Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.86)
 (28 голосов)
Поделиться статьей
Юрий Кулинцев

К.полит.н., руководитель Центра мировой политики и стратегического анализа, заместитель директора по молодежной политике Института Китая и современной Азии РАН

Практически с момента учреждения в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была призвана стать одним из механизмов взаимодействия Москвы со странами Азии и Востока. Уже начиная с середины 2000-х гг. ШОС превратилась в один из важнейших инструментов реализации «восточных» интересов России.

«Поворот на Восток», о котором стали активно говорить после 2014 г., но который на самом деле являлся стратегическим выбором России, сделанным еще до введения экономических санкций западных стран, стал возможен в немалой степени за счет реализации потенциала ШОС.

Если на начальном этапе существования ШОС интересы Москвы были сосредоточены на выстраивании институциональной основы, пополнении рядов Организации странами-наблюдателями и партнерами по диалогу, то в последние несколько лет в фокус внимания интересов России в ШОС все больше попадает торгово-экономическое сотрудничество и процессы евразийской интеграции.

Динамику внешнеполитического курса России, и, прежде всего, тех его направлений, которые обусловили усиление ее «азиатского» вектора, можно проследить в различных редакциях Концепции внешней политики РФ. За период существования ШОС в России было утверждено четыре Концепции внешней политики в 2000, 2008, 2013 и 2016 гг.

Несложно заметить, что, с одной стороны, новые редакции Концепции внешней политики появляются в начале каждого президентского срока В. Путина и Д. Медведева, с другой стороны — являются реакцией на глобальные изменения, случившиеся в мире за истекший период.

Анализ содержания указанных документов позволяет увидеть, какое значение придавалось ШОС во внешнеполитическом курсе страны на разных этапах существования Организации, а также выявить ожидания, которые на нее возлагает политическое руководство России.

Практически с момента учреждения в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была призвана стать одним из механизмов взаимодействия Москвы со странами Азии и Востока. Уже начиная с середины 2000-х гг. ШОС превратилась в один из важнейших инструментов реализации «восточных» интересов России.

«Поворот на Восток», о котором стали активно говорить после 2014 г., но который на самом деле являлся стратегическим выбором России, сделанным еще до введения экономических санкций западных стран, стал возможен в немалой степени за счет реализации потенциала ШОС.

Если на начальном этапе существования ШОС интересы Москвы были сосредоточены на выстраивании институциональной основы, пополнении рядов Организации странами-наблюдателями и партнерами по диалогу, то в последние несколько лет в фокус внимания интересов России в ШОС все больше попадает торгово-экономическое сотрудничество и процессы евразийской интеграции.

Динамику внешнеполитического курса России, и, прежде всего, тех его направлений, которые обусловили усиление ее «азиатского» вектора, можно проследить в различных редакциях Концепции внешней политики РФ. За период существования ШОС в России было утверждено четыре Концепции внешней политики в 2000, 2008, 2013 и 2016 гг.

Несложно заметить, что, с одной стороны, новые редакции Концепции внешней политики появляются в начале каждого президентского срока В. Путина и Д. Медведева, с другой стороны — являются реакцией на глобальные изменения, случившиеся в мире за истекший период.

Анализ содержания указанных документов позволяет увидеть, какое значение придавалось ШОС во внешнеполитическом курсе страны на разных этапах существования Организации, а также выявить ожидания, которые на нее возлагает политическое руководство России.

Приведенная ниже Таблица 1 демонстрирует динамику увеличения количества разделов, усложнения и расширения контента, касающегося деятельности ШОС, в каждой из принятых Стратегий национальной безопасности РФ, начиная с 2000 г.

Таблица 1. Тематика разделов и количество упоминаний ШОС в Концепции внешней политики России 2000, 2008, 2013, 2016 гг.

Концепция внешней политики России
2000 2008 2013 2016
 
  • выработка региональных приоритетов;
  • интеграция в АТР;
  • купирование вызовов безопасности.
  • формирование нового мироустройства;
  • стратегическое взаимодействие с Китаем;
  • снижение террористической угрозы;
  • партнерская сеть региональных объединений.
  • управляемость мирового развития;
  • региональные приоритеты внешней политики;
  • развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества;
  • политическое и экономическое взаимодействие;
  • укрепление взаимного доверия в Центральной Азии;
  • формирование общего экономического партнерства;
  • снижение уровня террористической угрозы.
ШОС не упоминается ШОС упоминается 3 раза ШОС упоминается 4 раза ШОС
упоминается 8 раз

Рассчитано автором по данным официального сайта ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/documents/

Внимание, которое уделяется ШОС в доктринальных документах, а именно в Концепции внешней политики РФ, демонстрирует, что Организация является активным звеном усложняющейся структуры международных отношений, где центр мирового развития смещается в сторону Тихоокеанского региона. В глобальной конкуренции на международной арене ШОС отводится роль платформы для отстаивания и защиты ценностных ориентиров России, препятствующей навязыванию чужих взглядов. Кроме того, ШОС участвует в формировании ключевых принципов организации будущей мировой системы, что является главной тенденцией современного этапа мирового развития.

Анализ географии зарубежных поездок президента РФ также позволяет выявить значение, которое уделяется ШОС в реализации внешней политики России.

На Графике 1 представлена доля визитов президента России в страны ШОС и в страны Востока от общего количества зарубежных поездок в период с 2001 по 2019 гг., то есть начиная со времени создания ШОС. Всего проанализировано 418 зарубежных визитов В. Путина и Д. Медведева, совершенных ими в качестве президента РФ, при этом рассматривались официальные визиты, рабочие поездки, частные визиты, а также поездки для участия в саммитах и форумах.

График 1. Доля от общего числа зарубежных визитов президента РФ. Рассчитано автором по данным официального сайта Президента России.

URL: http://www.kremlin.ru

Из Графика 1 видно, что с течением времени страны Востока занимают все большую долю среди зарубежных визитов президента РФ. Пик активности приходится на 2012 г., года почти 70% зарубежных визитов В. Путина и Д. Медведева были совершены в страны Востока. Ту же самую тенденцию мы наблюдаем и при анализе зарубежных поездок в страны ШОС, что говорит об увеличивающейся значимости Организации во внешней политике России.

На Графике 2 показано общее количество визитов президента РФ в страны ШОС и в страны Востока в каждый из рассматриваемых годов.

График 2. Количество визитов президента РФ в страны ШОС и в страны Востока. Рассчитано автором по данным официального сайта Президента России. URL: http://www.kremlin.ru

Абсолютные цифры зарубежных визитов также подтверждают выявленную ранее тенденцию о «развороте» России в сторону Востока и о растущей роли ШОС. График 2 демонстрирует, что выявленная тенденция начала формироваться за несколько лет до введения санкций Западом, а именно во второй половине 2000-х гг.

В ходе визитов в страны — участницы ШОС тематика двусторонних переговоров неизменно касается обсуждения насущных проблем Организации. Роль ШОС в данном случае заключается в предоставление возможности для формирования международной повестки, для транслирования внешнеполитических установок России до стран региона и мира.

Значимость ШОС для развития российско-китайских отношений неоднократно подчеркивалась политическим руководством России. В совместной декларации России и Китая от 2004 г. сказано, что «стимулирование развития Шанхайской организации сотрудничества является приоритетным направлением внешних политик Китая и России. Стороны рассматривают ШОС в качестве важнейшего инструмента утверждения на евразийском континенте, прежде всего в Центральной Азии, мира, безопасности и сотрудничества — основных факторов будущего строительства многополярного миропорядка, основанного на международном праве».

В 2016 г. потенциал ШОС оказался востребован в рамках нового интеграционного проекта — Большого евразийского партнерства (БЕП), идея которого была озвучена международному сообществу в рамках Петербургского международного экономического форума. В. Путин предложил создать Большое евразийское партнерство с участием государств — членов ШОС, ЕАЭС, включая Китай, Индию, Пакистан, Иран, страны СНГ и ряд других государств. Работу указанного партнерства предлагается нацелить на выстраивание нового формата международного сотрудничества в Евразии с поддержкой идеи сопряжения евразийской интеграции и китайской Инициативы пояса и пути (ИПП).

В рамках ШОС начал формироваться новый вектор развития, в котором теперь уже восьмерке стран предстоит выступать в качестве одной из структурообразующих основ и ключевого элемента нового миропорядка в Евразии. В предлагаемом Россией сценарии создания новой интеграционной структуры в Евразии выделяется и новая функция ШОС, а именно — ей предлагается выступить в качестве связующего фактора между ИПП и ЕАЭС. В данном случае Москва преследует свои геополитические цели, стараясь выровнять асимметрию экономических возможностей Москвы и Пекина в странах Центральной Азии, а также сохранить регион ЦА как сферу традиционного влияния России, не нанеся при этом ущерба процессам евразийской интеграции.

В настоящий момент одним из главных вызовов для ШОС является формирование новых направлений развития в условиях сложной внешнеполитической обстановки. После расширения состава участников совокупная мощь и влияние Организации значительно увеличились, что позволяет ставить перед ней более амбициозные цели и задачи. Заявленные приоритеты российской стороны, к которой перешло председательство в ШОС в 2019–2020 гг., полностью отвечают этим планам.

Одной из ключевых задач для Москвы станет обеспечение преемственности в работе Организации. Усилия председательствующей стороны будет сосредоточены, во-первых, на укреплении позиции ШОС в сфере поддержания безопасности и стабильности. Это традиционное для Организации направление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС по противодействию «трем силам зла» и наркотрафику. Кроме того, будет продолжена работа по разрешению кризисных ситуаций и мирному урегулированию конфликтов вблизи внешних границ стран ШОС в контексте проблем в Сирии и Афганистане, а также положения дел вокруг иранской ядерной программы.

Во-вторых, большие возможности Москва видит в расширении экономического сотрудничества, прежде всего в транспортно-логистической, инфраструктурной, научно-технологической, инновационной сферах. Ожидается, что особый акцент будет сделан на укреплении межрегионального взаимодействия в рамках ШОС. Среди запланированных мероприятий уже анонсировано проведение в России первого Форума глав регионов государств — членов ШОС.

Будет продолжено развитие культурно-гуманитарных связей, продвижение общих нравственных и этических ценностей, наращивание взаимодействия в сферах образования, здравоохранения, экологии, культуры, туризма и молодежных контактов. Запланировано проведение серии масштабных мероприятий, посвященных 75-летию Победы во Второй мировой войне.

В-третьих, в планы российской стороны входит консолидация государств — членов ШОС и углубление внешнеполитической координации в целях согласования общих позиций по актуальным международным и региональным вопросам, выработки совместных инициатив. Ожидается, что страны усилят координацию позиций в рамках ООН, а также нарастят практическое сотрудничество с АСЕАН, ОДКБ, СНГ, ОЭС, ЕАЭС, в том числе в целях обмена опытом и выдвижения совместных проектов и инициатив.

Вместе с тем в число приоритетов Москвы в рамках председательства в ШОС входят и новые векторы развития Организации. Во-первых, это содействие синергии потенциалов национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных проектов. В данном случае целью является утверждение ШОС в качестве одной из опор формирования в Евразии пространства широкого, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в интересах обеспечения надежной безопасности и устойчивого развития в рамках идеи Большого евразийского партнерства. Во-вторых, Москва планирует запустить межпарламентское сотрудничество в ШОС, создав механизм взаимодействия законодательных органов государств-членов, что также позволит ускорить практическую реализацию евразийских интеграционных инициатив.

В связи с распространением в мире эпидемии коронавирусной инфекции уже в первом квартале 2020 г. Шанхайская организация сотрудничества стала изучать предложения по быстрому реагированию на вспышки инфекционных заболеваний. В частности, Секретариат ШОС направил на рассмотрение профильных ведомств стран-участниц ряд предложений, которые включают разработку многостороннего механизма оперативного информирования в случае возникновения очага инфекционного заболевания, имеющего потенциал для широкого распространения.

При этом еще в 2018 г. Организация выражала глубокую обеспокоенность потенциальными рисками возникновения эпидемий инфекционных болезней, включая грипп, тяжелый острый респираторный синдром и другие особо опасные инфекции. Тогда же главы государств — членов ШОС на саммите в китайском Циндао приняли Заявление о совместном противостоянии угрозам эпидемий на пространстве организации и указали на вытекающую из этого необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения для поддержания устойчивого развития и благосостояния стран региона.

Указанное направление также становится одним из новых векторов развития Организации. Внутри ШОС развиваются тесные контакты стран друг с другом на уровне руководителей министерств и ведомств, отвечающих за здравоохранение и эпидемиологическую ситуацию. Уже принят ряд документов, созданы рабочие механизмы, обеспечивающие сотрудничество между профильными организациями стран ШОС в сфере здравоохранения — проводятся совещании министров здравоохранения и совещания глав служб государств — членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Несмотря на то, что в условиях эпидемии ряд мероприятий ШОС был отложен, существующие механизмы сотрудничества позволили продолжать проведение заседаний в формате видеоконференции. Новые векторы развития ШОС демонстрируют, что Организация способна быстро адаптироваться к новым условиям меняющегося мира, ее участие в новых форматах взаимодействия является востребованным среди стран евразийского континента.

В качестве заключения необходимо отметить, что посредством участия России в работе ШОС осуществляется продвижение и защита ее интересов на Востоке и в регионе Центральной Азии. ШОС позволяет укрепить территориальную целостность, а также развивать отсталые и нестабильные районы, играя роль стабилизирующего фактора на пространстве Евразии и выступая в качестве буфера для угроз из Южной Азии и из стран Ближнего Востока.

Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 4.86)
 (28 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju