Пандемия коронавируса внесла значительные изменения в ход предвыборной кампании в США в 2020 г. Эксперты РСМД продолжают анализировать происходящие изменения, обращаясь к основам и традициям избирательного процесса США.
Выборы — важнейшая часть американского политического процесса. Президентские выборы привлекают наибольшее внимание во всем мире, однако в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года Америка голосует не только за президента.
Каждые два года полностью переизбирается Палата Представителей, а также треть Конгресса. Кроме должностей в федеральной власти некоторые штаты выбирают губернаторов, судей, различные другие должности, и голосуют по важным вопросам об изменении законодательства штатов.
Практически все должности не только в законодательной, но и исполнительной власти на всех уровнях — от местного до федерального — заняты политиками, принадлежащими либо Демократической, либо Республиканской партиям. По состоянию на прошлый год, всего в США на всех уровнях было более полумиллиона политиков, занимающих выборные должности.
Важнейшую роль на выборах играет процесс регистрации избирателей, в ходе которого формируется избирательная база, а также обеспечивается первоначальная гарантия того, что в голосовании примут участие только лица, имеющие право участвовать в выборах.
Регистрация избирателей в период эпидемии коронавируса — латентная проблема, которой уделяется меньше внимания при анализе рисков, возникающих в ходе предвыборной гонки текущего года, чем, например, проблеме преимущественного голосования по почте. Хотя процесс регистрации в конечном итоге может оказать влияние на прогнозирование поддержки избирателями той или иной партии и кандидата, а также на масштаб явки.
Пандемия коронавируса внесла значительные изменения в ход предвыборной кампании в США в 2020 г. Эксперты РСМД продолжают анализировать происходящие изменения, обращаясь к основам и традициям избирательного процесса США.
Выборы — важнейшая часть американского политического процесса. Президентские выборы привлекают наибольшее внимание во всем мире, однако в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года Америка голосует не только за президента.
Каждые два года полностью переизбирается Палата Представителей, а также треть Конгресса. Кроме должностей в федеральной власти некоторые штаты выбирают губернаторов, судей, различные другие должности, и голосуют по важным вопросам об изменении законодательства штатов.
Практически все должности не только в законодательной, но и исполнительной власти на всех уровнях — от местного до федерального — заняты политиками, принадлежащими либо Демократической, либо Республиканской партиям. По состоянию на прошлый год, всего в США на всех уровнях было более полумиллиона политиков, занимающих выборные должности.
Важнейшую роль на выборах играет процесс регистрации избирателей, в ходе которого формируется избирательная база, а также обеспечивается первоначальная гарантия того, что в голосовании примут участие только лица, имеющие право участвовать в выборах.
Регистрация избирателей в период эпидемии коронавируса — латентная проблема, которой уделяется меньше внимания при анализе рисков, возникающих в ходе предвыборной гонки текущего года, чем, например, проблеме преимущественного голосования по почте. Хотя процесс регистрации в конечном итоге может оказать влияние на прогнозирование поддержки избирателями той или иной партии и кандидата, а также на масштаб явки.
История развития избирательных прав в США
Существующая в современной Америке система, при которой каждый гражданин имеет право голоса, сложилась не сразу. В конце XVIII в., в период создания американской государственной системы, США являлись аристократической республикой, в которой возможность пользоваться полным набором прав и свобод имели только богатые землевладельцы мужского пола. В начале XIX в. первые штаты начали вводить требования к регистрации избирателей как обязательного условия для того, чтобы принять участие в выборах. Регистрация была необходима для того, чтобы обеспечить участие в выборах только американских граждан на фоне мощных волн иммиграции. Уже в 1820-е годы, в результате реформ президента Эндрю Джексона, избирательные права получили мелкие собственники. Победа северян в Гражданской войне во второй половине XIX в. означала отмену рабства и формальное предоставление бывшим рабам избирательных прав. Некоторые южные штаты начали принимать т.н. «черные кодексы», согласно которым избирательными правами могли пользоваться только лица, соответствующие определенным требованиям образования и достатка. С этим связано то, что требования к обязательной регистрации принимались в основном в конце XIX в. после Гражданской войны.
Вчерашние рабы не могли соответствовать таким цензам, поэтому фактически избирательные права не гарантировались. Чернокожему населению предстояло пройти еще нелегкий путь борьбы за свои права для того, чтобы добиться их уважения. Очевидно, что в современной Америке расовый вопрос не решен, что подтверждают недавние беспорядки по всей стране. Вместе с тем, после принятия Закона о гражданских правах в 1965 г. прецедентов нарушения избирательных прав чернокожего населения зафиксировано не было.
В 1965 г. в рамках движения за права человека, не без участия администрации президента Линдона Джонсона был принят закон о правах избирателей Voting Rights Act. Законом гарантировалась свобода от любых расовых, гендерных и прочих форм дискриминации при регистрации избирателей.
В 20-е годы XX в. избирательные права гарантировались женщинам, а затем, 26 поправкой к Конституции, было закреплено право голосовать по достижении 18 лет. До этого право принимать участие в голосовании имели право лица, достигшие 21 года, однако в 1960-е годы гражданские активисты обратили внимание, что для войны во Вьетнаме американские вооруженные силы призывают молодых людей моложе 21 года, что является нарушением их прав, учитывая, что, получив право голосовать, они могли бы добиться отмены призыва или завершения войны.
Юридические нормы регистрации избирателей: полномочия федеральных и местных властей
Таким образом, полномочия федеральной власти в области гарантии прав избирателей крайне ограничены, а большинство технических вопросов решается на уровне штатов.
В Конституции избирательные права гарантируются 15, 19, 24 и 26 поправками.
Наиболее масштабное законодательство, посвященное регистрации избирателей, было принято в 1995 г. — Национальный Акт о регистрации избирателей. Закон развивал положения, принятые в 1960-е годы в рамках борьбы за права человека. Несмотря на то, что закон 1995 года регулировал лишь федеральные выборы (президент и Конгресс), многие штаты распространили его положения и на внутренние голосования. Закон должен был увеличить явку, а также обеспечить выполнение единых требований на уровне штатов.
Учитывая, что в США отсутствует обязательное внутреннее удостоверение личности, для регистрации избирателей чаще всего используют водительские права, поэтому законом вводилась норма о том, чтобы при получении водительских прав гражданину предлагалось сразу зарегистрироваться в качестве избирателя в DMV (Департамент по регистрации транспортных средств).
Для чего нужна регистрация? Для того, чтобы обеспечить, что к голосованию будут допущены только лица, имеющие право принимать участие в голосование. Иными словами, граждане.
Учитывая, что в США население отличается высокой мобильностью, переезд из штата в штат не является редкостью, и в жизни многих американцев происходит несколько раз в жизни, каждый раз перед выборами необходимо регистрироваться.
Преимущественно регистрация осуществляется через государственные департаменты штатов и департаменты по регистрации транспортных средств (DMV). Помимо обычной регистрации, т.е. в «очном» формате, существует возможность зарегистрироваться по почте и онлайн.
По состоянию на 27 января 2020 г., 39 штатов приняли меры по обеспечению онлайн-регистрации.
Надо отметить, что процесс онлайн-регистрации активно развивается в последние годы. Например, в 2012 г. данный формат регистрации был доступен в 13 штатах, в 2016 г. их число выросло до 31.
Кроме того, существует возможность зарегистрироваться по почте. На сайте Комиссии по поддержке выборов доступны бланки для заполнения на 15 языках, в том числе и на русском языке.
Праймериз и кокусы
Президентские выборы как правило требуют двойного участия от избирателей — на праймериз и на общем голосовании, разница по датам проведения которых может составлять до 9 месяцев, учитывая, что самые первые предвыборные мероприятия проходят в конце февраля - начале марта, а голосование на выборах — в первой половине ноября.
В большинстве штатов Америки проходят классические праймериз — голосование за одного из членов Демократической или Республиканской партии. Праймериз организуют и проводят правительства штатов, поэтому правила их проведения отличаются в каждом из штатов. Праймериз могут быть закрытыми, когда за кандидата голосуют только зарегистрированные члены партии, или открытые — когда голосовать может любой гражданин. В случае открытого голосования кандидата, например, от демократов, выбирают и демократы, и республиканцы.
Помимо классических праймериз предварительное голосование может проходить в формате кокусов. Кокусы — это своего рода собрания избирателей, совмещенные с дебатами. Кокусы — это очень особенный формат и, в отличие от тайного голосования, проводятся лишь в некоторых штатах Америки — их организуют местные партии. Самыми важными считаются кокусы в штате Нью-Гемпшир и Айова, потому что они проходят самыми первыми и задают тон всей избирательной гонке. За последние 40 лет большинство республиканцев, победивших в Нью-Гемпшире, становились президентами, тогда как успех демократов лучше демонстрирует штат Айова.
На кокусах голосуют в открытую, по-старинке, как в XVIII веке, обычно поднятием руки и подсчетом голосов с карандашом и листком бумаги. То есть, голосуют не бюллетенями, а «собственными телами», избирателей собирают в группы, и каждый видит и знает, кто за кого голосует.
Обычно избиратели округа собираются в спортзалах школ или других общественных зданиях, делятся на группы, поддерживающие того или иного кандидата, и расходятся такими кучками «своих» по разным углам помещения. Потом начинаются дебаты и подсчёт.
Делегаты каждого штата, выбранные в ходе праймериз на кокусах, едут дальше на съезд партии и там голосуют за следующий раунд делегатов, чьи кандидатуры будут также одобрены в ходе праймериз и в других штатах. Так, из тысяч простых членов партии по всей стране, отбираются лишь десятки и сотни от каждого штата Америки для финальной, национальной конференции в июне-июле. И вот на той конференции общенациональные делегаты со всей Америки выбирают кандидата в президенты от демократической партии — опять же открытым голосованием и поднятием рук. В этом году такие конференции — конвенции были отменены из-за пандемии коронавируса.
COVID-19 и регистрация 2020
Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы в ход избирательной кампании США 2020 г., включая процесс регистрации избирателей. На фоне сложной эпидемиологической ситуации объемы и темпы регистрации избирателей резко сократились. Так, например, согласно исследования Центра изучения выборов и инноваций (Center for Election, Innovation & Research), в апреле 2020 г. во многих американских штатах количество регистраций сократилось на 70% по сравнению с выборным 2016 годом.
Хотя еще в феврале 2020 г. темпы регистрации опережали показатели 2016 г. Количество регистраций пошло на спад с марта 2020 г. в период введения мер по закрытию штатов, самоизоляции и социального дистанцирования, отменой очных массовых мероприятий, на которых производилась регистрация, ограниченным форматом работы ведомств, производящих регистрацию избирателей, в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Перебои в процессе регистрации избирателей весной 2020 г. сильно затрудняют деятельность обеих партий в борьбе за лидерство и ограничивает шансы потенциально оценить предстоящие результаты. Во-первых, торможение процесса регистрации не дает им полноценной возможности привлекать на свою сторону избирателей в колеблющихся штатах, таких как Аризона, Колорадо, Флорида, Вирджиния, Северная Каролина и Джорджия. Традиционно в ходе массовых мероприятий с участием представителей партий демократам и республиканцам удавалось убедить неопределившегося избирателя зарегистрироваться как избирателя своей партии; на данный момент такая возможность отсутствует.
Работа ведомств, осуществляющих регистрацию, включая департаменты по регистрации транспортных средств (DMV), ограничена в период пандемии. В связи с этим многие потенциальные избиратели не обновили в этом году сведения о себе. Появляется сложность с актуализацией текущего местопребывания граждан, особенно в тех штатах, где введена система автоматической регистрации при получении водительских прав (Automatic voter registration (AVR)). Таким образом, возникают трудности с определением места голосования граждан. Также затруднено определение адресов избирателей для отправки им корректных бюллетеней на дом.
В связи с этими сложностями сокращается период времени на возврат бюллетеней избирателями, присланных им по почте (в тех штатах, где это возможно), тогда как именно точность данных адресата, заблаговременное вручение бюллетеня избирателям и его своевременное возвращение ими традиционно были гарантами высокой явки.
В США стоит задача поиска эффективного способа регистрации избирателей в короткие сроки. Некоторые американские эксперты предлагают в качестве решения данного вопроса расширить возможности онлайн-регистрации в тех штатах, где эта система еще недостаточно развита и расширить возможность «регистрации в тот же день» (same day registration), то есть регистрации в день выборов. В настоящий момент сроки окончания регистрации избирателей разнятся от штата к штату от 30 дней до даты выборов и вплоть до дня выборов. Есть и те, кто отмечает вероятность повышенных рисков в процессе онлайн-регистрации, а именно возможных кибератак. Члены Комитета по разведке Сената США полагают, что базы данных избирателей, наряду с электронными системами голосования, содержат уязвимость и представляют собой наименее защищенный элемент американской выборной инфраструктуры.
Вероятность, что показатели регистрации могут выровняться в сентябре, существует, однако нет гарантии полного открытия штатов и функционирования всех «очных» служб в полном объеме, так как сложно прогнозировать эпидемиологическую ситуацию. Потенциальные долгосрочные последствия для полного процесса регистрации избирателей пока не ясны. Очевидно, что они будут разными для разных штатов в зависимости от приоритетных форматов регистрации. В штатах с устоявшейся практикой регистрации и обновления регистрации до онлайн-формата процесс регистрации избирателей будет более стабильным, чем в штатах, где регистрация в режиме онлайн незначительна по объему или отсутствует. Последствия пандемии для регистрации избирателей и, вероятно, для явки избирателей будут варьироваться от штата к штату в зависимости от существующей системы регистрации и готовности вносить в нее изменения.