Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Иван Стародубцев

Докторант кафедры международных проблем ТЭК МИЭП МГИМО МИД России, эксперт РСМД

В новейшей российско-турецкой истории, в 90-е годы прошлого века, развитие двусторонних отношений, невзирая на ряд противоречий, в целом носило поступательный характер. С приходом к власти в Турции ПСР во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом сотрудничество между странами вышло на качественно новый уровень. Одной из передовых сфер сотрудничество стало строительство. Доля турецких строительных компаний на российском рынке в докризисный период, по разным оценкам, колебалась в диапазоне от 20% до 1/3.

В новейшей российско-турецкой истории, в 90-е годы прошлого века, развитие двусторонних отношений, невзирая на ряд противоречий, в целом носило поступательный характер.

С приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом в 2002 г. сотрудничество между странами вышло на качественно новый уровень. Интенсивное развитие двусторонних отношений отмечал президент РФ В. В. Путин уже в ходе первого визита Эрдогана в Москву 23–24 декабря 2002 г. в качестве лидера победившей на парламентских выборах ПСР. Первый за 32 г. визит главы российского государства (как правопреемницы СССР) в Анкару, состоявшийся 5−6 декабря 2004 г., характеризовался средствами массовой информации как в России, так и в Турции, как «исторический».

Первое десятилетие XXI века отмечено динамичным ростом объема взаимной торговли: 2002 й год — 5,1 млрд долл. США, 2005 й год — 15,3 млрд долл., и, наконец, в 2008 м г. был достигнут исторический максимум — 37,8 млрд долларов. По мере устранения негативных последствий глобального экономического кризиса торговля между двумя странами вновь вышла на траекторию роста: 2011 й год — 29,9 млрд долл., 2014 й год — 31,2 млрд долл. (Комитет по статистике Турции). В преддверии своего очередного официального визита в Анкару, 28 ноября 2014 г. российский президент указал на существующий троекратный потенциал роста товарооборота между Россией и Турцией — до 100 млрд долл.

Кризис в двусторонних отношениях, возникший после беспрецедентного «удара в спину» 24 ноября 2015 г., привел к тому, что политические отношения между двумя странами были заморожены, а в торгово-экономической сфере Правительством Российской Федерации был принят ряд запретов и ограничений на импорт продукции и услуг турецкого происхождения. Оборот взаимной торговли, отчасти в силу введенных Россией ограничений, отчасти из-за падения цен на энергоносители на мировом рынке, в 2015 г. снизился до 24,0 млрд долл.

www.yugopolis.ru
Строительство стадиона «Краснодар».
Генеральный подрядчик — турецкая
компания

Возобновление российско-турецких контактов стало возможным после того, как 27 июня 2016 г. президент Эрдоган в своем послании на имя президента Путина принес официальные извинения за сбитый российский самолет.

1. Двусторонние отношения в строительной отрасли до 24 ноября 2015 г. и их изменения в 2016 г.

а) Турецкие строительные компании в России

В период с начала зарубежной деятельности турецких строительных подрядчиков

в 1972 г. и вплоть до настоящего времени (данные за первые три месяца 2016 г.) ими было реализовано 8 755 проектов на общую сумму 325,4 млрд долл. США. При этом на территории Российской Федерации было выполнено 1 939 проектов стоимостью 64,8 млрд долл., что составляет 19,9% от общей суммы (Ассоциация строительных подрядчиков Турции, TMB — http://tmb.org.tr/).

Следует отметить, в докризисный период наблюдалась тенденция по увеличению единичной стоимости турецких подрядов в России: в 2011 г. — 47,0 млн долл., в 2015 г. — 207,2 млн долл. Невзирая на нелинейность процесса, все же можно сделать вывод об укреплении турецких позиций на российском строительном рынке вплоть до кризиса, разразившегося 24 ноября 2015 г., см. Табл.1. Объем заключенных сделок в 2016 г. снизился до нуля.

Таблица 1. Проекты, выполненные турецкими строительными подрядчиками в РФ в период с 2011 по 2016 (сентябрь) гг.

Годы Общее количество проектов Общая стоимость проектов, долл. США
2011 107 5 027 290 459
2012 76 6 483 464 494
2013 67 4 803 111 951
2014 47 3 851 852 079
2015 26 5 387 168 757
2016 — сентябрь 0 0

При этом общая сумма реализуемых в настоящее время турецкими подрядчиками проектов — терминалов аэропортов, автодорог, различных предприятий, торговых центров, больниц, жилых комплексов и офисных центров — составляет 9,9 млрд долл. Заметными игроками на российском рынке, имеющими крупные контракты на исполнении, являются такие компании, как RÖNESENS, ENKA, AE ARMA — ELEKTROPANÇ, ANT YAPI, İÇTAŞ, LİMAK (Данные предоставлены со стороны ТМВ). Доля турецких строительных компаний на российском рынке в докризисный период, по разным оценкам, колебалась в диапазоне от 20% до 1/3.

b) Российские строительные компании в Турции

Говоря о раннем периоде двусторонних отношений, в числе крупнейших проектов, реализованных в рамках соглашений периода существования Советского Союза, необходимо отметить следующие: [1]

  • Сейдишехирский алюминиевый завод. Построен в соответствии с Межправительственным соглашением от 25 марта 1967 г. Вводился в эксплуатацию поэтапно в период с 1973 по 1979 гг.
  • Металлургический завод в г. Искандерун. Построен в соответствии с Межправительственными соглашениями от 25 марта 1967 г. и от 24 декабря 1972 г. Первая очередь введена в эксплуатацию в 1979 г. С 1987 г. завод работает по полному металлургическому циклу.
  • Измирский нефтеперерабатывающий завод. Построен в соответствии с Межправительственным соглашением от 25 марта 1967 г. Первая очередь введена в эксплуатацию в 1972 г. Расширение завершено в 1987 г.
  • Тепловая электростанция «Орханели». Построена в соответствии с Межправительственными соглашениями от 9 июля 1975 г. и от 5 июня 1979 г. В 1993 г. оборудование станции было принято в эксплуатацию.
  • Сооружение и эксплуатация газопровода по акватории Черного моря — «Голубой поток». Реализуются в рамках Межправительственного соглашения от 15 декабря 1997 г. и коммерческого контракта между «Газпромом» и турецкой фирмой «BOTAŞ» на поставку природного газа. Сдача в эксплуатацию — 2002 год, начало коммерческих поставок газа — 2003 год.

Переходя к позднейшему периоду двусторонних отношений, перечень наиболее крупных проектов, завершенных российскими компаниями в партнерстве с турецкими (!), на территории Турецкой Республики по состоянию на текущий момент выглядит следующим образом:

  • Сооружение гидроэлектростанции «Торул». Объект сдан в эксплуатацию в 2008 г.
  • Прокладка туннеля под проливом Босфор в рамках проекта по водоснабжению г. Стамбул пресной водой «Мелен». Строительство завершено в 2009 г.
  • Сооружение и эксплуатация металлургического комбината «MMK Metalurji» в районе г. Искандерун. Строительство предприятия началось в 2008 году, производство стартовало в марте 2011 г.
  • Строительство ГЭС «Деринер». Проект присужден в рамках российско-турецкого Межправительственного протокола от 1994 г. Объект сдан в эксплуатацию в 2013 г.

Среди реализуемых при участии российских компаний проектов в настоящее время можно отметить сооружение гидроэлекстростанции «Кигы», по договору, заключенному в ноябре 2013 г. с запланированным сроком завершения работ в конце 2017 г.


www.meg-int.com
ГЭС «Деринер», российско-турецкий
проект завершен в 2013 г.

Наиболее знаковым проектом для российской стороны в Турции стала первая турецкая атомная станция «Аккую», сооружение которой ведется в рамках «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке “Аккую” в Турецкой Республике», подписанного в мае 2010 г. Проект реализуется в рамках инвестиционной модели «Строй — Эксплуатируй — Владей» («Build — Operate - Own» / BOO) и его предварительная бюджетная стоимость составляет около 20 млрд долл. США.

c) Изменения в 2016 г.

После трагедии со сбитым российским бомбардировщиком, Указом Президента №583 от 29 ноября 2015 г. и Постановлениями Правительства РФ №1296 от 30 ноября и №№1457 и 1458 от 29 декабря 2015 г. был введен ряд ограничительных мер в отношении турецкого бизнеса, самым непосредственным образом затронувших строительные компании, начиная с 1 января 2016 г.:

  • Был отменен безвизовый режим с Турцией.
  • Был введен запрет для работодателей и заказчиков работ (услуг) на применение рабочей силы из числа турецких граждан, за исключением отдельно утвержденного перечня компаний (первоначально включал 53 организации).
  • Был определен перечень работ (услуг), выполнение (оказание) которых запрещено организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики или же контролируемыми Турецкой Республикой: включая строительство зданий и сооружений и деятельность в сфере архитектуры и инженерно-технического проектирования.

Невзирая на тот факт, что ответные ограничительные меры Правительством Турции в отношении российских компаний не вводились, надо отметить, что реализация ключевого для России проекта АЭС «Аккую» оказалась заморожена.

2. Основные проблемы и ограничители в реализации строительных проектов с участием России и Турции

За рамками перечисленных выше санкций, введенных РФ в отношении Турции, можно говорить о следующих факторах, осложняющих установление партнерских отношений между российскими и турецкими компаниями по реализации проектов в сфере строительства промышленных и гражданских объектов:

  • Потенциал турецкого строительного бизнеса, значительно превышающий таковой у российского. Достаточно отметить, что в перечне 250 ти крупнейших международных строительных подрядчиков «Engineering News Record»−2016 включено 40 турецких компаний. По этому показателю Турция занимает второе место в списке после Китая (65), но опережает США (38). Ни одной (!) российской организации в перечне не содержится.
  • Значительный опыт и референции, полученные турецкими строительными компаниями в России, которые в большинстве случаев исключают необходимость в местном, российском партнере при реализации проектов в стране. Наличие при этом сильных профессиональных союзов, отстаивающих интересы турецкого бизнеса за рубежом, включая Ассоциацию турецких строительных подрядчиков.
  • Высокая конкуренция на турецком рынке строительных подрядов. Избыточность предложения услуг по сравнению со спросом на них. Переход при реализации крупных строительных проектов на модели государственно-частного партнерства, которые для иностранного, в том числе российского бизнеса, рассматриваются как высокорискованная инвестиция.
  • На фоне международных санкций, введенных США и Европой в отношении РФ, российские организации, включая строительные компании, испытывают очевидные трудности с привлечением «длинных денег» для финансирования своих проектов, в отличие от значительного финансового рычага, имеющегося в распоряжении у турецкого бизнеса, включая экспортное финансирование, коммерческие кредиты и собственные средства.

Как показывает практика, в том числе детали перечисленных выше сделок, российско-турецкие консорциумы создаются либо в рамках проектов, изначально реализуемых на двусторонней основе, либо в случаях, когда требуется уникальное оборудование или же ноу-хау, которое у Турции отсутствует, но может быть предложено российскими поставщиками, выдержавшими жесткую конкуренцию с другими иностранными поставщиками. При этом турецкая сторона предпринимает все усилия для того, чтобы свести участие местного подрядчика к разумному минимуму.

3. Перспективы участия Турции в реализации строительных проектов в России

Турецкая сторона, в частности, Ассоциация строительных подрядчиков Турции, оценивает возможный ежегодный объем контрактации, исходя из статистики Таблицы 1 (см. выше). Таким образом, при условии снятия российской стороной ограничительных мер, в ближайшей и среднесрочной перспективе, он оценивается приблизительно в 4−6 млрд долл.

Основные надежды турецкая сторона возлагает на предстоящий в 2018-м г. Кубок мира по футболу и ту спортивную, туристическую и дорожно-транспортную инфраструктуру, которую необходимо будет построить к тому времени в 13-ти городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород, Саранск, Казань, Екатеринбург, Самару, Волгоград, Краснодар, Сочи и Ростов. Объем необходимых инвестиций, необходимых для строительства только стадионов по требованиям ФИФА, оценивается турками в 3,8 млрд долл. США.

Как отмечал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А. Г. Карлов в своем выступлении перед Ассоциацией строительных подрядчиков Турции 29 сентября 2016 г., 80−85% деятельности турецких компаний сосредоточено в 4−5 регионах Российской Федерации, включая Москву (с областью), Санкт-Петербург (с областью) и Татарстан. Посол рекомендовал расширять географию турецкого присутствия и обратить свое пристальное внимание на Дальний Восток и на Крым.

4. Перспективы участия России в реализации строительных проектов в Турции

Ближайшие и среднесрочные перспективы участия России в реализации турецких проектов, в первую очередь, связаны со строительством АЭС «Аккую», а также с реализацией проекта строительства газопровода «Турецкий поток», Межправительственное соглашение по которому было подписано 10 октября 2016 г. в Стамбуле в ходе Всемирного энергетического конгресса.

Самое пристальное внимание российской стороне следует обратить на проект строительства уникального гидротехнического сооружения «Канал Стамбул», который должен пройти по европейской части Турции параллельно Босфору, а также прокладке линий метрополитенов в различных турецких городах, включая Стамбул и Анкару, где имеющиеся у россиян «ноу-хау», могут оказаться востребованными. Протяженность «Канала Стамбул» составит около 50 км, а его бюджетная стоимость оценивается на уровне 13 млрд долл.

5. Рекомендации по преодолению проблем в развитии двухсторонних отношений в строительной сфере

Исходя из необходимости максимальной защиты интересов российского бизнеса в посткризисный период, после возвращения в Россию турецких строительных подрядчиков, можно предложить следующее:

  • Реализация проектов на территории Российской Федерации на условиях максимальной конкуренции, что обеспечивало бы оптимальное соотношение цена — качество — сроки. Условия конкуренции должны предусматривать ряд протекционистских мер защиты российского бизнеса, создания рабочих мест для отечественных строителей, использования местных материалов и компонентов, а также развития их компетенции. Говоря о последнем — должно поощряться вхождение турецких компаний в партнерство с российскими. Специальные меры должны предприниматься с целью привлечения турецких компаний для работы в регионах и по проектам, где их компетенция является наиболее востребованной.
  • Потенциал российских подрядчиков должен наращиваться, в первую очередь, с точки зрения накопленных «ноу-хау» и опыта, а также полученных референций. Наилучшим способом является стимулирование их участия в зарубежных проектах, в том числе на территории Турецкой Республики. В этой связи максимально должны использоваться те возможности, которые возникают при реализации таких знаковых проектов как АЭС «Аккую» или газопровод «Турецкий поток», где выбор подрядчика находится в компетенции российской стороны, а также прочих, включая «Канал Стамбул».
  • Важным инструментом, который может использоваться для наращивания потенциала строительного бизнеса России, через совместную с турками реализацию проектов в Российской Федерации, Турецкой Республике и третьих странах, является совместный инвестиционный Фонд, о планах по созданию которого, в объеме 1 млрд долл., стороны заявили в ходе Всемирного энергетического конгресса в Стамбуле.

1. В. Н. Коптевский. Россия – Турция: этапы торгово-экономического сотрудничества. Москва: ИВ РАН, 2003.− 432 с.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся