Полупроводниковая реиндустриализация США: что это значит для мира
Фабрика TSMC в Аризоне
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 10, Рейтинг: 5) |
(10 голосов) |
К.полит.н., руководитель программного направления, редактор сайта РСМД
Американское руководство, продвигающее в последние несколько лет идеи технонационализма на фоне геополитического и технологического соперничества с Китаем, стремится свести к минимуму импорт чипов из Азии, необходимых для широкого спектра потребительских товаров, военной техники и систем искусственного интеллекта. Решение трудной задачи по построению комплексной и относительно автономной цепочки поставок полупроводников на американской земле началось еще при первой администрации Дональда Трампа и продолжилось при Джо Байдене, поскольку в США есть консенсус относительно того, что свободный доступ к чипам является критически важным условием для обеспечения экономической и национальной безопасности. Маловероятно, что этот вектор технологической политики кардинальным образом изменится в ближайшие годы.
Однако, несмотря на общее устремление республиканцев и демократов оживить американскую полупроводниковую промышленность, методы достижения поставленной цели у них разные. У Трампа свой взгляд на то, как развивать эту отрасль в Соединенных Штатах. С некоторыми действиями Байдена нынешний американский президент категорически не согласен. Например, он раскритиковал принятый в 2022 году «Закон о чипах и науке», назвав его контрпродуктивным. Трамп делает ставку на более жесткую тарифную политику и сокращение федеральных расходов, поскольку считает, что технологические гиганты не нуждаются в дополнительной помощи государства.
От того, насколько успешно будет развиваться полупроводниковая промышленность в США, будет зависеть и будущая расстановка сил основных игроков на мировой арене — технологическая и геополитическая.
Пока слова основателя TSMC Морриса Чанга о попытке Соединенных Штатов нарастить собственное производство чипов кажутся соответствующими реальности: «Невыгодная, очень дорогая и бесполезная инициатива».
Микроэлектроника — сложнейшая отрасль, требующая не только огромных финансовых вложений, но и временного ресурса. Десятилетиями она развивалась в контексте глобального разделения труда, теперь же потребуется примерно столько же времени на то, чтобы локально выстроить относительно автономную цепочку поставок в рамках отдельно взятой страны.
Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе усилия Соединенных Штатов по оживлению полупроводниковой промышленности могут быть оправданы. У США сильные позиции в этой индустрии — американским компаниям принадлежит самая большая доля полупроводникового рынка, около 50 процентов. Кроме того, Америка — это страна, обладающая мощной гравитационной силой для привлечения талантов, имеющая внушительный финансовый и политический ресурс. Некоторые эксперты полагают, что со временем США могут ослабить роль Тайваня как ведущего мирового центра по производству передовых чипов.
Восстановление полупроводниковой промышленности в США будет означать: во-первых, трансформацию глобальной цепочки поставок полупроводников; во-вторых, большую независимость США от импорта критически важных технологий, а это значит — снижение прежней значимости некоторых игроков в этой отрасли, что ослабит их «технологический щит»; в-третьих, технологическое превосходство во многих критически важных отраслях, будь то ИИ или военные технологии, что повлечет за собой глобальное технологическое и цифровое неравенство, которое может повлиять на общую геополитическую обстановку.
Америка действительно способна стать одним из ключевых мировых центров производства полупроводников при соблюдении ряда условий. К ним, в частности, относятся благоприятная геополитическая конъюнктура, стабильная внутриполитическая ситуация и отсутствие «черных лебедей». Однако рискованная тарифная политика администрации Дональда Трампа может вызвать каскадные трудноуправляемые эффекты как внутри страны (например, повышение цен на различную микроэлектронную и электронную продукцию для предприятий и потребителей), так и за ее пределами (введение ответных тарифов со стороны внешних торговых партнеров), что несет угрозы для полупроводниковой промышленности США.
Американское руководство, продвигающее в последние несколько лет идеи технонационализма на фоне геополитического и технологического соперничества с Китаем, стремится свести к минимуму импорт чипов из Азии, необходимых для широкого спектра потребительских товаров, военной техники и систем искусственного интеллекта. Решение трудной задачи по построению комплексной и относительно автономной цепочки поставок полупроводников на американской земле началось еще при первой администрации Дональда Трампа и продолжилось при Джо Байдене, поскольку в США есть консенсус относительно того, что свободный доступ к чипам является критически важным условием для обеспечения экономической и национальной безопасности. Маловероятно, что этот вектор технологической политики кардинальным образом изменится в ближайшие годы.
Однако, несмотря на общее устремление республиканцев и демократов оживить американскую полупроводниковую промышленность, методы достижения поставленной цели у них разные. У Трампа свой взгляд на то, как развивать эту отрасль в Соединенных Штатах. С некоторыми действиями Байдена нынешний американский президент категорически не согласен. Например, он раскритиковал принятый в 2022 году «Закон о чипах и науке», назвав его контрпродуктивным. Трамп делает ставку на более жесткую тарифную политику и сокращение федеральных расходов, поскольку считает, что технологические гиганты не нуждаются в дополнительной помощи государства.
От того, насколько успешно будет развиваться полупроводниковая промышленность в США, будет зависеть и будущая расстановка сил основных игроков на мировой арене — технологическая и геополитическая.
Полупроводниковое наследие Байдена

Технологическая политика США в условиях соперничества с Китаем
Соединенные Штаты доминируют в области проектирования чипов, но имеют относительно скромную долю в мировом полупроводниковом производстве (по данным SIA за 2022 год – 10 процентов, а если брать более свежие данные исследовательской компании TrendForce за 2025 год — 11 процентов). Известные американские техногиганты, например Nvidia или Qualcomm, критически зависимы от чипов, произведенных на Тайване. Несколько лет назад такое положение дел перестало устраивать американское руководство. В условиях технологической войны с Китаем в Вашингтоне посчитали, что подобная зависимость влечет за собой серьезные риски с точки зрения национальной безопасности.
Во время первого президентского срока Дональда Трампа было принято решение привлечь ведущих производителей чипов, в частности крупнейшего в мире контрактного производителя микросхем Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), на американскую землю. Инициатива властей оказалась успешной — в 2020 году TSMC согласилась инвестировать 12 миллиардов долларов на строительство фабрики в Аризоне (Fab 21).
Администрация Байдена продолжила курс Трампа на оживление полупроводниковой промышленности. В августе 2022 года принят «Закон о чипах и науке», предполагающий выделение около 53 миллиардов долларов в виде государственных субсидий в полупроводниковый сектор, а также предоставление налоговых льгот, чтобы стимулировать зарубежные и местные компании развивать производство чипов на территории США. Также принята программа CHIPS for America, которая должна была решить сразу несколько задач: обеспечить надежную цепочку поставок как передовых, так и более зрелых полупроводников, укрепить лидерство США в НИОКР и решить проблему занятости населения — ожидалось, что инвестиции в полупроводниковую отрасль создадут сотни тысяч рабочих мест в смежных или связанных с микроэлектроникой отраслях.
Инфографика подготовлена Валдайским клубом.
Программа Байдена дала свои плоды — на территории США было развернуто масштабное строительство фабрик по производству передовых микросхем сильнейших игроков отрасли. Так, Intel в 2022 г. начала строительство фабрики в Огайо стоимостью 28 миллиардов долларов, Samsung — две фабрики в штате Техас стоимостью около 40 миллиардов долларов, а упомянутая выше TSMC решилась на масштабирование своей фабрики в Аризоне до трех модулей, и в итоге ее инвестиции выросли с 12 миллиардов долларов до 65 миллиардов долларов. По заявлению генерального директора TSMC Си Си Вэй, «фабрика в Аризоне уже вышла на крупносерийное производство в четвертом квартале 2024 года, используя технологию процесса N4 (класс 4 нм) с производительностью, сопоставимой с фабриками на Тайване». На сегодняшний день это самое передовое производство полупроводников на территории США. В 2028 году планируется запустить второй модуль фабрики по производству 3-нм чи пов, а к 2030 году — третий модуль, который будет производить 2-нм и 1,6-нм чипы, а также их вариации. Команда Байдена стремилась к тому, чтобы к 2030 году доля США в мировом производстве передовых микросхем достигла 20 процентов.

Битва за полупроводники: будут ли победители?
Надо сказать, что демократы комплексно подошли к проблеме восстановления полупроводниковой промышленности. Было уделено внимание не только строительству передовых фабрик, но и развитию вспомогательных направлений — тестированию и упаковке чипов, производству материалов, а также исследованиям и разработкам, на которые были выделены существенные федеральные средства в размере 13 миллиардов долларов. Приведем несколько примеров. Грантами и кредитами была поддержана GlobalFoundries, которая запланировала строительство центра усовершенствованной упаковки и фотоники в штате Нью-Йорк. Значительную поддержку от Министерства торговли США получил Университет штата Аризона. В частности, было выделено 100 миллионов долларов на проведение исследований и разработок в области новейшего корпусирования микросхем.
Обращает на себя внимание и широта географии строящейся цепочки поставок полупроводников (рисунок 1): Орегон (производство полупроводников), Айдахо (производство полупроводников и материалов), Юта (производство полупроводников), Монтана (производство оборудования), Колорадо (производство полупроводников и материалов), Нью-Мексико (упаковка), Канзас (производство полупроводников, упаковка), Луизиана (производство оборудования), Миссури (материалы), Миннесота (производство полупроводников), Мичиган (материалы), Индиана (упаковка и производство полупроводников), Огайо (материалы и производство полупроводников), Вермонт (разработка и производство полупроводников), Пенсильвания (материалы), Северная Каролина (производство полупроводников), Джорджия (материалы и производство полупроводников), Флорида (материалы и производство полупроводников). С точки зрения значимости и комплексного охвата особенно можно выделить Калифорнию (производство полупроводников, проведение исследований и разработок), Аризону (производство полупроводников, оборудования, материалов, упаковка, исследования и разработки), Техас (производство полупроводников, материалов, упаковка, исследования и разработки) и Нью-Йорк (материалы, производство полупроводников, исследования и разработки).
Согласно исследованию Boston Consulting Group, проведенному по заказу Ассоциации полупроводниковой промышленности (SIA) в 2024 году, с момента принятия закона о чипах в полупроводниковом секторе было запущено более 90 проектов в 28 штатах на общую сумму почти 450 миллиардов долларов частных инвестиций.
Инфографика подготовлена Валдайским клубом.
Вместе с тем администрация Байдена не ставила цели добиться полной автономии Америки в полупроводниковой сфере. Было понимание, что на воспроизведение всей цепочки поставок полупроводников на территории США только на начальном этапе потребуются значительный временной ресурс и финансовые затраты в размере 1 триллиона долларов. Поэтому американское руководство посчитало необходимым продвигать идею коллективной цепочки поставок полупроводников среди своих союзников и партнеров и создавать соответствующие альянсы. В частности, в 2022 году США выступили с инициативой создания альянса CHIP 4 (США, Южная Корея, Япония и Тайвань), который, как предполагалось, при условии скоординированных действий его участников мог бы стать доминирующей силой в сфере полупроводниковой промышленности и обрести влияние почти во всех звеньях глобальной цепочки добавленной стоимости — за исключением сборки и тестирования, где значительный вес в настоящее время имеет материковый Китай.
Таким образом, инициатива Трампа по восстановлению полупроводниковой промышленности не просто получила свое продолжение при Байдене, но и развилась в более амбициозную и дорогостоящую программу. SIA в упомянутом выше докладе в оптимистичных красках нарисовала будущее американского полупроводникового сектора. По прогнозам Ассоциации, в ближайшее десятилетие (2022–2032) мощности по производству чипов на территории США увеличатся втрое — на 203 процента. Всего на это будет потрачено около 646 миллиардов долларов — 28 процентов мировых капитальных затрат на полупроводники. Благодаря этим мерам Америка к 2032 году может увеличить свою долю в мировом производстве полупроводников с текущих 10 до 14 процентов. Кроме того, по подсчетам экспертов, новые проекты должны создать более 58 тысяч новых рабочих мест в полупроводниковом секторе и сотни тысяч в смежных отраслях.
Инфографика подготовлена Валдайским клубом.
Программа Байдена в полупроводниковом секторе весьма амбициозна, но начало ее реализации обнажило ряд проблем. Внутри отрасли оказалось множество преград, тормозящих прогресс в строительстве промышленных мощностей: нехватка квалифицированных кадров, высокая стоимость труда и строительных материалов, бюрократические сложности (получение экологических разрешений и так далее), медлительность американских властей в предоставлении обещанных субсидий, проволочки с профсоюзами, культурные различия и прочее. Все эти проблемы привели к переносу сроков запуска фабрик по производству микросхем, а значит и к замедлению темпов обретения относительной технологической самостоятельности США в динамично развивающейся полупроводниковой сфере. Так, TSMC сдвинула запуск серийного производства чипов на первом модуле Fab 21 с 2024 на 2025 год, а на втором модуле — с 2026 на 2027–2028 годы. Дорогостоящая попытка Intel вернуть себе авторитет в области производства передовых чипов нанесла серьезный ущерб ее бюджету, что заставило компанию перенести запуск фабрики в Огайо с 2025 на 2030 год. Samsung планировала запустить производство в Техасе во второй половине 2024 года, но перенесла сроки на 2025 год. Вслед за переносом запуска фабрик сдвинулись и сроки строительства заводов их поставщиков (компаний – производителей химикатов и материалов LCY Chemical, Solvay, Chang Chun Group, KPPC Advanced Chemicals (Kanto-PPC) и Topco Scientific).
Внешний контур технологической политики для администрации Байдена тоже не получил задуманного развития. За несколько лет своего существования CHIP 4 так и не стал многосторонним координационным механизмом, никаких четких обязательств его потенциальные участники на себя не взяли. Было проведено лишь одно единственное совещание онлайн в 2023 году. Причина в том, что в альянсе обнаружились внутренние разногласия и опасения по поводу различных рисков, в том числе и геополитических.
При администрации Байдена Соединенные Штаты получили хороший задел в полупроводниковом секторе в виде масштабного запуска различных проектов по строительству фабрик и притока многомиллиардных государственных и частных инвестиций в отрасль. Однако процесс восстановления американской полупроводниковой промышленности оказался не таким быстрым, как рассчитывали. Государственное субсидирование выделялось очень вяло, не все средства успели раздать компаниям, строительство многих высокотехнологичных промышленных объектов было отложено. Кроме того, Байден несколько переоценил готовность своих союзников и партнеров к объединению в технологические альянсы.
Радикальный подход Трампа

Грозит ли системный кризис полупроводниковой отрасли?
Чтобы стимулировать отечественных и иностранных поставщиков чипов размещать свое производство на территории США, Дональд Трамп в отличие от Джо Байдена выбрал метод принуждения (пошлины), а не поощрения (государственные субсидии). Критикуя закон своего предшественника о чипах, нынешний американский президент отмечал, что компаниям нужны были не деньги, а стимул в виде пошлин на импорт в размере от 25 до 100 процентов. По его мнению, именно такие методы заставят бизнес инвестировать в американское производство полупроводников, тем более что финансовые возможности у компаний есть и поэтому им не нужно полагаться на госфинансирование.
Едва заступив на должность президента, Трамп пригрозил производителям микросхем повышением пошлин. На первый взгляд, такой шаг может показаться экономически нелогичным. Зачем, например, наказывать пошлинами TSMC — главного партнера американских бесфабричных компаний (Nvidia, Apple, Qualcomm и так далее), тем более если нет сопоставимой альтернативы не только в самой Америке, но и в мире? Даже Intel, переживающая не лучшие времена, нуждается в пластинах тайваньской компании (зависимость от импорта составляет 30 процентов).
Но, несмотря на кажущуюся нелогичность, метод «кнута» оказался действенным. В начале марта 2025 года TSMC пообещала инвестировать около 100 миллиардов долларов на строительство еще трех фабрик по производству высокопроизводительных полупроводниковых пластин, двух заводов по передовой упаковке чипов и один научно-исследовательский центр.
Здесь может возникнуть вопрос, неужели крупнейший производитель чипов испугался тарифной политики Трампа и потому решил вложить беспрецедентные инвестиции в американскую экономику? Тайваньская компания, занимающая центральное место в мировой микроэлектронной промышленности, в теории могла бы переложить тарифные издержки на своих американских клиентов, которые все равно за неимением альтернативы заказывали бы у нее необходимую продукцию. Кроме того, значительный объем полупроводников не поставляется напрямую в Соединенные Штаты, а едет дальше по цепочке «в турне» по Азии, где не только находится большинство цехов по упаковке и тестированию чипов, но и происходит сборка различной электронной продукции (вся эта инфраструктура только начинает разворачиваться в США, и процесс этот совсем небыстрый). Аналитики Bernstein полагают, что политическое давление, а не пошлины подтолкнули TSMC к такому шагу. Отчасти с ними можно согласиться, но, как представляется, здесь сыграл свою роль целый комплекс факторов.
Во-первых, сама TSMC заинтересована в расширении своего присутствия в других странах. Министр экономики Тайваня Куо Цзы-Хуэй так прокомментировал решение компании инвестировать 100 миллиардов долларов в американский полупроводниковый сектор: «TSMC уже имеет заводы в США и Японии, и сейчас она строит новый завод в Германии. Это не имеет никакого отношения к тарифам. Глобальная экспансия TSMC — это важнейшее событие». Примерно то же самое представители тайваньской компании говорили и в 2020 году (первый срок Трампа), комментируя свое решение о строительстве фабрики в Аризоне: «Решение о строительстве завода было принято исходя из потребностей бизнеса». Действительно, для TSMC просматриваются плюсы — например, увеличение капитализации компании, а также минимизация рисков в случае конфликта с материковой частью Китая или природных катастроф (землетрясения — не редкое явление для острова).
Во-вторых, США — это основной рынок для TSMC, и угроза пошлин действительно сыграла свою роль. На Тайване понимают, что, когда Трамп говорит о повышении тарифов, он не блефует, поскольку серьезность его намерений подтвердилась еще во время первой каденции, и по тому, что на себе уже успели испытать Канада и Мексика, а 2 апреля 2025 года — практически весь остальной мир, включая Тайвань, который столкнулся с 32-процентными пошлинами на экспорт в США (правда, регулирование пока не коснулось полупроводников). Пошлины на полупроводники в размере 100 процентов, конечно, маловероятны, поскольку их введение нанесет сильный удар по капитализации американских компаний. Тем не менее стоит ожидать, что протекционистские барьеры на полупроводники все же будут установлены — администрация Трампа пообещала сделать это в ближайшие месяцы. Данные меры необходимы для того, чтобы уровнять себестоимость производства чипов в США и на Тайване с целью повышения конкурентоспособности американской продукции.
И наконец, TSMC вместе с властями Тайваня не готова портить отношения с Соединенными Штатами по политическим соображениям. Это стало понятно по более раннему решению TSMC поддержать санкции США против материковой части Китая и не поставлять туда наиболее передовые чипы, изготовленные по 7-нм и более совершенным техпроцессам, хотя этот рынок был существенным источником прибыли.

Кремниевая контрреволюция: как техноэлита переформатирует государственность США
После того, как TSMC объявила о своем расширении присутствия в США, администрация Трампа решила пойти на более радикальные меры — избавиться от «Закона о чипах и науке», гордости администрации Байдена. Однако часть республиканцев-конгрессменов призывают сохранить закон, допуская некоторые его преобразования. У Трампа все же не полностью развязаны руки, поэтому у него вряд ли получится пренебречь мнением Конгресса. Даже если будут вводиться какие-либо изменения в законодательство, процесс этот наверняка затянется, поскольку «Закон о чипах и науке» был поддержан обеими партиями и в рядах республиканцев достаточно его защитников.
Еще один вопрос стратегического значения для администрации Трампа – конкурентоспособность отечественных производителей. Дело в том, что TSMC, по заверениям тайваньского руководства, продолжит свое расширение на Тайване и самые передовые полупроводниковые технологии останутся на родине. Для того, чтобы «самые мощные в мире ИИ-чипы производились в Америке», потребуются усилия национальных чемпионов, причем в ближайшее время. В 2025 году будет определяться лидер по производству самых передовых на сегодняшний день 2-нм чипов. В гонке участвуют TSMС, Samsung и Intel. Последняя находится в непростом положении. Intel уже несколько лет испытывает серьезные финансовые трудности и отстает от конкурентов в освоении передовых техпроцессов. 2024 год стал одним из самых трудных для компании — реструктуризация (образование отдельного подразделения по производству чипов — Intel Foundry), рекордные убытки в размере 18 миллиардов долларов, существенное падение стоимости акций. Как следствие — было уволено около 15 процентов сотрудников, включая генерального директора Пэта Гелсингера, приостановлена выплата дивидендов, инициирован масштабный план экономии средств, включающий значительное сокращение капитальных затрат в ближайшие годы и ограничение планов на глобальную экспансию. По словам старшего исполнительного директора Intel Мишель Джонстон Хольтхаус, «компания не сумела эффективно воспользоваться бумом искусственного интеллекта и продолжает отставать от конкурентов в технологическом плане». Хотя Intel и планирует в 2025 году начать производство чипов по техпроцессу 18A (2 нм), нет гарантии их конкурентоспособности в энергопотреблении, производительности, количеству годных пластин и их стоимости, а также своевременного выхода на массовое проиводство. В марте появились сообщения в СМИ, что Nvidia и Broadcom начали испытание отдельных компонентов чипа, но проведение таких испытаний, разумеется, не гарантирует что Intel получит заказ.
По всей видимости, некоторые сомнения относительно возможностей американской компании имеет и администрация Трампа, которая предложила TSMC приобрести акции Intel Foundry. Переговоры с азиатским производителем стартовали лишь в феврале 2025 года, то есть находятся в начальной стадии.
Вызовы для администрации Трампа
Какие вызовы стоят перед администрацией Трампа в области восстановления полупроводниковой промышленности в США в краткосрочной перспективе?
Инфографика подготовлена Валдайским клубом.
Технологическое отставание
Велика вероятность, что в обозримой перспективе Соединенные Штаты продолжат на несколько лет отставать от Тайваня в области производства передовых полупроводников. Так, TSMC планирует запустить производство чипов по техпроцессу 1,4 нм уже к 2028 году, тогда как на территории США к этому времени, если сроки вновь не сдвинутся, тайваньская компания будет производить только 3-нм чипы. Да, определенные надежды возлагаются на Intel, но нет никакой гарантии, что у американского чемпиона получится конкурировать с TSMC или удастся успешно вести совместный бизнес, если TSMC все же купит часть акций Intel Foundries.
Недостаточный объем производства
По оценкам специалистов, мощности строящихся фабрик TSMC в Аризоне составляют менее пятой части тайваньских мощностей на 5 нм и 3 нм. По подсчетам аналитиков из Bernstein Research, благодаря развертыванию дополнительных мощностей TSMC в Аризоне уровень самообеспеченности США в области производства современных микросхем может быть повышен до 40–50 процентов в период между 2030 и 2032 годами. Таким образом, в ближайшей перспективе может закрыться только половина потребностей в чипах американских техногигантов. Кроме того, важно понимать, что TSMC не называла конкретных сроков и технологий для своего производственного расширения в США. Отчасти пробелы могла бы закрыть Intel, но опять же все упирается в то, насколько ее чипы будут конкурентоспособными и как быстро компания решит свои финансовые проблемы.
Медленный темп развертывания производственных мощностей
По прогнозам аналитиков TrendForce, к 2030 году доля США на мировом рынке производства передовых микросхем должна возрасти с 11 до 22 процентов. Однако на строительство первого завода TSMC в Аризоне ушло почти пять лет, и нет гарантий, что остальные фабрики будут развертываться со скоростью, которая позволит к 2030 году удвоить производство микросхем на территории США.
Дефицит кадров
Развитие относительно автономной экосистемы производства микроэлектроники требует наличия высокопрофессиональных кадров. Однако США сталкиваются с проблемой кадрового голода. По разным оценкам аналитиков, нехватка специалистов к 2030 году может составить от 67 тысяч до 90 тысяч человек.
Ответные действия Китая на американские санкции
Не только Соединенные Штаты используют взаимозависимость в полупроводниковой отрасли в качестве рычага давления на своих конкурентов. Китай в качестве ответных мер на американские санкции пользуется тем же оружием, хотя пока в относительно мягкой форме. Так, в 2024 году китайское руководство приняло решение полностью запретить экспорт в США галлия, германия, сурьмы и сверхтвердых материалов, однако эти ограничения распространяются лишь на прямые поставки указанных минералов. Такие действия со стороны китайского руководства не только вызывают рост цен на сырье (например, цена на сурьму выросла в 3 с лишним раза с начала 2024 года), но и заставляют американские власти задумываться о налаживании добычи необходимых минералов на территории США, искать альтернативных поставщиков за рубежом.
Дорогое производство

Метавселенная: будущее, мыльный пузырь или яркая ширма?
По данным SIA, строительство и эксплуатация фабрик в США до- роже, чем в Азии, на 30–50 процентов. Кроме того, по неофициальной информации, чипы, произведенные на Fab 21 в Аризоне, стоят от 10 до 30 процентов дороже, чем их аналоги, произведенные на Тайване (более конкретных данных в открытых источниках не найдено). Высокую стоимость связывают с большими затратами на строительство фабрик, высокой зарплатой (американские специалисты получают в 3 раза больше, чем их коллеги на тайваньских фабриках), отсутствием полноценной цепочки поставок полупроводников (например, приходится закупать за рубежом некоторые материалы для производства чипов, на что жалуется, в частности, генеральный директор TSMC), сложной логистикой (зачастую приходится отправлять готовые полупроводниковые пластины обратно на Тайвань или куда-то еще для упаковки). Даже при условии выравнивания стоимости чипов за счет тарифной политики, вероятно, американским бесфабричным компаниям, например Apple или Nvidia, выгоднее закупать чипы в Азии, где давно отлажена работа развитой полупроводниковой экосистемы, а не в США, где такая инфраструктура находится на этапе становления.
Текущая тарифная политика Трампа
Введение тарифов может вызвать существенный рост цен на комплектующие, оборудование и материалы, а также привнести неопределенность в полупроводниковую индустрию. Например, пока не ясно, как будут действовать компании — производители полупроводников в условиях введения пошлин на импорт оборудования для производства микросхем, которое закупается в странах ЕС, в Японии, в Южной Корее и на Тайване. Стоимость такого оборудования порой доходит до нескольких сотен миллионов долларов (например, цена новейшей литографической машины Low-NA EUV нидерландской компании ASML достигает 235 миллионов долларов). Если Intel, TSMC и другим компаниям придется платить налог на импорт оборудования в размере 20 процентов или более, то производство микросхем в США будет очень дорогим, что, конечно, ударит по инвестиционным планам компаний-производителей, которые решили развернуть свои передовые фабрики на американской земле.
Разумеется, в Соединенных Штатах осознают, что резкие движения в полупроводниковой индустрии в виде жесткой тарифной политики могут быть весьма рискованными и спровоцировать настоящий технологический кризис. Так, Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли США в соответствии с разделом 232 Закона о расширении торговли 1962 года в апреле 2025 года запустило расследование по определению влияния импорта полупроводников и оборудования для их производства на национальную безопасность. Заинтересованные стороны представили свои комментарии по этому вопросу, и многие из них призвали быть предельно аккуратными в чувствительной полупроводниковой сфере со столь сложной цепочкой поставок, в которой процесс производства микросхем разбит на несколько этапов и осуществляется в разных странах. Так, SIA порекомендовала вводить любые тарифы поэтапно, чтобы позволить американской промышленности продолжать эффективно работать, пока строительство производственных мощностей в США не будет завершено. Торговая палата США призвала воздержаться от введения всеобъемлющих тарифов на цепочку поставок полупроводников, поскольку это может нанести вред полупроводниковой промышленности США, а также сотрудничеству страны с союзниками и партнерами в плане достижения ключевых целей национальной безопасности. Палата предупредила, что иностранные полупроводниковые компании тщательно разработали долгосрочные инвестиционные стратегии и взяли на себя обязательства по длительному наращиванию производства в США, а политическая неопределенность и нестабильность могут негативно сказаться на заявленной цели по оншорингу цепочки поставок полупроводников.
***
Пока слова основателя TSMC Морриса Чанга о попытке Соединенных Штатов нарастить собственное производство чипов кажутся соответствующими реальности: «Невыгодная, очень дорогая и бесполезная инициатива».
Микроэлектроника — сложнейшая отрасль, требующая не только огромных финансовых вложений, но и временного ресурса. Десятилетиями она развивалась в контексте глобального разделения труда, теперь же потребуется примерно столько же времени на то, чтобы локально выстроить относительно автономную цепочку поставок в рамках отдельно взятой страны.
Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе усилия Соединенных Штатов по оживлению полупроводниковой промышленности могут быть оправданы. У США сильные позиции в этой индустрии — американским компаниям принадлежит самая большая доля полупроводникового рынка, около 50 процентов. Кроме того, Америка — это страна, обладающая мощной гравитационной силой для привлечения талантов, имеющая внушительный финансовый и политический ресурс. Некоторые эксперты полагают, что со временем США могут ослабить роль Тайваня как ведущего мирового центра по производству передовых чипов.
Восстановление полупроводниковой промышленности в США будет означать: во-первых, трансформацию глобальной цепочки поставок полупроводников; во-вторых, большую независимость США от импорта критически важных технологий, а это значит — снижение прежней значимости некоторых игроков в этой отрасли, что ослабит их «технологический щит»; в-третьих, технологическое превосходство во многих критически важных отраслях, будь то ИИ или военные технологии, что повлечет за собой глобальное технологическое и цифровое неравенство, которое может повлиять на общую геополитическую обстановку.
Америка действительно способна стать одним из ключевых мировых центров производства полупроводников при соблюдении ряда условий. К ним, в частности, относятся благоприятная геополитическая конъюнктура, стабильная внутриполитическая ситуация и отсутствие «черных лебедей». Однако рискованная тарифная политика администрации Дональда Трампа может вызвать каскадные трудноуправляемые эффекты как внутри страны (например, повышение цен на различную микроэлектронную и электронную продукцию для предприятий и потребителей), так и за ее пределами (введение ответных тарифов со стороны внешних торговых партнеров), что несет угрозы для полупроводниковой промышленности США.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай» в формате аналитической записки.
(Голосов: 10, Рейтинг: 5) |
(10 голосов) |
Региональная фрагментация полупроводниковой отрасли будет с течением времени лишь усиливаться
Технологическая политика США в условиях соперничества с КитаемДоклад Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Грозит ли системный кризис полупроводниковой отрасли?Даже если начнётся серьёзная рецессия, полупроводниковая отрасль выйдет без потерь
Кремниевая контрреволюция: как техноэлита переформатирует государственность СШАОтчетливо прослеживается глобальный тренд — выборная монархия вытесняет традиционную демократию
Метавселенная: будущее, мыльный пузырь или яркая ширма?О роли технологий метавселенной в современном геополитическом контексте