Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.58)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Лида Оганисян

К.полит.н., старший научный сотрудник Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН

В ноябре 2025 г. ЕС и страны Южного Средиземноморья отмечают важную веху сотрудничества — 30-летие Барселонской конференции, запустившей Евро-средиземноморское партнерство. Накануне юбилея Брюссель представил новый «Пакт для Средиземноморья», призванный обновить основы отношений Евросоюза со странами Южного соседства.

За последние 30 лет ситуация в Южном Средиземноморье существенно изменилась. В частности, поменялась внутрирегиональная динамика, диверсифицировались внешние связи стран региона, значительно снизилась как их зависимость от поддержки ЕС, так и их заинтересованность в укреплении сотрудничества с последним.

В условиях изменения регионального баланса ЕС и государства-члены, имеющие значительные интересы в Южном Средиземноморье в сферах безопасности, торгово-экономического и энергетического сотрудничества, стремятся укрепить свои позиции.

«Пакт для Средиземноморья. Одно море, один пакт, одно будущее», представленный Еврокомиссией и Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности 16 октября 2025 г., представляет собой попытку дать новый старт в отношениях ЕС и десяти стран Южного Средиземноморья от Марокко до Сирии. Его цель — «добиться смены парадигмы, необходимой для реализации всего потенциала партнерства и совместной работы на основе принципов совместного владения, совместного творчества и совместной ответственности».

Средиземноморский пакт устанавливает практичные и гибкие рамки для сотрудничества по трем взаимосвязанным направлениям, или «столпам»: люди, экономика, безопасность и миграция.

Инициатива, охватывающая десять стран Южного соседства, направлена на реализацию 17 флагманских и более сотни мелких проектов в ключевых секторах — от энергетики и цифровизации до управления границами и образования — в целях создания единого, стабильного и процветающего «Общего средиземноморского пространства». Однако обновленный подход ЕС предполагает расширение средиземноморского видения. Важный его элемент — взаимодействие с «соседями соседей». В документе отмечается, что в перспективе Пакт может расширить свой охват за пределы Южного Средиземноморья, укрепляя взаимодействие с регионами Персидского залива, Африки к югу от Сахары, Турцией, а также Западными Балканами и Черноморским регионом.

Однако возникает вопрос: сможет ли Пакт заложить основу качественно нового этапа в отношении ЕС со странами Южного соседства, основанного на равенстве и партнерстве, укрепить связи на государственном и общественном уровнях? Очевидно, что в последние годы подход ЕС в отношении региона отличает все больший прагматизм. На деле новый пакт ориентирован на обеспечение интересов ЕС в условиях геополитической нестабильности, нарастающей конкуренции, меняющегося глобального и регионального ландшафта.

Активизация политики ЕС происходит на фоне глобальных вызовов, меняющейся региональной динамики и расстановки сил на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Евросоюзом движет стремление диверсифицировать поставщиков энергоресурсов и снизить зависимость от поставок российских углеводородов, уравновесить растущее влияние и экономическое присутствие Китая.

Чтобы увидеть берег, нужно отплыть. Станет ли провозглашенное обновление основ сотрудничества ЕС с его южными соседями лишь символическим актом в юбилей Барселонского процесса или сможет внести качественно новую динамику в отношения между ними — покажет время. Со своей стороны ЕС стремится преодолеть инерционный характер своего курса в регионе и сформировать проактивный подход, поскольку его влияние заметно ослабевает.

В ноябре 2025 г. ЕС и страны Южного Средиземноморья отмечают важную веху сотрудничества — 30-летие Барселонской конференции, запустившей Евро-средиземноморское партнерство. Накануне юбилея Брюссель представил новый «Пакт для Средиземноморья»[1], призванный обновить основы отношений Евросоюза со странами Южного соседства.

За последние 30 лет ситуация в Южном Средиземноморье существенно изменилась. В частности, поменялась внутрирегиональная динамика, диверсифицировались внешние связи стран региона, значительно снизилась как их зависимость от поддержки ЕС, так и их заинтересованность в укреплении сотрудничества с последним.

В самом Евросоюзе сегодня все больше обеспокоены потерей своего влияния в этом регионе. В условиях изменения регионального баланса ЕС и государства-члены, имеющие значительные интересы в Южном Средиземноморье в сферах безопасности, торгово-экономического и энергетического сотрудничества, стремятся укрепить свои позиции. В последние годы политики и исследователи[2] в Европе все чаще признают: несмотря на оказание колоссальной гуманитарной помощи, ЕС не имеет значительной роли в региональных процессах и влияния на них. В целом нарратив о том, что нужно выйти за рамки ситуативного управления кризисами, перейти от реактивной к проактивной политике в регионе, с середины прошлого года преобладает и в политическом, и в научном дискурсах. Потому актуализировался вопрос о необходимости адаптации стратегии Евросоюза в Средиземноморье к меняющемуся ландшафту.

Новый ветер — новый курс

В риторике и действиях членов Европейской комиссии в новом составе, приступившей к работе с декабря 2024 г.[3], просматривалось стремление активизировать политику ЕС в Средиземноморье и укрепить его роль в регионе. Еще в июле 2024 г. среди приоритетов новой Еврокомиссии на 2024–2029 гг. отмечалась важность более целенаправленного подхода к ближайшему соседству, особенно к Средиземноморью. В «Руководящих принципах Комиссии» подчеркивалась необходимость широкой всеобъемлющей стратегии ЕС на Ближнем Востоке, где Европа должна играть активную роль — «для его стабильности» и «в интересах всех сторон».

С конца 2024 г. последовали конкретные действия, свидетельствующие о стремлении Брюсселя реализовать данный курс. В декабре был введен пост члена Комиссии по Средиземноморью, который заняла Д. Шуйца, имеющая многолетний опыт работы в институтах ЕС. В целях обеспечения более целостного подхода к Южному Средиземноморью в ее задачи входила разработка стратегии ЕС на Ближнем Востоке, включая определение шагов к решению палестино-израильской проблемы на основе принципа «двух государств» и налаживание стратегических партнерств в регионе, продвижение многолетней поддержки Палестинской администрации и реализацию стратегии в отношении стран Персидского залива. По ее словам, ЕС должен перейти от роли крупнейшего донора к роли ведущего актора в регионе. Д. Шуйце было поручено подготовить новый «Пакт для Средиземноморья», который представляет «тройную возможность»: подчеркнуть, что регион обладает приоритетным значением для ЕС; восстановить доверие посредством широкого диалога и консультаций; разработать целенаправленную повестку дня приоритетов в областях, представляющих взаимный интерес. Подчеркивая важное значение Средиземноморья, всегда занимавшее «особое место в сердце и истории европейцев», Д. Шуйца отмечала: «Это одно море — Mare Nostrum — наше море, поэтому мы должны бережно относиться к нему».

Затем последовали и другие институциональные нововведения. Так, 3 февраля Европейская комиссия объявила о создании нового Генерального директората по странам Ближнего Востока, Северной Африки и Персидского залива (Directorate-General for the Middle East, North Africa and the Gulf, DG MENA), отвечающего за создание прочных партнерских отношений со странами региона «для обеспечения процветания, безопасности и устойчивости на основе взаимных интересов». Параллельно был создан Генеральный директорат по расширению и Восточному соседству (Directorate-General for Enlargement and Eastern Neighbourhood, DG ENEST). Эта внутренняя реорганизация, по сути, означала признание необходимости дифференциации подхода к странам-соседям[4]. В то же время включение стран Персидского залива в новый Генеральный директорат отражало обновление и расширение средиземноморского видения ЕС.

Так, выступая 9 июля на конференции «MedCat Days 2025» в Барселоне, Д. Шуйца подчеркнула, что цель Пакта соединить не два, а три берега Средиземноморья: северный, южный и страны Персидского залива. Таким образом, в рамках мандата Д. Шуйцы особое значение отводится сотрудничеству со странами Персидского залива[5] в обеспечении мира, безопасности и процветания в Средиземноморском регионе.

«Одно море, один пакт, одно будущее»

Весной–летом 2025 г. шла интенсивная работа по подготовке документа. Начальным ее этапом стал процесс широких обсуждений в различных форматах, направленных на обмен мнениями, определение приоритетных областей сотрудничества и выработку предложений. Так, Пакт стал результатом обширных консультаций, в которых принял участие широкий круг заинтересованных сторон, в том числе партнеры из стран Южного Средиземноморья, государства и институты ЕС, соседние страны региона, а также представители гражданского общества, деловых и научных кругов, молодежные организации и т.д. Как значимое достижение Д. Шуйцей преподносилось то, что ей удалось в рамках подготовки документа посадить за один стол министров иностранных дел Израиля и Палестины.

Пожалуй, ни один другой документ ЕС в отношении региона не сопровождался столь широкими и инклюзивными предварительными консультациями. По сути, этот процесс был призван показать обновление подхода Евросоюза к Средиземноморью и даже к разработке документа, определяющего его параметры. По словам Д. Шуйцы, работа над Пактом «с самого первого дня действия этого мандата» основывалась на прежней повестке дня для Средиземноморья от 2021 г., адаптированной к текущим реалиям. Но изменилась методология — на этот раз был использован подход «снизу вверх», отражающий ситуацию на местах. Создалось партнерство равных.

Европейский союз и партнеры по Южному Средиземноморью[6] «разделяют общее пространство возможностей, вызовов и ответственности». Этими словами начинается новый «Пакт для Средиземноморья. Одно море, один пакт, одно будущее», представленный Еврокомиссией и Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности 16 октября 2025 г. Документ, подготовленный к 30-й годовщине Барселонской конференции, представляет собой попытку дать новый старт в отношениях ЕС и десяти стран Южного Средиземноморья от Марокко до Сирии. Его цель — «добиться смены парадигмы, необходимой для реализации всего потенциала партнерства и совместной работы на основе принципов совместного владения, совместного творчества и совместной ответственности».

Средиземноморский пакт устанавливает практичные и гибкие рамки для сотрудничества по трем взаимосвязанным направлениям, или «столпам»: люди, экономика, безопасность и миграция. Он предполагает практический подход по принципу «снизу вверх», основанный на реализации конкретных совместных инициатив в приоритетных областях (по трем направлениям/столпам), представляющих взаимный интерес, которые принесут пользу людям и экономикам по обе стороны Средиземного моря. Пакт призван способствовать укреплению сотрудничества на региональном и местном уровнях, а также развитию устойчивости в контексте климатических, экологических и социально-экономических вызовов. Он основан на принципе гибкости, что позволяет партнерам участвовать в реализации различных инициатив и адаптировать их к своим конкретным условиям.

Центральное место в подходе ЕС занимают «люди как движущая сила перемен, связей и инноваций». Особое внимание уделяется расширению возможностей молодежи посредством инвестиций в образование, профессиональную подготовку и трудоустройство, а также развитию культурных и спортивных связей. В рамках этого направления предполагается создание Молодежной парламентской ассамблеи Средиземноморья. Флагманским проектом станет создание Средиземноморского университета, объединяющего студентов со всех берегов Mare Nostrum. По словам Д. Шуйцы, благодаря реализации этой «смелой идеи» в один прекрасный день «люди научатся говорить на одном языке сотрудничества и инноваций».

Второй столп (более сильные, устойчивые и интегрированные экономики) включает в себя усилия, направленные на модернизацию торговых и инвестиционных отношений, развитие энергетики и экологически чистых технологий, обеспечение устойчивости водных ресурсов, развитие «голубой экономики» и сельского хозяйства, цифровых и транспортных связей, а также создание рабочих мест. В рамках этого направления Транссредиземноморская инициатива по возобновляемым источникам энергии и чистым технологиям (T-MED) и StartUp4Med, представляющий собой региональный механизм поддержки стартапов, станут одними из флагманских проектов.

Третий столп включает сотрудничество в сфере безопасности, устойчивости и управления миграцией. Приоритетными инициативами станут обеспечение готовности к стихийным бедствиям в Средиземноморском регионе и повышение устойчивости к ним. В рамках третьего направления предусмотрено создание на Кипре регионального центра по борьбе с пожарами. Ставится задача укрепить сотрудничество по вопросам внутренней безопасности, чтобы эффективно бороться с организованной преступностью и терроризмом. Планируется продвигать комплексный подход к миграции, а также общий подход к интегрированному управлению границами и обеспечению безопасности, который будет включать оперативное партнерство для борьбы с контрабандистами. При этом в Пакте особое значение придается развитию легальных путей трудовой миграции и партнерств в сфере талантов с учетом демографических особенностей региона и предотвращения утечки квалифицированных кадров. По словам Д. Шуйцы, подход учитывает то, что «на берегах Средиземноморья наблюдаются противоположные демографические тенденции». Таким образом, предлагаемый «комплексный подход» к управлению миграцией предполагает смещение акцента в деятельности ЕС в этой области на проактивные меры и устранение первопричин миграции[7].

Таким образом, инициатива, охватывающая десять стран Южного соседства, направлена на реализацию 17 флагманских и более сотни мелких проектов в ключевых секторах — от энергетики и цифровизации до управления границами и образования — в целях создания единого, стабильного и процветающего «Общего средиземноморского пространства». Однако обновленный подход ЕС предполагает расширение средиземноморского видения. Важный его элемент — взаимодействие с «соседями соседей». В документе отмечается, что в перспективе Пакт может расширить свой охват за пределы Южного Средиземноморья, укрепляя взаимодействие с регионами Персидского залива, Африки к югу от Сахары, Турцией, а также Западными Балканами и Черноморским регионом.

В отличие от предыдущих инициатив, новый Пакт не сопровождается специальным финансовым пакетом. В документе отмечается, что все соответствующие финансовые инструменты ЕС будут задействованы для поддержки реализации Пакта, который соответствует приоритетам NDICI-Global Europe, Global Gateway и будущей Global Europe. Также в рамках подхода Team Europe будут привлечены ресурсы государств — членов ЕС и партнеров из Южного Средиземноморья, международных финансовых институтов и частного сектора. При этом важный акцент сделан на мобилизации частных инвестиций. У. фон дер Ляйен, представляя документ, отметила, что будет сделано все возможное, чтобы привлечь частные инвестиции. В то же время предложение о Многолетней финансовой программе на 2028–2034 гг. предусматривает удвоение бюджета для Средиземноморского региона до 42 млрд евро.

Для обеспечения прозрачности, подотчетности и измеримости результатов будет проводиться регулярный мониторинг на двух уровнях — ЕС и евро-средиземноморском. Итоги обсуждений станут основой для подготовки ежегодной министерской встречи Евросоюза и стран Южного соседства. После принятия Пакта его реализация будет осуществляться в соответствии с отдельным планом действий, в котором будут указаны страны-участницы и заинтересованные стороны для каждой инициативы. Он будет представлен в первом квартале 2026 г.

Море возможностей и вызовов, штиля и ураганов

В условиях современных глобальных и региональных вызовов институциональные нововведения и обновление документа призваны подчеркнуть стратегическое значение Средиземноморья для ЕС и содействовать переходу к более системному и долгосрочному взаимодействию Брюсселя с его южными соседями.

С одной стороны, Пакт подчеркивает преемственность с многолетней работой ЕС в регионе по созданию «Общего средиземноморского пространства». С другой — демонстрирует качественное изменение подхода Союза в сторону создания равноправного партнерства. Так, Брюссель подчеркнуто использует язык равенства и партнерства, а Пакт пронизан духом общей ответственности, тесной взаимосвязанности и совместного будущего. Представляя документ, глава Еврокомиссии У. фон дер Ляйен подчеркнула, что Европа заинтересована в построении будущего, основанного на мире и процветании, и готова «внести свой вклад в качестве партнера» в развитие общего региона.

На фоне снижения влияния ЕС и ухудшения его имиджа, по которому мощный удар был нанесен войной в секторе Газа, эта риторика равноправного партнерства представляет попытку улучшить образ Евросоюза. Также обращает на себя внимание подчеркнутая ориентация инициативы на людей и для людей. Видимо, по замыслу Брюсселя, Пакт, в центр которого поставлены развитие возможностей для образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, а также поддержка малого и среднего бизнеса, будет способствовать реализаций целей инициативы «Глобальные ворота» в Средиземноморье, представляя собой более комплексный подход.

Однако возникает вопрос: сможет ли Пакт заложить основу качественно нового этапа в отношении ЕС со странами Южного соседства, основанного на равенстве и партнерстве, укрепить связи на государственном и общественном уровнях? Или за красивыми формулировками и ориентацией на людей скрывается прагматичное стремление восстановить доверие стран-партнеров, разделить бремя ответственности за решение проблем, укрепить их чувство сопричастности и ответственности за результаты сотрудничества, способствуя обеспечению своих интересов в регионе?

Очевидно, что в последние годы подход ЕС в отношении региона отличает все больший прагматизм. Это нашло отражение и в пересмотренной в 2015 г. Европейской политике соседства, и в принятой в 2021 г. «Новой повестке дня для Средиземноморья», и непосредственно в проводимой ЕС политике в регионе. С середины прошлого десятилетия курс Евросоюза на поддержку демократических перемен в странах региона явно уступил место императивам стабилизации обстановки на южных рубежах. Новый Пакт также отличает этот прагматизм, хотя и обернутый в упаковку «партнерства равных». На деле он ориентирован на обеспечение интересов ЕС в условиях геополитической нестабильности, нарастающей конкуренции, меняющегося глобального и регионального ландшафта.

Как отмечает старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Э. Дворкин, в последние годы широко используемая официальными лицами ЕС и стран-членов риторика равноправного партнерства призвана смягчить восприятие европейской политики как патерналистской. Однако это порождает новое противоречие: если партнеры действительно равны, то сужается пространство для критики внутренней политики соседних государств, включая нарушения прав человека. Это происходит на фоне сокращения объемов финансирования программ помощи вообще и большего перераспределения средств на обеспечение интересов в области безопасности. Представители научных кругов и гражданского общества ЕС обеспокоены этими тенденциями, считая, что отказ от продвижения прав человека и демократических реформ противоречит долгосрочным интересам Евросоюза в регионе.

Активизация политики ЕС происходит на фоне глобальных вызовов, меняющейся региональной динамики и расстановки сил на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Конфликт вокруг Украины, эскалация санкционного давления на Россию, динамика американо-китайских отношений — все это влияет на Ближний Восток и политику ЕС в регионе. Нарастание соперничества и напряженности, кризисы последних лет, в числе которых война в секторе Газа, стали серьезным испытанием для Брюсселя, продемонстрировали внутреннюю разобщенность в Евросоюзе, несогласованность действий государств-членов и институтов интеграционного объединения, высветив малозначимую роль ЕС в переговорных процессах и региональных делах в целом. Политика России в регионе, нарастание политического и экономического влияния Китая усиливает алармизм в ЕС по поводу потери влияния. Евросоюзом движет стремление диверсифицировать поставщиков энергоресурсов и снизить зависимость от поставок российских углеводородов, уравновесить растущее влияние и экономическое присутствие Китая. Примечательно, что, выступая в ноябре 2024 г. перед депутатами Европарламента, Д. Шуйца отметила: «Мы собираемся присутствовать на местах, чтобы уменьшить влияние Китая и России», назвав это «конечной целью» своей работы.

На фоне сложных отношений с США, на которых ЕС все меньше может опираться, озабоченность Брюсселя только усиливается, подталкивая его к укреплению сотрудничества со странами Южного соседства. В этой связи возрастает и внимание к обладающим значительными политическим, финансовым и инвестиционным потенциалом странам Персидского залива, которые рассматриваются Евросоюзом как важные партнеры в обеспечении стабильности и развития региона. В свою очередь, интеграция Персидского залива в средиземноморское видение ЕС, по всей видимости, призвана расширить горизонты такого сотрудничества.

Чтобы увидеть берег, нужно отплыть. Станет ли провозглашенное обновление основ сотрудничества ЕС с его южными соседями лишь символическим актом в юбилей Барселонского процесса или сможет внести качественно новую динамику в отношения между ними — покажет время. Со своей стороны ЕС стремится преодолеть инерционный характер своего курса в регионе и сформировать проактивный подход, поскольку его влияние заметно ослабевает.


Литература

Оганисян Л.Д. Политика ЕС в странах Ближнего и Среднего Востока летом 2025 г.: ключевые тенденции и вызовы // Европейский союз: факты и комментарии. 2025. Вып. 121. C. 62–66.

Оганисян Л.Д. Политика ЕС в странах Ближнего и Среднего Востока: контуры новой стратегии в регионе // Европейский союз: факты и комментарии. 2025. Вып. 119. C. 78–82.

Dworkin A. The power of the possible: A step-by-step approach to strengthen human rights in the Middle East // European Council on Foreign Relations. 15 October 2025. URL: https://ecfr.eu/publication/the-power-of-the-possible-a-step-by-step-approach-to-strengthen-human-rights-in-the-middle-east/?amp

Lovatt H., Shehada M. Dealing with Trump, Israel, and Hamas: The path to peace in the Middle East // European Council on Foreign Relations. 11 December 2024. URL: https://ecfr.eu/publication/dealing-with-trump-israel-and-hamas-the-path-to-peace-in-the-middle-east/

1. Ожидается, что он будет одобрен ЕС и партнерами в Южном Средиземноморье в рамках празднования 30-летия Барселонского процесса, которое состоится 28 ноября в Барселоне.

2. См., например: Committee on Foreign Affairs. Invited Committees: Committee in Employment and Social Affairs, Committee on Civil Liberties, Justice and Home Affairs, Subcommittee in Human Rights. Hearing of Dubravka Suica. Commissioner-Designate (Mediterranean). 5 November 2024. Brussels. URL: https://hearings.elections.europa.eu/documents/suica/suica_verbatimreporthearing-original.pdf; Lovatt H., Shehada M. Dealing with Trump, Israel, and Hamas: The path to peace in the Middle East // European Council on Foreign Relations. December 2024. URL: https://ecfr.eu/publication/dealing-with-trump-israel-and-hamas-the-path-to-peace-in-the-middle-east/

3. Летом 2024 г. состоялись выборы в Европейский парламент, которые привели к усилению правых сил. Во главе Европейской комиссии осталась У. фон дер Ляйен, но произошли изменения в ее составе.

4. Генеральный директорат по вопросам соседства и переговоров о расширении (DG NEAR) действовал до 1 февраля 2025 г. Его заменили DG MENA и DG ENEST.

5. В целом в последние годы отмечается существенная активизация взаимодействия ЕС со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В мае 2022 г. был принят документ о стратегическом партнерстве, в 2023 г. учрежден пост специального посланника ЕС в регионе, а в октябре 2024 г. в Брюсселе прошел саммит ЕС-ССАГПЗ. Сейчас идут переговоры с каждой из шести стран по заключению двусторонних соглашений о стратегическом партнерстве.

6. Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестина*, Сирия и Тунис.

7. Заключенные в последние годы соглашения со странами региона в целях сдерживания потоков нелегальной миграции в Евросоюз встретили критику со стороны правозащитных организаций, представителей политических кругов и научного сообщества ЕС, в том числе за их неспособность устранить первопричины миграции.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.58)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся