Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Малкольм Чалмерс

Заместитель генерального директора Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI)

Андрей Кортунов

К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

В настоящей статье излагаются основные выводы семинара «Европейская безопасность», организованного Королевским объединенным институтом оборонных исследований (RUSI) и Российским cоветом по международным делам (РСМД) в феврале 2021 г. в рамках двустороннего российско-британского проекта РСМД «Новая повестка российско-британских отношений». Двусторонний российско-британский проект — это проверенный временем формат, который на протяжении многих лет давал возможность РСМД и RUSI собирать вместе экспертов из двух стран для откровенного обсуждения чувствительных вопросов безопасности, когда такого рода взаимодействие являлось скорее исключением, чем правилом.

За последнее десятилетие отношения между Россией и Великобританией значительно ухудшились. В 2014 году события в Крыму и на востоке Украины ознаменовали поворотный момент в двусторонних отношениях. В последующие годы ряд западноевропейских лидеров, в том числе из Великобритании, пытались перезагрузить отношения с Россией. Несмотря на эти усилия, отношения продолжают ухудшаться. Перспектива перезагрузки, в духе той, которая проводилась между Соединенными Штатами и Россией с 2009 года, в настоящее время выглядит более чем туманной.

Основное внимание на семинаре было сосредоточено на том, как уменьшить риски прямой военной конфронтации между альянсом НАТО и Россией, особенно в Европе, и на перспективах поддержания вовлеченности двух стран в проблемы безопасности, требующие скорейшего решения.

Положение Великобритании в Европе в последние годы претерпело значительную эволюцию, хотя европейская безопасность остается ключевым направлением новой стратегии «Глобальной Британии». Поглощенное какое-то время Брекситом правительство Великобритании постепенно начало выходить за рамки переговоров о выходе Великобритании из ЕС, чтобы выработать новую внешнюю политику и политику безопасности. Несмотря на то, что отношения между ЕС и Великобританией могут оставаться напряженными в течение некоторого времени, очевидно, что Великобритания остается приверженной тесному сотрудничеству как с ЕС в целом, так и с крупнейшими европейскими державами по вопросам внешней политики и политики безопасности. Следует также исходить из того, что трансатлантические отношения останутся для Великобритании главными в ее политике в области европейской безопасности. В результате политика Великобритании в отношении России и далее будет тесно связана с подходами к России европейских и североамериканских союзников Лондона.

Действительно, в отличие от опасений по поводу надежности Соединенных Штатов как партнера по безопасности при администрации Трампа, сотрудничество с администрацией Байдена, вероятно, придаст новый импульс трансатлантическим связям. Эти связи основаны на взаимных интересах и отражают во многом схожие подходы к России. После Брексита Великобритания позаботилась о том, чтобы принятые ранее санкции Евросоюза в отношении России продолжали эффективно выполняться британской стороной, заменив существующее законодательство ЕС соответствующими национальными постановлениями.

Для России крайне важно, какой режим взаимодействия с Москвой выберет администрация Байдена. Президент Байден может быть более трудным партнером, но в России многие считают, что при новой администрации не следует исключать возможности и некоторых позитивных шагов со стороны НАТО. Восстановление взаимодействия между военными двух стран на уровне Совета Россия — НАТО могло бы стать важным начальным шагом в содействии укреплению стабильности и управлению отношениями. С точки зрения России, такие изменения не должны рассматриваться Североатлантическим союзом как способ умиротворения России или отход от устоявшегося подхода НАТО к отношениям с Москвой, а, скорее, как шаг, который заложит основу для дальнейшего диалога.

Умеренный оптимизм можно выразить в отношении преодоления институционального кризиса Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и в отношении председательства Швеции в ОБСЕ в 2021 году, которое может принести новые возможности для этой организации. Председательство России в Арктическом совете с 2021 по 2023 год дает еще одну возможность для сотрудничества в областях, влияющих на ситуацию по вопросам безопасности на Крайнем Севере.

Поскольку отношения между Великобританией и Россией, вероятно, будут оставаться сложными, крайне важно, чтобы усилия по-прежнему были сосредоточены на реалистичной цели развития «новой нормальности» вокруг стабилизации ситуации. Переход от конфронтации к сотрудничеству маловероятен, учитывая, что обе стороны имеют непримиримые взгляды на сущность международной системы и ссылаются на отсутствие доверия как на основное препятствие нормализации. В такой ситуации важно продолжать работу по обмену информацией и мнениями и вести работу над мерами укрепления доверия для управления конфронтацией с целью сокращения рисков и издержек.

На семинаре была подчеркнута важность поддержания канала откровенных обменов мнениями между экспертным сообществом России и Великобритании. Был достигнут консенсус в ряде областей. Обе стороны признали необходимость поддерживать диалог без иллюзий, чтобы, как минимум, лучше понять точки зрения и позиции друг друга. Участники согласились с тем, что Великобритания и Россия должны осознавать реальные и потенциальные риски гонки вооружений и возрастания уровня конфронтации, ведущие к дальнейшему ухудшению европейской безопасности. Участники диалога также подчеркнули, что несмотря на трудности в двусторонних отношениях, существуют механизмы, с помощью которых обе стороны могут управлять рисками «новой нормальности» и поэтому существует настоятельная необходимость применять эти механизмы как можно более эффективно.

Реалистичная оценка отношений между Великобританией и Россией указывает на необходимость признания обеими сторонами того факта, что основное внимание в двусторонних отношениях должно быть сосредоточено на развитии практических и узких областей сотрудничества. Следует избегать постановки вопроса о полной перезагрузке, которая в настоящее время неосуществима. Некоторыми из этих узких областей могли бы стать возможности достижения ограниченного прогресса в области контроля над вооружениями, пути укрепления взаимодействия между военными двух стран и обсуждения восприятия Великобританией и Россией угроз и состояния региональной безопасности.

Вступление

В настоящей статье излагаются основные выводы семинара «Европейская безопасность», организованного Королевским объединенным институтом оборонных исследований (RUSI) и Российским cоветом по международным делам (РСМД) в феврале 2021 г. в рамках двустороннего российско-британского проекта РСМД «Новая повестка российско-британских отношений». Двусторонний российско-британский проект — это проверенный временем формат, который на протяжении многих лет давал возможность РСМД и RUSI собирать вместе экспертов из двух стран для откровенного обсуждения чувствительных вопросов безопасности, когда такого рода взаимодействие являлось скорее исключением, чем правилом.

За последнее десятилетие отношения между Россией и Великобританией значительно ухудшились. В 2014 году события в Крыму и на востоке Украины ознаменовали поворотный момент в двусторонних отношениях. В последующие годы ряд западноевропейских лидеров, в том числе из Великобритании, пытались перезагрузить отношения с Россией. Несмотря на эти усилия, отношения продолжают ухудшаться. Перспектива перезагрузки, в духе той, которая проводилась между Соединенными Штатами и Россией с 2009 года, в настоящее время выглядит более чем туманной.

Основное внимание на семинаре было сосредоточено на том, как уменьшить риски прямой военной конфронтации между альянсом НАТО и Россией, особенно в Европе, и на перспективах поддержания вовлеченности двух стран в проблемы безопасности, требующие скорейшего решения.

Положение Великобритании в Европе в последние годы претерпело значительную эволюцию, хотя европейская безопасность остается ключевым направлением новой стратегии «Глобальной Британии». Поглощенное какое-то время Брекситом правительство Великобритании постепенно начало выходить за рамки переговоров о выходе Великобритании из ЕС, чтобы выработать новую внешнюю политику и политику безопасности. Несмотря на то, что отношения между ЕС и Великобританией могут оставаться напряженными в течение некоторого времени, очевидно, что Великобритания остается приверженной тесному сотрудничеству как с ЕС в целом, так и с крупнейшими европейскими державами по вопросам внешней политики и политики безопасности. Следует также исходить из того, что трансатлантические отношения останутся для Великобритании главными в ее политике в области европейской безопасности. В результате политика Великобритании в отношении России и далее будет тесно связана с подходами к России европейских и североамериканских союзников Лондона.

Действительно, в отличие от опасений по поводу надежности Соединенных Штатов как партнера по безопасности при администрации Трампа, сотрудничество с администрацией Байдена, вероятно, придаст новый импульс трансатлантическим связям. Эти связи основаны на взаимных интересах и отражают во многом схожие подходы к России. После Брексита Великобритания позаботилась о том, чтобы принятые ранее санкции Евросоюза в отношении России продолжали эффективно выполняться британской стороной, заменив существующее законодательство ЕС соответствующими национальными постановлениями.

Для России крайне важно, какой режим взаимодействия с Москвой выберет администрация Байдена. Президент Байден может быть более трудным партнером, но в России многие считают, что при новой администрации не следует исключать возможности и некоторых позитивных шагов со стороны НАТО. Восстановление взаимодействия между военными двух стран на уровне Совета Россия — НАТО могло бы стать важным начальным шагом в содействии укреплению стабильности и управлению отношениями. С точки зрения России, такие изменения не должны рассматриваться Североатлантическим союзом как способ умиротворения России или отход от устоявшегося подхода НАТО к отношениям с Москвой, а, скорее, как шаг, который заложит основу для дальнейшего диалога.

Умеренный оптимизм можно выразить в отношении преодоления институционального кризиса Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и в отношении председательства Швеции в ОБСЕ в 2021 году, которое может принести новые возможности для этой организации. Председательство России в Арктическом совете с 2021 по 2023 год дает еще одну возможность для сотрудничества в областях, влияющих на ситуацию по вопросам безопасности на Крайнем Севере.

Поскольку отношения между Великобританией и Россией, вероятно, будут оставаться сложными, крайне важно, чтобы усилия по-прежнему были сосредоточены на реалистичной цели развития «новой нормальности» вокруг стабилизации ситуации. Переход от конфронтации к сотрудничеству маловероятен, учитывая, что обе стороны имеют непримиримые взгляды на сущность международной системы и ссылаются на отсутствие доверия как на основное препятствие нормализации. В такой ситуации важно продолжать работу по обмену информацией и мнениями и вести работу над мерами укрепления доверия для управления конфронтацией с целью сокращения рисков и издержек.

Резюме обсуждения

В ходе семинара британские и российские эксперты рассмотрели различные политические вопросы и военные вопросы, влияющие на современный европейский ландшафт безопасности, поделились восприятием угроз в Лондоне и в Москве, рассмотрели потенциал снижения рисков безопасности. Участники представили стратегические приоритеты своих стран и перспективы развития европейской безопасности, включая перспективы контроля над вооружениями. Семинар также представил субрегиональную перспективу, сосредоточив внимание на комплексе безопасности в Балтийском море, Северной Европе и в Арктике.

Дискуссия была сосредоточена на вызовах, с которыми сталкивается европейский региональный порядок безопасности, на опасностях, вытекающих из его фрагментации, эрозии значительной части режима контроля над вооружениями после холодной войны и ослабления доверия к Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая столкнулась с глубоким институциональным кризисом на протяжении 2020 года.

Отношения между Великобританией и Россией

Британские участники семинара отметили, что существует ряд факторов, которые обострили отношения между Великобританией и Россией, По мнению британской стороны, на отношения повлияли аннексия Крыма и военное вторжение в восточную Украину в 2014 году, вмешательство России во время референдума о Brexit в 2016 году, убийство Александра Литвиненко на территории Великобритании в 2006 году и химическая атака в Солсбери в 2018 году, а также покушение на убийство Алексея Навального в 2020 году. Некоторые из этих действий привели к введению Великобританией санкций против России. На этом фоне возобновление активных политических связей между правительствами выглядит нецелесообразным, а восстановление прямого двустороннего военного сотрудничества представляется маловероятным.

Учитывая эти исходные позиции, основная идея дискуссии, разделяемая большинством участников, заключалась в том, что статус-кво в отношениях между Россией и Великобританией — это своего рода «новая нормальность», которая «не желательна, но устойчива», «неприемлема, но терпима». Такое представление о потенциале отношений, вероятно, будет определять политические реакции обеих сторон в обозримом будущем. Участники семинара отметили, что нынешнее положение дел, по-видимому, характеризуется ситуацией, когда обе стороны ожидают, что первоначальные шаги по нормализации отношений должны исходить от другой стороны.

В то же время участники подчеркнули важность мер по снижению рисков открытой конфронтации. Таким образом, ключевой темой обсуждения стала необходимость поддержания взаимодействия в тех сферах, где оно является наиболее важным.

Один из российских участников выразил обеспокоенность тем, что принятое НАТО в апреле 2014 года решение о переходе к жестким отношениям с Россией имеет серьезные последствия с точки зрения увеличения рисков непреднамеренной военной эскалации. В отсутствие политических контактов высокого уровня, российские эксперты считают необходимым, чтобы правительства России и стран НАТО начали обсуждать надвигающиеся угрозы, чтобы предвидеть возникновение очагов напряженности и создавать условия для деэскалации конфронтации.

Было отмечено, что в настоящее время взаимодействие начинается только тогда, когда риски становятся неприемлемо высокими, как было в Сирии. В таких условиях, когда существенные, пусть и очень ограниченные механизмы предотвращения опасных военных инцидентов уже существуют, у сторон нет никакого стимула вести дальнейшие политические переговоры о рисках конфронтации.

Было отмечено, что ключевая роль экспертных дискуссий, таких как диалог между Великобританией и Россией на уровне «второго трека», должна заключаться в предупреждении правительств обеих стран о том, что «приемлемые риски сегодня могут стать неприемлемыми рисками завтра». Таким образом, ослабление напряженности и разрешение конкретных проблем управления конфронтацией имеет решающее значение для выстраивания непростых отношений между двумя странами и предотвращения дальнейшей эскалации. Вместе с тем один из российских участников отметил, что Запад, похоже, не готов к избирательному подходу в отношении России, который позволил бы фрагментировать двустороннюю повестку и обсуждать отдельные вопросы при отсутствии взаимопонимания по более общим проблемам.

Британские участники отметили, что, хотя отношения с Россией остаются сложными, существующий статус-кво в отношениях рассматривается в целом как устойчивый. Поэтому Великобритании следует сосредоточиться на других вопросах международной безопасности, помимо отношений с Россией. В то же время было отмечено, что если Россия не изменит свой подход в ближайшие годы, что кажется маловероятным, то трансатлантическое сообщество, включая Великобританию, будет следовать политике сдерживания и управления рисками в отношении России.

Было отмечено, что после ряда неуспешных попыток членов НАТО наладить отношения с Россией, союзники не видят необходимости в перезагрузке отношений или в выдвижении новых инициатив по контролю над вооружениями. Участник из Великобритании отметил, что недавние усилия западноевропейских государств по налаживанию контактов, включая инициативу президента Франции Эммануэля Макрона и визит в Москву Верховного представителя ЕС Жозепа Борреля, не принесли результатов и не вызвали позитивного отклика с российской стороны.

Таким образом, для перезагрузки предполагалось, что Россия должна сделать первый шаг. С точки зрения британских экспертов, Москва должна продемонстрировать готовность изменить свое отношение к проблемам, которые изначально обострили отношения России и Запада, включая аннексию Крыма, военную интервенцию в Украину и действия на Ближнем Востоке, а также российскую деятельность в киберпространстве. В то же время в Великобритании широко распространено мнение о том, что российское правительство в настоящее время не считает целесообразным идти на уступки Западу в своих подходах к вопросам конфликтов в восточной Украине и Сирии, а также к вопросам кибербезопасности.

Проблемы, стоящие перед контролем над вооружениями в Европе

На семинаре было уделено больше внимание рискам новой гонки вооружений в Европе. Участники скептически относились к перспективам наступления еще одного золотого века контроля над вооружениями, сравнимого с тем, который наступил в 1960-е годы после Кубинского и Берлинского кризисов или в конце 1980-х годов, когда Советский Союз стремился радикально изменить свою политику в отношении НАТО и Запада. Контроль над обычными вооружениями в Европе, основанный на Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Венском документе и Договоре по открытому небу, терпит крах, и существующие режимы безопасности больше не считаются адекватными для предотвращения современных угроз.

Участники семинара согласились с фактом того, что эрозия архитектуры контроля над ядерными вооружениями между США и Россией представляет серьезную угрозу европейской безопасности, даже в условиях, кода Великобритания и другие европейские страны не являются прямыми участниками двусторонних американо–российских договорённостей. После распада Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) продление в начале 2021 года Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) между Москвой и Вашингтоном было встречено в Европе с облегчением. Возобновление последнего оставшегося соглашения о контроле над вооружениями было позитивно оценено российскими и британскими участниками, несмотря на то, что договор был продлен в условиях чрезвычайной ситуации, а не в результате разрядки в отношениях.

Крах последних оставшихся мер укрепления доверия и безопасности в Европе был отмечен участниками как знак стремительного ухудшения отношений между Россией и Западом. США при администрации Трампа вышли из Договора по открытому небу в ноябре 2020 года, обвинив Россию в нарушениях договора, которые, с американской точки зрения, сделали дальнейшее членство США в Договоре невозможным. В январе 2021 года Москва также объявила о запуске процедур выхода из Договора, сославшись на несогласие подписавших договор стран НАТО на требования не делиться с США информацией о своих наблюдательных полетах над российской территорией.

Хотя будущее соглашения остается неопределенным, российский эксперт высказал предположение о возможном возвращении США к Договору при администрации Дж. Байдена. Высказывалось мнение, что Россия фактически запустила процедуру выхода из Договора именно для того, чтобы послать сигнал США о том, что возобновление американского участия следует рассматривать как неотложный вопрос.

Участники семинара отметили малую вероятность достижения прогресса в контроле над обычными вооружениями в Европе в соответствии с обновленным ДОВСЕ. Российские участники выразили поддержку консультациям по устранению рисков в регионах, где НАТО и Россия граничат друг с другом — в Балтийском море и Черноморском регионе. Цель должна заключаться, как минимум, в создании субрегиональных механизмов, которые могли бы предотвратить непреднамеренную эскалацию напряженности.

Также отмечалось, что приоритетом для двух стран должно стать распространение мер укрепления доверия на Баренцево и Норвежское моря, которые являются районами действия российского Северного флота и недавно воссозданного Второго флота США. Однако участники признали, что НАТО пока не согласилась с идеей заключения отдельных субрегиональных соглашений с Россией. Одним из преимуществ восстановления диалога между военными России и НАТО стало обеспечение более надежного механизма уведомления о размещении сухопутных войсках и, таким образом, повышения уровня прозрачности военной деятельности и взаимного доверия.

Что касается режима контроля над вооруженными силами и обычными вооружениями в Европе, российские участники отметили, что Москва приветствовала бы европейские инициативы по новым механизмам контроля над вооружениями. В то же время в Москве считают, что европейские столицы настороженно относятся к реакции Вашингтона на такие инициативы и чрезмерно чувствительны к потенциальной критике со стороны США.

Российские коллеги выразили убеждение, что страны Европы лишены стратегической автономии в вопросах безопасности, поэтому переговоры с европейцами о контроле над вооружениями в отсутствие США не имеют практического смысла.

На семинаре обсуждалась судьба Конвенции по химическому оружию. Британский участник поднял вопрос о масштабном применении химического оружия в Сирии, где Россия поддерживает режим Башара Асада. Британской стороной также было отмечено использование запрещенных химических веществ для совершения покушений. Эти действия были определены как политика, которая серьезно подрывает доверие Запада к приверженности России соблюдению юридически обязывающих договоров.

По мнению британских экспертов, на фоне химических атак в Солсбери в 2018 году и попытки отравления российского оппозиционера Алексея Навального в 2020 году с использованием запрещенного нервнопаралитического вещества восстановление доверия к Конвенции по химическому оружию и приверженность России ее положениям станет краеугольным камнем для улучшения отношений России с Западом.

Обе стороны отмечали, что разрушение механизмов контроля над вооружениями является частью кризиса институтов, отвечающих за урегулирование кризисов вокруг контроля над вооружениями, таких как ОБСЕ. Эксперты сошлись во мнении, что в конце 2020 года произошли изменения к лучшему в связи с началом шведского председательства в ОБСЕ, поскольку Швеция имеет большой позитивный опыт в урегулировании конфликтов. Однако сохраняется напряженность вокруг ОБСЕ и других институтов, которые воплощают всеобъемлющую концепцию безопасности, и отсутствует прогресс в деятельности организаций по региональному урегулированию конфликтов. Участники семинара отметили, что во время Нагорно-Карабахской войны 2020 года ОБСЕ не проявила себя как институт по урегулированию конфликтов. Российский эксперт отметил, что Москва не видит самостоятельной роли ОБСЕ в кризисном управлении и контроле над вооружениями, поскольку рассматривает организацию как инструмент в руках Запада. Отношения России и НАТО были определены как более подходящий формат обсуждения вопросов контроля над вооружениями.

Перспективы безопасности Северной Европы

На сессии, посвященной обсуждению регионов Северной Европы и Арктики, Балтийский субрегион был определен как наиболее опасный для двустороннего сотрудничества. Отмечалось, что Арктику уже нельзя рассматривать как регион, находящийся вне контекста геополитического противостояния России и Запада. Видение Арктики как территории мира и сотрудничества уже не соответствует действительности, поскольку механизмы безопасности теряют свою значимость.

В ходе дискуссии были выявлены различия в восприятии британскими и российскими специалистами военной динамики в регионе. Россия рассматривает Северную Европу и Балтийское море как два отдельных региона, в то время как Великобритания вместе с другими государствами Северной Европы все чаще рассматривает эти районы как единое пространство безопасности.

Российский участник отметил, что оценки милитаризации Москвой региона преувеличены: идет плановая модернизация существующих сил, а не создание новых наступательных потенциалов. Российский участник добавил, что программы модернизации не нарушают военного баланса, не провоцируют гонку вооружений в регионе и направлены на то, чтобы российские вооруженные силы были лучше подготовлены к борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности.

Однако, один из британских участников дискуссии отметил, что возросшее чувство безопасности России порождает повышенное чувство незащищенности ее соседей. Россия расширила потенциал противовоздушной обороны за пределами своих границ для защиты стратегических сил, расположенных на севере, и с такими новыми возможностями способна проецировать свою мощь за пределы Арктики в Северную Атлантику.

В западном трансатлантическом сообществе констатируют, что в результате действий России в регионе обстановка в области безопасности существенно изменилась. Поэтому НАТО, включая Великобританию, проявляет гораздо более острый интерес к региону, чем это было раньше. Арктические государства НАТО, которые ранее сопротивлялись тому, чтобы Альянс играл региональную роль, начинают признавать, что он может участвовать в решении военных проблем в Арктике. Предполагается, что Альянс ответит на российскую активность и возросший интерес к акваториям мирового океана между Гренландией, Исландией и Великобританией.

Приход в регион новых акторов (таких как Китай) заставил Россия занять оборонительные позиции, поддерживая существующий статус-кво в регионе. Отвечая на вопрос о том, готова ли Россия говорить с НАТО об Арктике и управлении военной напряженностью, российский участник ответил, что Россия выступает против более активного участия НАТО в регионе, и диалог по вопросам безопасности должен вестись непосредственно между пятью арктическими государствами.

Заключение

На семинаре была подчеркнута важность поддержания канала откровенных обменов мнениями между экспертным сообществом России и Великобритании. Был достигнут консенсус в ряде областей. Обе стороны признали необходимость поддерживать диалог без иллюзий, чтобы, как минимум, лучше понять точки зрения и позиции друг друга. Участники согласились с тем, что Великобритания и Россия должны осознавать реальные и потенциальные риски гонки вооружений и возрастания уровня конфронтации, ведущие к дальнейшему ухудшению европейской безопасности. Участники диалога также подчеркнули, что несмотря на трудности в двусторонних отношениях, существуют механизмы, с помощью которых обе стороны могут управлять рисками «новой нормальности» и поэтому существует настоятельная необходимость применять эти механизмы как можно более эффективно.

Реалистичная оценка отношений между Великобританией и Россией указывает на необходимость признания обеими сторонами того факта, что основное внимание в двусторонних отношениях должно быть сосредоточено на развитии практических и узких областей сотрудничества. Следует избегать постановки вопроса о полной перезагрузке, которая в настоящее время неосуществима. Некоторыми из этих узких областей могли бы стать возможности достижения ограниченного прогресса в области контроля над вооружениями, пути укрепления взаимодействия между военными двух стран и обсуждения восприятия Великобританией и Россией угроз и состояния региональной безопасности.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся