Венесуэла, расколотая пополам
Демонстрация оппозиции около штаб-
квартиры Национального избирательного
совета в Каракасе, 21 марта 2013 г.
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Д.полит.н., профессор, руководитель Центра политических исследований ИЛА РАН, профессор ф-та глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова
Внеочередные президентские выборы (апрель 2013 г.) продемонстрировали крайнюю поляризацию населения Венесуэлы, которое разделилось на убежденных сторонников идей покойного лидера Уго Чавеса и противников «социализма XXI века». От дальнейшего развития событий в значительной мере зависят как перспективы леворадикальных режимов в регионе, так и отношения Венесуэлы со стратегическими партнерами, в том числе и с Россией.
Внеочередные президентские выборы (апрель 2013 г.) продемонстрировали крайнюю поляризацию населения Венесуэлы, которое разделилось на убежденных сторонников идей покойного лидера Уго Чавеса и противников «социализма XXI века». От дальнейшего развития событий в значительной мере зависят как перспективы леворадикальных режимов в регионе, так и отношения Венесуэлы со стратегическими партнерами, в том числе и с Россией.
Итоги выборов и расстановка политических сил
5 марта 2013 г. после тяжелой продолжительной болезни скончался президент Венесуэлы Уго Чавес, яркий и харизматичный политик, руководивший страной с 1999 г., бесспорный лидер латиноамериканских левых радикалов, взявших на вооружение идею Cимона Боливара об объединении Латинской Америки в противовес США и заявивших о строительстве «социализма ХХI века». В экономической сфере эта модель включает национализацию ключевых секторов экономики, усиление государственного регулирования и проведение социальных реформ в интересах малообеспеченных слоев населения. Внутриполитические процессы характеризуются соблюдением демократических процедур при усилении авторитарных тенденций, связанных с продлением сроков правления и усилением полномочий главы государства, ограничениями свободы слова и деятельности оппозиции. Во внешней политике взят курс на обострение отношений с США и на поиски альтернативных партнеров.
На внеочередных выборах 14 апреля 2013 г. реальные шансы на победу были только у Николаса Мадуро Мороса, поддержанного проправительственным Большим патриотическим полюсом (Gran Polo Patriótico, GPP), и Энрике Каприлеса Радонского, выдвинутого оппозиционным Круглым столом демократического единства (Mesa de Unidad Democrática, MUD) в составе 30 партий и движений преимущественно центристского и правоцентристского спектра.
Оба кандидата – не новички в венесуэльской политике. Николас Мадуро с 2006 по 2012 г. возглавлял министерство иностранных дел, в 2012 г. назначен вице-президентом и преемником Чавеса, после его смерти исполнял обязанности главы государства. Энрике Каприлес, дважды избиравшийся губернатором штата Миранда, по итогам первичных выборов стал единым кандидатом оппозиции, в рамках которой представляет партию «Справедливость прежде всего» (Primero justicia) и позиционирует себя в качестве сторонника социал-демократической модели бразильского образца [1].
Свою роль сыграл и накал эмоций, вызванный смертью национального лидера, круглосуточные трансляции программ о его жизни и деятельности. Поддержка преемника Чавеса рассматривалась как исполнение последней воли умершего президента.
Еще накануне выборов сторонники нынешней власти рассчитывали на внушительную победу. Однако итоги голосования оказались для них неожиданными: по официальным данным, Мадуро получил 50,61%, а Каприлес – 49,12% голосов. С октября 2012 г. чависты потеряли поддержку 685,8 тыс. избирателей [2]. Оппозиция заявила о многочисленных нарушениях и потребовала проверки регистрационных журналов для выявления «мертвых душ» и возможного неоднократного голосования. Соответствующие материалы переданы в Верховный суд. MUD также намерен обратиться в международные инстанции. Национальный избирательный совет пошел на пересчет части бумажных бюллетеней, однако эта затея не имеет практического смысла, поскольку при автоматическом голосовании электронные и бумажные бюллетени фактически всегда совпадают.
Между тем обе стороны вывели своих последователей на улицы. Массовые выступления сопровождались человеческими жертвами, в которых оппозиция и власть обвиняют друг друга. Столкновения имели место и в Национальной ассамблее, где оппозиционные депутаты, не признающие легитимности избранного президента, были лишены права голоса и начали акции протеста. С 13 мая 2013 г. более 3 тыс. военных выведены на улицы для борьбы с насилием и преступностью. Однако придание армии полицейских функций вызывает обеспокоенность у правозащитников, опасающихся нарушений прав человека [3].
Причины поляризации венесуэльского общества
Раскол венесуэльского общества в значительной степени определяется отношением к итогам правления Уго Чавеса и его идейному наследию. Чависты отмечают успехи правительства в социальной сфере. С 1999 по 2011 гг. уровень бедности в Венесуэле снизился с 49,4 до 29,5%, в том числе уровень нищеты – с 21,7 до 11,7%. По сравнению с большинством стран региона наблюдается более равномерное распределение ВВП (индекс Джини составил 0,489 в 1999 г. и 0,397 в 2011 г.) [4]. На социальные миссии направлялось две трети доходов от экспорта нефти. Благодаря помощи кубинских специалистов удалось улучшить показатели в сфере образования и здравоохранения, для малоимущих граждан организованы магазины с более низкими фиксированными ценами, созданы специальные кредитные учреждения, продвинулось решение острейшей жилищной проблемы [5].
Полностью контролируемые
правительством электронные средства
массовой информации изображали Каприлеса
как кандидата мирового империализма и
сионизма, стремящегося покончить с
завоеваниями боливарианской революции,
а его сторонников – как фашиствующих
правых.
Свою роль сыграл и накал эмоций, вызванный смертью национального лидера, круглосуточные трансляции программ о его жизни и деятельности. Поддержка преемника Чавеса рассматривалась как исполнение последней воли умершего президента. На стороне официального кандидата был мощный административный ресурс. Почти полностью контролируемые правительством электронные средства массовой информации изображали Каприлеса как кандидата мирового империализма и сионизма, стремящегося покончить с завоеваниями боливарианской революции, а его сторонников – как фашиствующих правых, что находило отклик у малообразованной части электората.
Напротив, успеху Каприлеса способствовало недовольство значительной части населения экономической ситуацией. В 2009 г. спад ВВП достиг 3,2%, в 2010 – 1,5%. В 2011 г. ситуация несколько выправилась (рост на 4,2%) [6], однако в 2013 г. прогнозируется очередной спад. В начале 2013 г. Венесуэла лидировала в регионе по показателю внешней задолженности на душу населения, государственный долг составил 70% ВВП, а бюджетный дефицит – 13%. Долг государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA) превысил 40 млрд долларов, а добыча нефти продолжает снижаться [7]. Ожидается, что в 2013 г. экспорт нефти сократится на 7,8% [8]. За 10 лет импорт продуктов питания удвоился и достиг 75% [9], закрылись четыре тысячи предприятий обрабатывающей промышленности, число работодателей сократилось с 630 до 430 тысяч. Аккумулированный уровень инфляции, самый высокий в регионе, с 1999 по 2011 гг. достиг 1269%, в то время как рост заработной платы составил только 1018%. Начиная с 2008 года семейная потребительская корзина находится ниже прожиточного минимума [10]. В феврале 2013 г. правительство уже в пятый раз девальвировало национальную валюту на 32,5%. В результате к началу мая в годовом исчислении инфляция подскочила до 29,4%, а уровень дефицита товаров и услуг – до 21,3%.
Национализация крупных предприятий привела к снижению их рентабельности, ухудшению инвестиционного климата и бегству иностранного капитала. Венесуэла занимает последнее место в регионе по конкурентоспособности и первое – по уровню коррупции. Самой острой проблемой остается разгул насилия и преступности. В 2012 г. по количеству предумышленных убийств на 100 тыс. населения (по данным правительства – 54, по данным общественных организаций – 73) Венесуэла занимала пятое место в мире и первое в Южной Америке [11].
Беднейшее население, выигравшее от многочисленных социальных программ, продолжает оказывать поддержку власти, в то время как экономические элиты и средние слои все активнее поддерживают оппозицию.
Недовольство оппозиционно настроенных граждан вызывают превращение вооруженных сил в одну из опор существующего режима, гонка вооружений, использование административного ресурса при рекрутировании сторонников правящей партии, наступление на неподконтрольные средства массовой информации, выборочное правосудие, давление на оппозиционных губернаторов, из-под юрисдикции которых изымаются экономические рычаги, угрозы привлечения критиков правительства к уголовной ответственности.
Все эти факторы привели к тому, что беднейшее население, выигравшее от многочисленных социальных программ, продолжает оказывать поддержку власти, в то время как экономические элиты и средние слои все активнее поддерживают оппозицию. Предприниматели недовольны ограничениями на ведение бизнеса, профсоюзы требуют сохранения уровня жизни и социальных гарантий, студенческие организации протестуют против урезания университетской автономии. Часть военных недовольна ориентацией армии на «социализм XXI века» и сильным влиянием кубинских советников. Неоднозначную позицию занимает и иерархия католической церкви.
Ситуация в Венесуэле и Латинская Америка
Смерть Уго Чавеса не может не отразиться на судьбе «социализма ХХI века». Хотя среди латиноамериканских политиков немало ярких личностей, никто их них не может сравниться по популярности с покойным президентом Венесуэлы. Определенные изменения могут коснуться Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA) – созданного в 2004 г. по инициативе Венесуэлы и Кубы интеграционного объединения, в которое впоследствии вошли Боливия, Никарагуа, Эквадор и три небольших карибских государства. Ключевая роль в этом антирыночном и антиглобалистском проекте, основанном не на конкуренции, а на солидарности и взаимодополняемости экономик, отводится спонсорской помощи Венесуэлы. За пять лет на эти цели Каракас потратил 33 млрд долл. Основными реципиентами помощи стали Куба (18,8 млрд долл.), Боливия (6,7 млрд) и Никарагуа (5,5 млрд) [12].
Благодаря двустороннему сотрудничеству между Венесуэлой и Кубой фактически обеспечивается выживаемость кубинской экономики. В 2011 г. товарооборот между двумя странами достиг 8,3 млрд долларов. Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу по преференциальным ценам 100 тыс. баррелей нефти, обеспечивая 62% кубинских потребностей. На начало 2013 г. функционировали свыше 30 кубино-венесуэльских предприятий в различных сферах. В Венесуэле работает около 40 тыс. кубинских врачей, учителей и спортивных тренеров, на острове обучаются тысячи студентов из Венесуэлы [13]. Кубинцы играют немаловажную роль в венесуэльских силовых структурах, в том числе и в охране высших должностных лиц государства.
Безусловно, Мадуро приложит все усилия для сохранения и упрочения связей со своим стратегическим союзником. В конце апреля 2013 г. он нанес официальный визит в Гавану в качестве главы государства. По итогам поездки запланировано воплотить в жизнь еще 51 проект на сумму около 2 млрд долларов. О преемственности политики свидетельствует и состоявшаяся 4-5 мая 2013 г. встреча глав государств и правительств стран Центральной Америки и Карибского бассейна, входящих в объединение Petrocaribe. Участники саммита заявили о стремлении укреплять поддерживаемый Венесуэлой блок и создать на его основе единую экономическую зону [14].
Несмотря на диверсификацию внешних экономических отношений Венесуэлы, США по-прежнему остаются главным торговым партнером страны и основным источником поступления иностранной валюты.
Практическая реализация этих планов в значительной степени будет зависеть от положения дел в самой Венесуэле. Если прогнозы об ухудшении экономической ситуации подтвердятся, объемы спонсорской помощи неминуемо снизятся, что повлечет за собой ухудшение социальной ситуации у ее реципиентов.
Дружеские отношения установились у Венесуэлы с государствами, входящими в созданный в 1991 г. Южноамериканский общий рынок (Меркосур), полноправным членом которого в июле 2012 г. стала и Венесуэла. В мае 2013 г. Мадуро совершил поездку в Аргентину, Бразилию и Уругвай, где не только заручился политической поддержкой президентов этих государств, но и подписал ряд взаимовыгодных контрактов. Венесуэла обязуется расширить поставки нефти, а ее партнеры – обеспечить страну основными продуктами питания и оказать содействие в создании инфраструктуры, необходимой для их хранения и переработки. За последние пять лет импорт Венесуэлы из стран Меркосур составил около 28 млрд долларов, из них 12 млрд приходится на продукты питания. Новые соглашения ставят целью активизировать сотрудничество в сфере энергетики и сельского хозяйства. В июне 2013 г. по ротации Венесуэла займет пост временного председателя блока.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро
встречается с прессой, Гавана,
27 апреля 2013
Относительного единства взглядов по поводу событий в Венесуэле удалось добиться в рамках Союза южноамериканских наций (UNASUR), учрежденного в 2008 г. Это объединение, включающее двенадцать стран континента, призвано стать площадкой для взаимопонимания, несмотря на различия политических режимов, и стремится разрешать возникающие в регионе противоречия без участия США и ЕС. Наблюдатели от UNASUR присутствовали на президентских выборах в Венесуэле. 15 апреля 2013 г. на чрезвычайном заседании в Лиме участники саммита глав государств UNASUR единодушно признали легитимность Мадуро как президента, призвали венесуэльцев прекратить насильственные действия и начать диалог в духе толерантности.
Корректные, но более сдержанные отношения развиваются у Венесуэлы с государствами созданного в июне 2012 г. Тихоокеанского альянса, в состав которого входят более умеренные правительства Мексики, Колумбии, Перу и Чили, а в качестве ассоциированных членов – государства Центральной Америки. В отличие от Организации американских государств (ОАГ), постоянно подвергающей Венесуэлу критике, более конструктивные отношения у руководства страны складываются с Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC), одним из инициаторов создания которого был в 2011 г. Уго Чавес. (В ОАГ приостановлено членство Кубы, а из государств Западного полушария в CELAC не входят США и Канада).
Состояние и перспективы отношений с Соединенными Штатами
Достаточно сложными остаются отношения Венесуэлы с Соединенными Штатами. Николас Мадуро не только придерживается антиимпериалистической риторики своего предшественника, но и объявил за сутки до смерти Чавеса персонами нон грата двух американских дипломатов. Кроме того, прозвучали заявления о возможной причастности американских спецслужб к заболеванию Чавеса. После выборов спецслужбы США также обвиняют в дестабилизации страны для оправдания иностранной интервенции и даже в попытке организации убийства Мадуро. В свою очередь, официальные круги Соединенных Штатов неоднократно выражали озабоченность политической поляризацией и отсутствием диалога и заверяли, что правительство Барака Обамы интересуют не столько те или иные итоги выборов, сколько соблюдение демократической практики и гарантий для оппозиции как части демократического процесса [15]. США – единственная из крупных стран, пока воздержавшаяся от признания легитимности Мадуро.
Евгений Астахов:
Карта Латинской Америки в XXII веке
Америки до 2020 года
Тем не менее, нельзя исключать, что в конечном счете у обеих сторон возобладает здравый прагматизм, вызванный в первую очередь экономическими интересами. Несмотря на диверсификацию внешних экономических отношений Венесуэлы, США по-прежнему остаются главным торговым партнером страны и основным источником поступления иностранной валюты. Трудно представить, что США в ближайшей перспективе смогут отказаться от импорта венесуэльской нефти, а Венесуэла полностью переключится на другие рынки. Подобное предположение не исключает полной нормализации дипломатических отношений на основе взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела.
Венесуэльско-российские отношения
Активное сотрудничество между Венесуэлой и Россией началось после 2005 г. по прямому указанию Уго Чавеса. С 2005 по 2012 гг. товарооборот вырос с 77,5 до 1944,7 млн долларов, при этом в 2012 г. доля российского экспорта превысила 99%. Основная доля поставок приходится на машины, оборудование и транспортные средства (50,3%), другие товары (40,1%), продукцию химической промышленности (5,6%) [16].
Венесуэла – третий после Китая и Индии рынок российского вооружения. Совокупный объем заключенных к началу 2013 г. договоренностей оценивается «Рособоронэкспортом» в 11 млрд долларов. В основном российское оружие поставлялось в кредит (в 2009 г. Венесуэла получила 2,2 млрд долларов и еще 4 млрд в два транша в 2012 и 2013 гг. ).
Между двумя странами заключен крупный контракт в сфере нефтедобычи. 60% процентов проекта принадлежит венесуэльской государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA) и 40% – Российскому национальному нефтяному консорциуму в составе компаний «Роснефть», «Газпромнефть», ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ [17]. В феврале 2013 г. во время визита в Венесуэлу глава «Роснефти» И.Сечин заявил о намерениях инвестировать в существующие нефтяные проекты 10 млрд долларов [18]. До 2019 г. совместные инвестиции России и Венесуэлы должны составить 46,9 млрд долларов, в том числе российские – 17,6 млрд [19]. Реализован проект создания совместного банка, российские подрядчики принимают участие в строительстве типового жилья, возобновлено сотрудничество по использованию атомной энергии в мирных целях, ведутся также переговоры о кооперации в сфере машиностроения, добычи бокситов, глинозема и производства алюминия, о поставках дальнемагистральных самолетов, танкеров, судов и т.д. Обе стороны заинтересованы в продолжении взаимовыгодного сотрудничества, однако в связи с обострением политической ситуации в Венесуэле и прогнозируемыми экономическими трудностями может возникнуть проблема с возвратом российских кредитов и соблюдением подписанных контрактов.
Сценарии развития ситуации
Политическая ситуация в Венесуэле пока представляется достаточно неопределенной и зависит от целого ряда экономических факторов и от позиций конфликтующих сторон. В условиях политического кризиса как власти, так и оппозиции придется приложить немало усилий для сохранения единства своих рядов. Усиливающая дестабилизация может привести к активизации вооруженных сил и нарушить их единство. Большинство нынешнего рядового состава теперь составляют выходцы из малообеспеченных слоев, однако далеко не весь генералитет придерживается социалистических взглядов.
Вероятнее всего, в краткосрочной перспективе чависты смогут сохранить власть, однако в условиях ухудшающейся экономической ситуации продолжатся «кастрюльные» бунты, социальная база режима будет сужаться, оппозиция не признает результаты аудита выборов и через три года попытается добиться досрочного прекращения полномочий президента. Менее вероятен вариант «цветной революции» и повторного проведения выборов при участии авторитетных международных наблюдателей.
Оптимистический сценарий предполагает прекращение конфронтации, отказ обеих сторон от максималистских требований, переход руководства страны на более умеренные позиции, налаживание диалога с предпринимательскими организациями, оппозицией и зарубежными инвесторами, разработку единого взаимоприемлемого сценария выхода из кризиса и даже создание коалиционного правительства.
В условиях ухудшающейся экономической ситуации социальная база режима будет сужаться, оппозиция не признает результаты аудита выборов и через три года попытается добиться досрочного прекращения полномочий президента.
Негативные сценарии связаны с возникновением хаоса, радикализацией режима, который может выйти за рамки правового поля и решиться на подавление акций протеста с использованием силовых структур. Конфронтация между противоборствующими сторонами выльется в вооруженный конфликт, а Венесуэла превратится в очаг напряженности в регионе. В подобной перспективе не заинтересованы ни сама Венесуэла, ни ее стратегические партнеры, ни даже идеологические оппоненты.
В случае гипотетического прихода к власти оппозиция постарается сохранить существующие социальные программы, однако для сокращения дефицита бюджета и оздоровления экономики и восстановление рыночных принципов ей неизбежно придется урезать расходы. Более прагматичными станут и отношения с латиноамериканскими партнерами. В первую очередь прекратится безвозмездная помощь на идеологической основе. Новые власти, очевидно, пойдут на сближение с Соединенными Штатами. При отсутствии внешней угрозы сократятся закупки вооружения, однако сохранится взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, в том числе и с Россией, в нефтяной сфере. Без конструктивного диалога теоретически возможная смена режима вряд ли приведет к стабилизации страны, поскольку новой власти по-прежнему придется столкнуться с оппозиций, составляющей половину населения (только с обратным знаком).
1. См. программы основных кандидатов на сайте Национального избирательного совета Венесуэлы: www.cne.gob.ve/web/normativa_electoral/elecciones/2013/presidenciales/documentos/programas/NICOLAS_MADURO.pdf; www.cne.gob.ve/web/normativa_electoral/elecciones/2013/presidenciales/documentos/programas/HENRIQUE_CAPRILES.pdf
2. El Universal, Caracas, 24.04.2013.
3. El Nuevo Herald, Miami, 11.05.2013.
4. CEPAL. Anuario estadístico de América Latina y el Caribe 2012. Santiago de Chile, 2013.
5. См. подробнее: Дабагян Э.С. Венесуэла: траектория политического процесса. Москва, 2011. С.137-139.
6. CEPAL. Anuario estadístico de América Latina y el Caribe 2012. Santiago de Chile, 2013.
7. www.infolatam.com/2013/04/24/incertidumbre-sobre-el -futuro-de-cubazuela/
8. El Nuevo Herald, Miami, 03.05.2013.
9. www.infolatam.com/2013/04/24/incertidumbre-sobre-el -futuro-de-cubazuela/
10. www.cne.gob.ve/web/normativa_electoral/elecciones/2013/presidenciales/documentos/programas/HENRIQUE_CAPRILES.pdf
11. Цит. по: http://www.bbc.co.uk/mundo/noticias/2013/04/130412_venezuela_elecciones2013_previa_domingo_yv.shtml
12. El Nuevo Herald, Miami, 07.08.2011.
13. Венесуэла: практика «боливарианского проекта» (результаты и риски) (под ред. В.Давыдова). М., 2011. С. 39; www.infolatam.com/2013/04/24/incertidumbre-sobre-el -futuro-de-cubazuela/
14. El Nuevo Herald, Miami, 07.08.2011.
15. www.bbc.com.uk.mundo, 08.05.2013; www.panorama.com.ve, 09.05.2013.
16. Цит. по: Венесуэла: практика «боливарианского проекта» (результаты и риски) (под ред. В.Давыдова). М., 2011. С. 75; Российская газета. 06.03.2013.
17. Российская газета, 06.03.2013.
18. Известия, 06.03.2013.
19. www.embavenez.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=876%3Arusia-y-venezuela-estrechan-relaciones-con-acuerdos-de-cooperacion-en-el-sector-petrolero&catid=35%3Aeconomia&Itemid=103&lang=ru
(Нет голосов) |
(0 голосов) |