В начале декабря 2023 г. президент Турции Р.Т. Эрдоган прилетел в Грецию с первым за шесть лет официальным визитом. Некоторые успели охарактеризовать это событие в качестве «нового этапа» в отношениях между странами, однако смена периодов спада и нарастания напряженности между Турцией и Грецией является вполне обычным явлением.
Попытки снижения накала в отношениях двух стран были предприняты еще в 2021 г., когда возобновились раунды консультативных встреч. Несмотря на это, в 2022 г. стороны вернулись к резким заявлениям и критике в адрес друг друга, сосредоточившись на проблемах Эгейского моря. Турецкий президент призывал остановить отправку оружия на греческие острова и даже пригрозил нанести удар по Афинам с помощью баллистической ракеты «Тайфун».
Заметная деэскалация наступила после произошедшего в Турции разрушительного землетрясения в феврале 2023 г. Греция была одной из первых стран, предложивших помощь Турции и немедленно отправивших поисково-спасательные команды, а район землетрясения посетил министр иностранных дел Греции Н. Дендиас, встретившись со своим турецким коллегой М. Чавушоглу. Наряду с этим Р. Эрдоган и премьер-министр Греции К. Мицотакис встретились на полях саммита НАТО в Вильнюсе и чуть позже в «Турецком доме» в Нью-Йорке в рамках 78-й Генеральной Ассамблеи ООН.
Во время текущего визита Р. Эрдогана в Афины состоялось пятое заседание Совета сотрудничества высокого уровня Турция — Греция. Стороны подписали Декларацию о дружественных отношениях и добрососедстве и 15 соглашений, фокусируясь на так называемой «позитивной повестке» в области торговли, экономики, туризма, транспорта, энергетики, инноваций, науки и техники, сельского хозяйства, гуманитарной политики и т.п. Турецкие и греческие официальные лица заявили о том, что «не существует нерешаемых проблем», и озвучили намерение удвоить товарооборот между странами до 10 млрд долл. Из этого следует, что Анкара решила частично применить и в отношениях с Афинами формат «интеграционных полей», когда наиболее острые политические вопросы отходят на второй план, чтобы продолжить углубление или восстановление взаимодействия с другой стороной в более «нейтральных» сферах.
Текущему снижению напряженности в отношениях Турции и Греции способствовало несколько факторов. Во-первых, в данный момент у Турции существует и так немало внешнеполитических проблем, связанных с палестино-израильским конфликтом, азербайджано-армянскими отношениями, украинским кризисом, ситуацией в Сирии, и, возможно, поэтому Анкара просто не желает поддерживать еще один очаг напряженности. Во-вторых, Турция и Греция не хотят существовать во взрывоопасном регионе Восточного Средиземноморья, и, несмотря на то, что акторы поддерживают противоположные стороны в палестино-израильском конфликте и имеют противоречия по вопросу строительства газопровода East Med, Анкара и Афины являются партнерами по Трансадриатическому газопроводу как компоненту Южного газового коридора, в развитии которого заинтересован и ЕС. Также Греция является одним из «форпостов» западного мира, а желание Р. Эрдогана договориться с Западом насчет покупки военной техники и привлечения в страну иностранных инвестиций остается актуальным.
Не стоит забывать и о факторе выборов, проходивших в Турции и Греции в мае–июне 2023 г. «Антитурецкая» или «антигреческая» риторика была традиционным козырем в руках политических деятелей двух государств для консолидации своего электората. В итоге Р. Эрдоган и К. Мицотакис добились успехов, сохранив посты президента и премьер-министра соответственно, в связи с чем жесткая риторика в отношении своего соседа становится не столь востребована, как раньше.
В начале декабря 2023 г. президент Турции Р.Т. Эрдоган прилетел в Грецию с первым за шесть лет официальным визитом. Некоторые успели охарактеризовать это событие в качестве «нового этапа» в отношениях между странами, однако смена периодов спада и нарастания напряженности между Турцией и Грецией является вполне обычным явлением. В данный момент у Турции существует и так немало внешнеполитических проблем, связанных с палестино-израильским конфликтом, азербайджано-армянскими отношениями, украинским кризисом, ситуацией в Сирии и т.п., и, возможно, поэтому Анкара просто не желает поддерживать еще один очаг напряженности с Грецией.
Попытки снижения накала в отношениях двух стран были предприняты еще в 2021 г., когда возобновились раунды консультативных встреч. Несмотря на это, в 2022 г. стороны вернулись к резким заявлениям и критике в адрес друг друга, сосредоточившись на проблемах Эгейского моря. Турецкий президент призывал остановить отправку оружия на греческие острова и даже пригрозил нанести удар по Афинам с помощью баллистической ракеты «Тайфун». Заметная деэскалация наступила после произошедшего в Турции разрушительного землетрясения в феврале 2023 г. Греция была одной из первых стран, предложивших помощь Турции и немедленно отправивших поисково-спасательные команды, а район землетрясения посетил министр иностранных дел Греции Н. Дендиас, встретившись со своим турецким коллегой М. Чавушоглу. Наряду с этим Р. Эрдоган и премьер-министр Греции К. Мицотакис встретились на полях саммита НАТО в Вильнюсе и чуть позже в «Турецком доме» в Нью-Йорке в рамках 78-й Генеральной Ассамблеи ООН.
Не стоит забывать о факторе выборов, проходивших в Турции и Греции в мае — июне 2023 г. «Антитурецкая» или «антигреческая» риторика была традиционным козырем в руках политических деятелей двух государств для консолидации своего электората. При этом Р. Эрдоган и К. Мицотакис в итоге добились успеха и сохранили посты президента и премьер-министра соответственно, а их коалиция и партия получили большинство депутатских кресел в турецком и греческом парламентах. Это дало возможность снизить резкость выражений и открыло путь для ведения прагматичного диалога.
О чем договорились?
Во время визита Р. Эрдогана в Афины состоялось пятое заседание Совета сотрудничества высокого уровня Турция — Греция, созданного еще в 2010 г. для решения актуальных вопросов турецко-греческих отношений. Предыдущее подобное заседание состоялось еще до попытки государственного переворота в Турции в марте 2016 г. в Измире. Стороны подписали Декларацию о дружественных отношениях и добрососедстве и 15 соглашений, фокусируясь на так называемой «позитивной повестке» в области торговли, экономики, туризма, транспорта, энергетики, инноваций, науки и техники, сельского хозяйства, гуманитарной политики и т.п. Одним из самых известных решений стало предоставление возможности семидневного безвизового посещения десяти греческих островов для граждан Турции в рамках исключения из шенгенского режима. Вместе с тем турецкие и греческие официальные лица заявили о том, что «не существует нерешаемых проблем», и озвучили намерение удвоить товарооборот между странами до 10 млрд долл.
Из этого следует, что Анкара решила частично применить и в отношениях с Афинами формат «интеграционных полей» (то есть продвижения социальных, культурных, образовательных, экономических проектов), активно применяемых в последние годы в процессе реализации турецкой политики на Балканах. В этом контексте наиболее острые политические вопросы отходят на второй план или вовсе не затрагиваются, чтобы продолжить углубление или восстановление взаимодействия с другой стороной.
Противоречия нам не позабыть…
В рамках данного визита стороны намеренно опустили обсуждение хронических проблем отношений, которые в любом случае было бы невозможно решить в ближайшей перспективе. Прежде всего это касается так называемого «Эгейского спора» по поводу акватории Эгейского моря и воздушного пространства над ним. Анкара упрекает Афины в желании расширить территориальные воды с 6 до 12 морских миль, что может привести к превращению Эгейского моря в «греческое озеро» и ограничит свободное плавание турецких судов. К тому же турецкая сторона не признает 10-мильную воздушную зону Греции вокруг островов, которая «должна быть ограничена положенными 6 милями», из-за чего сохраняется риск возникновения горячей фазы конфликта между Турцией и Грецией.
Следует также отметить, что турецкие власти в лице Р. Эрдогана постоянно заявляют о «милитаризации» греческих островов в Эгейском море, что, по их мнению, нарушает условия Лозаннского и Парижского договоров 1923 и 1947 гг. Очередное обострение по этому вопросу случилось в сентябре 2022 г., когда турецкие беспилотники зафиксировали размещение греческой бронетехники на островах Лесбос и Самос. В том же году агентство Анадолу опубликовало инфографику, демонстрировавшую, что «Афины в настоящее время милитаризировали 16 островов Эгейского моря». Беспокойство Анкары состоит в том, что данные острова, находясь относительно далеко от материковой части Греции, расположены достаточно близко к береговой линии Турции. Но «Эгейский спор» не ограничивается только этими вопросами, перечень взаимных претензий двух стран в субрегионе шире.
Наряду с «Эгейским» с конца 2000-х гг. возник «Восточносредиземноморский спор» после обнаружения там значительных запасов газа, и данный субрегион превратился в арену конкуренции различных акторов, включая Турцию и Грецию, предъявляющих претензии на континентальный шельф и создание исключительных экономических зон (ИЭЗ). В связи с этим камнем преткновения в турецко-греческих отношениях стал о. Кастеллоризо, который является самым восточным островом Греции, удаленным от других греческих островов и примыкающим к материковой части Турции. Согласно позиции Греции, все острова образуют полноценную ИЭЗ. В то же время Турция считает подобную позицию несправедливой, поскольку в этом случае турецкая ИЭЗ станет меньше, при том, что Анкара обладает протяженной береговой линией.
Более того, существует неурегулированный кипрский вопрос, где Афины традиционно поддерживают Республику Кипр, а Анкара — Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК). В последние годы Р. Эрдоган активно продвигает повестку по укреплению международной субъектности и признанию независимости ТРСК, де-факто препятствуя созданию единого кипрского государства. Например, в 2022 г. Турция смогла пролоббировать решение о предоставлении статуса страны — наблюдателя при Организации тюркских государств (ОТГ) для Северного Кипра.
К тому же Турция протестует против любых усилий, предпринимаемых Республикой Кипр по разведке и эксплуатации ресурсов в пределах ИЭЗ Кипра как не учитывающие интересы ТРСК. Еще в 2011 г. Анкара заключила соглашение с Северным Кипром о разграничении континентального шельфа, что давало возможность вести поиск нефтегазовых месторождений на широкой территории у берегов Кипра. На основании этого Турция выдвигает претензии на часть ИЭЗ Республики Кипр, параллельно поддерживая притязания и ТРСК. А в ноябре 2019 г. Турция подписала с Правительством национального согласия (ПНС), в тот период признаваемого ООН временным правительством Ливии, меморандум о разграничении морских зон в Средиземном море. Подобные действия также должны были вбить клин в возможность реализации проекта газопровода East Med, продвигавшегося Грецией, Израилем, Республикой Кипр при поддержке Франции. Данная группа стран старалась всячески отстранить Турцию от этого проекта, не приглашая ее также на Восточно-Средиземноморский газовый форум.
Греция — ключ для улучшения отношений с Западом?
Хорошие отношения с Грецией могут также привести к улучшению отношений Турции с Западом. США также расширяет сотрудничество с Грецией, воспринимая ее в качестве серьезного плацдарма в Восточном Средиземноморье. Еще в 2021 г. стороны заключили обновленное Соглашение о взаимном оборонном сотрудничестве, которое предусматривало право США размещать войска еще на четырех базах в дополнение к пяти существующим. Наиболее серьезная проблема Турции в области военных закупок связана с приобретением новых истребителей F-16 у США для модернизации своего устаревшего парка. Еще в 2019 г. Вашингтон запретил продажу истребителей пятого поколения F-35 из-за покупки Анкарой российских ЗРС С-400, впоследствии исключив турецкую сторону из программы производства F-35. Вдобавок в мае 2022 г. премьер-министр Греции К. Мицотакис призвал конгресс США не одобрять продажу оружия Турции, в том числе истребителей F-16. В это время ВВС Греции усиливаются модернизированными американскими истребителями F-16 и французскими истребителями Rafale. Приехав в Грецию, турецкий президент, вероятно, хотел продемонстрировать и своим западным партнерам готовность обсуждать приобретение F-16 не только взамен одобрения членства Швеции в НАТО, но и в рамках «улучшения» отношений с Грецией.
К этому добавляются отношения между Турцией и ЕС, где Анкара в первую очередь стремится обновить таможенный союз и упростить визовой режим для турецких граждан. Не стоит забывать о непростой экономической ситуации в самой Турции, где назначение министром финансов М. Шимшека и главой Центрального банка Турции Х.Г. Эркан обозначило намерение турецкого президента частично изменить экономический вектор страны. В последнее время Р. Эрдоган открыто призывает международных инвесторов вкладываться в страну, называя ее «безопасной гаванью для инвестиций».
При этом, несмотря на противоречия, существующие по поводу проекта газопровода East Med, Анкара и Афины являются партнерами по Трансадриатическому газопроводу как компоненту Южного газового коридора, который рассматривается в качестве частичной альтернативы поставок российского газа в Юго-Восточную Европу.
* * *
Таким образом, текущему снижению напряженности в отношениях Турции и Греции способствовали следующие факторы. Во-первых, наличие значимого количества очагов напряженности вокруг Турции побуждает ее не создавать для себя новую подобную зону, то есть «греческий кейс» не стоит в приоритете. Во-вторых, Турция и Греция не хотят существовать во взрывоопасном регионе Восточного Средиземноморья, несмотря на то что акторы поддерживают противоположные стороны в палестино-израильском конфликте и имеют противоречия по вопросу строительства газопровода East Med. В-третьих, Греция является одним из «форпостов» западного мира, а желание Р. Эрдогана договориться с Западом насчет покупки военной техники и привлечения в страну иностранных инвестиций остается актуальным. Кроме того, Турция и Греция являются партнерами в рамках проекта Южного газового коридора, который остается привлекательным и для Евросоюза. В конце концов и Р. Эрдоган, и К. Мицотакис добились успехов на выборах 2023 г., в связи с чем жесткая риторика в отношении своего соседа становится не столь востребована, как раньше.