Read in English
Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 4.42)
 (24 голоса)
Поделиться статьей
Денис Миргород

К.полит.н., заведующий кафедрой восточных языков и культур, профессор кафедры международных отношений, политологии и мировой экономики ИМО Пятигорского государственного университета

Кризис политического процесса в Судане, продолжающийся уже более десяти лет, вошел в очередную фазу обострения. На этот раз противоречия между ведущими борьбу за власть сторонами привели к вооруженным столкновениям между армией и так называемыми «Силами быстрого реагирования» (СБР). Скорость эскалации конфликта и масштабы боестолкновений свидетельствуют о том, что государство в настоящее время стоит перед реальной угрозой гражданской войны, которая может на неопределенный срок отодвинуть транзит власти гражданскому правительству и на долгое время превратить Судан в одну из наиболее горячих точек мира.

Основным триггером нынешней вооруженной эскалации в Судане стал перенос подписания политического соглашения о формировании гражданского правительства для управления страной и начала нового переходного этапа к проведению выборов. В соответствии с соглашением, заключенным в августе 2019 г., суданская армия согласилась разделить власть с должностными лицами, назначенными гражданскими политическими группами в преддверии выборов. Но эта договоренность была внезапно нарушена в результате военного переворота в октябре 2021 г., вызвавшего серию массовых гражданских протестов по всему Судану.

Именно период с 2019 по 2021 гг. временно объединил интересы суданской армии во главе с главнокомандующим Абделем Фаттахом аль-Бурханом и СБР под руководством Мохаммеда Хамдана Дагало. Оба военачальника, несмотря на свои очевидные политические амбиции, декларировали приверженность демократическим преобразованиям в Судане и смогли согласовать рамочное соглашение о всеобщих выборах в 2023 г., а также договориться о новом статусе СБР, которые должны были влиться в состав регулярной армии. Именно новый формат СБР сыграл решающую роль в отсрочке потенциального транзита власти в стране. Из-за поспешности и ситуативности достигнутых решений по реформе сектора безопасности страна вошла в новый этап конфронтации между силовиками.

Военное двоевластие в Судане и фактическое разделение государства на зоны и сферы влияния между Абделем Фаттахом аль-Бурханом и Мохаммедом Хамданом Дагало привели к невозможности единого политического представительства со стороны суданских силовиков. Таким образом, боевые действия, вспыхнувшие в столице Судана Хартуме и других районах страны, стали прямым результатом ожесточенной борьбы за власть в военном руководстве.

В мировых СМИ и различных аналитических ресурсах в настоящее время активно тиражируется мнение, что одной из ключевых причин эскалации конфликта в Судане является внешнее влияние, однако полагаем, что текущие события стали результатом достижения критической массы противоречий именно между двумя военными группами. Внешние силы, например США и Россия, в настоящее время сосредоточены на решении более актуальных проблем глобальной и региональной повестки. Москва также не заинтересована в ухудшении отношений с Египтом, который, в свою очередь, не будет конфликтовать с аравийскими монархиями из-за суданского кейса. Внешние силы будут вовлечены в конфликт в первую очередь в контексте его урегулирования, поскольку ни глобальные, ни региональные акторы не заинтересованы в развитии суданского кризиса.

Новый виток борьбы за власть в Судане грозит перерасти в длительный гражданский конфликт, от которого пострадает главным образом гражданское население, которому так и не удалось добиться транзита власти от военных к демократически избранным структурам. Ранняя фаза текущего кризиса позволяет строить оптимистичные прогнозы, однако только при условии начала скорейшего переговорного процесса и прекращения огня, а также оперативности различных региональных и мировых держав. Промедление же будет означать полную неопределенность в сроках и масштабах конфликта в Судане. Очевидным остается только тот факт, что роль военных в стране, вне зависимости от того, кто одержит верх в текущей борьбе, будет определяющей как минимум в среднесрочной перспективе.

Кризис политического процесса в Судане, продолжающийся уже более десяти лет, вошел в очередную фазу обострения. На этот раз противоречия между ведущими борьбу за власть сторонами привели к вооруженным столкновениям между армией и так называемыми «Силами быстрого реагирования» (СБР). Скорость эскалации конфликта и масштабы боестолкновений свидетельствуют о том, что государство в настоящее время стоит перед реальной угрозой гражданской войны, которая может на неопределенный срок отодвинуть транзит власти гражданскому правительству и на долгое время превратить Судан в одну из наиболее горячих точек мира.

Причины текущего конфликта

Основным триггером нынешней вооруженной эскалации внутриполитического кризиса в Судане стал перенос подписания политического соглашения о формировании гражданского правительства для управления страной и начала нового переходного этапа к проведению выборов. Судан начал процесс перехода власти к гражданским структурам после того, как в апреле 2019 г. был свергнут бывший президент Омар Хасан аль-Башир. В соответствии с соглашением, заключенным в августе 2019 г., суданская армия согласилась разделить власть с должностными лицами, назначенными гражданскими политическими группами в преддверии выборов. Но эта договоренность была внезапно нарушена в результате военного переворота в октябре 2021 г., вызвавшего серию массовых гражданских протестов по всему Судану.

Именно период с 2019 по 2021 гг. временно объединил интересы суданской армии во главе с главнокомандующим Абделем Фаттахом аль-Бурханом и СБР под руководством Мохаммеда Хамдана Дагало. Оба военачальника, несмотря на свои очевидные политические амбиции, декларировали приверженность демократическим преобразованиям в Судане и смогли согласовать рамочное соглашение о всеобщих выборах в 2023 г., а также договориться о новом статусе СБР (около 100 тыс. чел.), которые должны были влиться в состав регулярной армии. Именно новый формат СБР сыграл решающую роль в отсрочке потенциального транзита власти в стране. Из-за поспешности и ситуативности достигнутых решений по реформе сектора безопасности страна вошла в новый этап конфронтации между силовиками.

Военное двоевластие в Судане и фактическое разделение государства на зоны и сферы влияния между Абделем Фаттахом аль-Бурханом и Мохаммедом Хамданом Дагало привели к невозможности единого политического представительства со стороны суданских силовиков. Таким образом, боевые действия, вспыхнувшие в столице Судана Хартуме и других районах страны, стали прямым результатом ожесточенной борьбы за власть в военном руководстве. Об этом говорят и местные лидеры гражданских политических сил. Так, Аль-Мисбах Ахмед Мухаммад, руководитель партии «Умма», в своем комментарии для телеканала «Аль-Алям» указал на то, что разногласия были именно на уровне армейского руководства в отношении безопасности и процесса военной реформы.

Внешний фактор суданских событий

В мировых СМИ и различных аналитических ресурсах в настоящее время активно тиражируется мнение, что одной из ключевых причин эскалации конфликта в Судане является внешнее влияние. В частности, говорится о том, что за противоборствующими сторонами могут стоять различные региональные и глобальные акторы. Так, упоминаются тесные связи Мохаммеда Хамдана Дагало с Россией и ОАЭ, которые могут быть задействованы в бизнесе по добыче золота в Судане, контролируемом СБР. Также командующий СБР многими рассматривается как главный сторонник Москвы в вопросе размещения российской военно-морской базы в Судане. Следует указать и на то, что в 2015 г. именно Мохаммед Хамдан Дагало — по соглашению с суданской армией — отправил своих людей воевать в Йемен вместе с возглавляемой Саудовской Аравией коалицией, что позволило ему наладить очень тесные связи со многими державами Персидского залива. Последние фигурируют в различных сообщениях в качестве одной из опор главы СБР в нынешнем конфликте.

С другой стороны, поступает информация о возможной поддержке Абдель Фаттаха аль-Бурхана Египтом, который имеет более тесные связи именно с регулярной армией и схожие позиции в отношении проблем эфиопской плотины «Возрождение». Помимо этого, в процесс могут быть вовлечены и США, которые пытаются оказывать сопротивление укреплению российских позиций в регионе.

Однако полагаем, что текущие события стали результатом достижения критической массы противоречий именно между двумя военными группами, которые так и не смогли умерить свои политические амбиции, направленные на достижение всей полноты власти в стране. Внешние силы, например США и Россия, в настоящее время сосредоточены на решении более актуальных проблем глобальной и региональной повестки. Москва также не заинтересована в ухудшении отношений с Египтом, который, в свою очередь, не будет конфликтовать с аравийскими монархиями из-за суданского кейса.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что внешние силы будут вовлечены в конфликт в первую очередь в контексте его урегулирования, поскольку ни глобальные, ни региональные акторы не заинтересованы в развитии суданского кризиса. Вместе с тем внешнее посредничество не может гарантировать скорейшего разрешения споров между противоборствующими сторонами в Судане.

***

Таким образом, новый виток борьбы за власть в Судане грозит перерасти в длительный гражданский конфликт, от которого пострадает главным образом гражданское население, которому так и не удалось добиться транзита власти от военных к демократически избранным структурам. Ранняя фаза текущего кризиса позволяет строить оптимистичные прогнозы, однако только при условии начала скорейшего переговорного процесса между армией и СБР и прекращения огня, а также оперативности различных региональных и мировых держав. Промедление же в этом вопросе будет означать полную неопределенность в сроках и масштабах конфликта в Судане. Очевидным остается только тот факт, что роль военных в стране, вне зависимости от того, кто одержит верх в текущей борьбе, будет определяющей в Судане как минимум в среднесрочной перспективе.

Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 4.42)
 (24 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju