Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Наталья Цветкова

К.и.н., доцент СПбГУ, эксперт РСМД

Зарубежная система образования является наиболее эффективным плацдармом для продвижения интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Вовлечение университетов в программы односторонней помощи развитию, реформирование учебных планов и переобучение местной элиты всегда были традиционными методами образовательной и экономико-политической интеграции. Как международная образовательная политика использовалась СССР в прошлом и используется США сегодня для продвижения своих интересов в АТР?

Зарубежная система образования является наиболее эффективным плацдармом для продвижения интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Вовлечение университетов в программы односторонней помощи развитию, реформирование учебных планов и переобучение местной элиты всегда были традиционными методами образовательной и экономико-политической интеграции. Как международная образовательная политика использовалась СССР в прошлом и используется США сегодня для продвижения своих интересов в АТР?

Реформирование систем образования в странах АТР: опыт СССР

СССР осуществлял масштабную государственную образовательную политику, одной из составляющих которой было реформирование систем образования за рубежом. В разные периоды «холодной войны» советское влияние в сфере образования ощутили на себе Вьетнам, Китай, Монголия, Непал, Шри-Ланка, Бирма и другие страны. За период с 1960 по 1990 г. СССР создал в 36 странах мира 67 высших учебных заведений, 25 техникумов, более 400 ПТУ и 5 общеобразовательных школ (см. рис. 1) [1].




СССР осуществлял масштабную государственную образовательную политику, одной из составляющих которой было реформирование систем образования за рубежом.

Рисунок 1.Страны, в которых СССР создал или реформировал систему образования

Как видно на рисунке 1, СССР создал фундамент для своего присутствия в системах образования таких стран АТР и ЮВА, как Китай, Монголия, Лаос, Непал, Бирма, Индонезия, Шри-Ланка, Вьетнам. Советское правительство оказывало этим государствам одностороннюю техническую помощь, осуществляло подготовку преподавателей и администраторов вузов, влияя тем самым на содержание учебных планов и дисциплин, методы обучения и структуру высших учебных заведений.

Можно выделить несколько направлений советской образовательной политики за рубежом.

Фото: Wikipedia.com
Ханойский университет науки и технологий,
бывш. Ханойский политехнический институт,
был открыт во Вьетнаме Советским Союзом
в 1956 г.

Первое – открытие новых вузов. Создаваемые высшие учебные заведения (от одного до пяти в каждом государстве) имели техническую направленность и предназначались для подготовки руководящего и среднего звена специалистов машиностроения, строительства, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Например, во Вьетнаме было открыто пять учебных заведений, в том числе Ханойский политехнический институт, в Камбодже – также пять вузов, в том числе Высший технический институт, в Индонезии был открыт и оснащен оборудованием инженерный факультет Паттимурского университета [2]. Технические вузы создавались в расчете на подготовку 1000–1500 специалистов в год. В одной только Индии в течение 1970-х годов обучалось около 35000 специалистов [3]. Сегодня этот вид деятельности можно назвать бранчингом (branching) российских технических факультетов или вузов в АТР. При этом особую актуальность приобретает участие России в подготовке специалистов для нефтедобывающих стран, например, для Брунея или Индонезии.

Второе направление – содействие реформированию политики министерств образования иностранных государств, изменению учебных планов и программ. В этом политически мотивированном проекте, исходившем из реалий «холодной войны», принимали участие правительство СССР, советские посольства за рубежом и преподаватели советских вузов. Под влиянием Советского Союза наиболее серьезные изменения произошли в системах образования Китая, Монголии и Вьетнама [4].

Третье направление – создание партнерств между высшими учебными заведениями СССР и социалистических стран АТР. Стабильность и эффективность международного сотрудничества основывались на постоянном притоке в зарубежные вузы советских преподавателей (до 5000 человек в год) [5]. Например, в 1987–1988 гг. в Высший технический институт Камбоджи из Советского Союза было направлено около 100 преподавателей [6]. В каждом созданном СССР вузе постоянно находились командированные специалисты. Они распределялись по группам в соответствии с профилем учебных заведений – технические, гуманитарные и специалисты в области культуры. Деятельность советских специалистов нашла свое отражение в просоветском содержании преподаваемых дисциплин, в изменении учебных планов. По нашим оценкам, каждый советский преподаватель обучил, по крайней мере, двух аспирантов и четырех преподавателей из зарубежной системы высшего образования.

Фото: structurae.de
Технологический институт Камбоджи

Мощным фундаментом для выстраивания долгосрочного влияния СССР на зарубежные университеты послужило создание специальных образовательных программ для подготовки иностранных преподавателей вузов. Будущие преподаватели проходили переобучение в советских высших учебных заведениях. Специализация «Педагогика» была приоритетным направлением международной образовательной политики СССР.

Политическая обстановка и уровень дружественных отношений между странами влияли на степень проникновения СССР в образовательные системы стран АТР. Время от времени некоторые государства отказывались от предлагаемых Советским Союзом услуг, но затем восстанавливали двустороннее сотрудничество в сфере университетского образования. Например, правительство Бирмы сначала отказывалось претворять в жизнь новую учебную программу, подготовленную в СССР в 1960-х годах, но позднее все же обратилось к Советскому Союзу за помощью [7].

Таким образом, политика СССР в области международного образования была направлена на создание условий для интеграции советских и зарубежных университетов. Университеты стран АТР использовались как инструмент оказания односторонней советской помощи, что приводило к упрочнению политического взаимодействия Советского Союза с этими странами. Сегодня этот опыт масштабно применяется правительством США.

Реформирование систем образования в странах АТР: опыт США

Фото: USAid
Выпускники курсов английского языка
Государственного университета Западного
Минданао, Филиппины

США оказывают одностороннее влияние на системы образования государств АТР посредством создания партнерств между американскими и местными университетами. Вузы государств АТР стали базой для реализации хозяйственных, экономических и политических проектов, которые финансируются американским правительством по линии Агентства международного развития. В итоге проекты, казалось бы, далекие от образования, способствуют изменению учебных планов, внедрению новых моделей обучения студентов и переквалификации преподавательского состава.

В образовательной сфере правительство США действует по двум направлениям, полностью повторяя опыт СССР.

Первое направление – вовлечение зарубежных университетов в реализацию односторонних программ помощи и, как следствие, реформирование зарубежных вузов и упрочение позиций Соединенных Штатов в образовательных системах стран региона.

В 2008 г. правительство США завершило масштабный проект в 13 университетах Камбоджи, Индонезии, Лаоса, Филиппин, Таиланда и Вьетнама. Университеты этих стран временно стали базами для переобучения политиков, экономистов, медиков, преподавателей, работников водного хозяйства и др., участвовавших в американских программах содействия развитию.

В результате во всех 13 университетах появились постоянные магистерские программы, были введены новые (американские) методы обучения, прошли переобучение преподаватели. Например, проект по мониторингу водных ресурсов, осуществленный на Филиппинах совместно с государственным университетом Лейте, привел к созданию нового учебного плана и открытию докторской программы. Пятьдесят вузов Индонезии включили предметы по исламу в единую учебную программу в области гражданского общества (civic education). Наконец, данный проект создал сетевое партнерство между университетами по американской модели: потребность в контроле над водными ресурсами привела к введению единых дисциплин и исследовательских программ в государственных университетах Камбоджи, Индонезии, Филиппин, Таиланда и Вьетнама [8].

Вузы государств АТР стали базой для реализации хозяйственных, экономических и политических проектов, которые финансируются американским правительством по линии Агентства международного развития.

Каковы последствия односторонних проектов, реализуемых США в области зарубежного высшего образования? Во-первых, университетские партнерства создают базу для постоянного присутствия США и американских университетов в том или ином государстве. Во-вторых, происходит переориентация местных вузов на США. В-третьих, они становятся базой для политического взаимодействия Соединенных Штатов с некоммерческими организациями, правящей элитой, представители которых проходят краткосрочное обучение в университетах [9].

Второе направление образовательной политики США в странах АТР – обучение преподавателей и администраторов высшего образования через правительственные программы международного обмена. АТР занимает третье место среди других регионов мира по числу привлекаемых правительством США представителей высшего образования. Если в 1998 г. только 1% от общего числа всех участников программ правительственных обменов были представителями образования, то в 2009 г. – уже 24%.

К числу стран, в которых американцы осуществляют наибольшее число образовательных проектов, относятся Филиппины, Камбоджа, Индонезия, Вьетнам, Таиланд, Китай, Япония, Тайвань и Австралия (см. табл. 1). Причем из года в год растет число граждан государств АТР, приглашенных правительством США для участия в программах обмена (http://www.iawg.gov/reports/regional/EAP/).

Таблица 1.Приоритетные страны АТР в правительственных программах обмена США в 1998–2009 гг. по числу участников (тыс. чел.)

Страна 1998 2000 2009
Филиппины 580 1,774 43,568
Камбоджа 36 73 42,924
Индонезия 279 612 37,046
Вьетнам 503 605 29,432
Таиланд 1,729 1,018 20,819
Китай 5,402 5,319 15,872
Япония 6,193 5,953 10,920
Тайвань 1,088 1,245 8,526
Австралия 1,091 1,098 7,445

Из таблицы 1 видно, что среди участников правительственных программ обмена значительно выросло число граждан с Филиппин, из Камбоджи, Индонезии и Вьетнама. Например, если в 1998 г. правительство США обучило 36 человек из Камбоджи, то в 2009 г. – уже около 43000. Это свидетельствует не только о возрастающей роли АТР во внешней политике США, но и о более интенсивном использовании американцами университетских партнерств для продвижения своих интересов в регионе.

Для каждой страны правительство США определяет приоритетную программу. Например, в Австралии было обучено почти 6000 аспирантов из университетов за счет Госдепартамента США. В Китае действуют программы Агентства международного развития по реформированию местных университетов. Так, в 2009 г. более 7000 представителей университетов Китая были задействованы в реформировании учебных программ и стандартов обучения в соответствии с предложениями американского правительства.

Перспективы расширения влияния России в АТР через международное образование

Фото: РИА Новости
Россотрудничество должно получить
полномочия в содействии международному
развитию, глава МИД РФ Сергей Лавров на
совещании руководителей представительств
и представителей Россотрудничества
за рубежом, 3 сентября 2012

Способна ли Россия проводить подобную политику? Несомненно, да. Такие проекты не требуют огромных финансовых затрат. Стоимость каждого из указанных 13 проектов составила в среднем 100000 долл. в год, а реализовались они в течение 3–4 лет [9]. Кроме того, подобные проекты не требуют использования передовых технологий. Это стандартные университетские проекты, связанные с исследованием, мониторингом и обучением. Основные условия для продвижения – внедрение университетских дисциплин, идущих из России, и подготовка квалифицированного преподавательского состава. Другими словами, наши университеты-партнеры должны стать плацдармами для постоянного присутствия России в регионе и дальнейшего расширения ее влияния.

Проектная деятельность США в АТР отстает от американских проектов в других регионах, например, на Ближнем Востоке. Ближний Восток стал приоритетным регионом в образовательной политике Соединенных Штатов с 2002 г. Усилия по демократизации стран заставили правительство США мобилизовать значительные финансовые ресурсы, которые предназначались для образовательных проектов и программ публичной дипломатии в других регионах, таких как АТР. Внимание американского правительства к Ближнему Востоку и наличие у России фундамента для партнерства со странами АТР, заложенного еще советской политикой в области содействия развитию, предоставляют нашей стране возможность активизировать проектную деятельность в системах образования государств АТР. Вьетнам, Монголия, Китай, Бирма, Лаос, Индонезия, основные получатели советской технической помощи, сегодня могут стать российскими партнерами. Развивать подобные проекты необходимо с позиции осуществления односторонней помощи странам АТР. Подобные меры позволят расширить присутствие России в системах образования и, как следствие, в экономической и политической системах государств АТР.

Проектная деятельность США в АТР отстает от американских проектов в других регионах, например, на Ближнем Востоке. Ближний Восток стал приоритетным регионом в образовательной политике Соединенных Штатов с 2002 г.

В 2007 г. Россия приняла Концепцию участия в содействии международному развитию. Концепция предусматривает вовлечение России в двухсторонние и многосторонние проекты по развитию на пространстве СНГ, Евразии и в АТР. С российской стороны в программах помощи «Группы восьми» и «Группы двадцати» были заявлены такие участники, как Министерство финансов, МИД, Национальный фонд подготовки кадров, Институт международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ и др. Дискуссия о создании Российского агентства международного развития закончилась принятием решения о том, что функцию участия в программах содействия развитию должно выполнять Россотрудничество. На самом деле имеет значение не то, какое ведомство будет курировать данное направление внешней политики, а реализация политики по вовлечению вузов АТР в программы односторонней российской помощи. Подобная деятельность будет создавать условия для постоянного присутствия России в вузах и расширения ее экономического и политического влияния в регионе.

1. Государственный архив РФ. Ф. 9396. Министерство высшего образования СССР. Оп. 19. Д. 4, 6, 10–19, 27–34, 36, 45, 49, 54, 55, 59, 165, 166, 172, 187, 188.

2. Государственный архив РФ. Ф. 9609. Министерство высшего и среднего специального образования. Оп. 11. Д. 351. Л. 36–39.

3. Российский государственный архив новейшей истории. Ф. 5. Аппарат ЦК КПСС. Оп. 35. ЦК КПСС. Отдел науки и вузов. Д. 42. Л. 112.

4. Российский государственный архив новейшей истории. Ф. 5. Аппарат ЦК КПСС. Оп. 35. ЦК КПСС. Отдел науки и вузов. Д. 42. Л. 115.

5. Чертков Д. СССР и развивающиеся страны. М., 1972. С. 354.

6. Государственный архив РФ. Ф. 9609. Министерство высшего и среднего специального образования. Оп. 11. Д. 351. Л. 39.

7. Российский государственный архив новейшей истории. Ф. 5. Аппарат ЦК КПСС. Оп. 35. ЦК КПСС. Отдел науки и вузов. Д. 42. Л. 46.

8. Higher Education Partnerships for Global Development: Knowledge, Cooperation, Results. Agency for International Development, 2004. P. 61–68.

9. Evidence of Impact of Higher Education Partnerships in Southeast Asia. An Assessment of 13 Higher Education Partnerships. Agency for International Development, 2009.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся