Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

Офис контроля зарубежных активов (OFAC) министерства финансов США выпустил пояснительную записку «Об обеспечении гуманитарной помощи и торговли для противодействия COVID-19».

Записка обобщает информацию о существующих возможностях оказывать гуманитарную поддержку или вести экономическую деятельность в гуманитарных целях со странами, которые находятся под санкциями США. Многие исключения из санкций по гуманитарной линии были сделаны задолго до эпидемии COVID-19. OFAC собрал информацию о них в единый документ, а также обозначил ряд возможных направлений работы применительно к борьбе с эпидемией.

В тексте дается информация об исключениях и изъятиях в режимах санкций, отраженных в генеральных лицензиях или требующих получения специальных лицензий. Они касаются работы с Ираном, Венесуэлой, Кубой, Сирией, КНДР, а также находящимся под блокирующими санкциями Крымом.

Публикация документа — своевременный шаг Минфина, как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим причинам.

На фоне COVID-19 крайне важна оперативность поставок. OFAC обозначил ряд направлений, по которым не требуются согласования или получение дополнительных разрешений. Например, поставки многих медицинских товаров в Иран, необходимых для борьбы с эпидемией, подпадают под генеральные лицензии, то есть могут осуществляться без всяких препятствий. Подобные исключения есть и по другим странам, хотя по каждой они имеют свою специфику.

Впрочем, санкции остаются политическим инструментом, и в гуманитарных сюжетах политические проблемы стоят во весь рост. Например, помощь должна быть направлена «народам», а не «режимам». На практике борьбу с COVID-19 ведут государственные органы, то есть «режимы». Их разделение хорошо в теории, но вряд ли годится для практики.

Офис контроля зарубежных активов (OFAC) министерства финансов США выпустил пояснительную записку «Об обеспечении гуманитарной помощи и торговли для противодействия COVID-19».

Записка обобщает информацию о существующих возможностях оказывать гуманитарную поддержку или вести экономическую деятельность в гуманитарных целях со странами, которые находятся под санкциями США. Многие исключения из санкций по гуманитарной линии были сделаны задолго до эпидемии COVID-19. OFAC собрал информацию о них в единый документ, а также обозначил ряд возможных направлений работы применительно к борьбе с эпидемией.

В тексте дается информация об исключениях и изъятиях в режимах санкций, отраженных в генеральных лицензиях или требующих получения специальных лицензий. Они касаются работы с Ираном, Венесуэлой, Кубой, Сирией, КНДР, а также находящимся под блокирующими санкциями Крымом.

Публикация документа — своевременный шаг Минфина, как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим причинам.

К смягчению санкций в гуманитарных целях призывал демократический кандидат в президенты США Джо Байден. Сходные призывы озвучивались генеральным секретарем ООН Антонио Гутерришем. К ним призывали и СМИ, включая «Ъ». Игнорирование этих и многих других требований вполне могло ударить по имиджу как администрации президента Дональда Трампа, так и самих США. Получалось бы, что Вашингтон предстает исключительно как циничный игрок, преследующий политические цели независимо от чрезвычайных обстоятельств, связанных с COVID-19. Записка OFAC дает в руки администрации аргументы для отстаивания своего политического курса.

Документ важен и для НКО, и для коммерческих компаний, которые либо оказывают помощь, либо ведут бизнес со странами под санкциями. Тем более что случаи возникновения проблем у НКО с властями США при осуществлении гуманитарной работы в санкционных странах были. В 2010 году внимание OFAC привлекла организация Christ for all Nations, которая вела работу в Судане, но своевременно не обратилась в OFAC за лицензией.

Гораздо более серьезные проблемы возникли у организации Life for Relief and Development. В 2015 году ей пришлось заплатить OFAC штраф в размере 780 тыс. долл. Ее обвинили в сговоре для перевода средств в Ирак в 2002–2003 годах через Иорданию.

Еще больше проблем возникало у бизнеса. Под штрафы OFAC за последние 10 лет попали 13 поставщиков медицинского оборудования. Почти все — за работу с Ираном. Причем многие из них работали с Ираном не напрямую, а через третьи страны. В их числе, например, Dentsply Sirona, совершившая 37 поставок зубоврачебного оборудования в Иран через дистрибьютеров из других стран. В 2017 году она заплатила штраф в 1 220 400 долл. Сходная участь постигла United Medical Instruments, которая поставила через ОАЭ в Иран рентгеновское оборудование и заплатила штраф 515,4 тыс. долл.

Все эти компании были американскими. Но риск вторичных санкций актуален и для иностранцев.

На фоне COVID-19 крайне важна оперативность поставок. OFAC обозначил ряд направлений, по которым не требуются согласования или получение дополнительных разрешений. Например, поставки многих медицинских товаров в Иран, необходимых для борьбы с эпидемией, подпадают под генеральные лицензии, то есть могут осуществляться без всяких препятствий. Подобные исключения есть и по другим странам, хотя по каждой они имеют свою специфику.

Впрочем, санкции остаются политическим инструментом, и в гуманитарных сюжетах политические проблемы стоят во весь рост. Например, помощь должна быть направлена «народам», а не «режимам». На практике борьбу с COVID-19 ведут государственные органы, то есть «режимы». Их разделение хорошо в теории, но вряд ли годится для практики.

Впервые опубликовано в Коммерсанте.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)

Текущий опрос

Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся