Одной из характерных особенностей 2020 года стала активная цифровизация разных секторов экономики Германии. Помимо модернизации промышленного производства в повестке дня обозначались вопросы, связанные с эффективной и устойчивой работой дистанционных образовательных сервисов, предоставлением государственных и муниципальных услуг, медицинским обслуживанием и пр.
Цифровизация оказалась одновременно и средством, и вызовом для национальных администраций. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 спровоцировала введение жестких ограничений, серьезно изменивших повседневную жизнь граждан. Одним из следствий таких радикальных социальных изменений стало бурное развитие сегмента электронной торговли. Тренд на рост активов, преимущественно связанных с электронной коммерцией, является общим для большинства стран, столкнувшихся с вызовами COVID-19.
Приобретенные в период жестких локдаунов национальные цифровые компетенции, их «узкие места» и эффективные решения в новых условиях становятся точками соприкосновения для двустороннего и многостороннего сотрудничества.
Как подчеркнул президент России В.В. Путин в своем выступлении на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021», сегодня «мы работаем над тем, чтобы создать условия для достойного и эффективного труда и успешного предпринимательства, обеспечить цифровую трансформацию как основу технологического уклада будущего всей страны, а не узкой группы компаний».
Наработанный опыт российских IT-компаний, конкретные решения, направленные на успешное функционирование цифровой инфраструктуры, — все это является одновременно и конкурентным преимуществом, и основой для продуктивного взаимодействия в рамках восстановления национальных экономик.
В этой связи расширение партнерства и сотрудничества в цифровой сфере является важным направлением для работы с зарубежными партнерами.
Одним из эффективных цифровых кейсов 2020 года стало успешное развитие онлайн-торговли, обеспечившей сохранение длинных производственных цепочек даже в условиях жестких ограничений.
Вместе с тем «порог входа» на рынок электронной коммерции определяется целым наборов факторов, конфигурация которых зависит от текущего развития цифровой инфраструктуры в конкретной стране и, следовательно, может стать базовой площадкой для расширения двустороннего сотрудничества.
В докладе Секретариата ВТО сообщается: «Пандемия высветила очевидную необходимость преодоления цифрового разрыва как внутри стран, так и между ними. Обострились многие традиционные препятствия, которые по-прежнему мешают участию мелких производителей, продавцов и потребителей в электронной коммерции в развивающихся странах, особенно это проявляется в наименее развитых странах. Это подчеркнуло потребность в эффективных и доступных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), таких как телекоммуникационные, компьютерные и другие ИТ-услуги и новые технологии».
Вместе с тем указанная проблема неравномерности цифрового развития затронула не только развивающиеся страны, но и Европейский союз.
Изменение потребительской модели поведения граждан, вынужденных приспосабливаться к соблюдению мер социального дистанцирования, самоизоляции, а также другим ограничениям, привело к тому, что спрос на покупки в Интернете, использование социальных сетей, IP-телефонии, конференц-связи, потокового видео и онлайн-кинотеатров резко увеличился.
К новым условиям пришлось приспосабливаться не только сегменту розничной торговли, но и культурно-досуговым учреждениям. Приготовление еды на вынос в ресторанах и кафе во многих случаях оказалось единственным направлением их выживания при введении строгого карантина. Аналогичным образом музеи были вынуждены перестраивать свою работу на онлайн-контент. Представители шоу-бизнеса, киноиндустрии также пересмотрели формат своей публичной активности, переместив в ряде случае концертную, выставочную и иную деятельность на онлайн-платформы.
В результате существенно возросли требования как к скорости передачи данных, так и к качеству предоставляемых интернет-услуг, их доступности для широких масс граждан, проживающих как в городских центрах, так и в сельской местности.
В то же время отдельные сегменты электронной коммерции вместо кратного роста испытали буквально настоящий обвал спроса, что в первую очередь затронуло сферу туризма, продажу и покупку авиа– и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц и так далее.
Параллельно на электронную торговлю, особенно на первом этапе введения ограничительных мер, оказали негативное влияние те же факторы, что затронули розничный сегмент в целом, а именно — задержка доставки из-за нарушения логистических цепочек, полная или частичная отмена заказов и пр. Позже к этим сложностям добавились новые, связанные с необоснованным ростом цен на отдельные товарные группы, вопросы кибербезопасности при онлайн-расчетах, возврат некачественных или бракованных товаров, увеличение пропускной способности интернет-магазинов, разработка мобильных приложений для стимулирования спроса и другое.
Особенно четко данные тенденции в развитии электронной торговли проявились в Германии в 2020 г. В то же время отмечается и определенная специфика, связанная с особенностями развития цифровизации хозяйственного комплекса на территории ФРГ.
Так, согласно данным годового доклада Федеральной ассоциации электронной коммерции и почтовых услуг Германии (Bundesverband E-Commerce und Versandhandel Deutschland e.V.– BeVH), по итогам 2020 года отмечается заметный рост (почти на 15%) приобретения товаров в электронном виде (до 83,3 млрд евро по сравнению с 72,6 млрд евро в 2019 году), а также существенное снижение (почти на 53%) электронных услуг (с 19,6 млрд евро в 2019 году до 9,2 млрд евро в 2020 году) [1].
Наибольшее снижение в сфере услуг продемонстрировали следующие сектора:
- покупка электронных билетов на спортивные соревнования, в кино, на концерты, в театры (снижение на 74,5%, до 377 млн евро против 1,5 млрд евро годом ранее);
- приобретение билетов на самолеты, поезда, иные средства передвижения (снижение на 63%, с 8,1 млрд евро до 3,0 млрд евро);
- бронирование гостиниц и отелей (снижение на 46%, с 9,1 млрд евро до 4,9 млрд евро).
В то же время покупка приложений для смартфонов, траты на Интернет, телефонную связь, онлайн-игры выросли на 8% (с 809 млн евро до 871 млн евро).
Портрет онлайн-покупателя также изменился: в частности, доля людей в возрасте 60 лет и старше, использующих Интернет для покупок, достигла 31% (в 2019 г. — 23%).
В целом, основные сектора по видам приобретаемых товаров к 2019 г. распределились следующим образом:
- развлечения — 28,5 млрд евро (+10,5%);
- одежда — 21,1 млрд евро (+13,2%);
- бытовые товары — 12,6 млрд евро (+16,1%);
- досуг — 9,6 млрд евро (+11,6%);
- повседневные потребности: 6,8 млрд евро (+40,9%).
Наиболее показательные цифры в части роста доли онлайн-продаж фиксируются в четвертом квартале 2020 года: отмечаются максимальные значения практически по всем секторам (рост от 14% по сектору «досуг» до 57% по сектору «повседневные потребности»). Таким образом, население сделало свой выбор в пользу электронной коммерции.
Если говорить об отдельных товарных группах, то больше всего (в процентном отношении) выросли онлайн-продажи таких товаров, как:
- пищевые продукты — на 67,2% (до 2,6 млрд евро);
- лекарственные средства — на 53,9% (до 1,2 млрд евро);
- аптечные продажи — на 35,5% (до 2,8 млрд евро);
- хозяйственные товары — на 16,9% (до 5,7 млрд евро);
- домашний текстиль — на 16,5% (до 1,4 млрд евро);
- товары для животных — на 15,8% (до 1,4 млрд евро).
Очевидно, что 2020 год серьезно изменил потребительские привычки граждан, вынужденных отказаться от походов в розничные магазины и сделавших выбор в пользу онлайн-покупок. По всей видимости, возвращение к докоронавирусной повседневности не повлечет за собой отказа от онлайн-торговли. Напротив, эксперты прогнозируют, что рынок электронной коммерции будет продолжать расти.
С другой стороны, перебои в плане поставок продукции (в том числе повседневного использования), связанные с нарушениями логистических цепочек, могут подтолкнуть к формированию точек производства отдельных новых видов товаров на территории европейских стран.
Еще одна особенность 2020 года — изменения на рынке труда. Речь идет не только о сокращении рабочих мест, но и об изменении формата производственной деятельности. Удаленная работа, «домашний офис» — это та реальность, с которой по всему миру столкнулись как работодатели, так и сотрудники. И этот вызов показал, что при наличии развитой цифровой инфраструктуры издержки, связанные с отдельными элементами рабочего процесса (к примеру, длительные командировки или многочисленные письменные согласования), могут быть существенно сокращены.
В свою очередь, наступление онлайн-торговли на розницу, особенно при сохранении удаленных форм занятости для граждан, ставит вопрос об избыточности торговых площадей в городских центрах. Пока эксперты осторожны в своих оценках глубины изменений потребительских моделей в связи с введенными коронавирусными ограничениями, однако несомненным является тот факт, что онлайн-покупки прочно вошли в повседневную жизнь людей. И, следовательно, прежние розничные решения потребуют существенной корректировки.
Дополнительным фактором успеха электронной коммерции в 2020 г. выступило тщательное изучение запросов со стороны покупателей — буквально филигранная корректировка предложения в зависимости от спроса. Соответственно, время между разработкой товара, его производством, выходом на рынок и адаптацией под отзывы или дополнительные требования покупателей заметно уменьшилось. Таргетирование предложения стало необходимым условием для успешного развития онлайн-торговли.
В исследовании «Цифровые технологии для всех» [2], проведенному к германскому форуму Digitaltag 2020, отмечается: «Оцифровка прочно вошла в повседневную жизнь большинства людей. Для подавляющего большинства людей в возрасте от 16 до 64 лет цифровые технологии имеют большое значение для получения информации (89%), общения (83%) и развлечений (80%)».
При этом «для большинства людей самая большая проблема с использованием цифровых технологий — это неадекватная ориентация на пользователя. Две трети всех респондентов (65%) называют недостаток удобства в использовании как препятствие. Большинство также рассматривают среди проблемных вопросов сложные инструкции по эксплуатации (58%) и отсутствие поддержки по техническим вопросам или проблемам (56%), каждый второй указывает непонятную информацию о защите данных (53%). Напротив, недостаточное понимание технологий (41%), нечеткие представления о преимуществах (39%), отсутствие интереса к цифровым технологиям (34%) и высокие затраты на приобретение (34%) играют меньшую роль при оценке сложностей использования цифровых технологий».
По оценке президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, «74% немцев используют смартфоны, 86% находятся в сети, и вряд ли любой новичок может обойтись без цифровых навыков».
Вместе с тем вопросы безопасности пользователя в Интернете стали предметом острых дискуссий в немецком обществе — все чаще звучит понятие «прозрачный как стекло» гражданин/клиент/пациент, каковым он становится, передавая свои данные для использования в цифровом пространстве. Граждане видят высокие риски в невозможности их стопроцентной защиты и, соответственно, высокой вероятности противозаконной утечки и использования конфиденциальной информации.
Безусловно, это становится одним из сдерживающих факторов дальнейшего развития онлайн-ритейла. С другой стороны, немецкое правительство оказывает поддержку разработчикам национальных электронных сервисов и платформ.
Так, в частности, по итогам DigitalTag 2020 одним из победителей стал проект Dorf.Zukunft.Digital. По замыслу разработчиков, этот проект позволит общинам «использовать цифровые технологии, представляющих общий интерес, для улучшения услуг, качества жизни и поддержки сообщества. Цель состоит в том, чтобы сделать 30 малых поселений в районе Хёкстер (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) пригодными для будущего, основанного на цифровых сетях».
В то же время, несмотря на активизацию усилий в 2018–2019 гг. по развитию IT-отрасли, Германия, согласно данным федеральной статистики, по-прежнему занимает невысокие позиции по развитию широкополосного Интернета: доля волоконно-оптических соединений на существующих широкополосных разъёмах составляет 3,6%. При этом в других странах ОЭСР данный показатель следующий: в Сингапуре — 81,7%, Японии — 79%, Швеции — 68,9%, Испании — 62,5%, Финляндии — 52,7%, Португалии — 48,2%, Франции — 19,8%, США — 15,6%, Италии — 6%. Среднее по странам ОЭСР — 26,8%.
Таким образом, рынок цифровых услуг в Германии в настоящее время находится в стадии наполнения, что открывает дополнительные возможности для российских компаний — поставщиков телекоммуникационного и ИТ-оборудования, разработчиков программного обеспечения, а также иных цифровых компетенций.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д. Мантуров, выступая 16 февраля 2021 г. на Конференции по стратегическому сотрудничеству между Россией и Германией, отметил, что посткоронавирусный период открывает возможности для развития новых направлений и форм экономического сотрудничества. Среди них — онлайн-торговля. Министр отметил выход российского онлайн-ритейлера «Вайлдберриз» на рынок Германии в конце прошлого года, а это порядка 4 млн наименований товаров от 40 тыс. брендов. Кроме того, в числе приоритетов цифрового сотрудничества двух стран — развитие совместных проектов в области «умного производства», внедрение аддитивных технологий (3D-печать), общие вопросы цифровизации в целом.
В свою очередь, Министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер выдели такие сферы потенциального сотрудничества, как «техническое регулирование и цифровизация». Этой темой активно занимается Совет по техническому регулированию и стандартизации для цифровой экономики Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Восточного комитета немецкой экономики. В его работе принимают участие более 100 экспертов по стандартизации с российской и немецкой стороны. Ключевая задача — сближение систем технического регулирования России и Европейского союза, прежде всего, по направлению цифровой трансформации экономики.
Сопредседатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной политике и техническому регулированию, председатель совета директоров Трубной металлургической компании и президент «Группы Синара» Д. Пумпянский отметил, что эксперты Совета представят российским и германским властям конкретные предложения по законодательным инициативам, связанным с внедрением и применением цифровых технологий в экономике.
В целом деятельность Совета является хорошим примером эффективной и конкретной практической работы по развитию цифровой экономики в рамках торгово-экономического сотрудничества России и Германии.
Отметим, что российские компетенции в области цифровизации с учетом глубоких сдвигов потребительских моделей граждан могут быть востребованы не только в рамках совместных российско-германских проектов промышленного развития, но и в рамках сферы услуг.
Другое перспективное направление — это разработка пакетных решений в сфере создания цифровой инфраструктуры, в том числе внедрения новых стандартов связи и передачи данных.
Конкуренция на этом рынке, безусловно, жесткая, однако открывающиеся возможности вкупе с накопленными результатами в сфере цифрового развития позволяют надеяться на успех.
1. В ходе исследования, проведенного с января по декабрь 2020 года, 40 тыс. частным лицам из Германии в возрасте от 14 лет и старше были заданы вопросы об их расходах на розничную торговлю онлайн и по почте, а также об их потреблении цифровых услуг (например, в сфере путешествий или продажи билетов).
2. В Было опрошено более 1 000 человек в Германии в возрасте от 16 лет и старше.