Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Владислав Сенькович

К.э.н., специалист по торгово-экономическим вопросам сотрудничества России с арабскими странами, эксперт РСМД

Хотя нельзя исключать, что новые ливийский власти отметят посредническую роль России в недавних событиях 2011 г., допуск российских компаний к месторождениям в Ливии, скорее всего, будет ограничен.

Распространенное сегодня суждение о сокращении запасов углеводородов в мире провоцирует соперничество за установление контроля над природными ресурсами. Получение прибыли от реализации сосредоточенных в Северной Африке ресурсов, таких как нефть и природный газ, — важный фактор привлекательности региона для иностранного бизнеса.

Главным критерием для разработки источников сырья по-прежнему является коммерческая обоснованность. Низкая себестоимость добычи из нефтегазоносных месторождений и близость к ЕС как к крупному рынку сбыта стимулируют интерес к Ливии со стороны мировых энергетических компаний. Согласно данным ОАО «Газпром», по доказанным запасам легкой малосернистой нефти (5,1 млрд т) Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Ирака) (http://gazprom.ru/production/projects/deposits/libya).

При Муаммаре Каддафи для иностранных нефтяных компаний в Ливии были созданы довольно специфические условия. Так, несмотря на зависимость от зарубежных партнеров, ливийское руководство на протяжении многих лет навязывало им жесткие фискальные требования, использовала различные тактики переговоров, направленные на извлечение максимальной выгоды из их бизнеса. Особое раздражение западных нефтедобытчиков вызывала господдержка естественной монополии — Национальной нефтяной корпорации Ливии (NOC).

Обращает на себя внимание такая ливийская особенность: поскольку государство доминирует в нефтяном секторе, в связи с общим падением цен на нефть руководство страны оставляет за собой право снизить квоты иностранных компаний с 49 % до 20 %, что может послужить сдерживающим фактором для зарубежных инвесторов [1]. ENI, Occidental Petroleum Corporation, Repsol согласились пересмотреть условия своих контрактов. Более того, они приняли новые требования ливийской стороны, уменьшив в 2008–2009 гг. свою долю доходов от экспорта нефти и газа в пользу правительства Ливии.

До войны в энергетическом секторе Ливии работало более 35 иностранных компаний. При этом 11 крупнейших иностранных государственных компаний — китайская CNPC, индийская ONGC, российский Газпром, бразильская Petrobras, алжирский Sonatrach, польская Polish Oil&Gas, турецкая Turkish Petroleum и др. — тесно связаны с правительствами своих стран.

Наиболее влиятельными иностранными компаниями являлись итальянская ENI, немецкая Wintershall, французские Total и GDF Suez, американские ConocoPhillips, Hess, Occidental, Marathon, австрийская OMV, испанская Repsol-YPF, канадская Suncor, голландско-британская RoyalDutch/Shell, норвежская Statoil, австралийская Woodside Petroleum, российский Газпром и др. В Ливии работали и компании из арабских государств. Так, базирующийся в Абу-Даби Al-Maskari Holding в декабре 2010 г. подписал с ливийским руководством соглашение о строительстве интегрированного энергетического хаба стоимостью 3 млрд долл. Проект предусматривает производство электричества с использованием солнечной энергии и природного газа, а также прокладку по дну Средиземного моря высоковольтных линий электропередач, соединяющих Ливию и Италию.

Основной объем добычи нефти на территории Ливии приходился на иностранные сырьевые компании. Во многом благодаря этому Ливия наращивала экспорт нефти, основными покупателями которой, по данным Международного энергетического агентства, в 2010 г. выступили Италия (376 тыс. барр/д), Франция (205 тыс. барр/д), Китай (150 тыс. барр/д), Германия (144 тыс. барр/д), Испания (136 тыс. барр/д), Великобритания (95 тыс. барр/д), Греция (63 тыс. барр/д), США (51 тыс.барр/д) и др. Только итальянская ENI в 2009 г. добывала около 110 тыс. барр/д, что составляло 10 % от всего объема нефтедобычи компании.

Доля российских энергетических компаний в добыче ливийской нефти значительно уступает показателям западных конкурентов. Например, итальянская Eni в 2009 г. добывала около 110 тыс. барр/д, а российская «Татнефть» только в 2010 г. обнаружила первые промышленные запасы нефти на одной из скважин, дебит на которой составил 415 барр/д. Столь существенная разница объяснима геологоразведочным характером работ российских компаний в Ливии.

Несмотря на важную роль западных компаний в ливийском энергетическом секторе, прежнее руководство Ливии, как уже отмечалось, регулярно вмешивалось в их деятельность. Например, критика премьер-министра Канады С. Харпера по случаю освобождения из-под стражи террориста аль-Меграхи негативно сказалась на бизнесе канадской компании Petro-Canada, которая была вынуждена сократить объемы добываемой нефти с 90 тыс. барр/д до 45 тыс. барр/д. В свою очередь, правительство Ливии заявило, что сокращения связаны исключительно с новыми квотами ОПЕК. При этом ни у одной другой компании квоты на добычу не были сокращены. Очевидно, что условием благополучной работы иностранной компании в этой стране являются доброжелательные межгосударственные политические отношения.

Таким образом, не должно оставаться сомнения в том, что вмешательство НАТО в вооруженный конфликт в Ливии, переросший в гражданскую войну, имеет как геополитические, так и чисто экономические предпосылки. Ливия стала еще одной площадкой ярко выраженной борьбы за природные ресурсы. Франция, Великобритания, США, Италия, Канада, Турция, Нидерланды, Катар, Дания и другие участники операции НАТО имеют в Ливии свои энергетические интересы.

Есть также основания рассматривать операцию НАТО как противодействие экспансии КНР и планам России по укреплению своих позиций в этой стране. К началу операции китайскими компаниями были заключены контракты на сумму около 18 млрд долл. С учетом нефтяных месторождений, сосредоточенных в восточной части Ливии, и интереса к ним со стороны КНР с большой долей вероятности можно было бы ожидать усиления позиций китайских компаний в энергетическом секторе.

Известно, что ОАО «Газпром» делало предложение руководству Ливии о закупке имеющихся у ливийской стороны свободных объемов углеводородов. В СМИ даже сообщалось о договоренности сторон начать предметные переговоры по этому вопросу (http://www.rg.ru/2008/07/09/gazprom-livia-anons.html), однако впоследствии сообщений о каких-либо подписанных соглашениях не поступало.

Представляется наиболее вероятным, что новая власть в Ливии, поддерживаемая странами Запада, ослабит позиции ливийской NOC внутри страны и начнет кампанию по приватизации энергетических активов, передав ливийские месторождения в пользование иностранным инвесторам, что будет отвечать интересам крупнейших западных и некоторых арабских энергетических компаний.

В частности, Катар первым из арабских стран признал Национальный переходный совет Ливии легитимным органом власти. В ответ на это ливийские повстанцы предоставили катарской нефтяной компании Qatar Petroleum доступ к ливийской нефти для последующей ее реализации на мировом рынке [2].

Есть все основания предполагать, что позиции стран БРИКС, воздержавшихся при голосовании по резолюции № 1973 СБ ООН, в Ливии ослабнут. И при новом разделе концессий будут в первую очередь учитываться интересы нефтяных компаний тех государств, которые активно содействовали свержению Каддафи.

До войны Ливия добывала около 1,6 млн барр нефти в сутки, а в июле 2011 г. этот показатель упал до 100 тыс. барр/д. Во многом снижение добычи объяснимо повреждениями инфраструктуры. По прогнозам бывшего министра нефтяной промышленности Ливии Шукри Ганема, «для возвращения на довоенный уровень добычи стране может потребоваться два года» [3]. Учитывая перспективы увеличения добычи энергоресурсов в Ливии, по крайней мере, до 2030 г., проекты в этой стране остаются весьма выгодными для инвестиций (см. таблицу 1).
Поскольку большая часть займов и других видов финансовых поступлений из США, ЕС и монархий Персидского залива будет направлена на восстановление энергетической инфраструктуры страны, вряд ли у кого-то вызовет удивление, если выгодные контракты получат промышленные компании США и ЕС.

При анализе новых ливийских реалий не могут не вызывать тревогу перспективы реализации российских контрактов, подписанных при Каддафи в счет списания многомиллиардного долга Ливии перед СССР. Эти опасения во многом основаны на неоднозначно выраженной позиции России по ливийскому вопросу. Хотя нельзя исключать, что новые власти с одобрения своих западных покровителей отметят посредническую роль России в урегулировании конфликта. В этой связи российский Газпром может рассчитывать на возобновление своей деятельности в этой стране, прерванной из-за войны. Вместе с тем стоит оговориться: даже в случае заинтересованности отечественных энергетических компаний работать в Ливии, их допуск к месторождениям будет ограничен.

Таблица 1 Сценарии изменения динамики спроса и предложения
на природный газ в Ливии в 2010–2030 гг.

Сценарий 2010 2015 2020 2025 2030
Добыча природного газа (млрд куб. м/год)
Оптимистичный 15,9 25,0 35,0 45,0 55,5
Базовый 15,9 17,6 20,4 23,7 27,4
Пессимистичный 15,9 16,0 17,0 19,0 20,0
Спрос (млрд куб. м/год)
Оптимистичный 6,9 10,0 20,0 30,0 40,0
Базовый 6,9 8,2 10,5 13,3 17,0
Пессимистичный 6,9 7,5 8,5 10,0 15,0
Экспортные возможности (млрд куб. м/год)
Оптимистичный 9,0 17,5 26,5 35,0 40,0
Базовый 9,0 9,4 9,9 10,4 10,4
Пессимистичный 9,0 6,0 -3,0 -11,0 -20,0

Источник: Supplying the EU Natural Gas Market — Final Report, November 2010, Mott MacDonald, Table 3.4: Libya Supply Scenarios, 2010–2030, p. 13.

  1. Deutsche Bank Research. North Africa — Mediterranean neighbours on the rise. 2010. P. 12 (http://www.dbresearch.de/PROD/DBR_INTERNET_DE-PROD/PROD0000000000258295.pdf).
  2. Московские новости. 2011. 29.03. № 2(2).
  3. РБК daily. 2011. 24.08. № 152(1196). С. 5.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся