Интерес США к Центральной Азии (ЦА) всегда отличался непоследовательностью, колеблясь в зависимости от места региона в системе американских внешнеполитических приоритетов. Между тем, его геополитическое значение, а также роль в формировании транзитных коридоров наряду с наличием крупных месторождений редкоземельных металлов не позволяет Вашингтону игнорировать его.
6 ноября в Белом доме состоялась первая в истории встреча президента Дональда Трампа с лидерами всех пяти центральноазиатских государств, приуроченная к десятилетию формата «С5+1». В центре обсуждения были вопросы доступа к критически важным минеральным ресурсам, развития возобновляемой энергетики, транспортных коридоров, экономических проектов и безопасности. Можно наблюдать взаимный интерес сторон: США нуждаются в ресурсах и рынках сбыта, а страны ЦА — в технологиях и инвестициях.
По итогам саммита были определены три ключевых направления политики США в регионе — доступ к критически важным минералам, развитие транспортной взаимосвязанности и координация в сфере безопасности. Эти шаги направлены на снижение зависимости от Китая и России, что представляет собой главную стратегическую цель Белого дома в ЦА. Со своей стороны, Центральная Азия стремится диверсифицировать внешнеэкономические связи, традиционно ориентированные на Россию и Китай, за счет углубления сотрудничества с США.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев выдвинул ряд инициатив, включая создание постоянного секретариата «С5+1», Координационного совета по инвестициям и торговле, а также Центральноазиатского инвестиционного партнерства. Также было принято решение о формировании рабочей группы по развитию цепочек поставок минеральных ресурсов и конкретных инвестиционных проектов, включая развитие Среднего коридора. Отмечается, что региональная интеграция остается самым выгодным путем к обеспечению устойчивости, независимости и подлинного партнерства.
Вместе с тем не теряет актуальности вопрос, смогут ли США стать полноценным экономическим партнером для стран ЦА, учитывая географическую удаленность региона, его изоляцию от глобальных торговых путей и связанные с этим риски для американского бизнеса.
Интерес США к Центральной Азии (ЦА) всегда отличался непоследовательностью, колеблясь в зависимости от места региона в системе американских внешнеполитических приоритетов. Между тем, его геополитическое значение, а также роль в формировании транзитных коридоров наряду с наличием крупных месторождений редкоземельных металлов не позволяет Вашингтону игнорировать его.
«Стратегия США для Центральной Азии на 2019–2025 гг.: укрепление суверенитета и экономического процветания», принятая в конце первого срока президентства Д. Трампа, продолжает определять подход Вашингтона. Администрация Дж. Байдена приступила к поэтапной реализации тех целей, которые были обозначены его предшественником.
Политика администрации Дж. Байдена в ЦА: основные инструменты
Столкнувшись с растущим влиянием Китая в Центральной Азии, позиции которого в регионе усиливались в геометрической прогрессии, Вашингтон активизировал собственную политику в отношении ЦА. Это выразилось в разработке поэтапного плана по углублению вовлеченности в регион, в центре которого находился формат «С5+1» — первая многосторонняя платформа для сотрудничества между США и пятью странами Центральной Азии. Его официальный статус был закреплен 1 ноября 2015 г. на саммите в Самарканде подписанием Совместной декларации о партнерстве и сотрудничестве. Именно этот формат послужил фундаментом для разработки упомянутой Стратегии, утвержденной 5 февраля 2020 г. В документе изложены основные цели: укрепление независимости государств региона, снижение террористических угроз, поддержка стабильности в Афганистане, развитие связей между ЦА и Афганистаном, содействие реформам в области верховенства закона и прав человека, а также создание благоприятных условий для инвестиций и бизнеса.
Для реализации своих целей в ЦА администрация США задействовала комплекс дипломатических и экономических инструментов. Во-первых, речь идет о челночой дипломатии. В годы президентства Джо Байдена регион с визитами неоднократно посещали помощник Госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу, советник президента США и директор Совета национальной безопасности по вопросам России и Центральной Азии Эрик Грин, заместитель Госсекретаря по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея, заместитель помощника Госсекретаря по вопросам демократии и прав человека Кара МакДональд, а также высокопоставленные представители Министерства обороны и Агентства по международному развитию (USAID).
Знаковым событием стал визит госсекретаря Энтони Блинкена в Казахстан и Узбекистан 28 февраля – 3 марта 2023 г. Это был первый в истории визит главы внешнеполитического ведомства США в Центральную Азию, что подчеркнуло растущую приоритетность региона для Вашингтона. В ходе переговоров обсуждались вопросы безопасности и двустороннего сотрудничества.
Ключевой площадкой для многостороннего диалога оставался формат «С5+1». На встрече глав МИД в рамках этого формата в 2023 г. круг тем был расширен и включил сотрудничество в сфере экономики, энергетики и экологии. В рамках формата «С5+1» не только идентифицировались наиболее острые проблемы, но и вырабатывались пути их решения, способствующие интеграции региона в глобальное пространство, что было продиктовано стремлением Вашингтона к укреплению собственного влияния.
Важным шагом в институционализации диалога стал первый саммит «С5+1» на уровне глав государств, состоявшийся 19 сентября 2023 г. в Нью-Йорке. Встреча Дж. Байдена с лидерами всех пяти стран ЦА продемонстрировала переход взаимодействия на качественно новый уровень. На этом саммите по инициативе американского президента был запущен Диалог США с Центральной Азией по критически важным минералам (C5+1 Critical Minerals Dialogue, CMD). Первая встреча в рамках этого проекта в феврале 2024 г. заложила основу для сотрудничества в области разведки, добычи и переработки редкоземельных металлов, что отражает стратегический интерес США к минеральным ресурсам региона.
Центральная Азия обладает значительными ресурсами, критически важными для высокотехнологичных и оборонных отраслей. Так, Казахстан — крупнейший в мире производитель урана с 40% долей мирового прозиодства, Узбекистан входит в пятерку мировых лидеров по производству урана, а также в топ-20 стран по объемам запасов золота, Туркменистан представляет собой важного игрока на газовом рынке, Кыргызстан обладает месторождениями более 25 видов полезных ископаемых, а Таджикистан — значительными запасами редкоземельных металлов, таких как тантал, церий и празеодим.
Другим значимым для центральноазиатской политики США инструментом стали экономические инициативы. В соответствии со Стратегией для ЦА, Вашингтон фокусируется на развитии частного сектора и улучшении инвестиционного климата, а также обеспечении прозрачности государственной политики и соответствия регуляторных норм международным стандартам, в том числе в экологической сфере.
В рамках этого направления были запущены две ключевые инициативы. Одной из них стала «Экономическая устойчивость в Центральной Азии» (ERICEN), старт которой был дан в сентябре 2022 г. Она нацелена на диверсификацию торговых маршрутов, поддержку малого и среднего бизнеса, создание благоприятных условий для американских корпораций, повышение кибербезопасности и развитие человеческого капитала. Важной частью программы также выступает и развитие внутреннего рынка стран ЦА и содействие экспорту их продукции на международные рынки.
Одним из ведущих проектов в рамках инициативы стала программа The Online Professional English Network (OPEN), направленная на обучение английскому языку молодых специалистов с инвестициями в объеме пять млн долл. Это демонстрирует долгосрочную стратегию США по созданию прочной культурно-экономической основы для распространения своего влияния.
Помимо ERICEN, 16 ноября 2023 г. США совместно с пятью странами ЦА запустили бизнес-платформу «B5+1». Она призвана углублять экономическую интеграцию, стимулировать инновации и привлекать прямые иностранные инвестиции, напрямую связывая американский и центральноазиатский бизнес.
Сочетание дипломатического давления и экономических стимулов позволяет США наращивать свое влияние в Центральной Азии, что обусловлено в первую очередь стратегической необходимостью диверсификации цепочек поставок критически важных полезных ископаемых. Успех американской региональной политики во многом объясняется координацией действий всех акторов как в двустороннем, так и в многостороннем формате, а также комплексный подходом, сочетающим многоуровневую диалоговую площадку «С5+1» с конкретными экономическими проектами. Ожидается, что администрация Д. Трампа сохранит прагматичный подход к региону и продолжит активизацию американских усилий. Доступ к редкоземельным металлам становится ключевым приоритетом Белого дома в условиях стратегического соперничества с Китаем, который доминирует в их глобальной переработке, контролируя около 70% мирового производства и почти 90% перерабатывающих мощностей.
Вашингтонский саммит «С5+1»: причина и следствие
В преддверии Вашингтонского саммита, состоявшегося 6 ноября, специальный представитель США по Южной и Центральной Азии Серджио Гор и заместитель госсекретаря Кристофер Ландау совершили рабочие визиты в Казахстан и Узбекистан — ключевых партнеров США в регионе. В ходе переговоров с представителями американских компаний, работающих в странах ЦА, обсуждались вопросы переработки редкоземельных металлов и другие приоритетные направления сотрудничества, что позволило сформировать повестку предстоящего саммита.
Накануне встречи на высшем уровне госсекретарь США Марко Рубио в беседе с главами МИД стран Центральной Азии констатировал, что Вашингтон в последнее десятилетие уделял региону недостаточно внимания, и выразил намерение исправить эту ситуацию для продвижения американских экономических интересов. Он подчеркнул, что США заинтересованы в поиске новых рынков для своего бизнеса и инноваций, тогда как страны ЦА стремятся реализовать свой человеческий и природный потенциал для диверсификации своих экономик. М. Рубио также отметил, что внешняя политика наиболее эффективна при совпадении национальных интересов, а в случаях расхождения позиций необходимы дипломатия и диалог.
6 ноября в Белом доме состоялась первая в истории встреча президента Дональда Трампа с лидерами всех пяти центральноазиатских государств, приуроченная к десятилетию формата «С5+1». В центре обсуждения были вопросы доступа к критически важным минеральным ресурсам, развития возобновляемой энергетики, транспортных коридоров, экономических проектов и безопасности. Можно наблюдать взаимный интерес сторон: США нуждаются в ресурсах и рынках сбыта, а страны ЦА — в технологиях и инвестициях.
Наиболее значимые соглашения были заключены с Казахстаном и Узбекистаном в таких сферах, как цифровые технологии, переработка редкоземельных металлов и авиационная промышленность. Сумма контрактов с Астаной достигла 17 млрд долл. К.-Ж. Токаев подчеркнул, что США — крупнейший инвестор в национальную экономику, вложивший более 100 млрд долл., и что торговый оборот между двумя странами увеличился в два раза и приблизился к отметке в пять млрд. долл. Особое значение имело подписание Меморандума о сотрудничестве в сфере добычи редкоземов между министром промышленности и строительства Казахстана Ерсайыном Нагаспаевым и министром торговли США Говардом Латником.
Узбекистан, еще в 2024 г. первым среди центральноазиатских государств подписавший Меморандум о взаимопонимании по критически важным минералам, подтвердил приверженность многовекторной политике. Д. Трамп анонсировал «невероятную торгово-экономическую сделку», в рамках которой Ташкент в течение трех лет инвестирует почти 35 млрд долл. в ключевые секторы экономики США, включая авиацию, энергетику, сельское хозяйство, инфраструктуру и добычу критически важных минералов.
Важным направлением сотрудничества остается развитие транспортной инфраструктуры. Особый интерес для США представляет Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Средний коридор, который обеспечивает альтернативный путь грузопотока между Китаем и Европой в обход России, пролегая также через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию. Этот маршрут, сокращая время и затраты на транзитные перевозки, может способствовать диверсификации цепочек поставок, укреплению позиций стран ЦА и обеспечению США и ЕС доступа к региональным рынкам.
В контексте переформатирования региональных альянсов возрастает роль Казахстана, официально присоединившегося к Авраамским соглашениям. Это открывает возможности для интеграции Израиля — ключевого партнера США — в регион Большого Ближнего Востока (ББВ) и способствует расширению сотрудничества в сфере безопасности и экономики с мусульманскими странами. Сближение Астаны с еврейским государством позволит Вашингтону рассматривать Казахстан как один из элементов расширенной региональной архитектуры безопасности в рамках концепции ББВ.
Также в рамках концепции региона ББВ администрация Д. Трампа не станет списывать со счетов и проект Транскаспийского газопровода, предполагающий транспортировку газа из Туркменистана в Азербайджан через Каспийское море по подводному трубопроводу, несмотря на его сложность и высокие затраты. Поддержка сенаторов-республиканцев Стива Дейнса и Брайана Маста свидетельствует о совпадении этого проекта с интересами Белого дома.
***
Таким образом, по итогам саммита были определены три ключевых направления политики США в регионе — доступ к критически важным минералам, развитие транспортной взаимосвязанности и координация в сфере безопасности. Эти шаги направлены на снижение зависимости от Китая и России, что представляет собой главную стратегическую цель Белого дома в ЦА. Со своей стороны, Центральная Азия стремится диверсифицировать внешнеэкономические связи, традиционно ориентированные на Россию и Китай, за счет углубления сотрудничества с США.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев выдвинул ряд инициатив, включая создание постоянного секретариата «С5+1», Координационного совета по инвестициям и торговле, а также Центральноазиатского инвестиционного партнерства. Также было принято решение о формировании рабочей группы по развитию цепочек поставок минеральных ресурсов и конкретных инвестиционных проектов, включая развитие Среднего коридора. Отмечается, что региональная интеграция остается самым выгодным путем к обеспечению устойчивости, независимости и подлинного партнерства.
Вместе с тем не теряет актуальности вопрос, смогут ли США стать полноценным экономическим партнером для стран ЦА, учитывая географическую удаленность региона, его изоляцию от глобальных торговых путей и связанные с этим риски для американского бизнеса.