Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 5)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Наталия Травкина

Д.полит.н., руководитель Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН, эксперт РСМД


4 ноября 2014 года в США должны состояться промежуточные выборы в Конгресс. В случае если республиканцам удастся установить контроль над законодательной властью, под президентством Барака Обамы будет подведена жирная черта. Президент будет обречен «досиживать» в Белом доме последние два года своего второго срока.

4 ноября 2014 года в США должны состояться промежуточные выборы в Конгресс. В случае если республиканцам удастся установить контроль над законодательной властью, под президентством Барака Обамы будет подведена жирная черта. Президент будет обречен «досиживать» в Белом доме последние два года своего второго срока.

Исключений не будет

Важнейшая особенность промежуточных выборов в США состоит в том, что партия, стоящая у руля исполнительной власти и контролирующая Белый Дом, теряет свое представительство в обеих палатах Конгресса. Особенно показательным примером подобной тенденции стали промежуточные выборы 2010 г., в ходе которых демократы, до того уверенно контролировавшие обе палаты Конгресса, утратили преимущество в Палате представителей, потеряв 63 места, и заметно уменьшили свое представительство в Сенате, лишившись шести мест. Это была самая большая потеря голосов для правящей партии после промежуточных выборов 1938 г., когда возглавляемые Франклином Рузвельтом демократы потеряли в Палате представителей 72 места.

Важнейшая особенность промежуточных выборов в США состоит в том, что партия, стоящая у руля исполнительной власти и контролирующая Белый Дом, теряет свое представительство в обеих палатах Конгресса.

Оказать влияние на исход ноябрьских выборов может не только состояние американской экономики, но и синдром «усталости» избирателей от Обамы, что, как правило, особенно остро ощущается на шестом году пребывания у власти американских президентов, избранных на второй срок. За исключением «везунчика» Билла Клинтона в 1998 г., этот синдром в период после Второй мировой войны в полной мере испытали на себе Дуайт Эйзенхауэр в 1958 г. (потеря 13 мест в Сенате и 48 – в Палате представителей), Рональд Рейган в 1986 г. (потеря 8 мест в Сенате и 5 – в Палате представителей) и Джордж Буш-младший в 2006 г. (потеря 6 мест в Сенате и 30 – в Палате представителей). Ведущий американский специалист по избирательным кампаниям Чарли Кук отмечает: «Новизна, энергия и харизма вновь избранного президента имеют тенденцию к почти полному исчезновению во время второго срока. Как правило, избиратели уже не видят свежих идей, и к этому времени усталость от президента начинает определять взаимоотношения между президентом и электоратом».

В подобных условиях главным фактором для исхода промежуточных выборов становится показатель степени одобрения рядовыми американцами деятельности Барака Обамы. С начала 2014 г. показатель общественного одобрения деятельности Обамы на посту главы Белого Дома устойчиво находилась на отметке 44%, неодобрения – согласно ежедневным замерам службы Гэллапа, на уровне 50-51%.

xkcd.com

В настоящее время американские аналитики не усматривают факторов и ситуаций, которые могли бы поменять эти оценки местами. События на Украине и вокруг нее, резкое обострение российско-американских отношений также не способствовали росту общественной поддержки президента Б. Обамы. В частности, уже после присоединения Крыма к России в середине марта 2014 года опросы общественного мнения показали, что американцы в целом неодобрительно оценили действия администрации по разрешению украинского кризиса. Так, согласно опросу газеты «Вашингтон Пост» и телекомпании «Эй-Би-Си Ньюз», проведенному в конце апреля 2014 г., соотношение негативных и положительных оценок составило соответственно 46% и 34%.

Главное направление республиканского удара – «Обамакэр»

Успех на промежуточных выборах 2010 г. республиканцам обеспечила их непримиримая оппозиция реформе системы здравоохранения, начало которой было положено в марте 2010 г. принятием закона о доступном медицинском обслуживании и защите пациентов. Помимо колоссальных бюджетных ресурсов, которые требует реализация реформы, предусматривающая постепенное введение в США системы всеобщего медицинского страхования (республиканцы считают, что ее отмена позволит сэкономить в ближайшие 10 лет порядка 2,1 трлн долларов), политическая оппозиция республиканцев проистекает из представления о том, что реформа может привести к тектоническим сдвигам в американской политической системе. Этого никогда не скрывали и демократы, по расчетам которых охват этой системой десятков миллионов американцев и членов их семей позволит Демократической партии резко расширить свою массовую политическую базу и обеспечит ей устойчивое доминирование в электоральных процессах практически на всех уровнях власти, но особенно на федеральном.

Успех на промежуточных выборах 2010 г. республиканцам обеспечила их непримиримая оппозиция реформе системы здравоохранения.

Так, если увеличение числа лиц, получающих доступ к медицинскому страхованию, будет идти запланированными темпами, то реализация положений реформы сможет оказать непосредственное влияние и на исход президентских выборов 2016 г. Выступая 1 апреля 2014 г. с телевизионным обращением к стране, Барак Обама сообщил, что с начала функционирования электронных бирж по продаже медицинских страховок, т.е. за 6 месяцев, их участниками стали 7,1 млн человек. Высокая стоимость плюс политическое значение реформы здравоохранения стали причинами того, что республиканцы решили в ходе предвыборной кампании 2014 г. дать последний и решительный бой ненавистной им реформе, понимая, что, возможно, через два года процесс реализации ее положений станет практически необратимым.

visual.ly

Свою стратегию они построили на лозунге полной отмены законодательства о доступном медицинском обслуживании в случае установления контроля над Сенатом и сохранения верховенства в Палате представителей. В ходе предвыборной кампании 2014 г. вокруг реформы системы американского здравоохранения развернулась предельно идеологизированная борьба за общественное мнение. Если недовольство американцев реформой системы здравоохранения сохранится вплоть до ноября, решили республиканцы, то на этой волне – также, как и на промежуточных выборах 2010 г., – они сумеют увеличить свое представительство как в Сенате, так и в Палате представителей. «Обамакэр», напрямую связанная с именем президента, сегодня воспринимается многими американцами не столько как система медицинских услуг, сколько как система большого затратного государства, бесцеремонно вторгающегося в частную жизнь каждого американца.

Опросы американского общественного мнения показывают, что пока республиканцы вполне могут рассчитывать на общественное недовольство «Обамакэр» как один из факторов своего возможного успеха на промежуточных выборах 2014 г. Негативное отношение значительной части американцев к реформе системы здравоохранения постоянно фиксировалось службами изучения общественного мнения с самого начала второго срока пребывания Б.Обамы у власти. Однако с весны 2014 года положение стало меняться в более благоприятную для президента сторону благодаря действиям администрации по расширению числа участников программы доступного медицинского страхования. Показательно, что 90% опрошенных демократов единодушно поддерживают усилия администрации Б.Обамы по реформированию системы американского здравоохранения, в то время как официальную позицию руководства Республиканской партии в Конгрессе поддерживает только порядка 60% опрошенных республиканцев, а 30% стоят на позициях демократов.

«Обамакэр», напрямую связанная с именем президента, сегодня воспринимается многими американцами не столько как система медицинских услуг, сколько как система большого затратного государства, бесцеремонно вторгающегося в частную жизнь каждого американца.

Борьба Республиканской партии против реформы системы американского здравоохранения – «бесконечная война», которая вполне может дестабилизировать американскую политическую систему. Эта борьба отражает «растущую поляризацию политических сил в Конгрессе и увеличение этнических, поколенческих и географических различий в массовой политической базе каждой из противоборствующих партий. Этот продолжающийся конфликт создает для каждой партии непредсказуемые политические риски и лишает страну продуктивных дебатов относительно неизбежных недостатков и просчетов принятого в 2010 г. законодательства».

Республиканский саботаж иммиграционной реформы

Практически столь же острым полем предвыборной борьбы в ходе кампании 2014 г. стала судьба иммиграционной реформы, предложенной Б.Обамой в самом начале второго срока его президентства. Основное содержание этой реформы с точки зрения электоральных процессов сводится к легализации статуса 13,3 млн иммигрантов, проживающих в настоящее время на территории США.

thirdway.org

Данная проблема и составляет сердцевину всех политических баталий, идущих сегодня вокруг предложенной реформы иммиграционной системы США. Процесс трансформации нелегальных иммигрантов, получивших вид на жительство, в полноправных иммигрантов может занять от 5 до 10 лет, однако долгосрочные последствия этой трансформации, учитывая также фактор изменения семейного положения амнистированных нелегальных иммигрантов, произведут поистине революционные изменения в американской политической системе.

По оценке американских аналитиков, при условии законодательного оформления большей части иммиграционной реформы к 2036 г. в США появится свыше 32 миллионов потенциальных избирателей. При этом 5 млн новых избирателей появится уже к 2024 г., еще 10 млн – к 2028 г., и дополнительно 17 млн новых избирателей смогут принять участие в выборах – в том числе, естественно, президентских – в 2036 г.

Особое внимание обращает на себя тот факт, что все президентские выборы XXI века, начиная с 2000 года, были решены перевесом всего в 4,5 млн голосов избирателей, хотя в выборах в среднем принимали участие 122 млн человек. Для сравнения можно указать, что 32 млн новых избирателей примерно равны численности американских избирателей в возрасте свыше 65 лет, принявших участие в президентских выборах 2012 г., в два раза больше численности американских ветеранов и в три раза больше числа латиноамериканских избирателей, пришедших на избирательные участки в 2012 г.

Нелегальная иммиграция в США преимущественно представлена выходцами из стран Латинской Америки, включая Мексику, и стран Азии и Африки. Согласно оценкам американских специалистов, в 2010 г. из 11,2 млн незаконных иммигрантов 58%, или 6,5 млн человек, приходились на долю выходцев из Мексики, 23%, или 2,6 млн человек, – на долю выходцев из других стран Латинской Америки, 11%, или 1,2 млн человек, – на долю выходцев из стран Азии, 4%, или 0,5 млн человек, – на представителей стран Африки, и только 3%, или около 0,3 млн человек, – на долю выходцев из европейских стран и Канады.

В американской политической жизни вырисовываются перспективы почти беспрецедентной ситуации, при которой исход президентских выборов может решаться голосами не просто иммигрантов, но «цветных» иммигрантов, преимущественно из стран, расположенных к югу от Рио-Гранде.

Таким образом, в американской политической жизни вырисовываются перспективы почти беспрецедентной ситуации, при которой исход президентских выборов может решаться голосами не просто иммигрантов, но «цветных» иммигрантов, преимущественно из стран, расположенных к югу от Рио-Гранде. В ходе предвыборной борьбы иммиграционная реформа оказалась под сильным политическим давлением со стороны Республиканской партии. Республиканцы активно задействовали СМИ, на все лады обыгрывая тот факт, что в 2013 году правоохранительные органы оставили на территории США порядка 70 тыс. незаконных иммигрантов, обвиненных в совершении уголовных преступлений. В письме 22 сенаторов-республиканцев в адрес президента Барак Обама и его администрация были прямо обвинены в том, что тактика реализации иммиграционной реформы - прямое нарушение «конституции, верховенства закона, прав американских граждан и законных иммигрантов».

И надо отметить, что эта риторика имеет политический эффект. В частности, в ходе опроса общественного мнения, проведенного в марте 2014 г. компанией «Си-Би-Эс», на вопрос о том, насколько американцы удовлетворены подходом Барака Обамы к проблеме иммиграции, только 35% респондентов дали позитивный ответ, в то время как 56% высказались отрицательно. Показательно, что с начала 2013 г., когда администрация выдвинула проблему иммиграционной реформы в качестве одного из главных приоритетов своей деятельности во время второго срока, количество положительно отнесшихся к этой инициативе Б.Обамы неуклонно уменьшалось, в то время как доля лиц, воспринимающих ее негативно, неуклонно возрастала.

guardianlv.com
Не исключено, что установив контроль над
Конгрессом, республиканцы инициируют
процесс импичмента президента Обамы

Фундаментальная причина саботажа республиканцами иммиграционной реформы на промежуточных выборах 2014 г. состоит в том, что Республиканская партия во все большей степени становится партией белого большинства, в то время как демократы прогрессивно превращаются в партию этнических меньшинств. Общим следствием этого процесса является усиление откровенно расистских начал в деятельности и официальной идеологии Республиканской партии.

Политическое кредо республиканцев в этом вопросе формируют различные «мозговые центры», которые делают акцент на том, что любое послабление в иммиграционном законодательстве означает не что иное, как инфильтрацию в американское общество малопроизводительных и малограмотных граждан «второго сорта». Именно подобного рода «научно обоснованные» выводы и лежат в основе республиканской оппозиции иммиграционной реформе, продвигаемой демократами.

Однако эти выводы не столько удел отдельных выпускников американских университетов, получающих выгодные приглашения на работу в известные «мозговые центры», сколько проявление более широкого феномена, активно заявившего о себе в политической жизни США с приходом к власти Барака Обамы в 2009 г. Речь идет о феномене «Чайной партии», способной оказать влияние на исход выборов 2014 г. Движение «Чайной партии» в настоящее время превратилось в «палеоконсервативную» фракцию республиканцев. После взлета этого движения на промежуточных выборах 2010 г. и падения на выборах 2012 г., сторонниками «Чайной партии» себя считают 22% опрошенных, т.е. примерно половина всех сторонников Республиканской партии.

По мнению многих американских политологов, движение «Чайной партии» представляет собой исключительно реакцию на избрание Барака Обамы президентом США.

Фундаментальная причина саботажа республиканцами иммиграционной реформы на промежуточных выборах 2014 г. состоит в том, что Республиканская партия во все большей степени становится партией белого большинства, в то время как демократы прогрессивно превращаются в партию этнических меньшинств.

Как указал известный американский политолог Уильям Галстон, в настоящее время происходит становление «новой Америки: цветной, не привязанной к сельской местности, менее социально консервативной и менее религиозной; новой Америки, которая поддерживает легализацию марихуаны, полную реформу системы иммиграции и однополые браки. «Чайная партия» ненавидит эту новую Америку. Но она ничего не может сделать, чтобы помешать ее становлению».

В этом плане смысл и значение промежуточных выборов 2014 г. для республиканцев состоит не в том, чтобы очертить и наметить новые пути развития американского общества в своем собственном понимании, сколько подвести жирную черту под президентством Барака Обамы.

В случае победы на промежуточных выборах 2014 г. республиканцы не просто планируют поставить Б.Обаму в положение «хромой утки», но и полностью дискредитировать его как первого чернокожего политика, ставшего американским президентом. Постоянно звучащие из стана республиканцев обвинения в адрес Б.Обамы как президента, систематически нарушающего положения американской Конституции, не просто дань «черным» предвыборным пиар-технологиям, но и могут иметь вполне определенные поствыборные последствия. Не исключено, что, установив контроль над Конгрессом, республиканцы инициируют процесс импичмента президента Б.Обамы, как они сделали это в 1998 г., на шестом году пребывания у власти Б.Клинтона. Таким образом, вполне вероятным вариантом развития внутриполитической ситуации в США можно считать полный паралич государственного управления вплоть до исхода президентских выборов 2016 г. Безусловно, подобный исход событий будет иметь и важнейшие внешнеполитические последствия.

Литература:

1. Более подробно см.: Васильев В.С. Американский дефолт: откладывается, но не отменяется. – «Америка и Россия в XXI веке», 2013, №3.


Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 5)
 (22 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся