Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 2.96)
 (28 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений ДВФУ, адъюнкт-профессор Исследовательского центра Северо-Восточной Азии Цзилиньского университета (КНР)

Военные власти Мьянмы в условиях изоляции пытаются добиться международной поддержки и восстановить нарушенные переворотом 1 февраля 2021 г. торгово-экономические и политические связи. Наиболее активно Нейпьидо развивает контакты с Москвой и Пекином, которые к тому же неоднократно блокировали проекты резолюций в Совете Безопасности ООН, осуждающие действия руководства страны. Однако пока Россия сосредоточена на разрешении проблем безопасности в Европе и специальной военной операции на Украине, мьянманские власти действуют на китайском направлении. Возможным ростом влияния КНР в «сердце» Индо-Тихоокеанского региона озабочены США и Индия, имеющие собственные планы на «землю девяти слонов».

Переключение внимания Запада на Украину и Тайвань фактически сыграло на руку руководству РСМ, которое получило возможность более активно применять вооружённые силы для укрепления собственных позиций. Вместе с тем в США считают действия военных властей геноцидом, что требует реакции сообразно с Индо-Тихоокеанской стратегией 2022 г. Вашингтон крайне обеспокоен ростом китайского и отчасти российского влияния в «сердце» ИТР. Среди предлагаемых американцами мер противодействия можно выделить попытки поддержать демократическую оппозицию и организовать допуск международных наблюдателей для проведения честных конкурентных выборов в 2023 г. Внесение вопроса разрешения внутреннего конфликта РСМ в повестку дня заседаний стран QUAD и доведение до Китая своей обеспокоенности относительно дальнейшей эскалации ситуации пока ни к чему не привели.

Пекин и Нью-Дели явно осознают горячее желание Запада столкнуть двух азиатских гигантов лбами и потому вряд ли допустят вмешательство в сферу их влияния. В спорах же между Китаем и Индией, в том числе и относительно Мьянмы, смогут помочь восточная мудрость, а также многолетний российский опыт посредничества и крепкие связи Москвы с нынешним руководством «земли девяти слонов».

Военные власти Мьянмы в условиях изоляции пытаются добиться международной поддержки и восстановить нарушенные переворотом 1 февраля 2021 г. торгово-экономические и политические связи. Наиболее активно Нейпьидо развивает контакты с Москвой и Пекином, которые к тому же неоднократно блокировали проекты резолюций в Совете Безопасности ООН, осуждающие действия руководства страны. Однако пока Россия сосредоточена на разрешении проблем безопасности в Европе и специальной военной операции на Украине, мьянманские власти действуют на китайском направлении. Возможным ростом влияния КНР в «сердце» Индо-Тихоокеанского региона озабочены США и Индия, имеющие собственные планы на «землю девяти слонов».

Будда — первый коммунист

Советский Союз поддержал освободившуюся в 1948 г. от британского колониального господства Бирму в строительстве социализма. Вместе с тем идеи классовой борьбы не были восприняты местным населением и коммунисты так и не смогли закрепиться в стране. Пришедший к власти в 1962 г. генерал Не Вин (правил до 1988 г.) объявил Будду первым коммунистом и взял «бирманский курс к социализму с националистско-буддистской спецификой». После вступления Янгона (столица до 2005 г.) в Движение неприсоединения приоритетными партнёрами долгое время были страны ОВД и Бангладеш.

Тем не менее, несмотря на идеологические расхождения, СССР оказал помощь Бирме в строительстве учебных заведений, госпиталей, ирригационных сооружений и промышленных предприятий.

После распада Советского Союза новой России оказалось не до Мьянмы [1]. Связи возобновились только в 2000-х гг., тогда началось обсуждение и подписание деклараций и соглашений о торгово-экономическом, военно-техническом, гуманитарном сотрудничестве, а также о межведомственном взаимодействии между министерствами обороны, юстиции, внутренних дел, природных ресурсов, чрезвычайных ситуаций. В 2014 г. в новую столицу государства — Нейпьидо — для участия в Восточноазиатском саммите прибыл с визитом премьер-министр Д. Медведев, который пока остается наиболее высокопоставленным российским официальным лицом, посетившим РСМ (из высшего руководства ранее, в 1955 г., в Бирме побывали Хрущев и Булганин). В Пекине на форуме «Один пояс — один путь» в апреле 2019 г. прошла встреча президента В. Путина с бывшей тогда лидером страны Аун Сан Су Чжи.

Между странами работают Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и Смешанная комиссия по военно-техническому сотрудничеству. Однако по состоянию на 2019 г. объемы двусторонней торговли не превышали 400 млн долл., а накопленные инвестиции составляли порядка 120 млн долл. В числе перспективных проектов — разработка нефтяного месторождения и строительство металлургического завода. Россия поставляет в Мьянму машины и оборудование, покупая в основном текстиль. Обсуждался и вопрос об увеличении объемов поставок в РФ продовольственных товаров и древесины редких пород, для чего требуется сертификация по стандартам ЕАЭС и приемлемые маршруты доставки.

Примечательно, что мьянманские военные власти поддерживают действия России и возлагают надежды на развитие двустороннего сотрудничества по нескольким направлениям. В частности, на ПМЭФ-2022 обсуждались возможности модернизации системы энергоснабжения страны при содействии «Интер РАО», а также внедрения платёжной системы «Мир». Кроме того, в Нейпьидо выразили готовность выступить хабом для продвижения России на рынках Юго-Восточной Азии в новых геополитических условиях.

Су для Тамадо

Одно из главных направлений российско-мьянманского взаимодействия — военно-техническое сотрудничество. Россия поставляла для нужд вооруженных сил (Тамадо) истребители МиГ-29, учебно-боевые самолеты Як-130, боевые и транспортные вертолеты Ми-24/35, Ми-17, зенитно-ракетные комплексы «Печора-2М», «Квадрат-М» и ЗРПК «Тунгуска», РЛС, танки Т-72, БТР-80 и БРДМ-2МС. В 2018 г. была заключена сделка по продаже 6 многоцелевых истребителей Су-30СМЭ, первая пара самолётов уже поставлена заказчику.

В 2020 г. РФ стала вторым по значимости после Китая поставщиком продукции военного назначения в Мьянму. Министр обороны С. Шойгу посетил РСМ в январе 2021 г. для подписания соглашения на поставку зенитно-ракетных систем (в том числе «Панцирь-С1»), беспилотников «Орлан» и радиолокационного оборудования. В марте 2021 г. за военным парадом в честь 76-летия образования мьянманских вооружённых сил наблюдала делегация МО РФ во главе с заместителем министра А. Фоминым. В июле 2021 г. в России с ответным визитом побывал главнокомандующий Тамадо и лидер нового правительства Мьянмы Мин Аунг Хлайн. По сообщению Myanmar Now, летом 2021 г. РСМ посетила группа представителей ВМФ РФ и Рособоронэкспорта для изучения конкретных условий взаимодействия.

Интересно, что с мьянманскими военными активно работала и Украина — поставлялись БТР-3, существовали планы по открытию сборочной линии БТР-4 и гаубиц 2С1У. Скорее всего, украинский сюжет не будет иметь продолжения, ВТС же России с Мьянмой может быть продолжено после реализации более приоритетных задач. Создавшуюся паузу заполняет Китай, который активно продвигает свои бронемашины, зенитные и противотанковые ракеты, морскую технику, а также намерен предложить истребители JF-17.

На Западе с упорством, достойным лучшего применения, отмечают, что Тамадо использует российское оружие для борьбы с повстанцами и «подавления демократических сил». Однако справедливости ради стоит отметить, что основная масса стрелкового оружия и артиллерийских систем у Тамадо национального производства, имеется также техника из Китая, Индии и даже из Сербии и КНДР. Провокационные попытки увязать визиты делегаций российских военных в 2021 г. с гражданскими волнениями и действиями боевиков на территории РСМ вообще выглядят более чем странно — двусторонние обмены между оборонными ведомствами довольно активно проводятся уже более 10 лет.

Главный и безальтернативный

С конца 1980-х гг. главным партнёром Мьянмы стал Китай, который постепенно практически вытеснил все другие страны и занял первое место по объёмам товарооборота, инвестиций и интенсивности военно-технического сотрудничества. Основной геополитический интерес Пекина связан с доступом к Бенгальскому заливу и Андаманскому морю, поэтому стране отводится важное место в реализации Инициативы пояса и пути, в рамках которой задействован Китайско-мьянманский экономический коридор или ещё более крупный — Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма. Китайские компании финансировали строительство глубоководного порта Чаупхью, а также нефте- и газопроводов, направленных в юго-западную часть КНР. Также изучался вопрос о строительстве игорной зоны, промышленных парков.

Однако с 2016 г. госсоветник Аун Сан Су Чжи пыталась проводить курс по минимизации влияния Пекина, фактически саботируя реализацию китайских инициатив и активно предпринимая попытки развития контактов с Японией, Республикой Корея, Австралией, Германией и США. После введения в отношении Мьянмы односторонних западных санкций (из-за силовой операции против рохинджа) приоритетным партнёром снова стал Китай, хотя заметно укрепилось экономическое присутствие Таиланда, Вьетнама и Индии.

Сначала Пекин не отреагировал на захват власти военными в феврале 2021 г., однако уже в марте, после нападений на китайские предприятия в Мьянме, начал действовать. Руководство КНР изучало ситуацию и планировало развивать связи одновременно со всеми внутренними силами. В частности, поддерживался диалог с Партией национальной лиги за демократию, так как именно с правительством от данной партии во главе с Аун Сан Су Чжи и были ранее достигнуты основные договорённости о реализации проектов в рамках Инициативы пояса и пути. По линии КПК предпринимались попытки развития отношений с опальным Национальным объединённым правительством (NUG), выступившим против военного переворота. Вместе с тем Пекин заморозил все совместные проекты в РСМ и предупредил все стороны о недопустимости нарушения китайских интересов. По мере развития внутренней ситуации в Мьянме и появления явных признаков проигрыша демократических сил, китайское руководство окончательно сделало ставку на военных.

В ноябре 2021 г. КНР уведомила секретариат АСЕАН о недопустимости приостановки членства Мьянмы и участия представителей страны в проводимых мероприятиях, включая Специальный саммит Китай — АСЕАН. После перехода председательства в организации к Камбодже в 2022 г. продолжились попытки достижения многостороннего мирного урегулирования в РСМ. В частности, Пятисторонний консенсус АСЕАН был увязан с «дорожной картой», принятой военной администрацией Мьянмы, что фактически дало возможность властям заняться внутренней ситуацией для обеспечения победы на предстоящих в августе 2023 г. парламентских выборах.

В апреле 2022 г. министр иностранных дел КНР Ван И на встрече с представителем военной администрации РСМ, ответственным за дипломатию, У Вунна Маунг Лвином пообещал, что Пекин поддержит режим военных вне зависимости от развития ситуации в Мьянме, а также объявил о предоставлении стране безвозмездной помощи в размере 650 млн юаней.

На встрече министров иностранных дел Форума сотрудничества Ланьцан — Меконг (КНР, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам, Мьянма), прошедшей 4 июля 2022 г. в Багане, Ван И отметил, что Мьянма занимает важное место в предлагаемых Китаем Глобальных инициативах по развитию и безопасности, что открывает дорогу китайским инвестициям.

Комбинация со слоном

Индия внимательно следит за развитием ситуации в соседней Мьянме. В период нахождения у власти демократов были достигнуты договорённости в сфере военного сотрудничества, включая поставку подводной лодки и аренды части порта Ситуэ. Главная цель Нью-Дели состояла в недопущении превращения Мьянмы в военный форпост в рамках китайской стратегии «жемчужного ожерелья». Также сообразно с курсом «Действуй на Востоке» администрация Н. Моди запланировала реализацию инфраструктурных проектов, в том числе автомобильной магистрали Индия — Мьянма — Таиланд и транзитного коридора «Каладан» (Кольката — Ситуэ).

Внутренняя нестабильность после переворота 2021 года фактически блокировала осуществление всех индийских планов. Столкновения правительственной армии с оппозиционными силами и повстанцами происходили в западной и северо-западной частях Мьянмы в непосредственной близости от общей границы протяженностью почти 1500 км. В Индии встречается точка зрения, что мьянманские военные намеренно используют нестабильность для снижения влияния Нью-Дели в приграничных районах. Ряд активистов полагают, что правительству Н. Моди стоило бы поддержать демократические силы в Мьянме в лице Правительства Национального единства и оказать гуманитарную помощь беженцам для нормализации ситуации в РСМ и снятия напряжённости в собственных приграничных районах.

Тем не менее индийское руководство рассматривает мьянманский военный режим в качестве основного партнёра по диалогу, в особенности в части обеспечения охраны государственной границы, борьбы с контрабандой оружия и наркотиков. В декабре 2021 г. перспективы сотрудничества по данным вопросам обсуждались на встрече первого заместителя министра иностранных дел Индии Х. В. Шрингла с лидером Мьянмы М. Аунг Хлайном.

Ещё одна проблема, которую предстоит решать Нью-Дели совместно с Нейпьидо — беженцы. Согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, с начала 2021 г. на территорию Индии из Мьянмы перебралось уже около 30 тыс. человек, ещё несколько десятков тысяч могут последовать за ними при активизации боевых действий. Однако Индия, который не участвует в Конвенции о статусе беженцев 1951 г., воздерживается от открытия лагерей и оказания централизованной помощи. Содействие в инициативном порядке оказывают только власти индийских штатов Манипур и Мизорам.

Индийские исследователи выдвигают предположения о поддержке Китаем повстанческих отрядов, которые выступают с территории РСМ против индийских властей. Кроме того, по ряду источников, китайские военные оказывают содействие и некоторым этническим антиправительственным вооружённым группировкам, например Объединённой армии Ва, действующей вблизи китайской границы. Правда это или нет, вероятно, можно выяснить только создав многосторонний механизм в сфере безопасности, куда не лишним было бы пригласить и Бангладеш, где могут укрываться члены боевой организации рохинджа.

***

Переключение внимания Запада на Украину и Тайвань фактически сыграло на руку руководству РСМ, которое получило возможность более активно применять вооружённые силы для укрепления собственных позиций. Вместе с тем в США считают действия военных властей геноцидом, что требует реакции сообразно с Индо-Тихоокеанской стратегией 2022 г. Вашингтон крайне обеспокоен ростом китайского и отчасти российского влияния в «сердце» ИТР. Среди предлагаемых американцами мер противодействия можно выделить попытки поддержать демократическую оппозицию и организовать допуск международных наблюдателей для проведения честных конкурентных выборов в 2023 г. Внесение вопроса разрешения внутреннего конфликта РСМ в повестку дня заседаний стран QUAD и доведение до Китая своей обеспокоенности относительно дальнейшей эскалации ситуации пока ни к чему не привели.

Пекин и Нью-Дели явно осознают горячее желание Запада столкнуть двух азиатских гигантов лбами и потому вряд ли допустят вмешательство в сферу их влияния. В спорах же между Китаем и Индией, в том числе и относительно Мьянмы, смогут помочь восточная мудрость, а также многолетний российский опыт посредничества и крепкие связи Москвы с нынешним руководством «земли девяти слонов».

1. В 1989 г. Бирма была переименована в Союз Мьянма, а с 2010 г. — Республика Союз Мьянма (РСМ).


Оценить статью
(Голосов: 28, Рейтинг: 2.96)
 (28 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся