Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Александр Джибраев

К.полит.н., доцент филологического факультета Петербургского Института Иудаики, эксперт РСМД

Итогом референдума 9 января 2011 г. в Джубе стало появление на карте мира нового государства Южный Судан. Почему же распался Судан? Кому это выгодно? И что это значит для России?

9 января 2011 г. в Джубе состоялся долгожданный референдум о политическом самоопределении Южного Судана. Итогом плебисцита стало разделение суданского геополитического и экономического пространства на южное и северное государства — Южный Судан и Республику Судан (РС). Возникает закономерный вопрос, почему распался Судан? И кому выгодно образование двух новых государств?

Истоки разделения Судана кроются в колониальной политике Британской империи, искусственно соединившей на суданской территории народы с абсолютно разной социокультурной идентичностью [1]. На политической карте второй половины XIX — начала XX вв. он был представлен развитым промышленным Севером с арабо-мусульманскими племенами и аграрно-сырьевым Югом с негро-христианским и языческим населением [2]. Британская колониальная администрация практиковала методы «непрямого управления», допуская к контролю над территориями англо-египетского кондоминиума вождей автохтонных племен Севера Судана и делегируя им часть своих властных полномочий [3]. Население Северного Судана находилось в положение титульного народа, обладавшего правом эксплуатировать южных суданцев, доходы и уровень жизни которых были значительно ниже, чем у северян.

В 1940-х годах национально-освободительная борьба консолидировала Юг и Север в стремлении выдворить британцев с территории Судана. Однако независимость от Великобритании и Египта, официально обретенная в 1956 г., положила начало военному и гражданскому противостоянию северян и южан. Все правившие в Хартуме политические группировки проводили дискриминационную политику в отношении населения Юга. Негро-христианскому и языческому Югу навязывались организация труда по традиционным мусульманским канонам, официальное празднование исламских праздников, практика применения Хиджры в делопроизводстве. Во всех десяти штатах Юга отчетливо прослеживалось доминирование Севера в политической, экономической и социальной сферах. Непримиримость южан в вопросе о необходимости отделения от Севера окончательно утвердилась в ходе гражданских войн с федеральными властями, продолжавшихся в общей сложности более тридцати лет.

Позиция стран Запада, Ближнего и Среднего Востока на протяжении всего конфликта была выгодна только Югу Судана. В 2005 г. при международном посредничестве произошло долгосрочное замирение суданских противоборствующих сторон. Было подписано Всеобъемлющее мирное соглашение, установившее «переходный период» в шесть лет, в течение которых Южный Судан должен был принять решение, оставаться ему в составе Судана или нет. По истечении шести лет должен был состояться референдум по вопросу о независимости. Одним из условий проведения референдума было выполнение пунктов Всеобъемлющего мирного соглашения, предполагавших фактическое экономическое, территориальное и политическое разделение одного Судана на два. И если политико-территориальное разъединение ещё может быть достигнуто в кратчайшие сроки, пусть даже и формально, то обретение двумя новыми государствами независимости в экономической сфере выглядит весьма проблематично [4].

За прошедшие шесть лет усилиями представителей стран Западной Европы на Юге Судана была создана европейская банковская система. Функционировавшая прежде система исламского банкинга предполагала, в соответствии с мусульманским правом, запрет на ссудный процент. Организованные Севером исламские сельскохозяйственные банки [5] внесли значительный вклад в развитие сельскохозяйственного сектора экономики Юга. Введение банкинга европейского образца поставило экономику нового государства в зависимость и под контроль ведущих финансовых организаций Европы и США.

Соединенные Штаты и Китай имеют свои интересы в Южном Судане. Образование на этой территории самостоятельного государства было выгодно им, прежде всего, с точки зрения обеспечения большего контроля над нефтедобычей. Страны, спонсировавшие обретение независимости Южным Суданом, попустительствовали поставкам сюда вооружений, запрещая при этом другим странам поставлять оружие и военную технику в Северную часть Судана. Кроме того, на протяжении «переходного периода» Америка и Израиль активно участвовали в строительстве южносуданских вооруженных сил. На поступавшие от них средства осуществлялась закупка отдельных видов вооружений, в том числе наступательных.

Как показывает анализ многолетнего опыта взаимодействия Израиля и Юга Судана, Израиль сыграл активнейшую роль в «написании сценария независимости» Южного Судана. Начиная с 1956 г., Израиль всемерно поддерживал сепаратистские устремления южан: выступал надежным и щедрым спонсором Суданского народно-освободительного движения (СНОД), предоставлял политическое убежище беженцам с Юга Судана, отстаивал интересы Юга перед международным сообществом. Однако израильская помощь «мятежникам из Южного Судана» не была совсем уж альтруистичной. Поддерживая деструктивную и дестабилизирующую деятельность в анклавах этого восточноафриканского государства, он лишал федеральную власть Судана возможности солидаризироваться со странами арабского мира в их многолетнем конфликте с Израилем. А потому неудивительно, что государство Израиль оказалось в числе первых стран, с которыми Республика Южный Судан установила дипломатические отношения в июле 2011 г.

Для ЕС и США раздел единого суданского геополитического и экономического пространства явился закономерным итогом конфликтного существования северных и южных штатов Судана, продолжавшегося на протяжении пятидесяти лет. Для России трансформация формально единого Судана в два независимых государства оказалась неожиданностью. Несмотря на это, России необходимо оформить, структурировать и развивать двусторонние отношения с Южным Суданом, а также наладить взаимодействие с ним по целому ряду направлений с учетом специфики макрорегиона Восточная Африка.

Ключевая проблема в установлении такого рода отношений заключается в том, что новое государство остро нуждается в создании экономических и политических основ для обеспечения подлинной независимости от своего северного соседа — Республики Судан. Содержательная доминанта экономики как РС, так и Южного Судана — добыча и транспортировка нефти. Всеобъемлющее мирное соглашение предусматривало следующий принцип распределения доходов от экспортной продажи нефти между Югом и Севером: 50 % — правительству Юга и 50 % — правительству Севера. Актуальность и нерушимость данного принципа сохраняются и после обретения и международного признания независимости Южного Судана.
Две линии нефтепроводов, берущие начало в Южном Судане, заканчиваются на морском терминале в Северном Судане. Для обустройства большинства нефтяных месторождений Юга необходимы дополнительные инвестиции. Отдельного внимания требует проблема зарубежного сбыта сырой нефти, поступающей с нефтепровода Мелут—Порт-Судан. Иностранные нефтяные компании не спешат построить нефтеперерабатывающий завод в непосредственной близости от месторождений, что позволило бы улучшить финансово-технические характеристики экспортируемой нефти. Существующая транспортная инфраструктура не дает возможности организовать эффективный экспорт «черного золота» из Южного Судана, за исключением трубопроводного маршрута, проходящего по территории РС.

В своем «независимом» настоящем Южный Судан полностью завязан на отделенный Север, который обладает 3/4 нефтепроводов, находящихся в общем пользовании обеих сторон. Поэтому фактическое сосуществование Севера и Юга Судана в качестве единого экономического пространства в прежних кондициях будет продолжаться, как минимум, до завершения строительства нового, третьего по счету, нефтепровода — из Южного Судана до порта Мамбас (Кения). И здесь новое государство оказывается заложником помощи извне, поскольку генподрядчиком и владельцем трубопровода наряду с вновь созданным правительством республики выступает крупная японская компания, а сооружением нефтеперерабатывающего завода в Кении занимается государственная компания из Китая. Строительство и ввод объекта в эксплуатацию займет около четырех лет. Именно на такой срок может быть гарантировано взаимозависимое и относительно мирное сосуществование Республики Судан и Республики Южный Судан.

Каковы же потенциал и перспективы сотрудничества России и Южного Судана? Некоторые авторитетные арабоязычные СМИ оптимистично прогнозировали поступательное развитие взаимоотношений России и Южного Судана еще до референдума 2011 г. Однако текущее состояние двусторонних отношений выглядит иначе: Россия объективно слабо представлена в общей массе внешнеэкономических связей Республики Южный Судан. Крупные российские фирмы отсутствуют в стране [6], а экономическое взаимодействие носит эпизодический характер и сводится, главным образом, к поставкам российской техники и вооружений. Последнее направление получило развитие еще до образования Республики Южный Судан. Так, 11 января 2011 г. Южный Судан по контракту получил десять вертолетов российского производства. Официальный представитель Суданской народно-освободительной армии заявил, что поставка первых вертолетов стала днем рождения южносуданских ВВС.

С образованием независимого государства основные усилия правительства Южного Судана будут сосредоточены на обеспечении его безопасности и обороны. Поставленных ранее вооружений, очевидно, будет недостаточно для обеспечения обороноспособности страны на должном уровне. Учитывая, что Южному Судану придется расходовать средства от продажи нефти на закупку вооружений, можно утверждать, что за военные контракты с этой страной развернется жесткая конкурентная борьба. Россия должна быть готова к соперничеству за рынок сбыта своей оружейной продукции на территории Южного Судана. Основными ее конкурентами на этом рынке станут США, Китай, Украина и, вероятно, Великобритания и ЮАР.

  1. Shughart II W.F. An Analytical History of Terrorism, 1945–2000 // Public Choice. 2006. № 128(1).
  2. Более подробно о микроэтносах и поликонфессиональном составе населения Судана см.: Брук С.И. Население мира: этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986.
  3. Dimier V. Le Discours Idéologique de la Méthode Coloniale chez les Français et les Britanniques de l'entre-deux guerres à la décolonisation (1920–1960) // Travaux et Documents. 1998. № 58–59.
  4. Джибраев А.Ю. Судан 2011: грядущая религиозно-идеологическая реструктуризация // Вестник РХГА. 2011. Т. 12(1).
  5. Osman B. The Experience of the Sudanese Islamic Bank in Partnership (Musharakah) Financing as a Tool for Rural Development among Small Farmers in Sudan // Arab Law Quarterly. 1999. Vol. 14. № 3.
  6. Исключение составляет ОАО «КАМАЗ», у которого с 2007 г. действует сервисный центр в юго-западной части Судана при посредничестве местной многопрофильной компании «Аль-Джазира».

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся