Оценить статью
(Голосов: 44, Рейтинг: 3.93)
 (44 голоса)
Поделиться статьей
Артем Соколов

К.и.н., научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России

Эскалация кризиса на Донбассе и проведение Россией специальной операции на территории Украины обозначили поворот в энергетической политике Германии. Проект газопровода «Северный поток-2», который символизировал будущее энергетического сотрудничества России и Германии, оказался заморожен без ясных перспектив ввода в эксплуатацию в обозримом будущем. Несмотря на то, что Газпром продолжает поставки газа в ЕС в условиях вооруженного конфликта (в том числе и через территорию Украины), события февраля 2022 г. привели немецкое руководство к принципиальным изменениям в разговорах о будущей энергетической политике Германии и ЕС.

Берлин, скорее, пойдет по сценарию торможения перехода к «зелёной» экономике, чем на риск дополнительного финансового бремени для бизнеса и населения страны. В распоряжении немецкого правительства нет достаточных финансовых и административных ресурсов для ускорения перехода к использованию возобновляемых источников энергии.

В краткосрочной перспективе затруднена и диверсификация поставщиков энергоносителей. Дефицит терминалов СПГ в Германии не позволяет организовать прием сжиженного газа из США в необходимом объеме. Обращение к другим странам-экспортерам сопряжено со значительными логистическими трудностями.

Маловероятна реабилитация немецким руководством ядерной энергетики. С начала эскалации украинского кризиса Германия подтвердила намерение закрыть три оставшиеся АЭС.

Судьба российского энергетического экспорта в Германию и ЕС во многом зависит от характера развития украинского кризиса. Если активная фаза боевых действий продлится недолго, и ей на смену придет фаза мирного урегулирования, то Берлин не будет форсировать отход от использования российских нефти и газа. В случае затяжных боестолкновений этот процесс будет ускорен как по причине давления на немецкое правительство со стороны части политического истеблишмента ФРГ и трансатлантических союзников, так и из-за опасений сохранности транзитной инфраструктуры на территории Украины.

Дипломатические и экономические сражения за газопровод «Северный поток-2» оставались редким сюжетом, где Москва и Берлин действовали вместе, противодействуя позиции США и ряда стран ЕС. После февраля 2022 г. российско-германское энергетическое сотрудничество редуцировалось с планов по превращению Германии в крупнейший европейский газораспределительный центр до сохранения минимально необходимого уровня поставок нефти и газа. Размывание энергетического фактора в российско-германских отношениях поставит вопрос об их системной реконфигурации.

Эскалация кризиса на Донбассе и проведение Россией специальной операции на территории Украины обозначили поворот в энергетической политике Германии. Проект газопровода «Северный поток-2», который символизировал будущее энергетического сотрудничества России и Германии, оказался заморожен без ясных перспектив ввода в эксплуатацию в обозримом будущем. Несмотря на то, что Газпром продолжает поставки газа в ЕС в условиях вооруженного конфликта (в том числе и через территорию Украины), события февраля 2022 г. привели немецкое руководство к принципиальным изменениям в разговорах о будущей энергетической политике Германии и ЕС.

В обобщенном виде развитие немецкой дискуссии о развитии энергетической политики ФРГ проходило в последние годы по двум основным трекам. 

Во-первых, будущее немецкой энергетики рассматривалось в широком контексте «зелёной» политики Германии и ЕС. Программные документы немецкого правительства предусматривают построение в Европе новой системы производственных стандартов и повседневной жизни, основанной на принципах углеродной нейтральности и повсеместном использовании возобновляемых источников энергии. Такие амбициозные планы содержит и коалиционный договор нового германского правительства, сформированного в декабре 2021 г.

Во-вторых, «зелёный» переход ФРГ подразумевает наличие промежуточного этапа с точки зрения энергетического обеспечения. В этот период немецкое правительство планировало нарастить использование природного газа, прежде всего, благодаря росту поставок из России по газопроводу «Северный поток-2». Перспективным представлялось и использование водорода.

Формирование по итогам выборов в Бундестаг 2021 г. правительственной коалиции с участием партии «Зелёные» актуализировало вопросы экологической политики, борьбы с изменением климата, развития возобновляемой энергетики. Несмотря на то, что «Зелёным» не удалось закрепить успехи, которые были достигнуты на пике избирательной кампании, они получили достаточно возможностей для активного участия в определении внешней и внутренней политики ФРГ. Ключевым достижением для партии стало формирование «суперминистерства» экономики и климата, которое возглавил сопредседатель «Зелёных» Роберт Хабек. Кроме того, в распоряжении этой партии оказались МИД и Министерство сельского хозяйства, важные для продвижение идейных партийных установок внутри Германии и за её пределами, прежде всего в сфере «зелёной» энергетики.

Возвращение к проекту «Северный поток-2» выглядит в кратко- и среднесрочной перспективе маловероятным. В настоящий момент под ударом оказались основные структуры в ФРГ, ранее содействовавшие реализации проекта. Особенно тяжелые потери понесла федеральная земля Мекленбург-Передняя Померания, вынужденная дистанцироваться от былых связей с Россией. Она не только распустила экологический фонд для поддержки «Северного потока-2», но и разорвала партнёрские отношения с Ленинградской областью.

Однако нельзя исключать, что немецкое руководство вернется к проекту «Северный поток-2» в перспективе. Для этого должен сложиться определенный набор условий, делающий реализацию проекта репутационно безопасным для заинтересованных немецких политиков. 

Долгое время руководство Германии охарактеризовывало проект газопровода как полностью коммерческий и исключало его из дискуссий о возможных санкциях в отношении России. Незадолго до событий февраля 2022 г. в риторике немецких руководителей стали появляться осторожные отсылки к «геополитическому» характеру проекта. В ходе серии переговоров зимой 2021–2022 гг. представители ФРГ дали понять, что рассматривают санкции в отношении «Северного потока-2» как возможную меру в случае «российской агрессии» на Украине. Визит Олафа Шольца в Москву и его переговоры с Владимиром Путиным не добавил ясности в судьбу проекта. После признания Россией независимости ДНР и ЛНР 22 февраля 2022 г. Берлин вначале отозвал у Федерального сетевого агентства доклад по обеспечению энергобезопасности, подготовленный еще во время канцлерства Ангелы Меркель, а затем и вовсе заморозил процесс сертификации газопровода.

В нынешних условиях возобновление сертификации «Северного потока-2» действующим немецким правительством практически невозможно.  Канцлер Олаф Шольц стремился защитить проект перед лицом внешних и внутренних оппонентов, однако в условиях резкой эскалации украинского кризиса он утратил возможность для инициативы. Даже после завершения активной фазы специальной операции Вооруженных сил России, О. Шольц и другие члены немецкого руководства будут ограничены в возможностях вернуться к вопросу сертификации газопровода без ущерба для политической репутации. 

Возобновление работы над «Северным потоком-2» представляется возможным в случае серьезных изменений во внешних условиях. Такими можно считать прекращение боевых действий, достижение устойчивого мирного соглашения, признанного Россией, Украиной и странами Запада, наличие политической воли у немецкого руководства. В случае, если по результатам выборов в Бундестаг 2025 г. произойдет возвращение ХДС/ХСС на руководящие позиции в Германии, существует вероятность того, что христианские демократы заходят закончить проект, начало которому положила Ангела Меркель.

Наблюдаемый сегодня рост цен на энергоносители — серьезный вызов для энергетической политики Германии. Отказ от российского газа, в пользу которого выступали «Зелёные» и некоторые из политиков других партий, пока не стоит в актуальной повестке дня ФРГ. Более того, именно «Зелёные», ответственные за профильные министерства, сейчас вынуждены оправдывать перед радикально настроенными активистами необходимость продолжения закупок газа у России. В представлении даже наиболее немецких радикальных политиков отказ от российского газа мыслился в качестве продолжительного процесса длительностью не менее 10–15 лет, а не как одномоментная акция.

Последствия специальной операции вооруженных сил России на Украине могут развернуть энергетическую политику ФРГ в двух возможных направлениях.

Первый сценарий. Немецкое правительство может сдвинуть предполагаемые сроки перехода к углеродной нейтральности, смягчив экологические требования к производствам и домохозяйствам. Новые санкции и контрсанкции будут иметь неопределенные последствия для немецкой промышленности, которая, еще не оправившись от последствий пандемии коронавируса, не готова сталкиваться с новыми рисками. Среди прочего могут быть пересмотрены в сторону уменьшения размеры «экологических» налогов, производственные требования, сроки отказа от ДВС и т.п.

Второй сценарий. Резкий рост цен на газ может, напротив, ускорить процесс перехода к «зелёной» экономике за счет дополнительных инвестиций в возобновляемые источники энергии и мер законодательного характера. Например, могут быть пересмотрены требования по необходимой дистанции между жилыми домами и ветровыми электростанциями, что позволит развернуть их строительство на новых площадях. Высокие цены на нефть и газ будут мотивировать производителей искать ему возможную альтернативу. Сегодня, когда тема конфликта на Украине занимает центральное место в медиа-пространстве большинства стран мира, немецкие климатические активисты и часть экспертного сообщества не забывают выступать с призывами использовать разворачивающийся кризис для форсированного перехода к энергии солнца и ветра.

Берлин, скорее, пойдет по сценарию торможения перехода к «зелёной» экономике, чем на риск дополнительного финансового бремени для бизнеса и населения страны. В распоряжении немецкого правительства нет достаточных финансовых и административных ресурсов для ускорения перехода к использованию возобновляемых источников энергии. 

В краткосрочной перспективе затруднена и диверсификация поставщиков энергоносителей. Дефицит терминалов СПГ в Германии не позволяет организовать прием сжиженного газа из США в необходимом объеме. Обращение к другим странам-экспортерам сопряжено со значительными логистическими трудностями.

Маловероятна реабилитация немецким руководством ядерной энергетики. С начала эскалации украинского кризиса Германия подтвердила намерение закрыть три оставшиеся АЭС. Более того, нет признаков и возможного сдвига сроков остановки немецких атомных станций. На фоне недавних дебатов вокруг «экологичности» мирного атома между Парижем и Берлином, Германия не намерена отступать от своей позиции.

На сегодняшний день немецкие власти подтвердили готовность продолжить сотрудничество с Россией в сфере энергетики. Мнение о необходимости импорта российского газа разделяют как в ведомстве федерального канцлера Олафа Шольца, так и в министерстве экономики и климата, возглавляемым «экологом» Робертом Хабеком. Несмотря на заявления о намерении снизить долю России в импорте энергоносителей ФРГ, Берлин исходит из того, что к следующей зиме ситуация в структуре поставок не изменится.

Судьба российского энергетического экспорта в Германию и ЕС во многом зависит от характера развития украинского кризиса. Если активная фаза боевых действий продлится недолго, и ей на смену придет фаза мирного урегулирования, то Берлин не будет форсировать отход от использования российских нефти и газа. В случае затяжных боестолкновений этот процесс будет ускорен как по причине давления на немецкое правительство со стороны части политического истеблишмента ФРГ и трансатлантических союзников, так и из-за опасений сохранности транзитной инфраструктуры на территории Украины.

На протяжении почти полувека партнерство в сфере энергетики составляло одну из основ отношений между СССР/Россией и ФРГ. Начиная со второй половины 2010-х гг. оно тормозило деградацию российско-германского диалога. Дипломатические и экономические сражения за газопровод «Северный поток-2» оставались редким сюжетом, где Москва и Берлин действовали вместе, противодействуя позиции США и ряда стран ЕС. После февраля 2022 г. российско-германское энергетическое сотрудничество редуцировалось с планов по превращению Германии в крупнейший европейский газораспределительный центр до сохранения минимально необходимого уровня поставок нефти и газа. Размывание энергетического фактора в российско-германских отношениях поставит вопрос об их системной реконфигурации.

Оценить статью
(Голосов: 44, Рейтинг: 3.93)
 (44 голоса)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся