Фундаментальные
технологии
иммерсивного
опыта
|
Виртуальная реальность (VR)
|
Ключевые компоненты
|
Микродисплеи с высокой плотностью пикселей, оптические системы с малыми искажениями, точные системы отслеживания с 6 степенями свободы
|
Технологические вызовы
|
Уменьшение веса устройств, решение проблемы укачивания, увеличение времени автономной работы
|
Ведущие разработки
|
Meta Quest 3, Pico 4, Apple Vision Pro, HTC Vive XR Elite
|
Гражданское применение
|
Игры, образование, виртуальный туризм, дистанционное присутствие
|
Военно-стратегическое применение
|
Симуляция боевых действий с полным погружением, психологическая подготовка к стрессовым ситуациям, виртуальные тренировки на точных копиях реальных объектов, тренировки взаимодействия подразделений в условиях, недоступных в реальности
|
Дополненная реальность (AR)
|
Технологии отображения
|
Оптические волноводы, голографические дисплеи, проекционные системы
|
Системы пространственного картирования
|
SLAM (одновременная локализация и картирование), лидары, глубинные камеры
|
Распознавание объектов
|
Компьютерное зрение с нейросетями для идентификации объектов реального мира
|
Перспективные решения
|
AR-контактные линзы, нейроинтерфейсы для управления AR-контентом
|
Гражданское применение
|
Навигация, обучение, промышленное обслуживание, медицина
|
Военно-стратегическое применение
|
Тактические очки для солдат с отображением информации о поле боя, системы целеуказания, наложение разведданных на реальные объекты, распознавание замаскированных целей, визуализация невидимых угроз (мины, радиация)
|
Вычислительная
инфраструктура
|
Облачные вычисления для метавселенных
|
Технологии распределенных вычислений
|
Edge computing, микросервисная архитектура
|
Рендеринг в облаке
|
Передача предварительно обработанных визуальных данных на устройство пользователя
|
Масштабируемость
|
Динамическое выделение ресурсов в зависимости от количества пользователей
|
Примеры платформ
|
NVIDIA Omniverse Cloud, AWS for Games, Microsoft Azure Metaverse Stack
|
Гражданское применение
|
Поддержка массовых многопользовательских пространств, динамическое выделение ресурсов
|
Военно-стратегическое применение
|
Распределенные системы связи и управления, устойчивые к уничтожению отдельных узлов, обработка массивов разведывательных данных в реальном времени, моделирование сценариев конфликтов, анализ ресурсообеспеченности
|
Аппаратное обеспечение
|
Специализированные процессоры
|
Нейронные ускорители, VR/AR-ориентированные GPU
|
Квантовые вычисления
|
Потенциал для симуляции сложных физических взаимодействий
|
Энергоэффективные чипы
|
SoC (система на чипе) с оптимизированным энергопотреблением для мобильных AR/VR
|
Гражданское применение
|
Мобильная обработка данных, энергоэффективные носимые устройства, моделирование сложных физических процессов, оптимизация логистики
|
Военно-стратегическое применение
|
Автономные системы управления оружием, бортовые вычислительные системы БПЛА с ИИ, обработка данных разведки на месте без передачи в центр, криптографическая защита каналов связи, взлом существующих криптографических систем, создание неуязвимых каналов связи, сверхточное моделирование баллистических траекторий, квантовая радиолокация для обнаружения стелс-объектов
|
Сетевые
технологии
|
Высокоскоростная связь
|
5G/6G
|
Сверхнизкая задержка (1–5 мс), пропускная способность до 1 Тбит/с для 6G
|
Технологии Wi-Fi 6E/7
|
Сверхширокие каналы с пропускной способностью до 46 Гбит/с
|
Спутниковый интернет нового поколения
|
Глобальное покрытие с низкой задержкой
|
Гражданское применение
|
Потоковая передача VR/AR-контента, телемедицина, умные города, домашние и корпоративные сети, интернет вещей, связь в удаленных районах
|
Военно-стратегическое применение
|
Управление роевыми БПЛА в реальном времени, тактические сети связи с минимальной задержкой, высокоскоростная передача разведданных, координация автономных боевых систем, устойчивое управление в условиях радиоэлектронной борьбы, обеспечение связи в условиях разрушенной инфраструктуры, создание временных защищенных сетей в зоне боевых действий, глобальная координация действий спецподразделений, резервные каналы управления стратегическими силами
|
Протоколы взаимодействия
|
WebXR
|
Стандартизированный API для доступа к AR/VR через веб-интерфейсы
|
OpenXR
|
Универсальный интерфейс для различных платформ виртуальной реальности
|
Технологии децентрализованной синхронизации
|
P2P-протоколы для пользовательского взаимодействия
|
Гражданское применение
|
Кроссплатформенные приложения, веб-доступ к виртуальным мирам
|
Военно-стратегическое применение
|
Унифицированные системы управления различными типами боевой техники, интеграция данных от разнородных сенсоров, стандартизированные интерфейсы командования для объединенных операций
|
Блокчейн и
экономика
метавселенных
|
Технологии цифрового владения
|
NFT
|
Подтверждение владения виртуальными активами
|
Смарт-контракты
|
Автоматизированное исполнение соглашений в метавселенной
|
Распределенные реестры
|
Технологии хранения данных о собственности, истории транзакций
|
Гражданское применение
|
Цифровая собственность, коллекционирование, децентрализованные рынки
|
Военно-стратегическое применение
|
Защищенная логистика военных поставок, контроль за распределением стратегических ресурсов, системы идентификации и аутентификации, неподделываемые цифровые документы для разведчиков
|
Метавселенные на блокчейне
|
Системы DAO (децентрализованные автономные организации)
|
Для управления виртуальными пространствами
|
Масштабируемые блокчейны
|
Решения Layer 2, шардинг для высокой пропускной способности
|
Кросс-чейн технологии
|
Взаимодействие между разными блокчейнами и метавселенными
|
|
Гражданское применение
|
Финансовые транзакции, управление цифровыми сообществами
|
|
Военно-стратегическое применение
|
Устойчивые к взлому системы координации, распределенное принятие решений без единого центра, защищенный обмен разведданными между союзниками, отслеживание вооружений для предотвращения их попадания к противнику
|
Искусственный
интеллект
|
Генеративные системы
|
Генерация контента
|
Нейросети для создания ландшафтов, зданий, персонажей
|
Процедурная генерация миров
|
Алгоритмы для автоматического создания обширных пространств
|
Генеративно-состязательные сети (GAN)
|
Создание фотореалистичных текстур и моделей
|
Военно-стратегическое применение
|
Создание фейковых новостей и глубоких подделок для операций влияния, генерация реалистичных виртуальных сред для тренировок на основе минимальных разведданных, имитация переговоров для психологических тренировок
|
Поведенческие системы
|
NPC с глубоким обучением
|
Персонажи с естественным поведением и диалогами
|
Симуляция толпы
|
Моделирование поведения тысяч автономных агентов
|
Адаптивные системы
|
Подстройка виртуального мира под поведение пользователей
|
Гражданское применение
|
Реалистичные неигровые персонажи, виртуальные помощники
|
Военно-стратегическое применение
|
Моделирование поведения противника для тренировок, симуляция гражданского населения в зоне конфликта, прогнозирование реакций различных групп на информационные операции
|
Технологии
взаимодействия
|
Отслеживание тела и жестов
|
Безмаркерное отслеживание
|
Компьютерное зрение для определения положения тела
|
Тактильные интерфейсы
|
Перчатки и костюмы с обратной связью
|
Отслеживание взгляда
|
Технологии eye-tracking для управления и рендеринга с фовеальным отображением
|
Гражданское применение
|
Управление аватарами, физическая реабилитация, VR-спорт, интерфейсы без использования рук, энергоэффективный рендеринг
|
Военно-стратегическое применение
|
Дистанционное управление роботизированными системами, тренировка точных манипуляций (разминирование, хирургия), симуляция физических нагрузок для спецподразделений, управление оружием взглядом, анализ когнитивной нагрузки операторов, выявление психологических реакций при допросах, оптимизация отображения критической информации
|
Мультисенсорные интерфейсы
|
Пространственное аудио
|
3D-звук с индивидуальной HRTF (функция передачи, связанная с головой)
|
Тактильные дисплеи
|
Технологии ультразвуковой гаптики, электростатической обратной связи
|
Термические и ольфакторные системы
|
Передача запахов и температурных ощущений
|
Гражданское применение
|
Иммерсивная музыка, виртуальные концерты, расширенное восприятие виртуальных миров, промышленные симуляторы
|
Военно-стратегическое применение
|
Точное акустическое обнаружение угроз, симуляция звуковой среды боя, маскировка акустического присутствия, аудиальная дезориентация противника, тренировка действий в экстремальных условиях (огонь, химическая атака), реалистичная симуляция ранений для медицинской подготовки, создание полного сенсорного опыта для психологических операций
|
Графические
технологии
|
Рендеринг следующего поколения
|
Трассировка лучей в реальном времени
|
Физически точное моделирование освещения
|
Нейросетевой рендеринг
|
Генерация изображений с помощью нейронных сетей
|
Фовеальный рендеринг
|
Адаптивное качество изображения в зависимости от направления взгляда
|
Гражданское применение
|
Фотореалистичная графика, кинематографический рендеринг
|
Военно-стратегическое применение
|
Точное моделирование оптических систем оружия, симуляция различных условий видимости, создание неотличимых от реальности виртуальных сред для дезинформации противника
|
3D-моделирование и сканирование
|
Фотограмметрия
|
Реконструкция 3D-объектов из множества фотографий
|
Нейронные поля излучения (NeRF)
|
Создание 3D-сцен из 2D-изображений
|
Объемные видео
|
Захват и воспроизведение динамических 3D-объектов
|
Гражданское применение
|
Создание цифровых копий реальных объектов, виртуальные музеи, голографические конференции, иммерсивные развлечения
|
Военно-стратегическое применение
|
Быстрое создание 3D-моделей территории противника по разведфото, виртуальная разведка объектов по ограниченным данным, создание точных копий ключевых объектов для планирования операций, трехмерная визуализация театра военных действий, голографические брифинги для командования, запись и анализ боевых операций в трехмерном пространстве
|
Перспективные
интерфейсы
мозг-компьютер
|
Неинвазивные BCI
|
ЭЭГ-гарнитуры
|
Считывание электрической активности мозга через кожу головы
|
fNIR-системы
|
Функциональная ближняя инфракрасная спектроскопия для мониторинга активности мозга
|
Технологии машинного обучения
|
Декодирование сигналов мозга для управления в метавселенной
|
Гражданское применение
|
Управление устройствами силой мысли, медицинская диагностика
|
Военно-стратегическое применение
|
Невербальная коммуникация между операторами специальных подразделений, мониторинг когнитивного состояния пилотов, обнаружение попыток обмана при допросах, раннее выявление боевого стресса
|
Полуинвазивные технологии
|
Исследования Neuralink
|
Имплантируемые интерфейсы для высокоточного считывания сигналов
|
Технологии стимуляции мозга
|
Создание сенсорного опыта через прямую стимуляцию
|
Гражданское применение
|
Помощь парализованным пациентам, расширение человеческих возможностей
|
Военно-стратегическое применение
|
Прямое нейроуправление боевыми системами, создание киборгизированных бойцов с расширенными возможностями, прямая загрузка тактической информации в мозг, управление роевыми системами «силой мысли»
|