Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Никита Дегтярёв

Магистр МГИМО МИД России, Миддлберийский институт международных исследований, эксперт ИАМП Дипломатической академии МИД России

22 января 2021 г. вступил в силу Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), а 22–24 марта 2022 г. пройдет Первая конференция стран — участниц ДЗЯО. Ядерная «пятерка» отказывается присоединиться к Договору, игнорирует его, так как он противоречит Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), может разрушить режим ДНЯО, игнорирует международные вызовы и угрозы безопасности, не обладает надежным верификационным механизмом. России, возможно, следует изменить свой подход к ДЗЯО, принять участие в конференции стран — участниц нового Договора, чтобы через диалог разрешить проблемные аспекты ДЗЯО, предотвратить нанесение вреда режиму ДНЯО, не допустить дальнейшую радикализацию сторонников ДЗЯО.

ДЗЯО будет всплывать на будущих ОК ДНЯО отдельно и во время обсуждения ЗСОМУ, гуманитарных вопросов, гендера в ядерном нераспространении, будет обсуждаться на других международных площадках. У России есть шанс вместо игнорирования проблемы создать из сайд-ивентов ОК ДЗЯО и роли наблюдателя еще один механизм общения разных лагерей внутри ДНЯО и нахождения креативных путей разрешения разногласий. Надо понимать, что ДЗЯО — это не вершина движения против ядерного оружия. ДЗЯО — это отправная точка (гуманитарная, моральная, правовая) долгосрочных усилий объединенного антиядерного движения по достижению мира, свободного от ядерного оружия. Нам с этим жить в одном мире — нам надо общаться. Государство может заявиться в качестве наблюдателя в самый последний момент. Статус наблюдателя можно будет запросить даже во время конференции. Таким образом, Россия сможет в процессе диалога помочь разрешить проблемные аспекты нового договора, предотвратив нанесение урона ядерному нераспространению и в то же время не пустив развитие антиядерного движение на самотек.

В очередной раз была перенесена Десятая обзорная конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ОК ДНЯО) – с 4–28 января на 1–26 августа 2022 г. (новые даты еще официально не подтверждены странами — участницами ДНЯО). Пакет обсуждаемых проблем набит до отказа: СВПД, ЗСОМУ на Ближнем Востоке, проблема Корейского полуострова, ДВЗЯИ, (не)выполнение ядерными странами своих обязательств по VI статье ДНЯО и т.д. Ко всей «классике» добавится совершенно новая тема — Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который вступил в силу 22 января 2021 г. Ключевая цель ДЗЯО — полный запрет ядерных вооружений: запрет на разработку, испытание, производство, изготовление, владение, а также запрет на применение ядерного оружия или угрозу применения. На данный момент к Договору присоединились 59 неядерных государств — в основном, это страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Австрия, Ватикан, Ирландия, Казахстан, Лихтенштейн и Мальта. Первая конференция стран — участниц ДЗЯО пройдет 22–24 марта 2022 г. в Вене, если не повторит судьбу откладывающейся ОК ДНЯО.

Страны, обладающие ядерным оружием (ЯОГ), ясно дали понять еще в 2017 г., что они никогда не присоединятся к ДЗЯО. С тех пор ЯОГ свою позицию не меняли и стараются игнорировать новый Договор. По мнению ядерной «пятерки» ДЗЯО:

  1. противоречит ДНЯО и несет риски его подрыва;
  2. игнорирует ситуацию в области международной безопасности и региональные вызовы, а также никак не способствует повышению доверия и транспарентности между государствами;
  3. не приведет к уничтожению ни одной единицы оружия;
  4. не соответствует самым высоким стандартам нераспространения;
  5. провоцирует разногласия в рамках международных инструментов нераспространения и разоружения, что может еще больше затруднить дальнейший прогресс в области разоружения;
  6. не устанавливает какие-либо новые стандарты или нормы.

Конечно же главный «грех» ДЗЯО — это отсутствие продуманной верификационной системы.

При этом очевидно, что сторонники ДЗЯО не ограничатся своей Первой конференцией, а будут упоминать новый Договор и на площадке ОК ДНЯО, стараясь расширить свой антиядерный лагерь. Их позиция будет усилена еще и из-за неверных шагов некоторых ЯОГ. Публикация Великобританией Комплексного обзора безопасности, обороны и внешней политики, где страна заявила о планах наращивания ядерного арсенала, и создание трехстороннего альянса Австралии, Великобритании и США AUKUS нанесли удар по ядерному нераспространению и контролю над вооружениями, добавив новые доводы для сторонников ДЗЯО критиковать ЯОГ.

ДЗЯО станет темой для дебатов в парламенте различных стран, гражданском обществе, СМИ. Как ранее верно отметила Гаухар Мухатжанова, директор Программы международных организаций и нераспространения Венского центра по разоружению и нераспространению: «Со вступлением ДЗЯО в силу у сторонников разоружения появляется возможность не абстрактно призывать свои власти сделать больше, но требовать присоединиться к договору». Решение бельгийского правительства начать изучать вопрос, как ДЗЯО может придать новый импульс многостороннему ядерному разоружению, и решение нового немецкого правительства стать наблюдателем на Первой конференции ДЗЯО — яркие примеры того, как ДЗЯО может активизировать дебаты внутри стран, официальная позиция которых — отказ от присоединения к ДЗЯО.

ЯОГ, в том числе России, пора сменить свой подход к работе с «ядерными радикалами»

Для ядерной пятерки ДЗЯО — это проблема. Подход к решению этой проблемы — жесткая критика и игнорирование. Но является ли этот подход разумным на долгосрочную перспективу? Игнорирование и критика в официальных пресс-релизах не заставит ДЗЯО и его сторонников исчезнуть. Договор будет жить, сторонники будут продвигать его на различных международных площадках, проводить обзорные конференции. Гражданское общество и оппозиционные партии будут продолжать оказывать давление на свои правительства, чтобы те присоединились к ДЗЯО. В то же время из-за отсутствия практического опыта по проведению сокращения ядерных арсеналов и его верификации работа стран — участниц ДЗЯО будет недостаточно эффективной, а может и вредной для режима нераспространения в целом.

Если Россия и другие страны ядерной пятерки считают ДЗЯО действительно опасным договором для режима ДНЯО, то пора заняться не игнорированием, а решением проблемы — нужно начать реальный диалог со сторонниками ДЗЯО. Начать его можно 22–24 марта на площадке Первой конференции стран — участниц ДЗЯО, приняв в ней участие в качестве наблюдателя. Согласно Статье VIII ДЗЯО, «государства, не являющиеся участниками настоящего Договора,… соответствующие неправительственные организации приглашаются на совещания государств-участников и обзорные конференции в качестве наблюдателей.»

Необходимо избежать сценария, когда радикальная антиядерная деятельность будет бесконтрольно развиваться в вакууме, в отрыве от реальности. Через участие в Первой конференции ДЗЯО в качестве наблюдателя появится возможность повредить антиядерную вакуумную упаковку, привнести немного реализма и поставить дальнейшее развитие кампании по запрещению ядерного оружия под косвенный контроль. Статус наблюдателя позволяет делать устные заявления, подавать письменные заявления и получать официальные документы в ответ. Появится возможность вступить в прямой диалог с делегациями стран — участниц ДЗЯО, чтобы напомнить о том, что Россия тоже выступает за мир без ядерного оружия в условиях равной и неделимой безопасности, обсудить реалии международной безопасности, выслушать недовольство ядерных радикалов и попытаться снизить уровень их разочарования по поводу медленного выполнения VI Статьи ДНЯО. Там же важно будет озвучить свои конкретные озабоченности, которые нужно обсуждать и решать:

  1. Необходимо четко зафиксированное подтверждение, что ДЗЯО — это не замена ДНЯО (а такое впечатление может сложиться, например, из-за 18 Статьи ДЗЯО). Требует закрепления тезис о том, что присоединение к ДЗЯО невозможно без членства в ДНЯО. Нужно не забыть обсудить, как ДЗЯО сочетается с ДВЗЯИ.
  2. ДЗЯО игнорирует реалии, сложившиеся в сфере международной безопасности. Если сторонники ДЗЯО действительно хотят избавиться от ядерного оружия, то в их интересах начать обсуждение, как достигнуть условий безопасного для всего мира и какой вклад могут внести участники ДЗЯО. Например, как страны-участницы могут стабилизировать свои собственные регионы, обратить вспять наращивание и модернизацию обычных вооружений (проблема, существующая во всех регионах мира)?
  3. В ДЗЯО настораживает отсутствие ясности в отношении «компетентного международного органа», который призван проверять необратимую ликвидацию ядерной программы страны, присоединившуюся к Договору. В данном случае присутствие в качестве наблюдателя ядерной страны особо важно. Россия может предоставлять полезные комментарии при детализации участниками ДЗЯО способов верификации, к которым они будут прибегать. Без участия ЯОГ страны будут неспособны создать рабочие верификационные механизмы из-за отсутствия опыта.
  4. Легкий выход из ДЗЯО — еще одна слабость договора, слабость очень серьезная, учитывая цели соглашения. Если даже все страны присоединятся к ДЗЯО, из-за слабости Статьи 17 опасность появления ядерной страны сохранится. То есть действие ДЗЯО носит обратимый характер. Данную проблему нельзя оставлять без внимания.

При участии в качестве наблюдателя нужно будет четко указать, что Россия здесь не из-за поддержки ДЗЯО, но из-за поддержки идеи того, что любая проблема может быть разрешена через дипломатический диалог.

Наличие диалога со сторонниками ДЗЯО полезно и еще по другим причинам. Во-первых, все страны из ДЗЯО не имеют практического опыта в верификации сокращения ядерных вооружений или их полного уничтожения. Следовательно, из-за отсутствия фундамента знаний и шаблонов, сформированных у ЯОГ в этой сфере, «разоруженцы» в процессе создания механизмов верификации соблюдения ДЗЯО могут придумать что-то необычное и новое, к чему не пришли эксперты из ЯОГ. Новые креативные подходы полезны в нынешних и будущих спорах о том, как, например, в будущих соглашениях по контролю над вооружениями начать учитывать ядерные боезаряды без разделения на стратегические и тактические вооружения. Во-вторых, сторонники ДЗЯО очень зациклены на катастрофических гуманитарных последствиях применения ядерного оружия и проводят исследования по теме. Новые знания о том, что происходит после применения ядерного оружия, будут полезны непосредственным обладателям этого оружия. Также страны — участницы ДЗЯО готовы оказывать «техническую, материальную и финансовую помощь государствам-участникам, пострадавшим от применения или испытания ядерного оружия», оказывать «помощь жертвам применения или испытания ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств». Отсутствие же диалога со сторонниками ДЗЯО будет вести лишь к дальнейшему росту противоречий между ядерными и неядерными государствами. Еще один небольшой бонус для России — если хотя бы одно государство из НАТО присоединится к ДЗЯО — это нанесет удар по работе Североатлантического альянса.

Направить экспертов вместо дипломатов

Если же по той или иной причине у России нет возможности направить своих дипломатов на Первую конференцию ДЗЯО, всегда можно отправить в качестве наблюдателей представителей экспертного сообщества: наших исследовательских институтов и НПО. Речь идет о группе экспертов, которые отлично понимают российские национальные интересы и взгляды по вопросам национальной и международной безопасности, экспертов, которые смогут на высоком уровне представить российский взгляд и обсудить со сторонниками ДЗЯО проблемные вопросы Договора. Полезно будет вести не только диалог с различными делегациями кулуарно, но вполне здравой выглядит идея проведения параллельного мероприятия (side-event) на площадке Первой конференции ДЗЯО, создав тем самым форум для открытых дискуссий между сторонниками и противниками ДЗЯО, сторонниками и противниками постепенного ядерного разоружения с учетом международной безопасности. Есть два способа проведения такого мероприятия: через спонсорство России, как члена ООН, или российское НПО может обратиться к Международной кампании за запрещение ядерного оружия (ICAN), которая способна помочь зарезервировать помещения для проведения мероприятия.

Нам не уйти друг от друга

ДЗЯО будет всплывать на будущих ОК ДНЯО отдельно и во время обсуждения ЗСОМУ, гуманитарных вопросов, гендера в ядерном нераспространении, будет обсуждаться на других международных площадках. У России есть шанс вместо игнорирования проблемы создать из сайд-ивентов ОК ДЗЯО и роли наблюдателя еще один механизм общения разных лагерей внутри ДНЯО и нахождения креативных путей разрешения разногласий. Надо понимать, что ДЗЯО — это не вершина движения против ядерного оружия. ДЗЯО — это отправная точка (гуманитарная, моральная, правовая) долгосрочных усилий объединенного антиядерного движения по достижению мира, свободного от ядерного оружия. Нам с этим жить в одном мире — нам надо общаться. Государство может заявиться в качестве наблюдателя в самый последний момент. Статус наблюдателя можно будет запросить даже во время конференции. Таким образом, Россия сможет в процессе диалога помочь разрешить проблемные аспекты нового договора, предотвратив нанесение урона ядерному нераспространению и в то же время не пустив развитие антиядерного движение на самотек.


(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся