Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Елена Ананьева

К.филос.н., руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН

Внешне итоги парламентских выборов 4 июля в Британии неожиданностей не принесли: опросы общественного мнения и расчеты политологов в принципе оказались верны, несмотря на то что мажоритарная система вносит дополнительные сложности в составление прогнозов. Лейбористская партия Великобритании (ЛПВ) одержала крупную победу над Консервативной партией, завоевав 411 мест (+209) в Палате общин против 121 места (-244) у основных соперников.

В 2019 г. два фактора содействовали консерваторам. Во-первых, Б. Джонсон вел предвыборную кампанию под лозунгом «Завершим Brexit» («Get Brexit Done»). Обещание разрубить гордиев узел импонировало также и сторонникам членства Британии в ЕС из-за патовой ситуации в парламенте, который никак не мог принять решение относительно вариантов соглашения с ЕС и второго референдума. Второй фактор — нежелание подавляющей части электората, даже парламентской фракции лейбористов, видеть премьер-министром страны своего лидера, «слишком левого» Дж. Корбина. Обоих этих негативных для лейбористов факторов в 2024 г. уже не было, а консерваторы с осени 2021 г. вызывали стойкое отторжение из-за скандалов, связанных с непорядочностью Б. Джонсона и ковидными вечеринками, чехарды на посту премьер-министра, отсутствия положительных последствий Brexit, снижения уровня жизни британцев.

Консерваторам предстоит смена лидера партии и преодоление глубокого кризиса, с которым они вряд ли сумеют справиться к следующим выборам. По всей вероятности, лейбористы будут править два срока.

В тронную речь войдут законопроекты, которые изложены в предвыборном манифесте партии, а подошла она к формированию своей программы осторожно. Манифест лейбористов не содержит «больших идей» и носит технократический характер.

Партия обещает перемены, манифест так и назывался (Change), но суть выхолощена. Цель — «стабильность» — это и есть, по версии лейбористов, перемены после «хаоса правления консерваторов». Основной посыл — экономический рост, для чего необходима экономическая стабильность посредством, подчеркнем, «жестких правил расходования средств».

В отличие от отсутствия «-измов» во внутренней политике, во внешней политике ЛПВ выдвигает концепцию «прогрессивного реализма», замешанную на «этической внешней политике» времен Р. Кука, министра иностранных дел в кабинете Т. Блэра. Она идет в противовес сходившей уже на нет концепции «Глобальная Британия». Реализм подразумевает объективную оценку собственных сил страны и международного положения «в прогрессивных целях»: защита демократии и мировое экономическое развитие, борьба с изменением климата.

Принципы внешней политики правительства К. Стармера — приоритет прагматизма над идеологией, союзы с партнерами. Основа внешней политики — непоколебимая приверженность НАТО (и ядерному арсеналу); США остаются для Британии незаменимым союзником. Среди важнейших задач на европейском направлении — заключить с ЕС пакт по безопасности, укрепить сотрудничество в области обороны и безопасности с Францией и Германией, а также заключить двусторонние соглашения с партнерами по Объединенному экспедиционному корпусу (Joint Expeditionary Forces).

Лейбористы продолжат политику консерваторов в отношении Украины: будут оказывать военную, экономическую, дипломатическую, политическую помощь, содействовать ее приему в НАТО. В отношении России курс останется неизменным.

В политических кругах Британии явно установился консенсус по внутренней и внешней политике, новое правительство продолжит прежний жесткий экономический и антироссийский курсы консерваторов. Недаром Д. Кэмерон разместил сообщение с добрыми пожеланиями: «Успехи К. Стармера — это и наши успехи».

Расстановка политических сил в парламенте

Внешне итоги парламентских выборов 4 июля в Британии неожиданностей не принесли: опросы общественного мнения и расчеты политологов в принципе оказались верны, несмотря на то что мажоритарная система вносит дополнительные сложности в составление прогнозов. Лейбористская партия Великобритании (ЛПВ) одержала крупную победу над Консервативной партией, завоевав 411 мест (+209) в Палате общин против 121 места (-244) у основных соперников. Однако дьявол, как водится, в деталях. За победившую ЛПВ проголосовало меньше избирателей (9,706 млн чел) [1], чем за проигравшую ЛПВ в 2019 г. (10,269 млн чел), поскольку в 2024 г. явка была ниже, чем в 2019 г. (59,9% против 67,3%). Ныне правящая партия пришла к власти всего лишь за счет 34,7% [2] голосов избирателей, что на скромные 2,6% больше, чем на выборах в 2019 г. Тогда она потерпела сокрушительное поражение от тори под руководством Б. Джонсона. Консерваторы триумфально завоевали 365 мест при доле голосов в 43,6%, а лейбористы сохранили лишь 202 места при 32,1% поданных за них бюллетеней. В совокупности в 2019 г. за две основные партии голосовали 76% избирателей.

Ныне за консерваторов высказались 24,4% избирателей, что в целом соответствовало прогнозам. Однако примечательно, что на этот раз обе ведущие партии получили лишь 59,1% голосов избирателей при явке 59,9%, то есть произошла фрагментация политического поля, и ближе к авансцене выдвигаются третьи, малые партии. Разочарование в основных политических партиях привело к тому, что около 30% избирателей отдали голоса за малые партии или независимых, в 2015 г. таковых было 20%, а с 1950 г. эта доля не превышала 10%.

Так, партия либеральных демократов (ПЛД) восстановила свою репутацию (72 места, то есть +68 при 12,5% голосов), сильно подмоченную участием в коалиционном правительстве Д. Кэмерона (2010–2015 гг.). Партия «Реформировать Соединенное Королевство» с харизматичным и несколько эксцентричным лидером Н. Фараджем получила больше голосов, чем ПЛД (14,7%), но всего 5 мест в Палате общин. Таковы издержки мажоритарной системы. Впрочем, ее особенностями удачно воспользовались лейбористы, поскольку предпочли сосредоточиться на маргинальных округах — получить небольшой перевес во многих округах, чем приобрести большой в малом количестве округов.

Что касается региональных партий, то Шотландская национальная партия (ШНП) — учитывая финансовый скандал с партийной кассой, непопулярный Закон о гендере, неспособность справиться с социально-экономическими проблемами, смену лидеров — выборы провалила в пользу лейбористов (у нее лишь 9 мест, то есть при 2,6% голосов ШНП потеряла 48 мест по сравнению с выборами 2019 г. ). В Северной Ирландии Демократическая юнионистская партия (ДЮП), которая также сменила лидера в результате сексуального скандала [3] (потеряла 3 места, осталось 5 мест), а Шинн фейн стоит на прежних позициях (7 мест).

Если на выборах 2019 г. независимые в парламент не прошли, то в 2024 г. были избраны шестеро, а четверо из них — пропалестинские кандидаты. Выиграл в своем избирательном округе Дж. Корбин как независимый, изгнанный Стармером из партии.

Отсюда «Зеленые» получили даже меньше, чем независимые — 4 места, правда, прибавив 3 «кресла».

Министры из правительства Р. Сунака поздравили своих соперников-преемников в правительстве. Однако в адрес родственной по духу партии реформистов добрых пожеланий не нашлось: Джонсон заклинает однопартийцев не объединяться с Фараджем. Между тем именно Фараджу обязаны победой консерваторы в 2019 г., поскольку его партия (в то время под названием «Брекзит»), дабы не раскалывать голоса за правых, сняла своих кандидатов в тех округах, где была наиболее вероятна победа тори. На этих выборах было ясно, что консерваторы проиграют, и реформисты выставили кандидатов и в тех округах, где шансы консерваторов были велики. Отсюда и недовольство Джонсона: реформисты «уничтожили правительство тори».

Примечательно, что консерваторы проиграли в округах, где выставляли ранее свои кандидатуры четыре премьер-министра [4]. Многие тяжеловесы-тори предпочли не участвовать в выборах, опасаясь проиграть (как М. Гоув). Утратили места в парламенте некоторые претенденты на пост лидера Консервативной партии: из наиболее значимых — известный жесткими антироссийскими высказываниями министр обороны Г. Шэппс; лидер Палаты общин Пенни Мордонт, десять других министров и главный партийный организатор («кнут») С. Харт, а также генеральный прокурор В. Прентис.

Лейбористская партия получила большинство в 174 голоса в Палате общин, то есть премьер-министр К. Стармер может не только не опасаться оппозиции, но и «бунта» в собственной парламентской фракции, как нередко бывало в период выхода Британии из ЕС.

Каким образом лейбористам удалось перевернуть шахматную доску?

В 2019 г. два фактора содействовали консерваторам. Во-первых, Б. Джонсон вел предвыборную кампанию под лозунгом «Завершим Brexit» («Get Brexit Done»). Обещание разрубить гордиев узел импонировало также и сторонникам членства Британии в ЕС из-за патовой ситуации в парламенте, который никак не мог принять решение относительно вариантов соглашения с ЕС и второго референдума. Второй фактор — нежелание подавляющей части электората, даже парламентской фракции лейбористов, видеть премьер-министром страны своего лидера, «слишком левого» Дж. Корбина.

Обоих этих негативных для лейбористов факторов в 2024 г. уже не было, а консерваторы с осени 2021 г. вызывали стойкое отторжение из-за скандалов, связанных с непорядочностью Б. Джонсона и ковидными вечеринками, чехарды на посту премьер-министра, отсутствия положительных последствий Brexit, снижения уровня жизни британцев.

Говорить о популярности ныне правящей партии или ее лидера не приходится: Стармера считают слабым 48%, неприятным 47%, нерешительным 52%. Не доверяют ему 49% респондентов.

Консерваторам предстоит смена лидера партии и преодоление глубокого кризиса, с которым они вряд ли сумеют справиться к следующим выборам. По всей вероятности, лейбористы будут править два срока.

17 июля король Карл III произнесет тронную речь, то есть озвучит (в буквальном смысле слова) программу законодательных мер правительства лейбористов под руководством премьер-министра К. Стармера.

Предвыборные обещания

Прежде всего в тронную речь войдут законопроекты, которые изложены в предвыборном манифесте партии, а подошла она к формированию своей программы осторожно.

Манифест лейбористов не содержит «больших идей» и носит технократический характер. «Возможно, пять лет назад мы были партией протеста. Теперь мы хотим быть партией власти», — заявил Стармер, представляя манифест избирателям.

Партия обещает перемены, манифест так и назывался (Change), но суть выхолощена. Цель — «стабильность» — это и есть, по версии лейбористов, перемены после «хаоса правления консерваторов». Основной посыл — экономический рост, для чего необходима экономическая стабильность посредством, подчеркнем, «жестких правил расходования средств». Расходы на оборону предполагается довести до 2,5% ВВП, правда, с оговоркой «когда позволят условия».

Лейбористы собираются усилить охрану границ против нелегальных мигрантов, создав новую службу (Border Security Command), отказавшись от планов консерваторов депортировать искателей убежища в Руанду, что потребовало бы выхода страны из Европейской конвенции по правам человека.

Климатический план лейбористов сосредоточен на создании двух новых институтов: государственной компании Great British Energy по производству «чистой энергии» (за счет налога на сверхприбыль нефтегазовых компаний) и инвестиционного Фонда национального благосостояния. Достичь нулевых выбросов в электрогенерации предполагается к 2030 году.

Из политических реформ следует отметить планы правительства снизить возрастной ценз на выборах всех уровней до 16–17 лет; ужесточить правила пожертвований в казну партий; воплотить давние планы лейбористов создать новую верхнюю палату с региональным представительством, но без обозначения сроков завершения реформы.

Иными словами — все планы с открытой датой.

Внешняя политика лейбористов — «прогрессивный реализм»

Основные направления внешней политики изложены, помимо манифеста, в памфлете тогда еще теневого министра Д. Лэмми (март 2023 г.), в его же статье в ведущем американском журнале «Foreign Affairs», а после назначения на должность в правительстве К. Стармера ее основные постулаты повторены в статье для издания The Local Europe.

В отличие от отсутствия «-измов» во внутренней политике, во внешней политике ЛПВ выдвигает концепцию «прогрессивного реализма», замешанную на «этической внешней политике» времен Р. Кука, министра иностранных дел в кабинете Т. Блэра. Она идет в противовес сходившей уже на нет концепции «Глобальная Британия». Реализм подразумевает объективную оценку собственных сил страны и международного положения «в прогрессивных целях»: защита демократии и мировое экономическое развитие, борьба с изменением климата.

Принципы внешней политики правительства К. Стармера — приоритет прагматизма над идеологией (у Сунака уже звучало намерение пожертвовать ценностями во имя интересов [5]), союзы с партнерами. Основа внешней политики — непоколебимая приверженность НАТО (и ядерному арсеналу); США остаются для Британии незаменимым союзником. Среди важнейших задач на европейском направлении — заключить с ЕС пакт по безопасности, укрепить сотрудничество в области обороны и безопасности с Францией и Германией, а также заключить двусторонние соглашения с партнерами по Объединенному экспедиционному корпусу (Joint Expeditionary Forces).

Лейбористы продолжат политику консерваторов в отношении Украины: будут оказывать военную, экономическую, дипломатическую, политическую помощь, содействовать ее приему в НАТО, хотя 9–11 июля на саммите в Вашингтоне приглашение Украине вступить в НАТО направить не предполагалось. В отношении России курс останется неизменным: передать Украине замороженные активы РФ и способствовать учреждению Специального трибунала по преступлениям агрессии, чтобы привлечь Россию к ответственности.

Новому правительству представляется необходимым восстановить свое реноме в качестве страны, которая оказывала практически самую крупную помощь международному развитию (при Б. Джонсоне планку снизили с 0,7 до 0,5% валового национального дохода). Однако лейбористы не спешат вернуться к прежним показателям — только «когда позволят финансовые обстоятельства». Лейбористы признают, что военные интервенции Запада (Афганистан, Ирак, Ливия) подорвали идею «либерального интервенционизма» Блэра (1999 г.). Точно также «бездействие» (слишком мягкие санкции), полагают в новом правительстве, подстегнули на активные действия лидеров Сирии и России. Россия — долгосрочная, на поколение, угроза Европе, и для длительного противостояния необходимо добиться поддержки со стороны остального мира.

Д. Лэмми признает, что страны глобального Юга недовольны эгоизмом Британии и коллективного Запада в целом, их невниманием к своим потребностям, и правительство лейбористов, которое готово «защищать демократию», поддерживая киевский режим «до полной победы Украины», намерено серьезно взяться за привлечение союзников. Метод — содействие странам глобального Юга в решении их проблем с оговоркой — если позволят финансы.

Что касается Индо-Тихоокеанского региона, то в манифесте обозначена поддержка блока AUKUS. Лейбористы будут пытаться усидеть на трех стульях в отношениях с Китаем: «сотрудничать там, где можем; конкурировать там, где нужно; и бросать вызов там, где мы должны».

В первый же день в должности премьер-министра К. Стармер провел телефонные разговоры с В. Зеленским, заверяя в неизбывной приверженности Украине, включая поставки вооружений.

В первое зарубежное турне направился министр иностранных дел Д. Лэмми, определив «перезагрузку» (reset) с Европой, климатическую повестку и отношения со странами глобального Юга в качестве первоочередных [6]. Заявив, что он трансатлантист, Лэмми направился в Германию, Польшу и Швецию, чтобы установить более тесные отношения для преодоления общих проблем. Основная проблема — Украина, которая «сражается за свою свободу против новой формы фашизма Владимира Путина» (так что подвижек в российско-британских отношениях не предвидится).

К. Стармер на саммите НАТО в Вашингтоне призвал страны-члены увеличить расходы на оборону, подтверждая предвыборное обязательство нарастить их до 2,5% ВВП. Министр обороны Д. Хили, заявив, что «Лейбористы — это партия НАТО», начинает работу над новой стратегией обороны (Strategic Defence Review), с акцентом на укрепления связей с союзниками по НАТО и их расширение с другими партнерами, а министр иностранных дел Д. Лэмми отметил, что «НАТО — часть ДНК Британии».

В политических кругах Британии явно установился консенсус по внутренней и внешней политике, новое правительство продолжит прежний жесткий экономический и антироссийский курсы консерваторов. Недаром Д. Кэмерон разместил сообщение с добрыми пожеланиями: «Успехи К. Стармера — это и наши успехи».

1. Окончательные данные по итогам выборов 2024 г. Избирательная комиссия подведет 12 июля. Соответственно разные источники приводят несколько отличающиеся данные, что не меняет общей картины. UK general election 2024 live results: Keir Starmer becomes prime minister. https://ig.ft.com/uk-general-election/2024/results/?constituency=S14000094

2. Данные по итогам выборов в статье приводятся по: House of Commons Library. General election 2024 results. https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-10009/; Electoral calculus. https://www.electoralcalculus.co.uk/blogs/ec_summary24_20240706.html. 06.07.2024.

3. Ананьева Е.В. Хумза Юсуф — новый лидер ШНП. URL: http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2023/an303.pdf; Охошин О.В. Смена Первых министров в Шотландии и Уэльсе – новый кризис власти в кельтских регионах. URL: http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2024/an345.pdf

4. Кэмерон ныне в Палате лордов, кандидатуру Т. Мэй в верхнюю палату выставили перед выборами, Джонсон сам сдал свой депутатский мандат, не дожидаясь пока его выгонят, а Л. Трасс эти выборы проиграла в пользу лейбориста.

5. Integrated Review Refresh 2023. Responding to a More Contested and Volatile World. 2023

6. Reconnecting Britain for our security and prosperity: Foreign Secretary David Lammy’s statement. 06.07.2024/


(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся