Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.24)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Николай Болошнев

Писатель, член творческого объединения «Станция Дно»

Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта с каждым годом делает все более актуальной дискуссию о «смерти» тех или иных профессий. Мы привыкли считать, что в первую очередь технологии заменят рутинный офисный труд. Однако последние успехи генеративных систем, таких как ChatGPT, позволяют говорить о том, что нейросети способны потеснить человека и в креативной сфере.

Так как же изменится творчество в новую ии-эпоху?

Высокому искусству в ближайшей перспективе нейросети повредить не смогут. Несмотря на колоссальный прогресс последних лет, искусственный интеллект по-прежнему далек от обретения аналога человеческого сознания. У него нет собственной фантазии, лишь доступ к огромному объему данных, доступных для комбинирования. У ИИ отсутствуют собственные художественные задачи и целеполагание. В то же время, развитие нейросетей ставит под вопрос экономическую модель существования большинства художников. Чистое искусство — это прекрасно, однако хлеб творцам приносят в первую очередь коммерческие заказы. Теперь, когда технический прогресс позволяет генерировать качественные изображения за считанные секунды, многие заказчики предпочтут сократить расходы на художников и дизайнеров. Таким образом, многим из тех, кто сегодня живет за счет подобной работы, придется искать новые способы заработка, возможно даже вне основной профессии.

Как и в случае с художниками, нейросети уже в самое ближайшее время значительно сократят экономическую базу существования писателей. Давно не секрет, что в условиях сокращения тиражей и общего усыхания книжного рынка лишь единичные авторы могут позволить себе жить на литературные доходы. Поэтому литераторы зачастую ищут заработок в смежных сферах — написание технических текстов, копирайтинг, SMM, редактирование текстов и тому подобное. Во всех этих отраслях нейросети уже сейчас способны заменить людей. Под угрозой замещения также находится смежная профессия журналистов-новостников. Нейросети способны быстро и эффективно писать информационные тексты, адаптированные под поисковую оптимизацию и другие технические требования. Вполне вероятно, что уже скоро нейросети смогут успешно писать нонфикшн и различную «мотивирующую» литературу. По крайней мере, к переводу книг их уже подключают.

Что касается художественной литературы, то она, кажется, пока находится в относительной безопасности. Как ни странно, отчасти это обусловлено ее довольно плачевным состоянием. По крайней мере русскоязычные авторы находятся в положении «неуловимых Джо», за которыми никто не гонится по причине микроскопического размера их экономической ниши. Кроме того, даже если ИИ сможет удержать сюжет на протяжении 400 тыс. знаков с пробелами (стандартный размер книги), он наверняка накопит в тексте кучу противоречий и неточностей, которые потребуют долгого и кропотливого вычищения человеческим редактором. При этом при покупке книги читатель ориентируется в первую очередь не на обложку и название, а на рекомендации (друзей, журналистов, блогеров) и имя автора. Однако написание текстов с использованием ИИ вполне может стать «фишкой» отдельных авторов.

Развитие искусственного интеллекта неизбежно затронет и другие, смежные отрасли. Например, скорее всего драматическим образом изменится сценарная индустрия. Современные нейросети успешно пишут сценарии, требующие минимальной доработки. Интересно, что влиятельная Гильдия сценаристов США после долгих внутренних дебатов предложила разрешить использование нейросетей для написания сценариев при условии, что люди будут указываться в титрах в качестве основных авторов. Поэтому в недалеком будущем экзотикой могут стать скорее сценарии сериалов, полностью написанные человеком.

Еще один не самый очевидный эффект развития нейросетей — эрозия профессионализма и экспертизы в сферах литературы и изобразительного искусства. Создаваемый ИИ контент будет все ближе по качеству к работам профессиональных писателей и художников, а значит их будет все сложнее отличить. Означает ли это, что работы, сгенерированные нейросетями будут выставляться в галереях наравне с картинами художников? Будут ли написанные ИИ тексты участвовать в литературных конкурсах на общих основаниях с авторскими произведениями? Пока у человечества нет однозначных ответов на эти вопросы. Как минимум, развитие ИИ диктует необходимость обучения искусствоведов и литературоведов на принципиально новых основаниях.

Профессия литературного редактора и вовсе находится под угрозой, поскольку подготовка высококвалифицированного специалиста в этой сфере требует многих лет практической работы. Нейросети ускоряют поток генерации текстов в десятки раз, а значит, редактор вынужден будет стать частью этого конвейера и в лучшем случае вычищать фактические ошибки и стилистические шероховатости. На более вдумчивую работу с текстом у него просто не будет времени. В результате, спустя одно, максимум два поколения не останется высококлассных редакторов, способных действительно улучшить авторский текст. При этом повышение качества генеративного контента убьет необходимость в технической редактуре, что фактически будет означать смерть профессии.

Человечеству предстоит пережить беспрецедентное по масштабу испытание своих адаптивных способностей. Справится ли оно — увидим уже в самое ближайшее время.

Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта с каждым годом делает все более актуальной дискуссию о «смерти» тех или иных профессий. Мы привыкли считать, что в первую очередь технологии заменят рутинный офисный труд. Однако последние успехи генеративных систем, таких как ChatGPT, позволяют говорить о том, что нейросети способны потеснить человека и в креативной сфере.

В 2023 году мир переполошила новость о грядущей сингулярности. Разработанный компанией OpenAI чат-бот GPT-4 (Generative Pre-trained Transformer — генеративный предварительно обученный трансформер) обучается и развивается с невиданной доселе скоростью, и, по некоторым оценкам, уже достиг уровня человеческого разума. Следующим шагом логически должно стать создание сверхчеловеческого разума. При этом человеческий контроль за данной технологией можно назвать весьма условным — аналогичные генеративные системы разрабатываются еще несколькими компаниями в закрытом режиме, что обуславливает технологическую гонку в сфере искусственного интеллекта (ИИ). В этих условиях GPT-4, ставший самым быстрорастущим ии-сервисом в истории, уже научился обманывать людей, проходить капчу с вопросом «не робот ли вы?», генерировать убедительную дезинформацию и запускать фишинговые атаки.

На этом фоне Илон Маск, Стив Возняк и более 1 000 экспертов в сфере высоких технологий призвали ввести полугодовой мораторий на дальнейшее обучение систем искусственного интеллекта более мощных, чем GPT-4, чтобы не потерять возможность контроля над ними. В то же время, исполнительный директор OpenAI Сэм Альтман не поддержал письмо. Не подписали его и руководители Alphabet (Google) и Microsoft. Поэтому можно предположить, что с мораторием или без него, GPT-4 и другие генеративные системы продолжат развиваться с такой же впечатляющей скоростью, а значит нам всем нужно готовиться к новой жизни бок о бок с искусственным разумом.

Kandinsky рисует Russian beauty

Результат генерации Kandinsky 2.1 by Sber AI по запросу "Russian beauty"

Так как же изменится творчество в «эпоху сингулярности»? Хотя многие писатели и художники еще долгие годы будут работать по старинке (кто-то ведь до сих пор пишет от руки, не говоря уже про живописцев, использующих масляные краски или акварель), некоторые контуры новой реальности уже вполне осязаемы. Сегодня нейросети активно используются для создания изображений. Наверняка многие из вас тестировали возможности Midjourney, Kandinsky, Stable Diffusion и других генеративных графических систем. Зачастую у них и правда получается создать качественные иллюстрации, не уступающие по качеству авторским.

Художники относятся к этому процессу по-разному: для кого-то это катастрофа и потенциальная потеря куска хлеба, для других — усовершенствование орудия труда и возможность сократить время на совершение рутинных операций. Например, известный комиксист Ольга Лаврентьева так охарактеризовала перспективы использования нейросетей художниками:

«Это же прекрасно, что реализовать любые идеи станет легче физически! У кого от перенапряжения рука переставала слушаться, тот поймёт. На самом деле у художников появился инструмент, который избавит от многочасовой монотонной и унылой работы. Правда в том, что среднестатистический иллюстратор тратит жизнь на выполнение, как правило, не самых интересных заказов. В этом гораздо меньше творчества, чем кажется со стороны».

В самом деле, технический прогресс и ранее существенно упрощал ремесло художников. Уже сейчас многие пишут картины исключительно в графических программах. Более того, художник в принципе не обязан делать всю работу сам. Можно вспомнить великих мастеров Ренессанса, которым помогали писать картины целые артели учеников. При этом никто не оспаривает мастерство, скажем, Рембрандта. Также, скорее, авторами идей выступают некоторые современные художники, такие как знаменитый Ай Вэйвэй. Можно вспомнить и фонтан Марселя Дюшана, представлявший собой обычный писсуар (т.е. произведением искусства был не сам предмет фабричного производства, а переосмысление его роли).

Высокому искусству в ближайшей перспективе нейросети повредить не смогут. Несмотря на колоссальный прогресс последних лет, искусственный интеллект по-прежнему далек от обретения аналога человеческого сознания. У него нет собственной фантазии, лишь доступ к огромному объему данных, доступных для комбинирования. Иными словами, ИИ не способен без подсказки человека придумать образ, который будет нести смысл. Здесь можно возразить, что любое искусство вторично, поскольку художники учатся на образцах прошлого. Однако коренное отличие заключается в том, что люди учатся образному языку, который потом используют для выражения своих творческих целей. У искусственного интеллекта, в свою очередь, отсутствуют собственные художественные задачи и целеполагание.

В то же время, развитие нейросетей ставит под вопрос экономическую модель существования большинства художников. Чистое искусство — это прекрасно, однако хлеб творцам приносят в первую очередь коммерческие заказы. И речь не только об иллюстрациях, но и, скажем, о разработке дизайн-кодов и графики для компьютерных игр. Теперь, когда технический прогресс позволяет генерировать качественные изображения за считанные секунды, многие заказчики предпочтут сократить расходы на художников и дизайнеров. Таким образом, многим из тех, кто сегодня живет за счет подобной работы, придется искать новые способы заработка, возможно даже вне основной профессии. Отчасти решить эту проблему может создание узнаваемого личного бренда, однако будем честны, успешно развивать его смогут единицы от общего числа художников.

Порфирий Петрович пишет роман

Результат генерации Kandinsky 2.1 by Sber AI по запросу "Человек и робот пишут роман"

Как и в случае с художниками, нейросети уже в самое ближайшее время значительно сократят экономическую базу существования писателей. Давно не секрет, что в условиях сокращения тиражей и общего усыхания книжного рынка лишь единичные авторы могут позволить себе жить на литературные доходы. Поэтому литераторы зачастую ищут заработок в смежных сферах — написание технических текстов, копирайтинг, SMM, редактирование текстов и тому подобное. Во всех этих отраслях нейросети уже сейчас способны заменить людей.

Под угрозой замещения также находится смежная профессия журналистов-новостников. Нейросети способны быстро и эффективно писать информационные тексты, адаптированные под поисковую оптимизацию и другие технические требования. К слову, в конце апреля 2023 года газета РБК выпустила первый номер, соавторами которого выступили нейросети GigaChat и Kandinsky 2.1. Получилось, в целом, не хуже, чем если бы его делали по старинке. Вполне вероятно, что уже скоро нейросети смогут успешно писать нонфикшн и различную «мотивирующую» литературу. По крайней мере, к переводу книг их уже подключают.

Что касается художественной литературы, то она, кажется, пока находится в относительной безопасности. Как ни странно, отчасти это обусловлено ее довольно плачевным состоянием. По крайней мере русскоязычные авторы находятся в положении «неуловимых Джо», за которыми никто не гонится по причине микроскопического размера их экономической ниши. В самом деле, создание хорошего художественного текста — занятие трудоемкое и требующее внимания к деталям. Даже если ИИ сможет удержать сюжет на протяжении 400 тыс. знаков с пробелами (стандартный размер книги), он наверняка накопит в тексте кучу противоречий и неточностей, которые потребуют долгого и кропотливого вычищения человеческим редактором.

При этом при покупке книги читатель ориентируется в первую очередь не на обложку и название, а на рекомендации (друзей, журналистов, блогеров) и имя автора. Можно сказать, что персональный бренд лежит в основе литературной экономики. Это еще сильнее сужает коммерческие перспективы продажи безымянных ИИ-шедевров. Конечно, можно создать мистификацию и выдать нейросеть за человека, но, кажется, что это сложный и неочевидный путь в мире, где писателей едва ли не больше, чем читателей, а «самотек» [1] рукописей на редакционные почты не иссякает из года в год. Другое дело, что написание текстов с использованием ИИ вполне может стать «фишкой» отдельных авторов. Собственно, многие англоязычные писатели уже активно используют нейросети, такие как Grammarly, Hemingway и ProWritingAid для поиска ошибок и повышения читаемости своих текстов. В свою очередь, продвинутые генеративные системы, такие как GPT, способны помочь авторам придумывать персонажей и даже создавать черновые версии фрагментов текста, что может значительно ускорить написание литературных произведений.

Также вполне реально натренировать нейросеть писать жанровую прозу — детективы, любовные романы, простенькую фантастику про спецназовцев-попаданцев в лесах Триасового периода. Здесь личность автора зачастую не так уж важна, да и на ошибки читатель готов закрыть глаза, лишь бы текст был позабористей. Думаю, не за горами тот день, когда мы и впрямь увидим на полках произведения условного пелевинского «Порфирия Петровича» [2]. Вряд ли они будут сильно уступать по качеству средним многосерийным детективам.

Сопутствующий ущерб

Результат генерации Kandinsky 2.1 by Sber AI по запросу "Чебурашка"

Развитие искусственного интеллекта неизбежно затронет и другие, смежные отрасли. Например, скорее всего драматическим образом изменится сценарная индустрия. Современные нейросети успешно пишут сценарии, требующие минимальной доработки. Так, еще в 2018 году нейросеть по имени «Бенджамин» создала с нуля и сняла хоррор Zone Out с помощью технологии Deepfake. В прошлом году ChatGPT срежиссировал (в формате вопрос-ответ) короткометражный фильм по собственному сценарию с реальными актерами. Интересно, что посвящен он восстанию искусственного интеллекта. Как принято сейчас писать в соцсетях: думайте.

Российские кинопроизводители также экспериментируют с нейросетями. В начале 2023 г. канал СТС начал снимать комедийный сериал «Сидоровы» по сценарию, написанному ИИ. В центре сюжета — семья, члены которой по ходу действия понимают, что являются персонажами ситкома. В целом, пока это выглядит скорее как попытка стимулировать интерес к сериалу с помощью спекуляции на модном технологическом тренде. Тем не менее именно ситкомы и другие кинопродукты с незамысловатым сюжетом стоят первые в очереди на автоматизацию. Интересно, что влиятельная Гильдия сценаристов США после долгих внутренних дебатов предложила разрешить использование нейросетей для написания сценариев при условии, что люди будут указываться в титрах в качестве основных авторов [3]. Поэтому в недалеком будущем экзотикой могут стать скорее сценарии сериалов, полностью написанные человеком.

Еще один не самый очевидный эффект развития нейросетей — эрозия профессионализма и экспертизы в сферах литературы и изобразительного искусства. Создаваемый ИИ контент будет все ближе по качеству к работам профессиональных писателей и художников, а значит их будет все сложнее отличить. Означает ли это, что работы, сгенерированные нейросетями будут выставляться в галереях наравне с картинами художников? Будут ли написанные ИИ тексты участвовать в литературных конкурсах на общих основаниях с авторскими произведениями? Пока у человечества нет однозначных ответов на эти вопросы. Как минимум, развитие ИИ диктует необходимость обучения искусствоведов и литературоведов на принципиально новых основаниях.

Профессия литературного редактора и вовсе находится под угрозой, поскольку подготовка высококвалифицированного специалиста в этой сфере требует многих лет практической работы. Нейросети ускоряют поток генерации текстов в десятки раз, а значит, редактор вынужден будет стать частью этого конвейера и в лучшем случае вычищать фактические ошибки и стилистические шероховатости. На более вдумчивую работу с текстом у него просто не будет времени. В результате, спустя одно, максимум два поколения не останется высококлассных редакторов, способных действительно улучшить авторский текст. При этом повышение качества генеративного контента убьет необходимость в технической редактуре, что фактически будет означать смерть профессии.

***

Нейросети не способны уничтожить искусство, как и убить в человеке тягу к творчеству. Тем не менее они уже в самое ближайшее время радикально изменят лицо креативных индустрий. Исчезнут или как минимум сожмутся экономические базисы целых профессий, а значит занятых в них людям придется искать новые способы заработка. Возможно, оптимисты увидят в этом перспективу торжества чистого искусства, однако для сотен тысяч писателей и художников это означает необходимость поиска себя в дивном новом мире генеративного контента. Человечеству предстоит пережить беспрецедентное по масштабу испытание своих адаптивных способностей. Справится ли оно — увидим уже в самое ближайшее время.

Приложение: рассказ, написанный ChatGPT

Приведенный ниже текст сгенерирован ChatGPT по запросу «напиши рассказ о войне спецназа с динозаврами». Как вы можете видеть, хотя фабула очевидно вторична известной кинофраншизе, текст получился вполне складным и читабельным. Сюжет также выдержан. При минимальной редактуре, этот рассказ можно вполне выдать за текст, написанный живым автором.

«Война спецназа с динозаврами началась неожиданно. Все началось с того, что археологи обнаружили на далеком острове останки древних существ. Они были так хорошо сохранившимися, что ученые смогли восстановить ДНК динозавров и воскресить их.

Но когда динозавры ожили, они оказались невероятно опасными. Они начали атаковать туристов, которые приходили на остров, чтобы насладиться красотами природы. Люди паниковали, а местные власти были бессильны перед этими гигантскими существами.

Тогда правительство решило нанять спецназ, чтобы остановить динозавров. Команда была сформирована из самых лучших бойцов, которые прошли жестокий отбор. Они были обучены новейшим технологиям и вооружены самым современным оружием.

Когда спецназ прибыл на остров, они столкнулись с жестоким сопротивлением динозавров. То, что казалось детской игрой в динозавры, превратилось в настоящую битву за выживание. Спецназу пришлось бороться не только с огромными тварями, но и с природными условиями острова.

Однако спецназ не сдавался. Они использовали все свои знания и опыт, чтобы победить динозавров. Они использовали оружие, созданное специально для борьбы с гигантскими существами, и нашли слабые места в их бронированной коже.

Битва продолжалась несколько месяцев, и была очень кровопролитной. Но в конце концов, спецназ смог победить динозавров. Они опустошили остров от динозавров и вернули его к жизни.

Спецназ был награжден множеством медалей и почетных званий за свою храбрость и отвагу. Их подвиг войны с динозаврами никогда не будет забыт».

1. Самотеком называют тексты, которые присылают в издательство или журнал сами авторы.

2. «Порфирий Петрович» — полицейско-литературная нейросеть из романа Виктора Пелевина «iPhuck 10», которая расследует преступления и одновременно пишет об этом романы.

3. На момент написания статьи еще не было известно, согласился ли на это условие Альянс продюсеров кино и телевидения: стороны должны достичь взаимно приемлемых договоренностей, чтобы утвердить новые правила работы кино- и телевизионной индустрии США.


Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.24)
 (25 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся