О состоянии дел в Европейском союзе
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 5, Рейтинг: 5) |
(5 голосов) |
Д.ю.н., заведующий кафедрой европейского права МГИМО МИД России, почетный доктор наук БФУ им. И.Канта
Д.полит.наук, профессор НИУ ВШЭ, руководитель Отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН
Всё страннее и страннее, или что происходит с интеграционным объединением
Все ежегодные обращения к нации, кто бы с ними ни выступал — президенты России, США, Франции или кто-то еще из высших государственных деятелей других стран — построены по одной схеме. В них подводится итог тому, что удалось сделать за «отчётный период», и обозначаются главные ориентиры программы на будущее. Вместе с тем, поскольку обращение озвучивает первое лицо государства, именно первое, а не кто-то иной, оно обладает несколькими особенностями, имеющими определяющее значение. Под этим углом зрения ежегодный отчет председателя Европейской комиссии о состоянии дел в Евросоюзе лишь претендует на то, чтобы считаться обращением к нации, но до столь высокого статуса, конечно же, не дотягивает.
Традиционный сентябрьский отчет председателя Европейской комиссии о положении дел в Евросоюзе, скорее, относится к рутине функционирования интеграционного объединения. Он является презентацией подробнейшей бумаги с планом законотворческой деятельности на следующий год, направляемой председателю Европарламента и главе страны, председательствующей в Совете ЕС. Ни средствам массовой информации, ни населению ЕС до этой бумаги дела нет. С ней плотно работают лишь те, кому она адресована — остальные институты ЕС и профильные властные органы государств-членов. Даже экспертное сообщество в них не особенно вникает. Отсюда общий характер обращения к нации в исполнении председателя Европейской комиссии. Политический месседж в нем носит ограниченный, точечный характер. В основном разъясняются приоритеты практической работы на следующий год.
Однако та речь, которую Урсула фон дер Ляйен произнесла в Страсбурге перед депутатами Европарламента 14 сентября 2022 года, ни на что не похожа. Она никуда не вписывается. Со стороны евродепутатов обращение вызвало шквал аплодисментов. Но во многих государствах-членах оно было встречено с настороженностью. Так Урсула фон дер Ляйен высказалась за созыв конвента в целях серьёзного пересмотра учредительных договоров ЕС, зная, что большая группа стран ЕС против этого. В экспертном сообществе вообще не поняли, что это было. Всё что угодно, но не отчётно-программное выступление одного из высших чиновников интеграционного объединения. В отечественных СМИ обратили внимание только на одну «странность» выступления. Оно было посвящено в большей степени Украине, нежели внутренней повестке ЕС. Странностей в выступлении так много, что они заставляют задуматься о том, что происходит в интеграционном объединении, вернее теперь говорить — об интеграционном блоке, и куда он движется.
То, как и с чем выступала Урсула фон дер Ляйен, может свидетельствовать и о более глубоких сдвигах в расстановке сил в Евросоюзе. Гранды ЕС во главе с франко-германским тандемом хотели бы покончить с единогласием в принятии решений в Европейском совете и Совете ЕС, когда речь идет о введении и продлении санкций, внешнеполитических действиях или налогообложении. Их не устраивает, что отдельные страны пока еще в состоянии блокировать радикализацию внутренней и внешней политики ЕС, отстаивая свою особую позицию. В программе правящей коалиции Германии, кстати, черным по белому записано превращение ЕС в Европейское федеративное государство.
В практическом плане, реагируя на слова, произнесенные и непроизнесенные Урсулой фон дер Ляйен, Берлин предупредил, что не будет брать на себя лидерство в военном оснащении киевского режима. Израиль поспешил подтвердить, что готов стать участником Европейского политического сообщества. Премьер-министр Польши громогласно заявил, что «не сдаст» Виктора Орбана, несмотря на сохраняющиеся разногласия, и не позволит наложить на Венгрию санкции (рассчитывая, в том числе, на взаимность). В финансовых же кругах ЕС и за его пределами однозначно убедились в том, что Брюссель готов пуститься во все тяжкие во взаимоотношениях с Москвой. Он будет и дальше наращивать антироссийские санкции, пусть и в ущерб самому себе. В общем плане они уже анонсированы. Возможности ввести новую волну санкций и еще больше антагонизировать Россию и россиян с использованием глубоко порочной методологии отмены» далеко не исчерпаны.
Всё страннее и страннее, или что происходит с интеграционным объединением
Все ежегодные обращения к нации, кто бы с ними ни выступал — президенты России, США, Франции или кто-то еще из высших государственных деятелей других стран — построены по одной схеме. В них подводится итог тому, что удалось сделать за «отчётный период», и обозначаются главные ориентиры программы на будущее. Вместе с тем, поскольку обращение озвучивает первое лицо государства, именно первое, а не кто-то иной, оно обладает несколькими особенностями, имеющими определяющее значение.
Во-первых, выступление с обращением является сугубо политическим действом, в зависимости от традиций, даже политическим шоу. И это задаёт его стилистику, аранжировку и обрамление.
Во-вторых, речь правителя, избранника народа обязательно должна нести тот или иной политический месседж. С одной стороны, её цель заключается в том, чтобы сплотить нацию вокруг всего того, что затрагивают её жизненные интересы. С другой — состоит в том, чтобы мобилизовать сторонников, сомневающихся и неопределившихся на решение насущных задач.
В-третьих, произнесенная им речь действительно, прежде всего, является обращением к нации, обращением к народу и уже затем — к его представителям в высшем законодательном собрании и других структурах власти. Поэтому о том какой резонанс она имеет судят по количеству телезрителей, сгрудившиеся у голубых экранов, ожиданиям и реакции многомиллионной аудитории, по тому как она освещается в медийном пространстве.
В-четвёртых, с обращением выступает лидер, олицетворяющий высшую власть и суверенитет нации. Его произносит политик, обладающий всеми необходимыми полномочиями, несущий персональную ответственность за реализацию выдвигаемой им программы действий и даваемых им обещаний и способный их осуществить.
Под этим углом зрения ежегодный отчет председателя Европейской комиссии о состоянии дел в Евросоюзе лишь претендует на то, чтобы считаться обращением к нации, но до столь высокого статуса, конечно же, не дотягивает. Тому есть множество причин.
Антироссийская политика Европейского союза как реакция на украинский кризис
Прежде всего, Европейская комиссия никогда не была и не является главной, наиболее влиятельной и определяющей политической силой в системе институтов Европейского союза (что не мешает ей играть роль мотора европейской интеграции, от работы которого зависят каждодневное функционирование интеграционного объединения и соблюдение согласуемых им нормативных предписаний). В иерархии институтов Европейского союза Европейская комиссия следует за Европейским советом в составе глав государств и правительств стран-членов, Европейским парламентом, избираемым на пять лет совокупным электоратом государств-членов на прямых, пусть и неравноправных и непропорциональных выборах, и Советом ЕС, в котором государства-члены имеют возможность представлять и отстаивать свои национальные интересы.
Соответственно, Европейская комиссия должна следовать тому мандату, который она получила от государств-членов, и выполнять согласованные ими решения. В подготовку этих решений Европейская комиссия вносит огромный вклад, она представляет на рассмотрение Европарламента и Совета ЕС планы и стратегии действий и корреспондирующие им конкретные законопроекты, но утверждают их политические институты ЕС. Европейская комиссия не в праве и не может подменять их.
Кроме того, исполнительная власть в ЕС сильно децентрализована [Maciariello 2019]. Европейская комиссия образует лишь её ядро и обеспечивает координацию. Однако многочисленные агентства и другие структуры ЕС, такие как Европол, Евроюст, Пограничная служба, Европейская прокуратура, Омбудсмен, Агентство по правам человека, органы, помогающие государствам-членам в борьбе с терроризмом и финансовыми злоупотреблениями, отвечающие за сохранность персональных данных, совместные действия в области кибербезопасности, внешней политики, военного строительства и многих других, обладают большой автономией и самостоятельностью [Institutions 2022].
Наконец, председатель Европейской комиссии, отправляя важные политические функции, является всё же назначенцем, управляющим, а не политиком. Председатель Европейской комиссии занимает одно из высших должностных мест в бюрократической машине ЕС, наряду с постоянным председателем Европейского совета, председателем Европарламента, Высоким представителем по иностранным делам и политике безопасности. Вспомним о дипломатическом скандале, разразившемся как-то с действующим председателем Европейской комиссии, когда принимающая сторона не оставила для нее кресло на переговорах рядом с главой страны, председательствующей в ЕС, и постоянным председателем Европейского совета.
Председателя Европейской комиссии избирают и назначают главы государств и правительств и до сих пор делают это непрозрачно, за закрытыми дверями, втайне от граждан Европейского союза, не прислушиваясь даже к мнению европейских и национальных политических партий. Так, в 2019 г., когда в ЕС по итогам очередных выборов в Европарламент произошла ротация высших должностных лиц институтов ЕС, главы государств и правительств долгое время не могли договориться между собой [Энтин, Энтина ноябрь 2019]. Торг между ними затянулся. Первоначально намечавшиеся фигуры были дезавуированы. В результате выбор, сделанный Европейским советом в пользу бывшего министра обороны Германии фрау Урсулы фон дер Ляйен, оказался для всех сугубо неожиданным. Все европейские политические партии отнеслись к нему с предубеждением [Энтин, Энтина июль 2019]. Урсула фон дер Ляйен еле преодолела низшую планку при голосовании в Европарламенте.
В учредительных договорах сейчас предусматривается, что Европейский совет назначает председателя Европейской комиссии с учетом того какая европейская политическая партия набрала наибольшее количество голосов на выборах в Европарламент. С позапрошлых выборов в 2014 г. предполагалось, что в соответствии с джентльменским соглашением между Европейским советом и Европарламентом председателем Европейской комиссии будет становиться лидер партии, приведший ее к победе. Так прошло назначение Жана-Клода Юнкера, несмотря на его травлю англичанами. Но в 2019 г. лидеры государств-членов отказались следовать джентльменскому соглашению. Они отмели кандидатуру председателя фракции Европейской народной партии в Европарламенте Манфреда Вебера (с мая 2022 г. возглавившего ЕНП [Zsiros 2022]) под предлогом того, что за пределами Европарламента он никому не известен; у него нет опыта работы в исполнительных структурах; европейская народная партия показала слишком плохие результаты на выборах. В результате вынырнула «тёмная лошадка» в лице фрау Урсулы фон дер Ляйен. Очевидно, что все указанные негативные характеристики к ней относились гораздо в большей степени [Энтин, Энтина июль 2019; ноябрь 2019].
С учетом всего этого традиционный сентябрьский отчет председателя Европейской комиссии о положении дел в Евросоюзе, скорее, относится к рутине функционирования интеграционного объединения. Он является презентацией подробнейшей бумаги с планом законотворческой деятельности на следующий год, направляемой председателю Европарламента и главе страны, председательствующей в Совете ЕС. Ни средствам массовой информации, ни населению ЕС до этой бумаги дела нет. С ней плотно работают лишь те, кому она адресована — остальные институты ЕС и профильные властные органы государств-членов. Даже экспертное сообщество в них не особенно вникает. Отсюда общий характер обращения к нации в исполнении председателя Европейской комиссии. Политический месседж в нем носит ограниченный, точечный характер. В основном разъясняются приоритеты практической работы на следующий год.
Буквально несколько примеров из того, на что из предыдущих выступлений председателя Европейской комиссии обостренно отреагировали комментаторы и политические обозреватели. В разгар миграционного кризиса Жан-Клод Юнкер предупредил политическую элиту Европейского союза и государств-членов об угрозе экзистенциального кризиса ЕС в следствие дефицита солидарности. На волне негативных настроений, вызванных протекционистской националистической политикой нового хозяина Белого дома Дональда Трампа, он же разъяснял, что желанная стратегическая автономия ЕС не сводится лишь к укреплению военного потенциала, а касается также экономической, финансовой и внешнеполитической самостоятельности ЕС в целом [Энтин, Энтина 2017]. Годом спустя Жан-Клод Юнкер сделал своё ежегодное обращение умышленно блеклым, чтобы не раскрывать карты в преддверии предстоящих очередных выборов в Европарламент, на которых политическому истеблишменту ЕС предстояло единым фронтом противостоять наступлению крайне правых, популистов и евроскептиков [Энтин, Энтина 2018]. Весной 2019 года их возможный успех вызывал у политического истеблишмента ЕС по-настоящему большие опасения. На долю Урсулы фон дер Ляйен пришлось объяснять, что в борьбе с пандемией ЕС проявил свои лучшие качества, а не провалился, как утверждали все те, кто по незнанию или намеренно пытались «очернить» интеграционное объединение и его институты, в частности Европейскую комиссию [State 2020; State 2021]. В первую очередь она стремилась показать, как много будут значить для возрождения Европы концепция и программа «ЕС следующего поколения», зеленый переход и достижение климатической нейтральности [Charting 2020; Charting 2021]. Но всё же все эти обращения не выходили за рамки обычной для ЕС номенклатурной традиции.
В этом плане та речь, которую Урсула фон дер Ляйен произнесла в Страсбурге перед депутатами Европарламента 14 сентября 2022 года [State 2022], ни на что не похожа. Она никуда не вписывается. Со стороны евродепутатов обращение вызвало шквал аплодисментов. Но во многих государствах-членах оно было встречено с настороженностью. Так Урсула фон дер Ляйен высказалась за созыв конвента в целях серьёзного пересмотра учредительных договоров ЕС, зная, что большая группа стран ЕС против этого. В экспертном сообществе вообще не поняли, что это было. Всё что угодно, но не отчётно-программное выступление одного из высших чиновников интеграционного объединения [We 2022].
В отечественных СМИ обратили внимание только на одну «странность» выступления. Оно было посвящено в большей степени Украине, нежели внутренней повестке ЕС. Обращение носило сугубо антироссийскую направленность [Дудина, Тарасенко 2022]. Перемежалось пропагандистскими воинственными сентенциями. Было переполнено нескончаемой чередой обвинений в адрес Москвы [Дудина, Тарасенко 2022]. Урсула фон дер Ляйен построила его таким образом, чтобы перевернуть всё с ног на голову. Она постаралась создать впечатление, будто не ЕС вместе с США и другими странами НАТО развязал санкционную войну против России, а Москва нацелилась на «подрыв экономики и благополучия» ЕС, Москва ведёт войну «против будущего и ценностей ЕС». Она ни разу не обмолвилась о прекращении военных действий и мирном урегулировании, настаивая на том, что мир может быть достигнут лишь на поле боя. Она всячески призывала украинцев и дальше сражаться и бороться, обещая им всемирную поддержку. Откровенно хвасталась тем объемом вооружений, которые страны ЕС перебросили на театр военных действий. Усиленно хвалила их за оказываемую поддержку [Дудина, Тарасенко 2022].
Однако это лишь одна из странностей нынешнего ежегодного обращения председателя Европейской комиссии, которые бросаются в глаза. Таких странностей много. Так много, что они заставляют задуматься о том, что происходит в интеграционном объединении, вернее теперь говорить — об интеграционном блоке, и куда он движется.
Первое. Урсула фон дер Ляйен выступала чрезвычайно уверено и эмоционально, порой даже харизматично. В прошлом у нее получалось больше отрабатывать заранее заученный урок. Теперь она говорила легко, свободно, раскрепощенно. Она как будто «пела и декламировала», а не произносила написанные для нее фразы на английском, французском и немецком языке. Всем своим видом и манерой выступать она демонстрировала, насколько она «выросла» за годы председательства. Как много ей дала школа баталий на всех этажах многоуровневого управления в рамках интеграционного блока. Что она не случайный начинающий функционер, а состоявшийся политик, готовый взять и берет на себя лидерство в нынешнее непростое время.
Второе. Она говорила сугубо политическим языком как завзятый популист, а не человек, профессионально разбирающийся в том, о чем он или она вещает. В этой связи вспоминается популярная шутка о разнице между политиком и экспертом: «Политик знает очень мало, но обо всём, в то время как эксперт знает всё, но ни о чем». Чувствовалось, что ей хочется произвести впечатление на европарламентариев. Ей важнее всего повести их за собой. Куда — не имеет значения. Куда — подразумевается, само собой.
Третье. Только европарламентарии и профессионалы вообще могли понять, о чем она высказывалась. Только люди, погруженные в повестку ЕС, в конкретную работу в тех областях и на тех направлениях, которые она упоминала. Это касалось любой затрагиваемой ею проблематики: от реформы рынка электроэнергетики до наказав Конференции о будущем Европы. Казалось, она стремится эмоционально увлечь всех тех, кто будет слушать ее речь, а не объяснить, почему, в силу каких обстоятельств, по какой причине предлагаемые ей политические меры целесообразны и реализуемы.
Четвертое. Речь была составлена из максимально общих, уклончивых и расплывчатых фраз. Один за одним следовали пассажи о том, что ЕС поддержит, поможет, придет на помощь, о том, что будут проведены реформы, что ЕС продолжит и дальше, и т.д. Однако конкретно алгоритм решения проблем лишь анонсировался, но не раскрывался. Складывалось даже впечатление, не боится ли председатель Европейской комиссии конкретики. Ведь за конкретику можно будет спросить, а общие фразы оставляют за Европейской комиссией полную свободу рук.
Пятое. В 2022 г. обращение к нации было поставлено как профессиональное политическое шоу. Образцом послужили «спектакли», разыгрывавшиеся в Конгрессе Дональдом Трампом [Presidential 2017]. Они были продуманы до мельчайших деталей. Великолепно исполнялись. Завораживали. После каждого смыслового блока следовали овации. Под каждую сентенцию подбирались приглашенные на слушания — солдаты, сражавшиеся за американскую мечту, бизнесмены, сумевшие выдержать удары кризиса, врачи, спасшие десятки и сотни жизней — к которым обращался и которых предъявлял зрителям выступающий в подтверждение своих слов [Presidential 2017]. В этот раз речь Урсулы фон дер Ляйен была срежиссирована таким же образом. В начале обращения председатель Европейской комиссии предъявила всем жену Зеленского как символ непокорившейся Украины. В конце выступления в зале поднялись те, кто встречал и устраивал в Польше украинских беженцев. И, само собой, каждый слот, произносимый Урсулой фон дер Ляйен, прерывался бурными аплодисментами.
Шестое. Как ни странно, обращение председателя Европейской комиссии было насыщено фейками и домыслами, очень хорошо, очень удачно подкреплявшими основной посыл выступающего, придающими речи дополнительную порцию убедительности и эмоциональности. Может быть, сейчас в ЕС так принято. Урсула фон дер Ляйен рассказала о том, как санкции «сломали» российскую экономику и безусловном «единстве» европейцев. Она поведала о том, что ради идеи все и дальше будут терпеть новые лишения, и о том, что осуществляемые ЕС политический курс и экономическая политика являются единственно правильными, ничего и другого и быть не может. Это со стороны подобные сентенции выглядят всё более и более «странными». В ЕС они сделались мейнстримом, который просто боятся ставить под сомнение. Ведь тогда всё может посыпаться. Мейнстримом стали и призывы председателя Европейской комиссии покончить в ЕС с неправительственными организациями и исследовательскими центрами, высказывающими альтернативные точки зрения, и призвать к порядку политические режимы, идущие не в ногу с большинством в интеграционном объединении.
Седьмое. По большому счету в тексте обращения трудно отыскать что-либо новое. Там нет ни свежих идей, ни предложений, которые выходили бы за рамки тех инициатив, которые выдвигались политическими лидерами государств-членов, или уже обсуждаются ЕС либо приняты к исполнению его институтами. Так, с тем чтобы демпфировать предоставление Украине и Молдове статуса государства — кандидата в члены ЕС, президент Франции Эмманюэль Макрон высказался за формирование при интеграционном объединении Европейского политического сообщества. По его замыслу, в него могли бы войти близкие союзники Брюсселя и те страны, которым потребуются годы реформ, чтобы соответствовать критериям ЕС. Это Великобритания, Турция, Западные Балканы и страны Восточного партнерства. Урсула фон дер Ляйен перевела его инициативу в разряд проектов, исходящих от Европейской комиссии и требующих теперь согласованных действий от государств-членов. За созыв нового конвента по ст. 48 ДЭС и пересмотр учредительных договоров ЕС высказалась Конференция о будущем Европы. Европарламент незамедлительно воспользовался этим и запустил процедуру, предусмотренную ст. 48. Урсула фон дер Ляйен лишь солидаризировалась с такой перспективой. Реформа электроэнергетического рынка, декарбонизация, климатическая повестка и многие другие сюжеты, затронутые в ее выступлении — это то, над чем государства-члены и институты ЕС работают в каждодневном режиме. Но ей и не нужно было предлагать что-то новое. Ее речь имела иную целевую направленность.
Восьмое. Самое главное — Урсула фон дер Ляйен взяла на себя смелость выступать от имени всего ЕС и государств-членов, а не только от его исполнительного органа, от имени всего европейского социума, как если бы в нем не было правящих партий и оппозиции, отсутствовал разброс мнений, различные политические силы внутри ЕС думали, как она, и безоговорочно занимали оглашаемую ею позицию. Хорошо известно, что это не так. Опросы общественного мнения показывают, что население ЕС и большинства государств-членов иначе видят политическую и экономическую повестку дня, чем она прозвучала в выступлении председателя Европейской комиссии. Его требование к институтам ЕС — в первую очередь заниматься «борьбой с бедностью и социальным отчуждением» [EP 2022]. По его мнению, ЕС лишь с большой натяжкой заслуживает позитивной оценки — ее ставят интеграционному объединению, по официальным данным, лишь 52% опрашиваемых [EP 2022]. Его всё больше заботят критическое положение, складывающиеся в экономике региона, и то, что верхи опять перекладывают на средний класс и простой люд тяготы на сей раз, как на это указывают профессиональные экономисты, рукотворного кризиса. По-разному видится то, что надо делать ЕС, и из столиц, тем более различными политическими силами [Basso 2022].
Наверное, отсюда та смелость, которую взяла на себя Урсула фон дер Ляйен говорить от имени как бы единого ЕС и всех государств-членов. Эта смелость объясняется тем, что Совет ЕС, где, все они представлены, так однозначно и безапелляционно выступать не может.
Возложенная на неё задача заключается в том, чтобы убедить эти же государства-члены, европарламентариев, которые жаждут, чтобы было так, электорат, который заявляет о своем недоверии одной правящей в странах ЕС политической коалиции за другой, что такое единство есть. Ведь видимость порой в политике важнее, нежели реальность. Поэтому выступление председателя Европейской комиссии стало панегириком единству ЕС, его сплоченности, его солидарности, готовности всех стоически переносить падение жизненного уровня и несправедливость — лишь бы противостоять Москве и жертвовать жизнями русских и украинцев ради продолжения боевых действий.
Ещё одно напрашивающееся объяснение: Берлину сейчас не с руки играть первую скрипку в ЕС — ее лучше отдать гражданке Германии во главе Европейской комиссии. Эффективность немецкой экономики во многом зиждется на гарантированных поставках дешевых энергоносителей из России, от которых под давлением не только обстоятельств, но и ястребов внутри и вне ЕС приходится отказываться. Его усиленно подталкивают к тому, чтобы взять на себя риск поставщика самых современных тяжелых вооружений Киеву, что чревато непредсказуемыми тяжелейшими последствиями. Германии также трудно просчитать и то, как в дальнейшем будут воспринимать в ЕС возрождение Бундесвера, его превращение в основу коллективных вооруженных сил Европейского измерения НАТО и, возможно, Евросоюза, его утверждение в качестве доминирующей силы в регионе.
Лиссабонский договор внес в учредительные акты ЕС предписание о взаимных гарантиях безопасности, лишь по форме отличающееся от ст. 5 Римского договора о Североатлантическом альянсе. Таким образом, ЕС давно превратился в военно-политический блок, с точки зрения его полномочий. С 2017 г. государства-члены распечатали положения учредительных договоров о постоянном структурированном военном сотрудничестве, в рамках которого теперь осуществляются десятки коллективных проектов военного строительства. Среди журналистов они получили прозвище «Шенген для танков». Помимо военной инфраструктуры, проектами предусмотрено создание передовых, наземных и воздушных систем вооружения.
Еще почему так понадобилось настойчиво произносить заклинания о единстве и солидарности государств-членов в противостоянии Москве, несмотря ни на что. В ЕС очень непросто идет согласование восьмого пакета санкций. Почти наверняка, будет продавлено решение об отключении всех банков России, что пока еще не было сделано, от системы финансовых трансакций SWIFT. Это не может рикошетом не ударить по экономике ЕС и государств-членов. В ЕС также усиленно уговаривают несогласных обнулить для россиян, имеющих многократную шенгенскую визу, ее действие, оставив изъятия лишь для отдельных групп граждан. В свете этого, уверения Урсулы фон дер Ляйен о единстве государств-членов и общности судьбы особенно востребованы.
Вместе с тем то, как и с чем выступала Урсула фон дер Ляйен, может свидетельствовать и о более глубоких сдвигах в расстановке сил в Евросоюзе. Гранды ЕС во главе с франко-германским тандемом хотели бы покончить с единогласием в принятии решений в Европейском совете и Совете ЕС, когда речь идет о введении и продлении санкций, внешнеполитических действиях или налогообложении. Их не устраивает, что отдельные страны пока еще в состоянии блокировать радикализацию внутренней и внешней политики ЕС, отстаивая свою особую позицию. В программе правящей коалиции Германии, кстати, черным по белому записано превращение ЕС в Европейское федеративное государство. К тому же в случае отказа от единогласия легче будет подавлять фронду внутри ЕС со стороны таких государств-членов, как Венгрия или Польша. Под этим углом зрения,грандам ЕС было бы выгодно сделать ставку на временное ослабление Совета ЕС и усиление Европарламента и Европейской комиссии. Последние упорно лоббируют консолидацию ЕС, углубление интеграции и необходимую для этого ревизию учредительных договоров.
6 июня 2022 г. Европарламент утвердил резолюцию, официально запускающую обсуждение вопроса о созыве конвента и пересмотре учредительных договоров в соответствии со ст. 48 Договора о Европейском союзе [European 2022; Parliament 2022]. Параллельно в тот же день Европарламент проголосовал резолюцию о необходимости расширения своих полномочий. Он хотел бы получить право законодательной инициативы (пока она принадлежит исключительно Европейской комиссии и балансирует тем самым институты ЕС), решающий голос в процессе согласования бюджета ЕС, некоторые другие прерогативы. Европейская комиссия номинально уже сейчас может пользоваться механизмом обусловленности и приостанавливать выделение средств в пользу отдельных государств-членов, в частности отказывать им в финансировании программ возрождения национальной экономики из средств фонда «ЕС следующего поколения» на основе того, что они ненадлежащим образом соблюдают требования правового государства. До сих пор Европейская комиссия очень осторожно распоряжалась своими полномочиями по механизму обусловленности в отношении Венгрии и Польши. Однако сдержанности, похоже, приходит конец. В выступлении Урсулы фон дер Ляйен об этом говорится вполне прозрачно.
То, что сейчас на Европейскую комиссию делается ставка, объясняется также ее суперактивностью. На всех направлениях Европейская комиссия представляет новейшие законопроекты. С 1 января начнет действовать законодательство об интернете вещей и интернете услуг. Заканчивается работа над актом об искусственном интеллекте. Это законодательство будет носить комплексный характер. Оно увяжет в единую экосистему новейшее регулирование, касающееся кибербезопасности, обеспечения конкуренции в виртуальном пространстве, более эффективной охраны персональных данных и т.д. [Kabelka 2022]
Новая реальность в ЕС определяется не экономическим, энергетическим и продовольственным кризисом, неконтролируемой инфляцией и неподъемной задолженностью государств и частного бизнеса. О них Урсула фон дер Ляйен предпочла говорить, как о временном явлении, спровоцированном Москвой. С ним, как она утверждает, интеграционный альянс обязательно справится и добьется своего, продолжая по сути дела обанкротившийся курс.
Новая реальность определяется (1) по-прежнему незыблемой приверженностью (которую следовало бы применить совсем к другому) целям разрыва экономических связей с Россией, декарбонизации, перехода на возобновляемые источники энергии и достижения климатической нейтральности; (2) надеждами, которые возлагаются на реализацию программы перестройки экономики региона « ЕС следующего поколения»; (3) итогами Конференции о будущем Европы [Conference 2022], которая очень укрепила позиции евроэнтузиастов в политическом истеблишменте ЕС и государств-членов. О них, как если бы все были в курсе всего этого, когда более подробно, когда совсем лапидарно председатель Европейской комиссии говорила в основной части своего обращения к нации.
В отношении энергетического кризиса и энергетического перехода Урсула фон дер Ляйен следующим образом расставила акценты. Еще после первого энергетического кризиса 1970-х гг. надо было заниматься не только энергосбережением и энергоэффективностью. Нужно было пересмотреть роль, которую углеводороды играют в энергетическом миксе. Следовало взять курс на поэтапный отказ от их использования. Теперь за ошибки прошлого приходится расплачиваться, как и за зависимость от авторитарной России, хотя прибалты и восточно-европейцы предупреждали, сколь важно с ней вовремя покончить. Пусть энергетический переход обходится ЕС и государствам-членам намного дороже, чем предполагалось, его необходимо всемерно форсировать. Пример показывают те страны, которые подняли долю возобновляемых источников энергии в электроэнергетике свыше 50%, строят гигантские фермы ветряков на взморье, покрывают колоссальные площади солнечными панелями, запустили первые составы с водородным двигателем.
Как усиленно подчеркивала Урсула фон дер Ляйен в обращении к нации, ЕС не только удалось победить коронавирусную пандемию. За это объединению должны быть благодарны все европейцы. У него получилось добиться большего. Благодаря проактивной позиции Европейской комиссии, ЕС вышел на принципиально иное видение будущего. Олицетворением этого видения стала концепция «Европейский союз следующего поколения», оперативно развернутая в соответствующую программу, финансовые инструменты и обязывающие механизмы. О чем идет речь, европарламентариям, естественно, хорошо известна. Для обывателя это темный лес. Суть «ЕС следующего поколения» — выкарабкавшись из пандемии, интеграционное объединение концентрирует свои усилия не на восстановлении старой, а на построении новой экономики. Определяющими чертами и слагаемыми новой экономики становятся цифровизация, климатическая нейтральность, безотходные производство и потребление. Для ее построения финансирование пойдет из семилетнего бюджета ЕС в размере 1,1 трлн евро и дополнительных заимствований Европейской комиссией на свободном финансовом рынке по поручению совокупности стран ЕС в размере 750 млрд евро. Все эти деньги послужат гарантией для привлечения еще больших инвестиций от частного бизнеса. Платой за частичное обобществление долгов, о котором десятилетиями мечтали юг и восток ЕС, будут структурные реформы. Деньги государства-члены получат только под условия их проведения. Отсюда высокомерное отношение Европейской комиссии к очередному системному экономическому кризису. Он, по ее мнению, послужит лишь дополнительным стимулом к перестройке всего, чем живут бизнес, государства-члены и интеграционное объединение. В этом же и причина уверенности Европейской комиссии в том, что к преодолению кризиса ЕС подготовлен лучше, чем когда-либо. Ни у бизнеса, ни у государств-членов, ни у экспертного сообщества, правда такой уверенности нет.
В самой речи Конференция о будущем Европы упомянута лишь походя в связи с отдельными мерами, предлагаемыми Европейской комиссией в плане выполнения ее наказов. В письме на имя председателя Европарламента и главы страны, председательствующей в Совете ЕС, привязка планов Европейской комиссии к наказам конференции дается на порядок более обстоятельно. Опять-таки у европарламентариев имеется исчерпывающая информация о Конференции и её итогах, поскольку они подводились в штаб-квартире Европарламента в Страсбурге совсем недавно, 9 мая 2022 г. Для населения ЕС, с которым якобы проконсультировались институты интеграционного объединения с ее помощью, Конференция прошла стороной. Но благодаря масштабному проведению европейских и национальных панелей граждан, свыше 6 тыс. децентрализованных обсуждений и цифровой платформе, Пленуму и Исполнительному комитету Конференции о будущем Европы удалось собрать тысячи предложений по модернизации ЕС и повышению эффективности проводимой им политики. Они структурировали их и предложили институтам ЕС в качестве рекомендаций, исходящих от европейского электората. То, как Европейский совет, Европарламент, Совет ЕС и Европейская комиссия распорядятся ими, заранее легитимировано. Но, что у ЕС получится, зависит от расстановки сил внутри ЕС. Как ЕС собирается воспользоваться наказом избирателей, во многом демонстрирует обращение к нации 2022 г. в исполнении Урсулы фон дер Ляйен. То, в каком направлении меняется соотношение сил в ЕС, ее выступление тоже хорошо показывают.
Не приходится удивляться, что в экспертных кругах своеобразие нынешнего обращения к нации вызвало некоторую растерянность. Кто-то не нашел в нем никакой конкретики, ничего, что помогло бы понять, что в политике ЕС будет меняться, адаптируясь к реальным потребностям, и каким образом. Кого-то, наоборот, оно заставило задуматься, поскольку недосказанность зачастую более информативна, чем определенность. Из этой недосказанности следует, что Европейская комиссия и впредь будет использоваться в качестве важнейшего инструмента обеспечения единения и единомыслия государств-членов. В ее распоряжении есть только год, чтобы подойти к следующему избирательному циклу в Европарламент с убедительными результатами. Поэтому она сосредоточится на том, что может принести политические дивиденды и предотвратить протестное голосование. Для этого совершенно необходимы умелое сочетание использования финансовых рычагов «подкупа» избирателей, недопущения поливариантности развития и политических установок, здорового популизма и изощренной пропаганды. Такой смеси Европейская комиссия, политическое руководство ЕС и государств-членов и будут придерживаться.
А в практическом плане, реагируя на слова, произнесенные и непроизнесенные Урсулой фон дер Ляйен, Берлин предупредил, что не будет брать на себя лидерство в военном оснащении киевского режима. Израиль поспешил подтвердить, что готов стать участником Европейского политического сообщества [Zachová 2022]. Премьер-министр Польши громогласно заявил, что «не сдаст» Виктора Орбана, несмотря на сохраняющиеся разногласия, и не позволит наложить на Венгрию санкции (рассчитывая, в том числе, на взаимность) [Sieniawski 2022]. В финансовых же кругах ЕС и за его пределами однозначно убедились в том, что Брюссель готов пуститься во все тяжкие во взаимоотношениях с Москвой. Он будет и дальше наращивать антироссийские санкции, пусть и в ущерб самому себе. В общем плане они уже анонсированы [EU ministers 2022]. Возможности ввести новую волну санкций и еще больше антагонизировать Россию и россиян с использованием глубоко порочной методологии отмены» далеко не исчерпаны [Энтина 2022].
References
Дудина Галина, Тарасенко Павел. 2022. План Е. О чем председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен говорила в программной речи // Коммерсантъ. 14.09. https://www.kommersant.ru/doc/5559911
Энтин Марк, Энтина Екатерина. 2017. Европейский союз распрямляет плечи // РСМД. 02.10. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/evropeyskiy-soyuz-raspryamlyaet-plechi/
Энтин Марк, Энтина Екатерина. 2019. Как и почему министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен стала председателем Европейской комиссии // РСМД. 17.07. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kak-i-pochemu-ministr-oborony-germanii-ursula-fon-der-lyayen-stala-predsedatelem-evropeyskoy-komissi/
Энтин Марк, Энтина Екатерина. 2018. Обманутые ожидания или игра в поддавки? // РСМД. 21.09. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/obmanutye-ozhidaniya-ili-igra-v-poddavki/
Энтин Марк, Энтина Екатерина. 2019. Промежуточные результаты нового этапа внутриполитической борьбы в Евросоюзе // РСМД. 12.11. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/promezhutochnye-rezultaty-novogo-etapa-vnutripoliticheskoy-borby-v-evropeyskom-soyuze/
Энтина Екатерина. 2022. От «отменённой России» к стране-цивилизации. «Отмена» Западом России в глазах большинства стран мира стала возвеличиванием объекта // Россия в глобальной политике. 01.09. № 5. Сентябрь/Октябрь. https://globalaffairs.ru/articles/k-strane-czivilizaczii/
Basso Davide. 2022. Marine Le Pen critique les sanctions « irréfléchies » contre Moscou, les progressistes contre-attaquent // Euractiv. 20.09. https://www.euractiv.fr/section/politique/news/marine-le-pen-critique-les-sanctions-irreflechies-contre-moscou-les-progressistes-contre-attaquent/
Charting the course for the year ahead. 2020 // European Commission. 16.09. https://ec.europa.eu/info/strategy/strategic-planning/state-union-addresses/state-union-2020_en
Charting the course for the year ahead. 2021 // European Commission. 15.09. https://ec.europa.eu/info/strategy/strategic-planning/state-union-addresses/state-union-2021_en
Conference on the Future of Europe Report on the Final Outcome. 2022 // Conference on the future of Europe. May https://prod-cofe-platform.s3.eu-central-1.amazonaws.com/2po250fn174z62m8g8c9ya9e62m7
Irish John, Nichols Michelle. 2022. EU ministers agree to press ahead with new Russia sanctions // Reuters. 22.09. https://www.reuters.com/world/europe/eu-foreign-ministers-meet-ukraine-wednesday-diplomats-2022-09-21/
European Parliament resolution of 9 June 2022 on the call for a Convention for the revision of the Treaties (2022/2705(RSP)) // European Parliament Texts Adopted. 09.06. https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0244_EN.html
EP Spring 2022 Survey: Rallying around the European flag - Democracy as anchor point in times of crisis // Eurobarometer. June. https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/2792
Institutions (2022) and bodies profiles (76) // European Union. https://www.european-union.europa.eu/institutions-law-budget/institutions-and-bodies/institutions-and-bodies-profiles_en
Kabelka Laura. 2022. La Commission européenne prépare un plan sur le métavers // Euractiv. 19.09. https://www.euractiv.fr/section/economie/news/la-commission-europeenne-prepare-un-plan-sur-le-metavers/
Maciariello Elio. 2019. EU Agencies and the Issue of Delegation: Conferral, Implied Powers and the State of Exception // European Papers — A Journal on Law and Integration. Vol. 4. No 3. P. 723-751. https://www.europeanpapers.eu/en/system/files/pdf_version/EP_eJ_2019_3_5_Articles_Elio_Maciariello_00338.pdf
Parliament activates process to change EU Treaties. 2022 / European Parliament Press Releases. 09.06. https://www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/priorities/eu-future-conference-follow-up/20220603IPR32122/parliament-activates-process-to-change-eu-treatie
Presidential Address to Congress. 2017 // NBC News Live. https://www.youtube.com/watch?v=9o_WDqG2x_4
Sieniawski Bartosz. 2022. État de droit: la Pologne s’opposera aux sanctions de l’UE contre la Hongrie // Euractiv. 20.09. https://www.euractiv.fr/section/l-europe-dans-le-monde/news/etat-de-droit-la-pologne-sopposera-aux-sanctions-de-lue-contre-la-hongrie/
State of the Union 2020 // European Commission. 16.09. https://ec.europa.eu/info/strategy/strategic-planning/state-union-addresses/state-union-2020_en
State of the Union 2021 // European Commission. 15.09. https://ec.europa.eu/info/strategy/strategic-planning/state-union-addresses/state-union-2021_en
State of the Union Address by President von der Leyen 2022 “A Union That Stands Strong Together” // European Union. 14.09. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/ov/speech_22_5493
We (2022) discussed the annual State of the Union speech by European Commission President Ursula von der Leyen and its implications for the tech sector with Cecilia Bonefeld-Dahl, Director-General of DIGITALEUROPE, and Scott Marcus, Senior Fellow at Bruegel. State of the Union’s digital prospects // Euractiv. 16.09. https://www.euractiv.com/section/digital/podcast/state-of-the-unions-digital-prospects/
Zachová Aneta. 2022. Israël participera à la réunion de la Communauté politique européenne // Euractiv. 20.09. https://www.euractiv.fr/section/elargissement/news/israel-participera-a-la-reunion-de-la-communaute-politique-europeenne/
Zsiros Sandor. 2022. Манфред Вебер возглавил Европейскую народную партию // Euronews. 01.06. https://ru.euronews.com/my-europe/2022/06/01/eu-epp-congress-weber
(Голосов: 5, Рейтинг: 5) |
(5 голосов) |
Реагируя на российскую военную операцию, политики стран ЕС практически мгновенно осознали, что безопасность, которую они понимают как «безопасность от России», более не может быть «бесплатной». И они готовы платить
Дипломатия цвета хаки: новые подходы «зелёной» внешней политики ФРГСтавка «Зелёных» на милитаризацию внешнеполитической практики не принесла им серьезного репутационного урона
Безъядерный еврофронтир: обзор рисков для текущего ядерного статуса Центральной и Восточной ЕвропыПри всём желании «младоевропейцев» обзавестись ядерным оружием им не хватает как технических возможностей, так и «благословения» или помощи со стороны ядерных держав