Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Юрий Кулинцев

Научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС, ИДВ РАН, эксперт РСМД

Практически с момента учреждения в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была призвана стать одним из механизмов взаимодействия Москвы со странами Азии и Востока. Уже начиная с середины 2000-х гг. ШОС превратилась в один из важнейших инструментов реализации «восточных» интересов России.

«Поворот на Восток», о котором стали активно говорить после 2014 г., но который на самом деле являлся стратегическим выбором России, сделанным еще до введения экономических санкций западных стран, стал возможен в немалой степени за счет реализации потенциала ШОС.

Если на начальном этапе существования ШОС интересы Москвы были сосредоточены на выстраивании институциональной основы, пополнении рядов Организации странами-наблюдателями и партнерами по диалогу, то в последние несколько лет в фокус внимания интересов России в ШОС все больше попадает торгово-экономическое сотрудничество и процессы евразийской интеграции.

Динамику внешнеполитического курса России, и, прежде всего, тех его направлений, которые обусловили усиление ее «азиатского» вектора, можно проследить в различных редакциях Концепции внешней политики РФ. За период существования ШОС в России было утверждено четыре Концепции внешней политики в 2000, 2008, 2013 и 2016 гг.

Несложно заметить, что, с одной стороны, новые редакции Концепции внешней политики появляются в начале каждого президентского срока В. Путина и Д. Медведева, с другой стороны — являются реакцией на глобальные изменения, случившиеся в мире за истекший период.

Анализ содержания указанных документов позволяет увидеть, какое значение придавалось ШОС во внешнеполитическом курсе страны на разных этапах существования Организации, а также выявить ожидания, которые на нее возлагает политическое руководство России.

Практически с момента учреждения в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была призвана стать одним из механизмов взаимодействия Москвы со странами Азии и Востока. Уже начиная с середины 2000-х гг. ШОС превратилась в один из важнейших инструментов реализации «восточных» интересов России.

«Поворот на Восток», о котором стали активно говорить после 2014 г., но который на самом деле являлся стратегическим выбором России, сделанным еще до введения экономических санкций западных стран, стал возможен в немалой степени за счет реализации потенциала ШОС.

Если на начальном этапе существования ШОС интересы Москвы были сосредоточены на выстраивании институциональной основы, пополнении рядов Организации странами-наблюдателями и партнерами по диалогу, то в последние несколько лет в фокус внимания интересов России в ШОС все больше попадает торгово-экономическое сотрудничество и процессы евразийской интеграции.

Динамику внешнеполитического курса России, и, прежде всего, тех его направлений, которые обусловили усиление ее «азиатского» вектора, можно проследить в различных редакциях Концепции внешней политики РФ. За период существования ШОС в России было утверждено четыре Концепции внешней политики в 2000, 2008, 2013 и 2016 гг.

Несложно заметить, что, с одной стороны, новые редакции Концепции внешней политики появляются в начале каждого президентского срока В. Путина и Д. Медведева, с другой стороны — являются реакцией на глобальные изменения, случившиеся в мире за истекший период.

Анализ содержания указанных документов позволяет увидеть, какое значение придавалось ШОС во внешнеполитическом курсе страны на разных этапах существования Организации, а также выявить ожидания, которые на нее возлагает политическое руководство России.

Приведенная ниже Таблица 1 демонстрирует динамику увеличения количества разделов, усложнения и расширения контента, касающегося деятельности ШОС, в каждой из принятых Стратегий национальной безопасности РФ, начиная с 2000 г.

Таблица 1. Тематика разделов и количество упоминаний ШОС в Концепции внешней политики России 2000, 2008, 2013, 2016 гг.

Концепция внешней политики России
2000 2008 2013 2016
 
  • выработка региональных приоритетов;
  • интеграция в АТР;
  • купирование вызовов безопасности.
  • формирование нового мироустройства;
  • стратегическое взаимодействие с Китаем;
  • снижение террористической угрозы;
  • партнерская сеть региональных объединений.
  • управляемость мирового развития;
  • региональные приоритеты внешней политики;
  • развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества;
  • политическое и экономическое взаимодействие;
  • укрепление взаимного доверия в Центральной Азии;
  • формирование общего экономического партнерства;
  • снижение уровня террористической угрозы.
ШОС не упоминается ШОС упоминается 3 раза ШОС упоминается 4 раза ШОС
упоминается 8 раз

Рассчитано автором по данным официального сайта ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/documents/

Внимание, которое уделяется ШОС в доктринальных документах, а именно в Концепции внешней политики РФ, демонстрирует, что Организация является активным звеном усложняющейся структуры международных отношений, где центр мирового развития смещается в сторону Тихоокеанского региона. В глобальной конкуренции на международной арене ШОС отводится роль платформы для отстаивания и защиты ценностных ориентиров России, препятствующей навязыванию чужих взглядов. Кроме того, ШОС участвует в формировании ключевых принципов организации будущей мировой системы, что является главной тенденцией современного этапа мирового развития.

Анализ географии зарубежных поездок президента РФ также позволяет выявить значение, которое уделяется ШОС в реализации внешней политики России.

На Графике 1 представлена доля визитов президента России в страны ШОС и в страны Востока от общего количества зарубежных поездок в период с 2001 по 2019 гг., то есть начиная со времени создания ШОС. Всего проанализировано 418 зарубежных визитов В. Путина и Д. Медведева, совершенных ими в качестве президента РФ, при этом рассматривались официальные визиты, рабочие поездки, частные визиты, а также поездки для участия в саммитах и форумах.

График 1. Доля от общего числа зарубежных визитов президента РФ. Рассчитано автором по данным официального сайта Президента России.

URL: http://www.kremlin.ru

Из Графика 1 видно, что с течением времени страны Востока занимают все большую долю среди зарубежных визитов президента РФ. Пик активности приходится на 2012 г., года почти 70% зарубежных визитов В. Путина и Д. Медведева были совершены в страны Востока. Ту же самую тенденцию мы наблюдаем и при анализе зарубежных поездок в страны ШОС, что говорит об увеличивающейся значимости Организации во внешней политике России.

На Графике 2 показано общее количество визитов президента РФ в страны ШОС и в страны Востока в каждый из рассматриваемых годов.

График 2. Количество визитов президента РФ в страны ШОС и в страны Востока. Рассчитано автором по данным официального сайта Президента России. URL: http://www.kremlin.ru

Абсолютные цифры зарубежных визитов также подтверждают выявленную ранее тенденцию о «развороте» России в сторону Востока и о растущей роли ШОС. График 2 демонстрирует, что выявленная тенденция начала формироваться за несколько лет до введения санкций Западом, а именно во второй половине 2000-х гг.

В ходе визитов в страны — участницы ШОС тематика двусторонних переговоров неизменно касается обсуждения насущных проблем Организации. Роль ШОС в данном случае заключается в предоставление возможности для формирования международной повестки, для транслирования внешнеполитических установок России до стран региона и мира.

Значимость ШОС для развития российско-китайских отношений неоднократно подчеркивалась политическим руководством России. В совместной декларации России и Китая от 2004 г. сказано, что «стимулирование развития Шанхайской организации сотрудничества является приоритетным направлением внешних политик Китая и России. Стороны рассматривают ШОС в качестве важнейшего инструмента утверждения на евразийском континенте, прежде всего в Центральной Азии, мира, безопасности и сотрудничества — основных факторов будущего строительства многополярного миропорядка, основанного на международном праве».

В 2016 г. потенциал ШОС оказался востребован в рамках нового интеграционного проекта — Большого евразийского партнерства (БЕП), идея которого была озвучена международному сообществу в рамках Петербургского международного экономического форума. В. Путин предложил создать Большое евразийское партнерство с участием государств — членов ШОС, ЕАЭС, включая Китай, Индию, Пакистан, Иран, страны СНГ и ряд других государств. Работу указанного партнерства предлагается нацелить на выстраивание нового формата международного сотрудничества в Евразии с поддержкой идеи сопряжения евразийской интеграции и китайской Инициативы пояса и пути (ИПП).

В рамках ШОС начал формироваться новый вектор развития, в котором теперь уже восьмерке стран предстоит выступать в качестве одной из структурообразующих основ и ключевого элемента нового миропорядка в Евразии. В предлагаемом Россией сценарии создания новой интеграционной структуры в Евразии выделяется и новая функция ШОС, а именно — ей предлагается выступить в качестве связующего фактора между ИПП и ЕАЭС. В данном случае Москва преследует свои геополитические цели, стараясь выровнять асимметрию экономических возможностей Москвы и Пекина в странах Центральной Азии, а также сохранить регион ЦА как сферу традиционного влияния России, не нанеся при этом ущерба процессам евразийской интеграции.

В настоящий момент одним из главных вызовов для ШОС является формирование новых направлений развития в условиях сложной внешнеполитической обстановки. После расширения состава участников совокупная мощь и влияние Организации значительно увеличились, что позволяет ставить перед ней более амбициозные цели и задачи. Заявленные приоритеты российской стороны, к которой перешло председательство в ШОС в 2019–2020 гг., полностью отвечают этим планам.

Одной из ключевых задач для Москвы станет обеспечение преемственности в работе Организации. Усилия председательствующей стороны будет сосредоточены, во-первых, на укреплении позиции ШОС в сфере поддержания безопасности и стабильности. Это традиционное для Организации направление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС по противодействию «трем силам зла» и наркотрафику. Кроме того, будет продолжена работа по разрешению кризисных ситуаций и мирному урегулированию конфликтов вблизи внешних границ стран ШОС в контексте проблем в Сирии и Афганистане, а также положения дел вокруг иранской ядерной программы.

Во-вторых, большие возможности Москва видит в расширении экономического сотрудничества, прежде всего в транспортно-логистической, инфраструктурной, научно-технологической, инновационной сферах. Ожидается, что особый акцент будет сделан на укреплении межрегионального взаимодействия в рамках ШОС. Среди запланированных мероприятий уже анонсировано проведение в России первого Форума глав регионов государств — членов ШОС.

Будет продолжено развитие культурно-гуманитарных связей, продвижение общих нравственных и этических ценностей, наращивание взаимодействия в сферах образования, здравоохранения, экологии, культуры, туризма и молодежных контактов. Запланировано проведение серии масштабных мероприятий, посвященных 75-летию Победы во Второй мировой войне.

В-третьих, в планы российской стороны входит консолидация государств — членов ШОС и углубление внешнеполитической координации в целях согласования общих позиций по актуальным международным и региональным вопросам, выработки совместных инициатив. Ожидается, что страны усилят координацию позиций в рамках ООН, а также нарастят практическое сотрудничество с АСЕАН, ОДКБ, СНГ, ОЭС, ЕАЭС, в том числе в целях обмена опытом и выдвижения совместных проектов и инициатив.

Вместе с тем в число приоритетов Москвы в рамках председательства в ШОС входят и новые векторы развития Организации. Во-первых, это содействие синергии потенциалов национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных проектов. В данном случае целью является утверждение ШОС в качестве одной из опор формирования в Евразии пространства широкого, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в интересах обеспечения надежной безопасности и устойчивого развития в рамках идеи Большого евразийского партнерства. Во-вторых, Москва планирует запустить межпарламентское сотрудничество в ШОС, создав механизм взаимодействия законодательных органов государств-членов, что также позволит ускорить практическую реализацию евразийских интеграционных инициатив.

В связи с распространением в мире эпидемии коронавирусной инфекции уже в первом квартале 2020 г. Шанхайская организация сотрудничества стала изучать предложения по быстрому реагированию на вспышки инфекционных заболеваний. В частности, Секретариат ШОС направил на рассмотрение профильных ведомств стран-участниц ряд предложений, которые включают разработку многостороннего механизма оперативного информирования в случае возникновения очага инфекционного заболевания, имеющего потенциал для широкого распространения.

При этом еще в 2018 г. Организация выражала глубокую обеспокоенность потенциальными рисками возникновения эпидемий инфекционных болезней, включая грипп, тяжелый острый респираторный синдром и другие особо опасные инфекции. Тогда же главы государств — членов ШОС на саммите в китайском Циндао приняли Заявление о совместном противостоянии угрозам эпидемий на пространстве организации и указали на вытекающую из этого необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения для поддержания устойчивого развития и благосостояния стран региона.

Указанное направление также становится одним из новых векторов развития Организации. Внутри ШОС развиваются тесные контакты стран друг с другом на уровне руководителей министерств и ведомств, отвечающих за здравоохранение и эпидемиологическую ситуацию. Уже принят ряд документов, созданы рабочие механизмы, обеспечивающие сотрудничество между профильными организациями стран ШОС в сфере здравоохранения — проводятся совещании министров здравоохранения и совещания глав служб государств — членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Несмотря на то, что в условиях эпидемии ряд мероприятий ШОС был отложен, существующие механизмы сотрудничества позволили продолжать проведение заседаний в формате видеоконференции. Новые векторы развития ШОС демонстрируют, что Организация способна быстро адаптироваться к новым условиям меняющегося мира, ее участие в новых форматах взаимодействия является востребованным среди стран евразийского континента.

В качестве заключения необходимо отметить, что посредством участия России в работе ШОС осуществляется продвижение и защита ее интересов на Востоке и в регионе Центральной Азии. ШОС позволяет укрепить территориальную целостность, а также развивать отсталые и нестабильные районы, играя роль стабилизирующего фактора на пространстве Евразии и выступая в качестве буфера для угроз из Южной Азии и из стран Ближнего Востока.

(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся