Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Селезнева

К.филол.н., доцент кафедры международных отношений и регионоведения, Новосибирский государственный технический университет

Игорь Хрипунов

Директор УЦ «Институт Конфуция», Новосибирский государственный технический университет

Несмотря на громкие заявления об успешном сотрудничестве России и Китая в области образования, вопрос о деятельности Институтов Конфуция в России и об их вкладе в развитие образовательного и культурного сотрудничества двух стран не поднимается на заседаниях совместных комиссий.

Принимая во внимание тот вклад, который вносят Институты Конфуция в дело укрепления российско-китайского сотрудничества в сфере образования уже на протяжении 15 лет, авторы рекомендуют сторонам прояснить следующие вопросы.

Во-первых, в целях определения правового статуса Институтов Конфуция, действующих на территории Российской Федерации, необходимо заключить межправительственное соглашение, регламентирующее деятельность Институтов и Классов Конфуция в России, равно как и деятельность Центров изучения русского языка в Китае на паритетной основе.

Во-вторых, в целях упрощения и оптимизации механизма согласования с профильными министерствами проводимых Институтами Конфуция в рамках уставной деятельности вуза международных (или с международным участием) мероприятий, а также межгосударственных мероприятий в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой при организационном содействии дипломатических представительств предлагается согласовывать и включать указанные мероприятия в ежегодный план Министерства науки и высшего образования в целях минимизации дополнительных согласований с профильными Министерствами.

В-третьих, китайской стороне необходимо актуализировать устав Институтов Конфуция или разработать новый в соответствии с нормами российского законодательства и в связи с прошедшей реорганизацией управляющего органа, ранее курировавшего работу всех Институтов Конфуция.

В последние годы, по заявлениям высших руководителей России и Китая, отношения между двумя странами находятся на беспрецедентно высоком уровне. Российско-китайское сотрудничество активно развивается во всех сферах, в том числе и в гуманитарной, о чем свидетельствуют регулярные заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. Последнее из них состоялось, несмотря на пандемию — прошло в дистанционном формате в ноябре 2020 г. Вице-премьер России Татьяна Голикова отметила, что «в условиях пандемии коронавирусной инфекции первые лица России и Китая в телефонном формате регулярно сверяют часы по наиболее актуальным темам двусторонней и международной повестки дня», а также что «углубление многоплановых гуманитарных российско-китайских связей является безусловным приоритетом развития всего комплекса отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия». Между тем, несмотря на громкие заявления об успешном сотрудничестве России и Китая в области образования, вопрос о деятельности Институтов Конфуция в России и об их вкладе в развитие образовательного и культурного сотрудничества двух стран не поднимается на заседаниях совместных комиссий.

Сегодня российско-китайское сотрудничество в области образования базируется на следующих соглашениях:

Доклад РСМД, ИДВ РАН и ИМИ Фуданьского университета №70 / 2021
Российско-китайский диалог: модель 2021

Ни один из существующих документов не говорит о такой форме сотрудничества, как совместное создание центров изучения языка и культуры. В Соглашении об изучении русского языка в Китае и китайского языка в России от 3 ноября 2005 г. говорится лишь о поддержке деятельности центров изучения русского языка в КНР и китайского языка в Российской Федерации (ст. 6). Между тем с 2006 г. на территории России работают Институты Конфуция — они учреждаются совместно российским и китайским вузами и одобряются Штаб-квартирой Институтов Конфуция, находящейся в непосредственном подчинении у Министерства образования. В тот период не было необходимости в согласованиях с вышестоящими инстанциями и ратификации деятельности Институтов Конфуция с российской стороны. Министерство высшего образования и науки (ранее — Министерство образования и науки России) не принимало участия в этом процессе, оставив принятие решений за ректорами вузов, поэтому соглашение об учреждение Институтов Конфуция на базе вузов в качестве их структурных подразделений заключалось между вузами-партнерами с российской и китайской стороны.

Институты Конфуция официально действуют на территории России с 2006 г. За прошедшие 15 лет все еще остаются нерешенными вопросы об их правовом статусе в России и не дается официальная оценка их деятельности с российской стороны. Все это порождает разнообразные мифы о работе Институтов Конфуция на территории Российской Федерации и формирует настороженное отношение со стороны не только населения, но и со стороны профессионального китаеведческого сообщества.

Неучастие Министерства образования и науки и других государственных ведомств в признании и подтверждении легитимности учреждения и деятельности Институтов Конфуция вызывает ряд вопросов. Так, Закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает такую форму сотрудничества образовательных организаций, как создание учебных, научных, образовательных и других центров или вузовских подразделений совместно с зарубежными партнерами. Интернационализация российского образования, прописанная в Законе «Об образовании в РФ» (ст. 105), предусматривает международное сотрудничество образовательных организаций по следующим пяти направлениям:

  • разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

  • направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;

  • проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;

  • участие в сетевой форме реализации образовательных программ;

  • участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

Кроме того, Закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает, что организации, относящиеся к системе образования, принимают участие в международном сотрудничестве в образовательной сфере посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение образовательными организациями договоров происходит при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (ст. 105, п. 4). Таким образом, международное сотрудничество образовательных организаций осуществляется при наличии разрешения государственных органов местного уровня.

Неопределенный правовой статус Институтов Конфуция и нечеткость правовых оснований учреждения в качестве структурного подразделения вуза явилось причиной того, что Институты Конфуция стали рассматриваться контролирующими органами как иностранные культурно-информационные центры (ИКИЦ), также предпринимались попытки приостановки деятельности и закрытия Институтов Конфуция в России.

Между тем деятельность иностранных культурно-информационных центров на территории России регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации», которое определяет основные характеристики такого рода учреждений. Обнаруживается определенное сходство с Уставом Институтов Конфуция действительно.

Во-первых, согласно уставу, Институт Конфуция, как и ИКИЦ, является некоммерческой организацией, не ставящей своей целью получение прибыли. Во-вторых, Институты Конфуция и ИКИЦ занимаются проведением мероприятий, связанных с событиями культурного и информационного характера, происходящими в направляющей стране (тематических выставок, встреч, спектаклей, концертов и т.д.), включая организацию приемов и мероприятий, посвященных национальным праздникам, а также мероприятий по случаю национальных и международных конференций, симпозиумов и фестивалей. В-третьих, Институты Конфуция, как и ИКИЦ, организуют лекции, круглые столы, семинары и диспуты, посвященные вопросам культуры, информации и другим проблемам, представляющим интерес для обеих стран. Кроме того, Институты Конфуция, как и ИКИЦ, имеют свои библиотечные фонды, которые формируются из изданий, присылаемых Штаб-квартирой Институтов Конфуция, посольством и консульствами КНР в России и другими партнерами, а также добровольными пожертвованиями граждан обеих стран.

И ИКИЦ, и Институты Конфуция также осуществляют преподавание языка направляющей страны. В Институтах Конфуция реализуется преподавание китайского языка (на разных уровнях и в разных аспектах), также существуют курсы по истории и культуре Китая, китайской каллиграфии, игре Го, чайной церемонии, живописи, ушу, китайской медицине и др. Кроме того, Институты Конфуция осуществляют подготовку преподавателей китайского языка; проводят сертификационные экзамены по китайскому языку и сертификационные экзамены для преподавателей и переводчиков китайского языка. Стоит также добавить, что и ИКИЦ, и Институты Конфуция проводят консультации по вопросам образования и обучения в направляющей стране для заинтересованных граждан. Более того, ИКИЦ и Институты Конфуция организуют и проводят выступления деятелей искусства и литературы, выставки, кинопоказы и т.д. Наконец, Институты Конфуция, как ИКИЦ, проводят культурные и информационные мероприятия для детей и молодежи.

Однако в то же время существуют и положения, которые не позволяют считать Институты Конфуция иностранными культурно-информационными центрами. Во-первых, учреждение ИКИЦ происходит с согласия правительства Российской Федерации. Институты Конфуция учреждались между вузами России и Китая, при этом считается, что инициатива создания Института Конфуция исходит с российской стороны, которая подает заявку в штаб-квартиру Институтов Конфуция, выражая тем самым свое намерение открыть Институт или Класс Конфуция на базе своего образовательного учреждения.

После того, как китайская сторона в июле 2020 г. упразднила штаб-квартиру Институтов Конфуция и объявило о том, что наименование Канцелярия по распространению китайского языка за рубежом «Ханьбань» (Hanban) более не будет использоваться за пределами Китая [1], функции упраздненного Ханьбань перешли к вновь созданным Центру международных языковых обменов и сотрудничества и Китайскому фонду международного образования. Для продолжения деятельности Институтам Конфуция было предложено перезаключить соглашения в двустороннем формате (отдельно между вузами-партнерами, российским вузом и Китайским международным фондом образования и Центром языкового образования и сотрудничества). Однако сегодня не вполне ясна ситуация с уставом Институтов Конфуция — будет ли действовать первоначальный устав, будет ли разработан новый в связи с реорганизацией системы управления Институтами Конфуция с китайской стороны.

Во-вторых, согласно положению о создании ИКИЦ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на условиях взаимности оказывают помощь центрам в получении земельных участков, а также в строительстве, аренде и обустройстве зданий и помещений, необходимых для обеспечения их функционирования. Что касается Институтов Конфуция, запуск проекта осуществлялся силами вузов и инвестициями штаб-квартиры Институтов Конфуция. Федеральные и местные органы власти не выделяли помощь и земельные участки под строительство при организации Институтов Конфуция.

В-третьих, ИКИЦ являются самостоятельными юридическими лицами и их деятельность регулируется Минюстом, а Институты Конфуция не являются самостоятельными юридическими лицами.

Кроме того, Институты Конфуция, в отличие от ИКИЦ, не занимаются распространением печатных и других аудиовизуальных материалов о культуре Китая. Такая информация содержится в библиотеке Института Конфуция, но не распространяется за его пределами.

Помимо всего прочего, целью Институтов Конфуция в отличие от ИКИЦ не является информирование граждан Российской Федерации о внешней и внутренней политике направляющей страны. Институты Конфуция посвящают себя удовлетворению потребности людей всех стран и регионов мира в изучении китайского языка, способствуют лучшему пониманию китайского языка и культуры народами других стран, укрепляют обмены и сотрудничество в области образования и культуры между Китаем и другими странами, развивают дружеские отношения Китая с зарубежными странами, способствуют мультикультурному развитию и построению гармоничного мира.

Немаловажно и то, что в ИКИЦ директор и заместитель директора центра могут являться членами дипломатического персонала посольства направляющего государства. Численность персонала центров устанавливается по взаимной договоренности между правительством Российской Федерации и правительством соответствующего государства. В Институтах Конфуция руководителем является представитель российской стороны, содиректор с китайской стороны в основном занимается координацией действий с китайской стороной. Директора Институтов Конфуция не являются дипломатическим персоналом. Штатное расписание Институтов Конфуция утверждается приказом ректора российского вуза. Педагогический состав формируется из числа преподавателей и волонтеров, направляемых китайской стороной, и из местных преподавателей китайского языка.

Стоит также добавить, что Институты Конфуция в отличие от ИКИЦ не являются организаторами проведения встреч и пресс-конференций с участием представителей общественности и официальных лиц обеих стран. Помимо этого, у Институтов Конфуция есть свое печатное издание — журнал «Институт Конфуция», который издается на двух языках — русском и китайском, журнал имеет гуманитарную направленность и публикует материалы о культуре, языке, обучении, туризме, здоровье и спорте в Китае и важнейших событиях Институтов Конфуция русскоязычного мира. Он издается Штаб-квартирой Институтов Конфуция тиражом 3 тыс. экземпляров и рассылается в Институты Конфуция России, Армении, Белоруссии, Украины, Кыргызстана, Узбекистана и др., т.е. в отличие от ИКИЦ данный журнал распространяется исключительно среди Институтов Конфуция России и стран СНГ.

Наконец, Институты Конфуция в отличие от ИКИЦ имеют свои стипендиальные программы обучения на краткосрочных и годовых языковых курсах, по программам бакалавриата и магистратуры в вузах Китая, которые выдаются на конкурсной основе слушателям Институтов Конфуция, сдавшим экзамен HSK и удовлетворяющим требованиям, предъявляемым к кандидатам. Речь также идет о программах повышения квалификации местных преподавателей, для которых китайский язык не является родным, т.е. для неносителей языка.

Таким образом, сравнивая Институты Конфуция и иностранные культурно-информационные центры, можно констатировать, что, несмотря на сходство направлений деятельности, данные организации существенно отличаются в плане участия правительств двух стран в процессе их учреждения и дальнейшего функционирования.

Предпринимались попытки классифицировать Институты Конфуция как некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента (НКО-иностранный агент). Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории России. Данный правовой статус для российских НКО введен Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Однако на сегодняшний день Институты Конфуция не классифицируются в качестве НКО-иностранного агента, в Регистре Министерства юстиции Институты Конфуция не значатся.

Представляется целесообразным актуализировать вопрос об Институтах Конфуция на очередном заседании межправкомиссии с целью совместного определения правового статуса Институтов Конфуция, а также с целью определения их места, роли и значения в российско-китайском образовательном и культурном сотрудничестве на правительственном уровне.

Принимая во внимание тот вклад, который вносят Институты Конфуция в дело укрепления российско-китайского сотрудничества в сфере образования уже на протяжении 15 лет, авторы рекомендуют сторонам прояснить следующие вопросы.

Во-первых, в целях определения правового статуса Институтов Конфуция, действующих на территории Российской Федерации, необходимо заключить межправительственное соглашение, регламентирующее деятельность Институтов и Классов Конфуция в России, равно как и деятельность Центров изучения русского языка в Китае на паритетной основе.

Во-вторых, в целях упрощения и оптимизации механизма согласования с профильными министерствами проводимых Институтами Конфуция в рамках уставной деятельности вуза международных (или с международным участием) мероприятий, а также межгосударственных мероприятий в рамках культурного обмена между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой при организационном содействии дипломатических представительств предлагается согласовывать и включать указанные мероприятия в ежегодный план Министерства науки и высшего образования в целях минимизации дополнительных согласований с профильными Министерствами.

В-третьих, китайской стороне необходимо актуализировать устав Институтов Конфуция или разработать новый в соответствии с нормами российского законодательства и в связи с прошедшей реорганизацией управляющего органа, ранее курировавшего работу всех Институтов Конфуция.


1. Селезнева Н.В. Реорганизация Канцелярии по распространению китайского языка (Ханьбань): судьба Институтов Конфуция // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 2. – С. 166-176.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.83)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся