Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Сударев

Д.полит.н., проф. каф. истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

VI Cаммит президентов Америк закончился почти сенсационно. Не только не была заранее согласована его повестка дня, и не была впервые за всю историю встреч на высшем уровне принята заключительная декларация. «Две Америки» диаметрально разошлись практически по всем вопросам, которые на форуме все же обсуждались.

VI Cаммит президентов Америк закончился почти сенсационно. Не только не была заранее согласована его повестка дня, и не была впервые за всю историю встреч на высшем уровне принята заключительная декларация. «Две Америки» диаметрально разошлись практически по всем вопросам, которые на форуме все же обсуждались.

VI саммит президентов Америки, состоявшийся 13-15 апреля в Картахена де Индиас (Колумбия) кардинальным образом отличался от предыдущих, и первую очередь, тем, что его повестку до последнего момента так и не удалось согласовать. При этом изначально наметился четкий водораздел между 32 латино-карибскими лидерами с одной стороны, и США и Канадой – с другой.

И снова Куба

Если государства региона фактически единогласно высказались за включение в повестку дня два основных вопроса: Об участии Кубы в Саммитах Америк и о разработке новой региональной стратегии борьбы с наркотрафиком, то администрация США, поддержанная Канадой, в достаточно категоричной форме отвергла оба эти предложения.

В этой связи президент Эквадора Э. Корреа отказался принимать участие в форуме, мотивируя свое решение отсутствием Кубы. Более того, члены леворадикальной группировки АЛВА, (в которую входят восемь государств во главе с Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Эквадором и рядом малых карибских государств) приняли решение не участвовать в следующем саммите, если не будет приглашена Куба.

Объяснения, данные американской стороной были достаточно тривиальны. Куба не предприняла достаточных мер по демократизации, что препятствует нормализации отношений с США, а кроме того отказалась возвращаться в межамериканскую систему, хотя в 2009 году подобное предложение на генеральной Ассамблее ОАГ ей было сделано. Позиция президента США накануне выборов была вполне предсказуемой. Иная могла существенно помешать ему на выборах, тем более, что мы знаем, какое влияние на исход голосования имеют выборщики из Флориды.

Картель США?

Что касается конкретизации борьбы с наркотрафиком, то администрация Б. Обамы стремилась максимально «заземлить» этот вопрос, чтобы не повергнуться критике за бездействие большинством латиноамериканских коллег. Напомним, что ежегодное потребление наркотиков в США оценивается в 60 млрд.дол в год. (Peter Hakim “YI Cumbre de las Americas: El lugar de hablar de drogas”- El Analisis de Infolatam, Madrid, 29 marzo, 2012)

Тем более, что и в американской прессе появились статьи, в достаточно саркастической форме критиковавших администрацию демократов по этому вопросу. Достаточно привести в пример опубликованную в майямовской газете «El Nuevo Herald” статью А. Оппенгеймера под названием со знаком вопроса «Картель США?». Речь идет о том, что Национальное общество оружейников Соединенных Штатов, насчитывающее 4,3 млн. членов, противящееся ограничениямя на продажу оружия, оказывается более влиятельным, чем Белый дом, по существу способствуя контрабанде оружия мексиканскими наркокартелями. В 80% случаев настоящая война, устроенная в последние годы наркокартелями в северных районах Мексики, уже унесшая жизнь более 50 тыс. человек, имела место с применением американского оружия (“El Nuevo Herald”, Miami, 04, 04, 2012”).

Пустой портфель

Поэтому американский президент по существу приехал на саммит «с пустым портфелем». А его призывы к началу «новой эры» в отношениях с Латинской Америкой, лишены были какой-то конкретики и вызывали лишь саркастическую улыбку у большинства участников.

И все же, несмотря на очевидную нерезультативность YI саммита, было бы неверным констатировать, что тенденция к своеобразному геополитического расколу Западного полушария на Север и Юг набирает обороты. Несмотря на наступление Китая, который уже вытеснил Соединенные Штаты в качестве главного торгового партнера Бразилии, «две Америки» продолжают связывать крепкие экономические узы. Регион находится на экономическом подъеме и продолжает, как отметил американский президент, наращивать свою роль в глобальном контексте. Несмотря на натиск внерегиональных конкурентов (Западная Европа, Китай, Индия, в меньшей степени Россия) США продолжают быть главным инвестором в Латинской Америке и одним из главных внешнеторговых партнеров. И с этими аргументами, приведенными Б. Обамой, трудно спорить. Достаточно сказать, что за последние два года американский экспорт в Латинскую Америку возрос почти на 50%. В целом около 40% американского экспорта идет в этот регион.

Вашингтон-Бразилия

Саммит в Картахене можно рассматривать и в более широком контексте. Соединенным Штатам при современной расстановке сил на мировой арене, и учитывая активное внедрение в Латинскую Америку внерегиональных акторов, чрезвычайно важно укрепить свои позиции в этом районе. Прошедший форум в силу обозначенных выше причин этому не способствовал. Однако поиск стратегического партнерства с ведущими государствами региона несомненно будет продолжен, равно как и попытки нейтрализовать укрепление автономных тенденций в их внешней политике.

Речь, безусловно, в первую очередь, идет о Бразилии. Преждевременно говорить о формировании геополитической оси Вашингтон – Бразилиа, но контуры ее все же проступают. США крайне важно «оторвать» латиноамериканского гиганта от БРИКС и тем самым существенно ослабить эту группировку. По заявлению президента Бразилии Д. Руссеф во время ее состоявшегося в апреле 2012 г. как раз накануне Саммита визита в Вашингтон, ее страна также заинтересована в стратегическом партнерстве с США, но на принципиально новых равных условиях.

Сильным объединительным мотивом в данном случае является торговая экспансия Китая. Не случайно, уже в конце 2011 г. представитель министерства торговли Бразилии вылетел в Вашингтон с целью разработки «совместной торговой обороны» (См. подробнее Сударев В.П. «Геополитика в Западном полушарии в начале ХХI века» Издательство МГИМО(У)МИД, 2012, с.116)

При этом следует отметить, что объективно для большинства латиноамериканских стран торговля с США более выгодна, чем с тем же Китаем, который в основном рассматривает этот регион как поставщика стратегического сырья и продукции агропромышленного комплекса, в достаточно жесткой форме отказываясь расширять закупки в Латинской Америке товары с добавленной стоимостью. Соединенные Штаты в этом отношении не выдвигают каких либо серьезных барьеров на пути импорта промышленной продукции из этого региона.

Тихоокеанская радуга

Тихоокеанская тема в качестве отдельного вопроса не звучала в Картахене. Тем не менее, заявление Б. Обамы, сделанное несколько ранее, о том, что центр тяжести политики США будет смещаться в АТР, произвело сильный резонанс в регионе. Четыре тихоокеанские страны – Мексика, Колумбия, Перу и Чили уже заявили о создании интеграционного объединения «Тихоокеанская радуга», которое должно способствовать продвижению их интересов в АТР и присоединиться к выдвинутому Б. Обамой проекту создания Транс-тихоокеанской ассоциации сотрудничества.

Россия формально оказывается в стороне от процесса взаимодействия двух Америк и естественно не участвует в подобных саммитах. Тем не менее, она безусловно должна внимательно отслеживать их результаты, так как часто в ходе дискуссий на подобных форумах обнажаются ниши, которые она способна заполнить (например, в сотрудничестве со странами региона вборьбе с наркотрафиком)

Итоги

В целом же Саммит в Картахена де Индиас наглядно показал, что Латинская Америка занимает все более консолидированную позицию вне зависимости от политической ориентации ее режимов. Показательно, что не только леворадикалы, но и умеренные, правоцентристские режимы способны занимать принципиальную позицию, не стыкующуюся с Вашингтоном.

Тем не менее, заинтересованность в обновлении отношений с США, в которых большинству стран региона по-прежнему видится стратегический партнер, пока не вызывает особых сомнений. В данном случае не следует выдавать желаемое за действительное, заявляя, что США «уходят из Латинской Америки».

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся