26 апреля 2024 г. в рамках II Конгресса исследователей международных отношений на факультете международных отношений СПбГУ состоялся круглый стол на тему «Россия — Африка: вызовы и возможности для взаимодействия». Круг обсуждаемых вопросов был довольно широк: роль России и ее участие в миротворческих операциях в Африке; интересы Франции, Великобритании, Италии, Дании, Норвегии, Швеции, а также Финляндии и Исландии на континенте; позиции самих африканских стран, выраженные в концепции «афроцентризма»; перспективы взаимодействия африканских стран с Россией и включения местных акторов в структуру БРИКС; вопросы безопасности, финансовых расчетов, цифровой экономики и формирования многополярной системы во взаимодействии государств континента с Россией.
Участники обсудили смену ведущих игроков в Африке и ослабление ключевых акторов, в том числе Франции, Италии и всего ЕС в целом, которые в данный момент испытывают кризис даже экспертных предложений в отношении африканской повестки. При этом Великобритания вынуждена возвращаться в Африку, используя преимущественно инвестиционные инструменты, которые в настоящее время активно развиваются, хотя пока ей и не удалось стать ведущим инвестором на континенте. Страны Северной Европы стремятся взять на себя роль лидера не только среди европейских соседей, но и в глазах африканских партнеров, участвуя в миротворческих операциях и предлагая собственные технологии, в том числе рыбной ловли и добычи нефти, а также принимая участие в обеспечении безопасности морских перевозок.
Важное место в обсуждении было отведено интересам самих африканских стран. В рамках одного из выступлений был продемонстрирован подъем панафриканских настроений на основании выступлений представителей африканских государств в ГА ООН, причем среди всех стран наибольшую активность проявляет Мали. Страны Африки начинают сами выстраивать разные векторы международной политики. В частности, были рассмотрены перспективы вступления Камеруна в БРИКС, причем этот вопрос воспринимается как позитивный в камерунском обществе и среди политического истеблишмента.
В итоге России необходимо, учитывая растущий интерес самих африканских стран к полноформатному сотрудничеству, сделать акцент на укреплении не только военно-политических, но и финансовых и производственных позиций. У нее есть для этого необходимые инструменты: опыт энергетических компаний, а также цифровые технологии. При этом и африканские страны видят именно в России наиболее перспективного и действительно надежного партнера, которому можно доверять. Поэтому России необходимо, во-первых, формировать информационную повестку, направленную на Африку и позволяющую российскому обществу больше узнавать о ней; и, во-вторых, создавать в Африке предприятия, направленные на взаимную реализацию интересов всех участников и позволяющие России укреплять связи с африканскими партнерами благодаря собственным разнообразным технологиям.
26 апреля 2024 г. в рамках II Конгресса исследователей международных отношений на факультете международных отношений СПбГУ состоялся круглый стол на тему «Россия — Африка: вызовы и возможности для взаимодействия». Круг обсуждаемых вопросов был довольно широк: роль России и ее участие в миротворческих операциях в Африке; интересы Франции, Великобритании, Италии, Дании, Норвегии, Швеции, а также Финляндии и Исландии на континенте; позиции самих африканских стран, выраженные в концепции «афроцентризма»; перспективы взаимодействия африканских стран с Россией и включения местных акторов в структуру БРИКС; вопросы безопасности, финансовых расчетов, цифровой экономики и формирования многополярной системы во взаимодействии государств континента с Россией.
Участники обсудили смену ведущих игроков в Африке и ослабление ключевых акторов, которые в данный момент испытывают кризис выработки даже экспертных предложений в отношении африканской повестки. Так, Алексей Чихачев, к.полит.н., отметил, что Франция все в большей степени привязывает свою африканскую политику к российскому фактору, объясняя политикой России собственные ошибки в Африке, что дополнительно осложняет франко-российские отношения. Африканист Мария Солдатенкова, комментируя итоги саммита «Италия — Африка», отметила отсутствие четкой программы в отношении Африки не только в Италии, но и в ЕС в целом, а также конкретных финансовых планов. Наталья Еремина, д.полит.н., к.и.н., подчеркнула что Великобритания вынуждена возвращаться в Африку, используя преимущественно инвестиционные инструменты, которые в настоящее время активно развиваются, хотя пока ей и не удалось стать ведущим инвестором на континенте. Скандинавист Никита Плюснин пояснил позиции стран Северной Европы по отношению к африканским проблемам безопасности, отметив лидирующую роль Швеции и Дании в миротворческих операциях. Дания стремится взять на себя роль лидера не только среди европейских соседей, но и в глазах африканских партнеров. Данный вывод подтвердила Оксана Григорьева, к.полит.н., отметив, что Швеция, за которой следуют Дания и Норвегия, действительно проявляет себя как ведущий военно-политический игрок в Африке благодаря мощному военному производству и широкому экспорту вооружений. Норвегия также выходит на африканский рынок с технологиями рыбной ловли и добычи нефти на шельфе. Все это в целом позволяет странам Северной Европы принимать участие в обеспечении безопасности морских перевозок. Тарас Прибышин, научный сотрудник МЦСЭИ «Леонтьевский центр», представил подробный анализ позиций участников гражданской войны в Судане, отметив, что при всем многообразии вовлеченных акторов наиболее заинтересованными игроками можно назвать Египет и ОАЭ, поддерживающих противоборствующие стороны конфликта.
Участники круглого стола обсудили широкие перспективы, которые открываются перед Российской Федерацией во взаимодействии с африканскими странами. Так, Светлана Бокерия, представитель РУДН, подчеркнула, что пока Россия занимает лишь 66 место в предоставлении миротворческого контингента для операций ООН, но выступает с наиболее позитивными задачами не просто в купировании конфликтов, но и в профилактике возникновения новых. Другой преподаватель РУДН, Кассае Ныгусие В. Микаэль, акцентировал внимание на необходимости усиливать российское информационное присутствие в Африке, а также активизировать шаги, которые уже предпринимаются в этом направлении. Александр Зданевич, преподаватель СПбГУ, также подчеркнул важность создания Россией эффективных каналов информационного взаимодействия не только со странами Африки, но и с собственным населением для диверсификации и интенсификации связей и контактов. Нина Ладыгина-Глазунова, генеральный директор АНО «Центр инновационной дипломатии БРИКС и ШОС», описала перспективы взаимодействия России и Зимбабве от сотрудничества в сфере атомной энергетики до преподавания русского языка. Сергей Клюсов, представитель СПбГУ, сфокусировался на другом кейсе двухсторонних отношений, проанализировав, как взаимодействие России и Эритреи формируется в первую очередь под влиянием отношений России и Эфиопии как основных партнеров в регионе Африканского рога. Помимо этого, российские технологии в сфере цифрового банкинга и небанковских систем расчета, которые уже приобрели авторитет и успешно продвигаются в мире, позволяют решать проблемы расчетов и укрепляют позиции российского бизнеса в Африке, о чем подробно рассказал Денис Дегтерев, представитель Института Африки РАН, МГИМО МИД России. Иван Лошкарев, МГИМО МИД России, сообщил о превращении безопасности в коммерческую услугу, раскрыл основные составляющие этой услуги и прокомментировал достижения России по каждому из аспектов. Андрей Бережнов, еще один представитель МГИМО МИД России, проанализировал эволюцию образа Африки в России на современном этапе, с сожалением констатировав, что у россиян сохраняются довольно поверхностные и стереотипные представления об Африке, сформированные не в последнюю очередь советскими фильмами, мультфильмами и литературой. Сфокусировавшись на советском периоде присутствия в Африке, Александр Шипилов, научный сотрудник ИВИ РАН, рассказал об амбивалентности советской поддержки движения панафриканизма, а также обратил внимание на роль не только СССР, но и других стран СЭВ в экономическом и политическом сотрудничестве с африканскими странами.
Важное место в обсуждении было отведено интересам самих африканских стран. Так, Екатерина Емельяненко, председатель экспертного совета АНО «Центр инновационной дипломатии БРИКС и ШОС», продемонстрировала подъем панафриканских настроений на основании их выступлений в ГА ООН, причем среди всех стран, которые отстаивают интересы Африки, наибольшую активность проявляет Мали. Ауа Джеремай Акуро из РУДН также отметил, что страны Африки начинают сами выстраивать разные векторы международной политики. В частности, исследователь показал перспективы вступления Камеруна в БРИКС, причем этот вопрос воспринимается как позитивный в камерунском обществе и среди политического истеблишмента.
Таким образом, России необходимо, учитывая растущий интерес самих африканских стран к полноформатному сотрудничеству, сделать акцент на укреплении не только военно-политических, но и финансовых и производственных позиций. У России есть для этого необходимые инструменты: опыт энергетических компаний, а также цифровые технологии. При этом и африканские страны видят именно в России наиболее перспективного и действительно надежного партнера, которому можно доверять. Соответственно, в настоящее время России необходимо, во-первых, формировать информационную повестку, направленную на Африку и позволяющую российскому обществу больше узнавать о ней; и, во-вторых, создавать в Африке предприятия, направленные на взаимную реализацию интересов всех участников и позволяющие России укреплять связи с африканскими партнерами благодаря собственным разнообразным технологиям.
Подготовлено по итогам круглого стола «Россия — Африка: вызовы и возможности для взаимодействия» и в рамках проекта РНФ № 23-28-00418 «Постколониальный подход во внешней политике европейских стран в государствах Западной Африки».