Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 3.5)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Мельникова

Программный менеджер РСМД

Выборы в Германии 2021 г., вполне возможно, войдут в историю как образец подлинного демократического электорального соревнования. Во-первых, сам предвыборный период напоминал американские горки, и на его различных этапах были, как казалось, веские причины предполагать совершенно различные исходы событий. Во-вторых, даже результаты экзит-полов до последнего держали интригу — результаты лидеров были примерно равны, не позволяя сделать однозначный вывод. В итоге победу одержали социал-демократы во главе с Олафом Шольцем — вице-канцлером и министром финансов последнего кабинета Ангелы Меркель, обойдя своих ближайших преследователей всего на 1,6%.

Смена правящей партии с ХДС/ХСС на СДПГ не должна привести к серьезному сдвигу немецкого политического курса. СДПГ будет помнить, что ее выбрали ради стабильности и уверенности в завтрашнем дне и едва ли будет стремиться к принципиальному обновлению платформы как внутренней, так и внешней политики, хотя, безусловно, какие-то нюансы и акцентные точки будут отличаться.

Внутренние вопросы останутся приоритетом повестки дня в Берлине. Социально-экономические вопросы — личный козырь О. Шольца и традиционная основа платформы социал-демократов. К ним относятся пенсионная реформа (в Германии обсуждаются как способы начисления пенсий, так и вопросы пенсионного возраста), налоговая политика, упорядочивание цен на рынке недвижимости и экономический рост страны, увеличение социальных выплат, преодоление последствий пандемии COVID-19. Потенциальные партнеры по коалиции, безусловно, привнесут в обсуждения и экологическую, и технологическую составляющие, что позволит апеллировать к интересам молодого населения Германии, одновременно заботясь о преемственности ключевых политических линий.

На общеевропейском уровне СДПГ имеет традицию участия в общеевропейских институтах и выступает за сильный ЕС, поэтому здесь едва ли можно ожидать изменения поведения Берлина. Красные считают, что Европейский союз должен увеличивать свою роль в международных делах, а Германия — в Евросоюзе. В области внешней политики, в том числе на российском треке, ждать от О. Шольца смены курса также не стоит — в ходе предвыборной кампании он выступал за конструктивный диалог с Россией, продолжение эксплуатации «Северного потока-2» и открытую линию в отношении Москвы.

Однако несмотря на то, что партия со времен «Восточной политики» В. Брандта относилась к СССР и России более толерантно, чем другие представители немецкого политического истэблишмента, не стоит ждать и невероятной «оттепели», особенно учитывая потенциальных партнеров СДПГ по коалиции. С одной стороны, несмотря на активную предвыборную антироссийскую риторику «Зеленых», в составе правительства им придется уступать и придерживаться более умеренных позиций. С другой стороны — если кресло министра иностранных дел получит представитель этой партии, политический торг по каждому вопросу внутри правительства будет острее.

Как следствие, на международной арене можно ожидать и сохранения атлантистского курса Германии, и ее укрепления в качестве лидера ЕС, и применения прагматичного подхода к реализации взаимовыгодных энергетических и экономических проектов с Россией. Курс А. Меркель, в котором Россия — соперник, конкурент и партнер, — очень гибкая и удобная внешнеполитическая формула, отказываться от которой для Берлина было бы нерационально.

Выборы в Германии 2021 г., вполне возможно, войдут в историю как образец подлинного демократического электорального соревнования. Во-первых, сам предвыборный период напоминал американские горки, и на его различных этапах были, как казалось, веские причины предполагать совершенно различные исходы событий. Во-вторых, даже результаты экзит-полов до последнего держали интригу — результаты лидеров были примерно равны, не позволяя сделать однозначный вывод. В итоге победу одержали социал-демократы во главе с Олафом Шольцем — вице-канцлером и министром финансов последнего кабинета Ангелы Меркель, обойдя своих ближайших преследователей всего на 1,6%.

Черный, зеленый или красный? Как ошибались основные кандидаты

Уход Ангелы Меркель с поста канцлера Германии спустя 16 лет правления ставил перед ее потенциальными преемниками и населением Германии фундаментальный вопрос: хотят ли они сохранить курс канцлера в качестве достойного фундамента для движения вперед или же выступают за обновление. Предвыборная кампания проходила на фоне продолжающейся пандемии COVID-19, экономической рецессии, американского давления на Берлин в контексте «Северного потока-2», поиска формулы восстановления экономики и поддержания солидарности внутри ЕС, что нельзя назвать благоприятным сопровождением избирательного процесса.

Беспрецедентно сразу три партии претендовали в 2021 г. с переменным успехом на статус фаворита предвыборной гонки: правящий Союз ХДС/ХСС (черные), Социально-демократическая партия Германии (СДПГ, красные) и «Зеленые». Все они столкнулись с внутренними проблемами, помешавшими набору голосов поддержки.

Первыми пострадали от не до конца просчитанных рисков «Зеленые». Партия выступала с лозунгами обновления, делала ставку на молодых избирателей и актуальную для ФРГ «зеленую повестку». Весной они лидировали в опросах общественного мнения с 26–27% голосов. Однако впоследствии скандалы вокруг Анны-Лены Бербок, кандидата на пост канцлера, которую обвинили в финансовой нечистоплотности и плагиате, а также скептическое отношение к партии старшего поколения избирателей привели к фактическому выходу «Зеленых» из борьбы.

ХДС также столкнулась с трудностями. В первую очередь в партии долго не могли выбрать преемника А. Меркель, в итоге сделав ставку на стабильного технократа Армина Лашета в надежде, что консервативность немецкого избирателя приведет к поддержке последователя действующего канцлера, даже несмотря на то, что его личные рейтинги популярности никогда не были высоки. До определенной степени, это так и было. Пока А. Лашет не совершал ошибок, партийная инерция работала на него, и ХДС/ХСС оставались лидерами опросов общественного мнения до конца июля – середины августа. Однако смех кандидата, попавший на камеры во время наводнения в Германии в июле 2021 г. стал непростительной ошибкой. Рейтинги партии начали неуклонно падать и даже публичная поддержка со стороны А. Меркель не помогла.

На этом фоне СДПГ представился шанс перетянуть повестку «стабильности», «надежности» и «преемственности» на себя. Еще сравнительно недавно партия переживала внутренний кризис, какое-то время после провала на выборах в прошлый Бундестаг в 2017 г. оставалась вообще без лидера, а в начале августа ее рейтинги находились на отметке 13–15%, то есть ниже «Зеленых» и примерно на одном уровне с правыми популистами «Альтернативой для Германии» (АдГ). Мало кто всерьез рассчитывал, что партия, или ее кандидат, пусть хорошо известный избирателю и не пользующийся явной непопулярностью, сможет совершить прорыв. Но О. Шольц отработал представившийся шанс по максимуму: он был лидером предвыборных дебатов, переформатировал кампанию, подчеркивая, что лучше А. Лашета сможет обеспечить преемственность курса правительства А. Меркель, его сторонники активизировали рекламу эффективности политика на посту министра финансов, в том числе во время борьбы с пандемией. Рейтинги партии стали расти, что в конце концов привело СДПГ к победе.

Тот факт, что голосовали не только за О. Шольца, но и против А. Лашета, косвенно подтверждали опросы общественного мнения в последние недели перед выборами. Когда немцев спрашивали, кто нравится им больше из трех имеющихся кандидатов, 46% отвечали, что никто, а уже из оставшейся половины 30% голосовали за О. Шольца, 10% — за А. Лашета. Когда же вопрос менялся и в качестве альтернативного кандидата от ХДС/ХСС предлагался популярный лидер Баварии Маркус Зедер, выдвинуть которого на пост канцлера Правление ХДС/ХСС в свое время не решилось, уже 48% были бы готовы отдать свои голоса за него и только 15–18% — за О. Шольца.

Следующий шаг: построение коалиции

Альтернативная история и потенциальные альтернативные исходы голосования при других кандидатах — повод для просчитавшихся провести внутренний анализ предвыборной кампании, что, безусловно, будет сделано. А новая история будет твориться в следующих политических реалиях. Разрыв между СДПГ и ХДС/ХСС остался минимальным: первые набрали 25,7%, а вторые — 24,1% голосов. Третьей силой в новом Бундестаге стали «Зеленые» с 14,8% голосов, четвертой — Свободная демократическая партия (СвДП, желтые) с 11,5% голосов. Также в парламент вошли АдГ с 10,3% и Левые, едва набравшие минимальные для входа в парламент 5% за счет одномандатников.

Для сравнения в 2017 г. ХДС/ХСС получили 32,9% голосов, а СДПГ — 20,5%. Уже тогда результаты были расценены как большой провал, поскольку оказались наихудшими в истории двух партий. Соответственно, в этом году для ХДС/ХСС ситуация сложилась еще более драматично. Результаты выборов христианские демократы признали неудовлетворительными. Четыре года назад третьей по численности в парламенте стала АдГ с 12,6% голосов, СвДП заработали 10,7%, Левые — 9,2%, а «Зеленые» прошли в Бундестаг последними с 8,9% голосов. Соответственно, даже если результат сегодняшнего дня чуть скромнее для «Зеленых», чем они могли надеяться по ходу гонки, это все равно существенный прорыв, что отметил ко-лидер партии Роберт Хабек. А.-Л. Бербок заявила, что этот результат — залог на обновление страны в будущем.

Однако Германия — парламентская система, поэтому проголосовать за партию мало. Перед победителем встает вопрос построения коалиции. В прошлый раз казалось, что уставшая от «большой коалиции» СДПГ пойдет в оппозицию проводить работу над ошибками и искать привлекательную для избирателей платформу. ХДС/ХСС начали коалиционные переговоры с «Зелеными» и СвДП в попытке сформировать коалицию «Ямайка» (по цветам партий). Но найти компромисс не удалось, и лидер желтых Кристиан Линднер в последний момент покинул коалиционные переговоры.

В этом году ситуация вновь во многом зависит от СвДП и ее лидера. Красные и зеленые заявляли, что предпочли бы находиться в одном правительстве, но, чтобы сформировать большинство, им нужна третья партия. К. Линднер, в свою очередь, не скрывает, что для него лично предпочтительнее было бы войти в правительство вместе с ХДС/ХСС и «Зелеными», в то время как коалиция «Светофор» (красные, желтые, зеленые) для него далека от идеала. Свободные демократы выступают категорически против повышения налогов и списывания задолженностей, в то время как для реализации повестки СДПГ по увеличению социальных выплат могут понадобиться дополнительные источники финансирования. Нет полного взаимопонимания и между программами СвДП и «Зеленых», долгие годы соперничавших между собой.

Юлия Мельникова:
Виват, канцлер, виват

В любом случае, предстоит длительный и сложный переговорный процесс. Олафу Шольцу придется проявить гибкость и настойчивость одновременно, чтобы сформировать нужное ему правительство. Пока лидеры всех партий высказываются весьма амбивалентно. Все вопросы корреспондентов Berlin Runde о составах потенциальных коалиций сразу после объявления результатов остались без ответа.

О. Шольц заявил, что будут прорабатываться все варианты коалиций, которые смогут отобразить демократический выбор немецких граждан. Но вариантов, в действительности, практически нет. Помимо требующего существенного торга «Светофора», остаются только весьма гипотетические варианты построения коалиции с участием ХДС/ХСС и какой-то из малых партий — коалиция «Германия» с СвДП или коалиция «Кения» — с «Зелеными». Оба варианта представляются «тесноватыми» для политических амбиций лидеров партий. Для Союза прямой уход с канцлерства в оппозицию, конечно, будет болезненным. И учитывая поддержку СвДП, а также позицию «Зеленых», которая по итогам выборов осталась открытой, они могут пытаться вести переговоры о правительстве меньшинства с этими двумя партиями. Неслучайно, К. Линднер после выборов заявил, что построение коалиции должно начаться именно с переговоров между СвДП и «Зелеными». Хотя это идет вразрез с политической традицией ФРГ, учитывая минимальные разрывы в результатах, однозначно нельзя исключать и такой возможности — так считают немецкие политические комментаторы.

Что коалиции означают для политики Германии?

В любом случае смена правящей партии с ХДС/ХСС на СДПГ не должна привести к серьезному сдвигу немецкого политического курса. СДПГ будет помнить, что ее выбрали ради стабильности и уверенности в завтрашнем дне и едва ли будет стремиться к принципиальному обновлению платформы как внутренней, так и внешней политики, хотя, безусловно, какие-то нюансы и акцентные точки будут отличаться.

Внутренние вопросы останутся приоритетом повестки дня в Берлине. Социально-экономические вопросы — личный козырь О. Шольца и традиционная основа платформы социал-демократов. К ним относятся пенсионная реформа (в Германии обсуждаются как способы начисления пенсий, так и вопросы пенсионного возраста), налоговая политика, упорядочивание цен на рынке недвижимости и экономический рост страны, увеличение социальных выплат, преодоление последствий пандемии COVID-19. Потенциальные партнеры по коалиции, безусловно, привнесут в обсуждения и экологическую, и технологическую составляющие, что позволит апеллировать к интересам молодого населения Германии, одновременно заботясь о преемственности ключевых политических линий.

На общеевропейском уровне СДПГ имеет традицию участия в общеевропейских институтах и выступает за сильный ЕС, поэтому здесь едва ли можно ожидать изменения поведения Берлина. Красные считают, что Европейский союз должен увеличивать свою роль в международных делах, а Германия — в Евросоюзе. В области внешней политики, в том числе на российском треке, ждать от О. Шольца смены курса также не стоит — в ходе предвыборной кампании он выступал за конструктивный диалог с Россией, продолжение эксплуатации «Северного потока – 2» и открытую линию в отношении Москвы.

Однако несмотря на то, что партия со времен «Восточной политики» В. Брандта относилась к СССР и России более толерантно, чем другие представители немецкого политического истэблишмента, не стоит ждать и невероятной «оттепели», особенно учитывая потенциальных партнеров СДПГ по коалиции. С одной стороны, несмотря на активную предвыборную антироссийскую риторику «Зеленых», в составе правительства им придется уступать и придерживаться более умеренных позиций. С другой стороны — если кресло министра иностранных дел получит представитель этой партии, политический торг по каждому вопросу внутри правительства будет острее.

Как следствие, на международной арене можно ожидать и сохранения атлантистского курса Германии, и ее укрепления в качестве лидера ЕС, и применения прагматичного подхода к реализации взаимовыгодных энергетических и экономических проектов с Россией. Курс А. Меркель, в котором Россия — соперник, конкурент и партнер, — очень гибкая и удобная внешнеполитическая формула, отказываться от которой для Берлина было бы нерационально.

Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 3.5)
 (20 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся