Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Надеин-Раевский

К.филос.н., ст.н.с. ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

Четвертый Каспийский саммит проходит 29 сентября 2014 года на российской территории в Астрахани. Ожидается подписание ряда документов, в том числе и по режиму безопасности, включая запрет на присутствие вооруженных сил некаспийских государств. Вместе с тем несмотря на оптимизм некоторых СМИ, подписания Конвенции, которая могла бы окончательно урегулировать статус Каспия, большинство обозревателей не ожидает.

Перед проведением саммита «каспийской пятерки» в Астрахани 29 сентября 2014 года основной проблемой прикаспийских государств как и двадцать лет назад продолжает оставаться проблема раздела шельфа Каспия. За годы, прошедшие после распада СССР, не появилось никаких договоров по разграничению шельфа каспийского моря. Основная причина – это  существенные разногласия в вопросе разграничения шельфа этого моря-озера и использования водной глади и природных ресурсов.

Позиции государств изначально различались. Так, Азербайджан с самого начала был готов поделить не только шельф, но и судоходное пространство на суверенные участки и добывать нефть на «суверенном» шельфе, не заботясь о последствиях для этого внутреннего водоема, чрезвычайно чувствительного к химическому загрязнению. Казахстан склонялся к разделу только шельфа. Россия, Туркмения и Иран первоначально выступали за совместное использование шельфа и всей акватории.

Раздел шельфа Каспия, как того добивается Азербайджан, связан исключительно с нефтяным фактором. Все остальные проблемы эксплуатации этого водного бассейна не требуют такого раздела. Что же касается эксплуатации шельфа, то она подразумевает раздел моря на соответствующие секторы с закреплением прав собственника на добываемые ресурсы.

Позиция Казахстана по вопросу о принадлежности шельфа Каспия была выражена еще в середине 1990 – х гг. «Казахстан считает, что дно моря и недра Каспия должны быть делимитированы между прибрежными государствами, которые будут обладать национальной юрисдикцией и исключительными правами относительно разведки и разработки минеральных ресурсов в своей части дна моря», писал заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан В.Гиззатов (В.Гиззатов. Правовой статус Каспийского моря: кондоминиум или делимитация. В: «Казахстан и мировое сообщество», №1, 1996, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. С.46.).

По мнению туркменской стороны, месторождение Чираг — частично, а Азери — полностью находятся в туркменской части шельфа, если делить его по принципам, предложенным Азербайджаном. Таким образом, раздел шельфа уже породил межгосударственный конфликт, правда, пока еще в дипломатической сфере.

Позиция Ирана полностью отличалась от азербайджанской или казахской. Иран настаивает на равном разделе шельфа, т.е. по 20% шельфа на каждое из прикаспийских государств. Ирану, если проводить любые разграничительные линии достается наименьшая часть шельфа, поэтому только такой раздел – всем поровну – может уравнять его с соседями. Понятно, что с таким подходом не согласны ни Азербайджан, ни Туркмения, которым выгоден в первую очередь раздел по «срединной линии», либо по другим вариантам, исходящим из географического положения Каспия.

Соответственно, подписание декларации по каспийскому шельфу затянулось на долгие годы. При этом реальные интересы нефтедобытчиков требовали урегулирования разногласий.

Iran.ru
Владимир Сажин:
Каспий 2014: как разделить пирог?

В этой связи стороны не стали дожидаться общей декларации. Россия и Казахстан сумели договориться об определении срединных линий раздела шельфа, затем Россия и Азербайджан провели раздел «своей» части шельфа, и три страны договорились между собой. Иран, в свою очередь, отказывается признавать эти соглашения.

Крайне важным в определении статуса Каспия остается проблема разграничения южной его части и решения проблем между Ираном, Азербайджаном и Туркменией. Именно в этой части договоренностей добиться не удалось.

Однако, не дожидаясь урегулирования вопроса статуса Каспия и раздела шельфа, все пять стран региона взяли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не позволять другим государствам использовать свои территории для совершения агрессии и других военных действий против любой из прикаспийских стран.

Еще пять лет назад Прикаспийские государства заявили, что только они имеют суверенные права на Каспийское море, и в нём могут плавать суда исключительно под флагами прикаспийских стран. Это закрывает доступ на Каспий внерегиональным игрокам, имеющим свой взгляд на проблему «национальных интересов».

Таким образом, в настоящее время правовой режим Каспия определяется Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года. Эти договоры основываются на принципе «общей воды», т.е. свободы судоходства и рыболовства для прикаспийских государств (за исключением десятимильной рыболовной зоны), запрет плавания судов под флагами некаспийских государств.

Однако вопросы недропользования, охраны природной среды и военной деятельности этими договорами не регулируются.

Последнее заседание специальной рабочей группы по правовому статусу Каспийского моря состоялось в апреле 2014 года в Ашхабаде, а 37-ое заседание прошло в Иране в июне 2014 года. Однако обсуждение Конвенции по правовому статусу Каспийского моря, которая должна определить территориальные права прикаспийских стран, пока не привело к выработке ее окончательного варианта.

Серьезной проблемой в вопросах сотрудничества в Каспийском регионе  стала идея строительства газопровода Nabucco, которая стала важной стратегической задачей США и Запада по поиску альтернативных российским источникам энергоресурсов путей. Отсюда и возникла идея отстранения от решения проблем Каспия России, Ирана и Казахстана. 18 ноября 2010 года президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на саммите глав прикаспийских государств в Баку официально озвучил позицию Ашхабада, заявив, что прокладка подводного трубопровода по дну Каспия может осуществляться с согласия только тех государств, через участки дна которых будет построен такой трубопровод (то есть Азербайджана и Туркмении). Идея была поддержана и в Брюсселе, и в Вашингтоне.

Россия и Иран выступили против, прежде всего из необходимости охраны экосистемы Каспия. В настоящее время реализация проекта отложена, но, в первую очередь из-за разногласий между участниками проекта.

В решении проблем Каспия есть и положительные сдвиги. Так,18 ноября 2010 года между Республикой Казахстан, Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Российской Федерацией и Туркменистаном было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. В рамках соглашения стороны договорились о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия любых видов и боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, военной техники, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, борьбе с отмыванием доходов, в том числе денежных средств, полученных преступным путем, борьбе с контрабандой, обеспечении безопасности морского судоходства и борьбе с пиратством, борьбе с торговлей людьми и незаконной миграцией, борьбе с незаконной добычей биологических ресурсов (браконьерством).

Экологические проблемы находят отражение в реакции каспийских государств на загрязнение окружающей среды. Так, по словам заместителя начальника управления охраны окружающей среды Ирана Парвин Фаршчи на Казахстан, Азербайджан и Туркмению приходится основная часть нефтегазового загрязнения Каспийского моря в связи с проводимыми этими странам разведкой и добычей энергоносителей. П. Фаршчи отметила, что 60% нефтяного загрязнения Каспия исходит из прибрежных районов, т.к. значительное число старых нефтяных скважин в Азербайджане и Казахстане больше не экономичны и заброшены. В то же время, по словам чиновника, доля загрязнения Каспийского моря, приходящаяся на Иран, связана с отходами сельского хозяйства и сточными водами. Со стороны России Каспию угрожает промышленное загрязнение вследствие широкой промышленной деятельности в районе реки Волга.

Следует отметить, что в вопросе охраны окружающей среды бассейна Каспия удалось добиться успехов. Эти проблемы регулируются Рамочной конвенцией по защите морской среды Каспийского моря, которая вступила в силу 12 августа 2007 года. В ней заложены основные положения по регулированию антропогенного воздействия на морскую среду, вопросам охраны биологических ресурсов и общему взаимодействию между сторонами в отношении мероприятий по охране экосистемы Каспия.

В 2011-2012 годах в пятистороннем формате были подписаны такие значимые для защиты морской среды Каспия международно-правовые документы, как Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников.

В общей сложности состоялось три саммита прикаспийских государств. Первый саммит прошел в Ашхабаде 23-24 апреля 2002 года. Второй состоялся в Тегеране 16 октября 2007 года. Была подписана Декларация, которая обозначила общие подходы к выработке конвенции о правовом статусе Каспия. На третьем каспийском саммите, состоявшемся 18 ноября 2010 года в Баку, было подписано Совместное заявление президентов «каспийской пятерки», а также Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.

Четвертый Каспийский саммит проходит 29 сентября 2014 года на российской территории в Астрахани. Ожидается подписание ряда документов, в том числе и по режиму безопасности, включая запрет на присутствие вооруженных сил некаспийских государств. Вместе с тем несмотря на оптимизм некоторых СМИ, подписания Конвенции, которая могла бы окончательно урегулировать статус Каспия, большинство обозревателей не ожидает.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся