11 августа 2015 года глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр посетил столицу России с официальным визитом, где встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Визит направлен на ускорение перезагрузки двусторонних отношений, которую саудовская сторона инициировала в первой половине 2015 года после смены власти в королевстве.
11 августа 2015 года глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр посетил столицу России с официальным визитом, где встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Визит направлен на ускорение перезагрузки двусторонних отношений, которую саудовская сторона инициировала в первой половине 2015 года после смены власти в королевстве.
23 января 2015 г. королем Саудовской Аравии стал Сальман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, единокровный брат покойного короля Абдаллы. Придя к власти, король Сальман начал преобразования во внутренней и внешней политике. Одним из его решений стала смена министра иностранных дел Сауда аль-Фейсала, занимавшего этот пост с 1975 г., на более молодого и энергичного Аделя аль-Джубейра.
Новое руководство Саудовской Аравии заметно активизировало контакты с Москвой. Так, правительственная делегация королевства во главе с заместителем наследного принца, министром обороны Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом, включавшая также главу МИД Аделя аль-Джубейра, министра нефти и минеральных ресурсов Ибрагима Али ан-Нуэйми, управляющего Генеральной организацией по иностранным инвестициям Абделлатифа аль-Османа, других официальных лиц и представителей деловых кругов приняла участие в Петербургском международном экономическом форуме в июне 2015 г. В Санкт-Петербурге состоялась встреча президента России Владимира Путина с Мухаммедом бен Сальманом. Это был первый визит в Россию представительной официальной делегации королевства с 2011 г., когда двусторонние отношения были фактически заморожены из-за принципиального расхождения в оценках сирийских событий.
На первый взгляд может показаться, что активизация контактов Эр-Рияда с Москвой – своего рода ответная реакция на сближение Вашингтона с Тегераном, соперником Эр-Рияда в регионе. Однако есть основания полагать, что новое руководство действительно заинтересовано в диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических связей, и Россия, являющаяся заметным игроком на энергетическом рынке, а также имеющая продолжительные отношения с Ираном, Сирией, Ираком, Йеменом, может представлять серьёзный интерес для аравийской монархии.
Основная цель визита Аделя аль-Джубейра – обсуждение «широкого спектра проблем, которые стоят на международной и региональной повестке дня, чтобы договариваться в том русле, которое отвечало бы интересам наших стран». Поскольку встреча глав МИД России, Саудовской Аравии и США состоялась в Дохе в начале августа 2015 года, становится очевидно, что саудовская сторона нуждается в скором продолжении обсуждений.
Что просят саудиты?
По итогам московских переговоров Сергея Лаврова и Аделя аль-Джубейра стало известно, что первоочередной вопрос, интересующим саудовскую сторону, – сирийский кризис. Позиции России и аравийской монархии по ситуации в Сирии и вокруг нее по-прежнему расходятся, но только по отношению к президенту страны Башару Асаду.
По мнению Эр-Рияда, Башар Асад – «часть проблемы, а не решения сирийского кризиса, и ему нет места в будущем Сирии». В Эр-Рияде не исключают всех трех сценариев перехода власти от Башара Асада к оппозиции: мирного варианта, с помощью переходного совета, или военного. В Москве же считают целесообразным проведение переговоров между действующей властью и оппозицией в Сирии. Стороны согласны в необходимости переходного периода и сохранения государственных структур в Сирии. Москва согласилась продолжить и развивать контакты на индивидуальной основе с представителями сирийской оппозиции, в т.ч. с Сирийским национальным советом, поддерживаемым Саудовской Аравией. Однако Эр-Рияд надеется на прекращение поддержки Москвой действующего президента Сирии.
Что предлагают Москве?
Взамен на уступку Москвы власти Саудовской Аравии обещают «активизировать отношения с Россией во всех областях, в том числе в военной области». Не исключено, что в обозримом будущем Эр-Рияд даже подпишет с Москвой контракт на закупку определенных видов российских вооружений [1]. Однако о сумме и примерной дате возможной сделки не сообщается.
Помимо этого, Суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF) дал политический сигнал, объявив о планах вложить в российскую экономику $10 млрд на инфраструктурные, сельскохозяйственные, медицинские и логистические проекты. По словам генерального директора РФПИ Кирилла Дмитриева, к настоящему времени уже отобрано семь проектов для инвестирования, а до конца 2015 года планируется подписать десять соглашений. Однако срок перечисления средств – 4-5 лет – оставляет желать лучшего. За это время планы могут измениться.
Еще одна относительно позитивная новость поступила во время Международного экономического форума 2015 года в Санкт-Петербурге, когда было подписано 6 соглашений о сотрудничестве между Россией и Саудовской Аравией в сфере ядерной энергетики. Конечно, это создает правовую основу для участия российского бизнеса в осуществлении программы строительства в королевстве 16 ядерных реакторов для выработки электроэнергии. С другой стороны, это не дает гарантий, что именно российские специалисты будут привлечены к работе в Саудовской Аравии. Аналогичные соглашения королевство уже заключило с США, Францией, Аргентиной, Японией и др.
Что делать?
Развитие двусторонних торгово-экономических отношений нельзя не приветствовать, поскольку оно может способствовать снятию напряженности между государствами. Перспективных направлений для сотрудничества достаточно много: нефтегазовый сектор, освоение космического пространства в мирных целях, сельское хозяйство, медицина, строительство объектов инфраструктуры и т.д.
Но стоит ли идти на уступку по Башару Асаду в обмен на пока неподкрепленные контрактами обещания Эр-Рияда? России нельзя торопиться с принятием такого решения.
Со сменой руководства Саудовской Аравии может начаться новый этап двусторонних отношений. Саудовская сторона даже сделала несколько дружественных шагов навстречу Москве, таких как сохранение нейтралитета по российско-украинскому конфликту и отказ от введения санкций против России. Но нельзя забывать, что на мусульманском востоке уважается сила, на которую можно положиться в сложных условиях. Безоговорочные уступки Саудовской Аравии, будь то по Башару Асаду сейчас, а в перспективе и по иранскому и йеменскому вопросам, волнующим саудовскую сторону, окажут негативное влияние на двусторонние отношения с лояльными России странами Ближнего и Среднего Востока.
Показав слабину, России, возможно, и получит «разовый бонус» в виде инвестиций в российский пилотный проект или подписания оружейного или строительного контракта, но не создаст основу для поступательного развития российско-саудовских торгово-экономических и инвестиционных отношений.
Сейчас необходимо продемонстрировать российскую политическую волю в сфере защиты своих интересов. Например, настаивать на принятии инициативы Москвы по созданию широкой коалиции против террористической организации «Исламское государство». Пик напряженности в отношениях Москвы и Эр-Рияда пройден, и Саудовская Аравия уже не пойдет на углубление конфронтации с Москвой. Здравый смысл и практические соображения диктуют необходимость нормализации двусторонних отношений, а потому они, как и Россия, заинтересованы в компромиссных вариантах.
У России есть время и возможности для отстаивания своих интересов, потому она имеет основания рассчитывать на новые шаги навстречу со стороны Эр-Рияда до официального визита короля Сальмана в Россию, который ожидается до конца 2015 года.
1. Речь, в частности, идет о российских оперативно-тактических ракетных комплексах "Искандер".