Чуть более полугода назад Пекин обогнал Сан-Франциско по количеству компаний-единорогов. В отчете шанхайского научно-исследовательского института Hurun значилось 82 столичных единорога против 55 Кремниевой долины. Этот успех объясняется накоплением критической массы знаний и ресурсов, зрелостью стартап-экосистемы, а также государственной поддержкой.
Клонирование американских моделей стартапов помогло освоить, закрепить и развить новые навыки и технологии, в открывающемся китайском интернет-пространстве. Дальнейшая адаптация и оптимизация проектов под китайский рынок в совокупности с агрессивной внутренней конкуренцией превратили «американские копии» в компании мирового уровня.
Накопленного опыта хватило, чтобы к 2010 году Китай стал лидером по количеству заявок на регистрацию патентов. В течение 10 лет КНР продолжает удерживать лидирующие позиции, при этом большая часть заявок исходит от предприятий. Аналитики констатируют — большинство китайских единорогов поддерживаются технологическими гигантами Alibaba, Tencent, Baidu, JD, Xiaomi, Qihoo 360, Lenovo, Fosun.
Отлаженная инфраструктура и большие инвестиции компаний-гигантов способствуют созданию нового поколения стартапов, в то время как молодые единороги ускоряют рост титанов за счет внешнего потенциала и ноу-хау, а также увеличивают капитализацию за счет доступа к внешним ресурсам.
Согласно решению Госсовета по ускорению стимулирования и развития новых отраслей промышленности стратегического характера, к 2020 году доля добавленной стоимости семи новых отраслей стратегического характера в ВВП страны достигнет 15%.
В ближайшее десятилетие китайские стартапы, выращенные в зрелой стартап-экосистеме, будут масштабировать и развивать технологий, опираясь на государственную политику и пользуясь поддержкой компаний-гигантов. Несмотря на рекордное сокращение ВВП в первом квартале 2020 года и социально-экономические последствия COVID-19, сформированный и приумноженный научно-технический потенциал КНР будет способствовать небывалому росту стартапов-единорогов, особенно принадлежащим к новым отраслям промышленности стратегического характера.
В октябре 2019 г. Китай обогнал США по количеству разводимых единорогов — стартапов, в короткий срок достигших капитализации более 1 млрд долл. В общей сложности шанхайский Human Research Institute (Hurun) насчитал 206 китайских единорогов и 203 компаний американского происхождения. По их подсчетам, на совокупную долю КНР и США приходится более 80% единорогов в мире.
Распределение китайских стартапов-единорогов среди ТОП-7 отраслей
Источник: Statista, январь 2020.
Однако подсчеты Hurun разнятся с последними данными от исследовательской группы CB Insights, согласно которым США превосходят КНР в два раза по количеству компаний-единорогов — 226 и 121 стартап соответственно.
Критическое различие данных заключается в методологиях подсчета. Hurun использует 4 основных критерия для включения компании в список: основана не ранее 2000 года; оценивается в 1 млрд долл. или более; получает финансирование от внешних инвесторов и не является публичной компанией.
CB Insights составляет список стартапов-единорогов, основываясь на совокупной оценке данных из PitchBook, CB Insights, новостных сообщений и собственного расследования. Так, например, CB Insights, со штаб-квартирой в Нью-Йорке, не учитывает китайский стартап Ant Financial с оценкой рыночной стоимости в 125 мдрд долл.
Для сравнения, в 2017 году консалтинговые фирмы Deloitte и China Venture предоставили свои данные по количеству стартапов в мире. По их оценке, в Китае насчитывалось 98 единорогов (немногим меньше, чем в США — 106). А в июне 2016 г., по оценке McKinsey Global Institute, соотношение китайских стартапов-единорогов к американским составляло 34 к 47.
Игра в имитацию
Три десятилетия назад изучение стартап-среды Китая не представляло особого интереса.
Социальные сети Facebook, Twitter, YouTube, сервисы eBay, Groupon, Uber, BuzzFeed, платежная система PayPal и даже поисковые системы Yahoo! и Google, — все они были скопированы. Подражатели Брина, Пейджа, Янга и Каланика имитировали основные концепции, таргет, цветовые схемы и дизайн и создавали похожие названия (Sohoo, ныне Sohu) и даже размещали слоган «Произведено Марком Цукербергом» [1] в нижней части социальных страниц китайского аналога Xiaonei (ныне Renren).
Клонирование американских моделей стартапов помогло освоить, закрепить и развить новые навыки и технологии, в открывающемся китайском интернет-пространстве. Дальнейшая адаптация и оптимизация проектов под китайский рынок в совокупности с агрессивной внутренней конкуренцией превратили «американские копии» в компании мирового уровня.
Накопленного опыта хватило, чтобы к 2010 году Китай стал лидером по количеству заявок на регистрацию патентов. В течение 10 лет КНР продолжает удерживать лидирующие позиции, при этом большая часть заявок исходит от предприятий. Аналитики констатируют — большинство китайских единорогов поддерживаются технологическими гигантами Alibaba, Tencent, Baidu, JD, Xiaomi, Qihoo 360, Lenovo, Fosun.
Отлаженная инфраструктура и большие инвестиции компаний-гигантов способствуют созданию нового поколения стартапов, в то время как молодые единороги ускоряют рост титанов за счет внешнего потенциала и ноу-хау, а также увеличивают капитализацию за счет доступа к внешним ресурсам. Например, самый дорогой китайский финансово-технологический стартап Ant Financial вышел из-под опеки Alibaba в 2011 году, финансовый маркетплейс Lufax (примерная оценка — 38 млрд долл.) отделился от PingAn в том же году, а JD Digits (бывший JD Finance — 19 млрд долл.) и JD Logistics (12 млрд долл.) – от интернет-гиганта JD в 2013 и 2004 гг.
Китайские компании, вырастившие единорогов
Источник: Hurun 2019.
В финансовых отчетах за 2019 год среди китайских компаний, зарегистрированных на бирже, отмечается увеличение расходов на НИОКР, которое достигло 59 млрд долл. Среди 1193 компаний, фигурирующих в отчете, 189 сообщили о росте расходов на исследования и разработки более чем на 50%, а 75 компаний отметили рост более чем на 100%. При этом совокупный рост расходов компаний за 2019 год увеличился на 21,88%.
Инвестиции китайских компаний-гигантов в R&D, млн долл.
Источник: Statista, Bloomberg, Macrotrends, Statstic, Gizmochina, Годовые отчеты Fosunpharma 2017, 2018, 2019.
Крупный, молодой и одновременно жадный до электронных технологий рынок Китая обеспечивает быструю коммерциализацию цифровых бизнес-моделей. Цифровые инструменты (онлайн-приложения) внутренних потребителей поддерживают рост капитализации компаний, увеличивают их конкурентоспособность и подталкивают к быстрому внедрению инноваций.
Под лозунгом инноваций
После финансового кризиса 2008 года правительство Китая приняло пакет антикризисных мер по оживлению экономики и начало совершать поворот в сторону наращивания конкурентных преимуществ, корректировать структуру промышленности и развивать новые промышленные отрасли. В одном ряду с сельским хозяйством, проектами по обеспечению средств к существованию и повышению уровня доходов городских и сельских жителей оказались ключевые первостепенные задачи — новые высокие технологии и поощрение технических инноваций. В течение последующих двух лет правительство Китая направило 4 трлн юаней (около 570 млрд долл.) на приоритетные направления экономического развития.
Адаптируясь к новым экономическим условиям и международной конкуренции, в сентябре 2009 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао (2003–2013 гг.) определил «новые отрасли промышленности стратегического характера», которые легли в основу долгосрочной программы развития и явились своеобразной дорожной картой экономической активизации КНР.
10 октября 2010 г. Государственный совет Китая официально обнародовал «Решение Госсовета по ускорению стимулирования и развития новых отраслей промышленности стратегического характера».
Отрасль
|
Подраздел отрасли
|
IT нового поколения
|
Сетевая инфраструктура; мобильная связь нового поколения; Интернет нового поколения; новое поколение основного оборудования и интеллектуальных терминалов; трехсетевая конвергенция; интернет вещей; облачные вычисления; новые дисплеи; программное обеспечение высокого класса; сервисы, основанные на интернет-услугах с добавленной стоимостью и другие информационные услуги; интеллектуальная инфраструктура; цифровая виртуализация.
|
Энергосбережение и охрана окружающей среды
|
Оборудование и продукция для эффективного энергосбережения; исследования и разработки в области технологий для переработки ресурсов; современное оборудование и продукция для защиты окружающей среды; система энергосбережения и экологического обслуживания; система переработки и повторного использования отходов и старых продуктов на основе передовых технологий; чистое использование угля и морской воды.
|
Биотехнологии
|
Биотехнологические препараты; новые вакцины и диагностические средства; химические вещества; современная китайская медицина и другие инновационные виды медицины; биофармацевтические препараты; медицинские приборы, материалы и другие биомедицинские инженерные продукты; биоразведение, зеленые биопродукты для сельского хозяйства; био-сельское хозяйство; продукты биологических технологий морского происхождения; биопроизводство.
|
Производство высокотехнологичного оборудования
|
Базовые самолеты и другое авиационное оборудование; космическая инфраструктура; спутники и их применение; пассажирские специальные линии, городские железнодорожные перевозки и другое железнодорожное оборудование; морское инженерное оборудование; интеллектуальное производственное оборудование на основе цифровых, гибких технологий и технологий системной интеграции.
|
Альтернативные источники энергии
|
Ядерная энергетика нового поколения и современные реакторы; использование солнечной энергии; фотоэлектрическая и фототермическая генерация энергии; ветроэнергетическое оборудование; интеллектуальные энергосистемы; энергия биомассы.
|
Новые материалы
|
Редкоземельные функциональные материалы, высокоэффективные мембранные материалы, специальное стекло, функциональная керамика, полупроводниковые светящиеся материалы и другие новые функциональные материалы; высококачественная специальная сталь, новые виды сплавов, конструкционные пластики и другие современные конструкционные материалы; углеродные волокна, арамидные волокна, полиэтиленовые волокна сверхвысокой молекулярной массы и другие высокопроизводительные волокна и сложные материалы, нанометровые, сверхпроводящие, интеллектуальные материалы и др.
|
Автомобили на новой энергии
|
Силовые батареи; электрические транспортные средства; приводные двигатели; электронное управление; подключаемые гибридные электромобили; автомобильные технологии на топливных элементах.
|
Семь стратегических отраслей промышленности. Источник: «Решение Госсовета по ускорению стимулирования и развития новых отраслей промышленности стратегического характера», 2010; «Mastering Innovation in China», 2015 [2]
В сентябре 2014 г. премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выступил на ежегодном совещании Всемирного экономического форума «Летний Давос — 2014». В своей программной речи Ли Кэцян отвел решающую роль инновациям для обеспечения роста и модернизации китайской экономики, а также сформулировал концепцию «широкого предпринимательства и массовых инновации».
Озвученная позиция премьера Госсовета означала, что правительство готово поддержать технические инновации не только точечными субсидиями, но и с помощью формирования комплексной стартап-экосистемы.
Последующие директивы обеспечили налоговые льготы и льготные тарифы, расширили возможности китайских компаний в области НИОКР, упростили процедуру получения государственных разрешений. Спустя два с половиной года после объявления концепции «широкого предпринимательства и массовых инновации» Госсовет и местные органы власти совместно осуществили более 400 мер поддержки. А количество новых стартап-инкубаторов выросло в 4 раза и составило 6600 [3] .
Человеческий капитал
Реализация стартап-проектов на технических и коммерческих уровнях, активная фаза внедрения идей с преобразующим потенциалом и построение новых бизнес-моделей требует большого количества человеческих ресурсов.
Постепенное накопление критической массы знаний и ресурсов хватило, чтобы в 2012 году Китай стал страной с самым большим количеством научно-технических кадров — 255,4 млн человек. И если в эпоху зарождающихся инноваций с задачами могли справиться только элитные и высококвалифицированные специалисты, то на этапе активного внедрения и обработки массивов данных количество специалистов переросло в качество.
Так, по данным Harvard Business Review, рост рабочей силы обеспечивает 10–20% роста ВВП Китая, при этом на высококвалифицированных работников и ценных кадров приходится 11–15% от роста ВВП.
Кроме того, согласно последнему обзору Института исследования занятости при Народном университете Китая, проведенного совместно с компанией интернет-рекрутмента Zhaopin, 25% выпускников университетов хотели бы работать в сфере IT, интернета, коммуникаций и электроники.
Основной целью выпускников 2020 года по-прежнему является работа на предприятии — ее выбрали 75,8% выпускников. Вторую и третью позицию выпускники университетов отдали работе на фрилансе и желанию продолжить обучение в Китае или за рубежом — 7,7% и 7,5% соответственно.
Пандемия новых технологий
Согласно решению Госсовета по ускорению стимулирования и развития новых отраслей промышленности стратегического характера, к 2020 году доля добавленной стоимости семи новых отраслей стратегического характера в ВВП страны достигнет 15%.
Однако затронутые пандемией COVID-19 темпы экономического роста Китая демонстрируют рекордное сокращение ВВП страны на 6,8% в первом квартале текущего года.
Наряду с этим за первые три месяца 2020 г. позиции по отраслевой статье «передача информации, программное обеспечение и информационные технологии» показали рост на 13,2% к показателю за первый квартал прошлого года. Последние экономические данные фиксируют, что добавленная стоимость новых отраслей промышленности стратегического характера в провинции Хэбэй в первом квартале 2020 года увеличилась на 16,3% в годовом исчислении, а в провинции Шэньси — на 2,3%.
Китайская консалтинговая компания CCID Think Tank (берет свое начало в упраздненном Министерстве электронной промышленности) прогнозирует, что добавленная стоимость новых отраслей промышленности стратегического характера к ВВП, как и ожидается, достигнет 15% к концу 2020 г.
Несмотря на сокращение ВВП страны, Morgan Stanley прогнозирует увеличение трат КНР до 2 трлн долл. на новую инфраструктуру в 2020–2030 гг.
Инвестиции КНР в умные технологии, млрд долл.
Источник: Morgan Stanley.
Траты страны на искусственный интеллект и дата-центры, по оценкам специалистов, составят 57 млрд долл., на станции 5G – 35 млрд долл., а на высокоскоростные железные дороги – 46 млрд долл., что в двое больше, чем за период 2017–2019 гг. На промышленный интернет вещей КНР потратит 27 млрд долл., на зарядные станции для электромобилей — 5 млрд долл.
Вектор развития
В апреле 2020 г. национальная компания Xpeng Motors открыла предзаказ на интеллектуальный спортивный седан Xpeng P7, который будет конкурировать на рынке электромобилей в Китае с Tesla Model 3. Седан Xpeng P7А станет первым умным автомобилем на платформе Alibaba In-Car Mini APP. В то же время китайские автопроизводители Geely и Changan начали выпускать серийные автомобили с антибактериальными фильтрами и суперфильтрами, способными осуществлять очистку от бактерий и вирусов в салоне автомобиля на 97,7%.
Менее чем через месяц после анонса Xpeng Motors китайский интернет-гигант Baidu сообщил о завершении строительства самого крупного в мире «испытательного полигона для автономного вождения и связи между транспортными средствами и инфраструктурой» Apollo Park площадью 13 500 кв. м в Пекине. Аналогичные умные технологии также тестируются и компанией Huawei с помощью технологий связи 5G. Обе китайские компании нацелены реализовать возможность удаленно соединять транспортные средства друг с другом, а также с различными элементами дорожного движения, такими как светофоры, камеры и знаки ограничения скорости.
На фоне пандемии COVID-19 в Китае начали активно использовать бесконтактную автономную доставку роботами и беспилотными летающими средствами (дронами) как со стороны государственных структур, так и со стороны бизнеса. Дронов и роботов использовали для распыления дезинфицирующих средств, измерения температуры и зондирования температурного режима, уличного оповещения, управления городским движением, доставки продуктов и средств первой необходимости в удаленные и труднодоступные районы КНР, а также больницы (например, Хэчжоу направил 5 дронов с медицинской помощью в изолированный Ухань), а также обычных заказов из Интернет-магазинов (начиная от интернет-гипермаркета JD и заканчивая доставкой ключей от нового автомобиля от Geely).
В ближайшее десятилетие китайские стартапы, выращенные в зрелой стартап-экосистеме, будут масштабировать и развивать технологий, опираясь на государственную политику и пользуясь поддержкой компаний-гигантов. Несмотря на рекордное сокращение ВВП в первом квартале 2020 года и социально-экономические последствия COVID-19, сформированный и приумноженный научно-технический потенциал КНР будет способствовать небывалому росту стартапов-единорогов, особенно принадлежащим к новым отраслям промышленности стратегического характера.
1. Кай Фу Ли. Сверхдержавы искусственного интеллекта. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2019, Стр. 35.
2. Joachim Jan Thraen Mastering Innovation in China. Insigts from History on China journey towards Innovation. – Zurich; Springer Garbler, 2015, P. 60-61.
3. Кай Фу Ли. Сверхдержавы искусственного интеллекта. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2019, Стр. 73.