Ливан приближается к годовщине отсутствия в государстве первого лица: парламентарии, которые по Конституции должны избрать президента двумя третями голосов в первом туре, до сих пор не смогли этого сделать из-за бойкотирования избирательных сессий сторонниками основных кандидатов.
Однако в основе нынешнего кризиса президентской власти лежит все же не острая конкуренция политических лидеров, представляющих интересы определенных конфессиональных и клановых групп, а вопрос реформы избирательного законодательства. Именно задержка с консенсусом по этому вопросу стала основанием для продления мандата ливанских парламентариев созыва еще 2009 г.: полномочия членов ливанского Совета депутатов были продлены в июне 2013 г. на полтора года, а затем в ноябре 2014 г. – до июня 2017 г. Вопрос проведения избирательной реформы стержневой для нахождения компромисса по кандидатуре на пост президента Ливанской Республики.
В межпартийных и межфракционных переговорах по этому вопросу условно можно выделить два основных трека: «межмусульманский» и «межхристианский». При этом, если первый — прежде всего между руководствами Хизбаллы и Мустакбаль — основной с точки зрения региональных сил и трендов, то второй — прежде всего между Свободным патриотическим движением (СПД) и Ливанскими силами (ЛФ) — сущностный в процессе выбора первого лица государства, поскольку эти партии объединяют главным образом маронитов. Из маронитов же избирается ливанский президент.
И первый, и второй треки стали показывать оптимистические подвижки почти одновременно — с начала декабря 2014 г. Переговорный процесс представителей Хизбаллы и Мустакбаль оказался под угрозой уже в январе 2015 г. — в период чрезвычайного обострения ливанского шиитского Сопротивления с Израилем. Тем не менее переговоры по внутриливанским проблемам продолжились и имеют все шансы на нахождение компромиссов как по кандидатурам президента страны (полномочия истекли в мае 2014 г.) и командующего ВС (полномочия истекли в сентябре 2014 г.), так и по спорным вопросам избирательного законодательства. Правда, в последние недели взаимные обвинения в препятствовании демократии в Ливане и суверенности страны усилились. Этому способствовали военные действия Саудовской Аравии в Йемене — с одной стороны, и непрекращающиеся обвинения в адрес Ирана в том, что он через своего протеже Хизбаллу препятствует выборам ливанского президента с целью сохранять политическую неопределенность в Ливане — с другой. Однако стороны продолжали консультации: 14 апреля 2015 г. в резиденции спикера Н. Берри в Айн ат-Тине состоялась 10-я по счету (начиная с января) встреча, а в начале мая там же прошел уже 11-й раунд переговоров «мусульманских локомотивов» альянсов 8 марта и 14 марта, который окончилсь определенным успехом. В частности, стороны сошлись во мнении о необходимости обеспечения регулярного функционирования конституционных властных институтов, прежде всего Совета депутатов. Однако заслуживает упоминания тот факт, что на официальных сайтах Аль-Манар и Аль-Мустакбаль информация об этой встрече отсутствует.
Параллельно на протяжении зимних и весенних месяцев 2015 г. шли переговоры между представителями СПД и ЛС, лидеры которых лично баллотировались на пост президента республики, а большинство заседаний парламента по выборам президента были бойкотированы как раз сторонниками блока М. Ауна «Изменение и реформа». Наконец, 9 мая 2015 г. был достигнут важный успех в переговорах: уже вступила в силу (даже еще до обнародования) долгожданная Декларация о намерениях этих партий, включающая в себя взгляды на государственное устройство, расширенную административную децентрализацию, земельную собственность, личный статус, а также обоюдное участие в вопросах формирования статей госбюджета, решения проблемы гражданства для иностранцев ливанского происхождения и др. Стороны договорились также участвовать в предстоящих парламентских сессиях только на условии, что в повестку дня будут включены обсуждение пунктов реформирования Закона о выборах и законопроект о натурализации ливанцев за рубежом. Последний пункт имеет исключительную важность для ряда ливанских партий (в том числе, конечно, СПД и ЛС), сторонники которых во множестве находятся за рубежом – в экономически сильных и политически активных ливанских диаспорах по всему миру. Со своей стороны, Катаиб — еще одна ключевая промаронитская партия — постоянно призывает к скорейшему решению вопроса о реформе закона о выборах и избранию президента страны. Еще недавно руководство партии всерьез рассматривало возможность присоединиться к бойкотированию парламентской сессии, если в повестке будет отсутствовать пункт об избирательной реформе.
Успехи в переговорах основных соперников в христианском политическом лагере Ливана существенно снизили напряжение между сторонниками соответственно Мишеля Ауна и Самира Джаджи, особенно среди студентов.
Градус накала социальных отношений, вызванных внутриливанскими проблемами, достиг необычайной высоты. Отсутствие надежды на скорое решение проблемы сирийских беженцев в Ливане (более трети от всего населения страны), тяжелая ситуация с внутренней безопасностью, проблемы низких зарплат и безработицы серьезно усугубляются политическими разногласиями, вылившимися в долговременный кризис власти.
Едва наметившиеся пути выхода из этого кризиса – возможность, утрата которой в сложившихся условиях может стать фатальной ошибкой для ливанского государства. Власти явно недооценивают усталость населения от внутриполитической неустроенности, недооценивают нарастающие протестный потенциал народа и утрату доверия со стороны общества к демократическим институтам. То, что Ливан счастливо избежал потрясения «волны турбулентности», не должно давать властям повод к самоуспокоению. Тем более, что протестные явления в арабских странах 2011 года вряд ли стоит связывать напрямую с проблемами в межнациональных или межконфессиональных отношениях: речь идет, очевидно, о протестах «снизу» — против проявлений социальной безответственности властей, ошибочных экономических мер или просто бездействия и беспечности политиков в условиях реальных угроз интервенции и вторжения джихадистов, о чем, в частности, открыто предупреждает армейское руководство.
Запланированное на 13 мая 2015 г. голосование в ливанском Совете депутатов по кандидатуре на пост президента, вероятнее всего, закончится очередной неудачей, как и предыдущие 22 попытки: условия для успеха еще полностью не сложились. Спикер парламента Набих Берри, назначая очередную дату, не теряет надежды. Правда, он заявляет о своем желании привести противоборствующие маронитские партии к полному консенсусу по основным пунктам разногласия, и эта посредническая мисия Берри, охватывающая и мусульманский, и христианский политические спектры, напоминает усилия, которые некогда прилагал в рамках Национального диалога президент Мишель Слейман.