странами — наблюдателями Арктического совета, такими как Китай, Япония и Южная Корея.

Страна «третьего полюса»

В своей «Арктической политике» Индия подчеркивает прямое воздействие глобального изменения климата на экономику страны и ее благополучие, в том числе индийское сельское хозяйство, производство продовольствия. Отмечается, что таяние материкового льда в Арктике (а также в Антарктике и горных районах более низких широт) приведет к повышению уровня моря и вкупе с таянием морского льда — к изменению глобальных погодных условий. Это заставит местное население покинуть прибрежные районы Индии и лишит их средств к существованию. Потенциально это может затронуть до 200 млн чел., в настоящее время проживающих в прибрежных городах, а также вызвать возможный приток беженцев из соседних регионов. Урожайность яровых культур (рис, бобовые и соя), обеспечивающих почти 50% производства продовольствия в стране, в некоторых районах Индии сильно зависит от ледниковых вод, питающих ряд крупнейших рек страны. Индия, население которой составляет более 1 млрд чел., «не может позволить себе рисковать продовольственной, водной и экономической безопасностью» в условиях быстро меняющегося глобального климата. В программном документе также подчеркивается необходимость изучения последствий таяния ледников в горной системе Гиндукуш-Гималаи, известных также как «третий полюс». В этот регион входит географическая область вокруг Гималаев, которая охватывает части Индии, Китая, Пакистана, Афганистана, Непала, Бутана, Бангладеш и Мьянмы. Существование связи между Арктикой и «третьим полюсом» однозначно обозначено в Специальном докладе МГЭИК об океанах и криосфере. Фактически «третий полюс» является самой важной «водонапорной башней» в мире, давая исток десяти крупнейшим рекам Азии, а также содержа самый большой объем льда и снега за пределами Арктики и Антарктики. Вместе эти реки обеспечивают потребности в питьевой воде, ирригацию, энергию для промышленности и санитарные условия по меньшей мере для 3 млрд чел., проживающих в регионе и ниже по течению этих рек.

Для лучшего понимания настоящего и будущего климатической ситуации в Арктическом регионе Индия планирует наращивать потенциал в области междисциплинарных научных исследований. Национальный центр полярных и океанических исследований Индии (NCPOR) — ключевой орган, действующий при Министерстве наук о Земле, который ведет исследовательскую деятельность и осуществляет научные экспедиции в Арктику, Антарктику и Гималаи. «То, что происходит в Арктике, не остается там, а выходит далеко за пределы региона и может в любой момент приблизиться к нашим границам. Именно поэтому Индия сейчас стремится активизировать свои усилия на арктическом направлении», — отметил научный руководитель международного центра полярных исследований Университета Махатмы Ганди К.М. Ситхи во время дискуссии в Фонде Горчакова с участием экспертов по Арктике из России и Индии в июле 2022 г. Индия обозначила, что ее интерес к региону не продиктован оппортунизмом — напротив, она руководствуется соображениями безопасности и выживания.

Арктическая модель сотрудничества для «третьего полюса»

18–19 января 2023 г. в ОАЭ состоялся форум «Третий полюс — Гималаи и арктическая модель», призванный внести вклад в 28-ю Конференцию ООН по изменению климата. Новый проект, известный как процесс «Третий полюс», создан для внедрения арктической модели сотрудничества в регионе Гиндукуш-Гималаи, цель которого объединить усилия правительств, ученых и экспертов стран региона для смягчения угроз таяния ледников и обеспечения водной безопасности. С 2011 г. в рамках ассамблей Arctic Circle проводились дискуссии и научные мероприятия программы Third Pole Environment, где исследователи из Исландии, Индии, Бутана и Китая обсуждали научные методы, разработанные в Арктике, и возможности их применения на «третьем полюсе», где масштаб последствий изменения климата не до конца понятен в силу недостатка научных данных. Действительно, Арктика и «третий полюс» имеют много сходств и похожих проблем: оба региона включают национальные территории восьми государств, их пересекают трансграничные водотоки, территорию населяют коренные народы, которые наиболее сильно ощущают на себе последствия изменения климата. На политическом уровне оба региона также сталкиваются с многочисленными национальными и культурными границами и проблемами, при этом одна страна часто может оказывать значительное влияние на другую. Учитывая это, арктические страны могут, в свою очередь, принимать активное участие в новом процессе создания Гималайского совета и отчасти влиять на управление в этом регионе, предлагая адаптировать уже имеющиеся подходы.

Состояние и перспективы сотрудничества России и Индии в Арктике

Сотрудничество Индии и России в Арктике больше сосредоточено в таких промышленных областях, как добыча нефти, газа и угля, а также черная металлургия. Внимание Дели к Арктическому региону откроет дополнительные возможности для сотрудничества между двумя государствами. Россия и Индия уже имеют большой опыт в совместной добыче углеводородов: индийские компании владеют долями в таких российских проектах, как «Сахалин-1», «Ванкорнефть» и «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». В 2001 г. индийская корпорация нефти и природного газа (ONGC Videsh) приобрела 20% долю оператора «Сахалин-1». В 2017 г. «Газпром нефть» и индийская ONGC Videsh подписали рамочное соглашение о сотрудничестве на арктическом шельфе, в котором также рассматриваются возможности разведки Долгинского месторождения в Печорском море. Другая российская государственная компания, «Роснефть», также подписала меморандум о взаимопонимании с индийской OVL (дочерняя структура корпорации ONGC) о разработке арктических нефтегазовых проектов. В рамках этих соглашений Россия и Индия будут обмениваться техническими, производственными и коммерческими практиками в области разработки месторождений в Арктике и вокруг острова Сахалин. По оценкам экспертов, общий объем индийских инвестиций в нефтегазовый сектор России на начало 2021 г. составлял 15 млрд долл., однако с тех пор сумма могла значительно увеличиться. Были возобновлены переговоры об участии индийских компаний в Ванкорском месторождении в Арктике. ONGC Videsh приобрела 26% акций компании АО «Ванкорнефть», владеющей месторождением. Другими партнерами являются индийский консорциум OIL-IOC-BPRL с 23,9% и «Восток Ойл» с 50,1%. Ведется работа по реализации «дорожной карты» по развитию сотрудничества в нефтегазовой отрасли для расширения двустороннего энергетического взаимодействия, включая дальнейшее развитие недавно созданного Индийского энергетического центра в Москве, который представляет пять индийских государственных нефтегазовых компаний.

В октябре 2022 г. Россия стала основным поставщиком сырой нефти в Индию, на ее долю пришлось 22% индийского импорта (20,5% приходится на Ирак, а 16% — на Саудовскую Аравию). Кроме того, Индия диверсифицировала закупки сырой нефти, включив в них арктические сорта нефти из России — Arco, «Новый порт» и «Варандей», которые обычно экспортировались в Европу, однако ситуация изменилась после введения ЕС эмбарго на российскую нефть 5 декабря 2022 г.

Помимо нефти и газа, Индия заинтересована в получении поставок высококачественного угля (коксующий уголь и антрацит) из арктических регионов России. Индия занимает второе место в мире по производству стали, уступая лишь Китаю. С ростом спроса на сталь потребность Дели в коксующемся угле растет быстрее, чем спрос на нефть и газ. Планируется экспорт угля из российской Арктики через морские порты Приморского края в крупнейший порт на восточном побережье Индии — Ченнаи. Дели рассматривает возможность рейсов крупнотоннажных судов по маршруту из Ченнаи в российские дальневосточные порты. Детали потенциального участия индийских компаний в этих проектах еще предстоит разработать.

Транспортные коридоры

В силу своего географического положения Индия и Россия оказывают значительное влияние как на сухопутные, так и на морские маршруты в различных частях света. Россия контролирует быстро развивающийся Северный морской путь вдоль российской арктической береговой линии, а Индия имеет большое влияние на морские пути в Южной Азии. Без России невозможно воспользоваться ресурсами арктического шельфа, без Индии — получить доступ к ресурсам Восточной Африки. Страны не конкурируют в части использования транспортных маршрутов в этих регионах, а, скорее, дополняют друг друга и стремятся выиграть от увеличения товарооборота между Европой и Азией. Поэтому сотрудничество в развитии транспортных маршрутов и инфраструктурных проектов будет взаимовыгодным для России и Индии в экономическом и стратегическом плане. Следует отметить два транспортных маршрута: морской транспортный коридор «Владивосток —Ченнаи», водный путь через Малаккский пролив на российский Дальний Восток, и Международный транспортный коридор «Север — Юг», 7200-километровую транспортную сеть, соединяющую Нхава-Шеву в Индии с Бендер-Аббасом в Иране по морю и далее Амирабад в Иране по автодороге. Последний отрезок пути из Амирабада в Астрахань в России преодолевается по морю.

В 2019 г. на Восточном экономическом форуме Россия и Индия достигли знакового соглашения о создании прямого морского сообщения между Владивостоком и индийским городом Ченнаи. Основная цель морского коридора Владивосток — Ченнаи, также называемого Восточным морским коридором, заключается в сокращении времени и стоимости транспортировки товаров из России в Индию. Россия вкладывает значительные средства в развитие Дальнего Востока, чему могут существенно помочь индийские инвестиции в транспортную инфраструктуру. По оценкам экспертов, коридор позволит доставлять грузы из Владивостока в Ченнаи всего за 24 дня. Согласно последней информации из Индии, оценка экономической эффективности Восточного морского коридора Владивосток — Ченнаи завершена, и по ее результатам есть ряд возможностей для увеличения трафика. На последнем саммите Россия и Индия отметили, что выполнение рекомендаций будет дополнительно стимулировать двустороннюю торговлю.

Маршрут международного транспортного коридора «Север — Юг» позволяет сократить время перевозки грузов между Россией и Индией на 10–15 дней по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал, который может занимать до 40 дней. Правовой основой МТК является Межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре «Север — Юг», подписанное Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 г. в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту.

Основная идея проекта заключалась в том, чтобы соединить Индийский океан и Персидский залив с Каспийским морем через Иран и создать торговый маршрут через территорию России в страны Северной Европы. Впоследствии к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария (в качестве страны-наблюдателя), Казахстан, Оман, Таджикистан, Сирия, Киргизия и Турция. За несколько лет существования проекта между его участниками было заключено множество соглашений. В частности, «РЖД Логистика» и Контейнерная корпорация Индии CONCOR подписали сервисное соглашение о совместном развитии услуг мультимодальных перевозок грузов по международному транспортному коридору. В настоящее время работа над проектом продолжается. Как заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин на площадке второго Евразийского конгресса, строительство коридора должно быть завершено к 2024 г. Долгосрочные планы Индии включают расширение транспортного коридора «Север — Юг», который в конечном итоге может быть использован для доставки ресурсов из Арктики в Индию.

***

Сегодня у Индии появилось множество «арктических» каналов для продвижения своих идей и проектов, особенно с Россией. С одной стороны, это проекты в сфере транспорта, такие как МТК «Север — Юг», который является коридором не только в крупнейшее арктическое государство, но и потенциально в страны Северной Европы и Балтии. С другой стороны, проекты в российской нефтегазовой отрасли, инвестиции индийских компаний в арктические энергетические проекты России. После введения ЕС эмбарго на поставки российской нефти в декабре 2022 г. у Индии появилось больше возможностей для диверсификации импорта углеводородов из России. Экспорт арктической морской нефти в Индию увеличивается с ноября 2022 г.

Одновременно Индия признает ценность наличия различных форумов для отстаивания своих позиций в регионе. В «Арктической стратегии» Индии особо подчеркивает обеспокоенность страны вопросами изменения климата с точки зрения водной и продовольственной безопасности. Именно поэтому Дели укрепляет научный потенциал в области полярных наук, более активно включается в функционирование рабочих групп Арктического совета, поощряет индийские университеты присоединяться к сети UArctic, а национальные компании — добиваться членства в Арктическом экономическом совете. Стратегия закладывает основу для гораздо более мощных и активных арктических исследований Индии в будущем. Помимо этого, дополнительные две региональные платформы для научных исследований, где Индия может стать одним из ведущих арктических государств-наблюдателей, — это Азиатский форум по полярным наукам и процесс «Третий полюс». Обе площадки активно расширяют исследования и вносят вклад в совместные арктические инициативы.


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся