Куба – США: осторожный дрейф навстречу друг другу
Президент США Барак Обама
приветствует президента Кубы Рауля
Кастро перед своим выступлением возле
памятника Нельсону Манделе в
Йоханнесбурге, ЮАР. 10 декабря, 2013
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
(1 голос) |
К.э.н., старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН
Отношения между Кубой и США при Фиделе Кастро далеко не всегда отличались легкостью и позитивной динамикой развития. Однако заинтересованность в сотрудничестве или по крайней мере нормализации отношений присутствовали у политиков обеих стран. После окончания холодной войны эти настроения медленно, но верно стали преобладать.
Отношения между Кубой и США при Фиделе Кастро далеко не всегда отличались легкостью и позитивной динамикой развития. Однако заинтересованность в сотрудничестве или по крайней мере нормализации отношений присутствовали у политиков обеих стран. После окончания холодной войны эти настроения медленно, но верно стали преобладать.
История кубино-американских отношений в постреволюционный период
Ухудшение отношений между Кубой и США началось практически сразу после прихода к власти правительства Фиделя Кастро. Революционные преобразования на Кубе начались в мае 1959 года: были экспроприированы частные землевладения, национализированы сахарные заводы, телефонные и электрические компании, принадлежавшие американцам. В сентябре 1960 г. кубинцы национализировали филиалы североамериканских банков. Все предложения со стороны США об урегулировании имущественных отношений были отвергнуты революционными властями. Ответным шагом с американской стороны стало прекращение поставок нефти на Кубу и полный отказ от закупок кубинского сахара.
Разрыв экономических отношений между двумя странами стал предвестником обострения внешнеполитических связей.
В апреле 1961 г. при поддержке США была совершена попытка поднять народное восстание против правительства Кастро, но кубинцы не поддержали повстанцев. Кубинские эмигрантские организации впоследствии неоднократно пытались организовать десанты на остров.
В августе 1990 г. Фидель Кастро объявил, что Куба вступила в «особый период в мирное время». Пытаясь преодолеть надвигающуюся катастрофу, кубинское руководство пошло на некоторую либерализацию экономической деятельности.
Карибский ракетный кризис, когда на Кубе были размещены советские ракеты с ядерными боеголовками, нацеленными на США, стал реперной точкой для кубино-американских отношений. Авантюра, затеянная Никитой Хрущевым и его соратниками, поставила мир на грань ядерной войны. Кто бы ни победил в этой войне, СССР или США, территория Кубы точно серьезно бы пострадала, хотя ее руководство было настроено даже более воинственно, чем советское. Хрущев и президент Кеннеди сумели остановиться буквально в шаге от катастрофы.
В октябре 1962 г. Куба, попав в тяжелейшую экономическую ситуацию, обратилась за помощью к Москве как главному союзнику. В срочном порядке на остров были направлены советские танкеры с нефтью, а кубинский сахар, в котором Советский Союз не нуждался, стал экспортироваться в СССР по ценам, превышающим мировые.
В этот же период корабли ВМФ США установили морскую блокаду Кубы в виде карантинной зоны в 500 морских миль. В феврале 1963 г. в США был принят специальный закон «Cuban Assets Control Regulations». Рестрикционные меры стали основным рычагом американской политики по отношению к Кубе. В 1966 г. был введен запрет на посещение Кубы гражданами США.
Развал СССР и распад соцлагеря. Перемены на Кубе и их воздействие на отношения с США
В 1960-1987 гг. тесные политические, экономические и военные связи между СССР и Кубой основывались на идеологических принципах и носили характер патерналистской помощи со стороны Советского Союза. На Кубу поставлялась масса товаров: от продовольствия и детской одежды до машин и технологического оборудования. После развала СССР помощь прекратилась, что повлекло за собой снижение кубинского ВВП на 34,7%, а дефицит бюджета достиг 33% ВВП [1].
В августе 1990 г. Фидель Кастро объявил, что Куба вступила в «особый период в мирное время». Пытаясь преодолеть надвигающуюся катастрофу, кубинское руководство пошло на некоторую либерализацию экономической деятельности: была расширена сфера частного предпринимательства, ослаблены ограничения на обращение иностранной валюты [2].
Наряду с этим были предприняты усилия по привлечению иностранных инвестиций. Правовую основу нового курса кубинского правительства по отношению к зарубежным инвесторам составил Декрет-закон № 50, принятый еще в феврале 1982 г. В этом документе был заложен основной принцип – предоставление «зарубежному инвестору тех же условий в области налогового, банковского и трудового законодательства, что и национальным инвесторам» [3]. Внутри страны было жестко нормировано распределение электроэнергии, продуктов питания и потребительских товаров.
Процессы, происходящие в мире, послужили определенным «триггером» и для развития кубино-американских отношений. Кубу стали активно посещать американские законодатели и общественные деятели. В начале 2002 г. Фидель Кастро принял многочисленную группу американских законодателей и бизнесменов, которые по итогам встречи заявили о своей готовности отстаивать законопроекты по снятию эмбарго. Все это способствовало если не нормализации, то реальному потеплению отношений между странами. Кубинское правительство осудило теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, а спустя три года, 20 декабря 2004 г., Национальная ассамблея народной власти одобрила присоединение Кубы ко всем международным соглашениям по борьбе с терроризмом.
В мае 2002 г. Кубу посетил экс-президент США Джимми Картер, предложивший для нормализации отношений между двумя странами план из четырех пунктов:
- снятие ограничений на поездки на Кубу;
- отмена эмбарго;
- решение имущественных споров, вызванных национализацией американской собственности после революции 1959 г.;
- использование кубинской диаспоры в США как моста для сближения двух стран [4].
Встреча президента Кубы Рауля Кастро
с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро
Современное состояние отношений
Кардинальные изменения в кубино-американских отношениях в значительной степени зависят от политико-экономической ситуации в Венесуэле, которая является фактически единственной опорой нестабильной кубинской экономики. Венесуэла поставляет Кубе нефть и нефтепродукты на сумму около 5 млрд долларов.
Кубинцы пытались освободиться от «нефтяной зависимости» и с помощью российской «Газпромнефти» вели с 2010 г. разведку на шельфе в Мексиканском заливе. Нефть в этом районе оказалась трудноизвлекаемой, и в сентябре 2013 г. «Газпромнефть» вышла из проекта, потратив на него не менее 12 млн долларов.
Правительство Венесуэлы, возглавляемое Николасом Мадуро, принимает популистские меры: устанавливает предельные цены на товары и нормы прибыли для предпринимателей, ограничения по внешнеторговым операциям и т.д. Такие акции могут привести к краткосрочному росту популярности среди беднейших слоев населения, но крайне негативно отражаются на состоянии экономики страны. С учетом того, что Мадуро на президентских выборах одержал победу с перевесом менее 1% голосов и не обладает харизмой покойного Уго Чавеса, шансы на перемены в Венесуэле в ближайшее время очень велики, что грозит прекращением или, по крайней мере, резким сокращением помощи от Венесуэлы. Для Кубы это обернется катастрофой, сравнимой с разрывом связей с СССР. Другого донора, аналогичного Венесуэле, Кубе не найти. И это безусловно подтолкнет ее к нормализации отношений с США.
шансы на перемены в Венесуэле в ближайшее время очень велики, что грозит прекращением или, по крайней мере, резким сокращением помощи от Венесуэлы. Для Кубы это обернется катастрофой, сравнимой с разрывом связей с СССР. Это безусловно подтолкнет ее к нормализации отношений с США.
По мнению многих экспертов, американское эмбарго – главный негативный фактор в американо-кубинских отношениях. Эмбарго мешает, но проблема кубинской экономики заключается в том, что патерналистское государство устранило как стимулы к труду, так и наказание за безделье. Поэтому кубинцы не прикладывают больших усилий на своих официальных рабочих местах [5]. Тем не менее, несмотря на эмбарго товарооборот между двумя странами, особенно экспорт из США, в последние годы стал стремительно расти. Так, если за 2012 г. объем товарооборота Куба–США составил 464,5 млн долларов, то только за четыре месяца 2013 г. он достиг 177,1 млн долларов.
На мой взгляд, многие наблюдатели за процессом кубино-американских отношений придают чрезмерное значение личности того или иного американского президента. Нельзя объяснять ситуацию просто личным отношением главы государства.
Генри Киссинджер утверждает, что существует «американская приверженность принципам вне связи с каким-либо конкретным интересом, который лежал бы на поверхности» [6].
Во время президентства Джорджа Буша-младшего, несмотря на сохраняющееся эмбарго, фермерское лобби в Конгрессе США добилось разрешения на поставку на Кубу сельхозпродукции. Поставки сопровождались драконовскими условиями: полная предоплата и невозможность пользоваться кредитами американских банков. Несмотря на это, США стали для кубинцев главным поставщиком продовольствия (в среднем на сумму более 500 млн долларов в год), что способствовало снижению остроты продовольственной проблемы на Кубе.
Президент Барак Обама неоднократно говорил о новом подходе к отношениям с Кубой. Так, например, в ноябре 2013 г. во время визита во Флориду он заявил, что США могут пересмотреть санкции против Кубы: «Имейте в виду, что когда Кастро пришел к власти, я только родился, поэтому представление о том, что сформированная нами в 1961 г. политика по-прежнему эффективна сегодня, в эпоху Интернета и Google и развития международного туризма, ложно». Кроме того, по мнению Обамы, нынешнее поколение американцев готово к поиску «новых механизмов» в решении проблем двусторонних отношений.
Когда бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден должен был вылететь из Гонконга в Гавану, этого не произошло, по информации некоторых западных изданий, из-за позиции Кубы. Можно предположить, что позиция кубинских властей по этому вопросу заключается в нежелании портить отношения с США.
Будущее кубино-американских отношений
Будущее кубино-американских отношений во многом зависит от экономической ситуации на острове. Возможно несколько вариантов развития событий: в обмен на сотрудничество в военной сфере (подготовка военных специалистов, размещение военных баз) Кубу на буксир из геополитических соображений вновь возьмет Россия или другое государство, например, Иран. Оба варианта носят гипотетический характер, и поэтому экономику Кубы в ближайшем будущем ждут тяжелые времена. В таком случае вновь потребуются радикальные меры, чтобы избежать коллапса народного хозяйства, что, в свою очередь, предполагает определенную степень либерализации политической жизни. Однако в этом вопросе кардинальных перемен не следует ожидать – до тех пор, пока благосостояние могущественных и многочисленных кубинских силовиков будет поддерживаться на удовлетворяющем их уровне, они не допустят стихийных политических перемен. Необходимо помнить, что после полувекового идеологического господства одной партии и беспрецедентного бегства с острова более миллиона человек (или около 10% населения) осторожные политические перемены возможны только сверху.
Прогресс в области прав человека и уменьшение напряженности в межгосударственных отношениях, безусловно, будут также способствовать нормализации отношений между Кубой и США.
Определенные подвижки в области гражданских прав и свобод происходят на Кубе не очень быстро, но последовательно. За последние годы освобождены многие диссиденты, открыт выезд за рубеж. США, в свою очередь, стали выдавать гражданам Кубы многократные визы. В июне 2013 г. в Вашингтоне начались прямые переговоры о восстановлении почтовой связи. Кубинское правительство объявило о расширении доступа в Интернет в общественных местах. По всей стране открылись многочисленные интернет-кафе, сняты ограничения на пользование мобильной связью. Даже такой щекотливый вопрос, как отношение к сексуальным меньшинствам, на Кубе постепенно решается. Со своей стороны, в отношениях с США кубинские власти несколько ослабили «антиимпериалистический» накал визуальной и прочей пропаганды.
Прогресс в области прав человека и уменьшение напряженности в межгосударственных отношениях, безусловно, будут также способствовать нормализации отношений между Кубой и США. С другой стороны, отмена американского эмбарго – важнейшее условие нормализации отношений – возможна лишь при решении вопроса о компенсации американским собственникам экспроприированного имущества на Кубе. Кубинцы не располагают соответствующими возможностями для решения вопроса о компенсации. Кроме того, у них нет и желания провести подобную акцию. Однако американцы, возможно, будут готовы на определенные компромиссы: реструктуризацию или даже частичное списание этих долгов. Для американцев важен принцип – признание незаконного характера экспроприации, – что может обернуться уступками с их стороны.
Нынешний глава Кубы Рауль Кастро, конечно, не апологет рыночной экономики и поборник прав человека. Однако бесспорно и то, что некоторые его шаги, в том числе ограничение сроков пребывания на руководящих постах (себе он установил срок до 2018 г.), могут создать предпосылки для постепенного перехода к поставторитарному обществу. Экономических реформ на Кубе явно недостаточно, чтобы переломить ситуацию и сделать рывок к рынку, как это в свое время произошло в Китае и Вьетнаме.
В ноябре 2013 г. США официально отказались от «доктрины Монро», которой в этом году исполнилось 190 лет. В соответствии с ней Западное полушарие не должно было рассматриваться как объект для будущей колонизации любой европейской страной, а США взяли на себя обязательства не вмешиваться во внутренние дела европейских стран. В своем выступлении в штаб-квартире Организации американских государств в Вашингтоне, посвященном отказу США от «доктрины Монро», госсекретарь США Джон Керри подчеркнул, что Соединенные Штаты «ждут того дня, и надеются, что он придет быстро, когда кубинское правительство примет широкую повестку для политических реформ, которые позволят его народу свободно определять собственное будущее».
1. Россия и Куба в контексте экономической глобализации. М.: Институт Латинской Америки РАН, 2005. C. 496.
2. Современная Куба: Вопросы экономической адаптации и переориентации внешних связей / ред. В. М. Давыдов. - М.: Институт Латинской Америки РАН, 2002. С. 158.
3. Новые возможности для инвестиций на Кубе. Справочник для делового человека / сост. Э. Белый. - М.: Финтрекс, 1997.
4. Juventud rebelde, Habana. 19.05.2002.
5. The Economist, 24 Mаrch 2012, London.
6. Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир. С. 384.
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
(1 голос) |