Оценить статью
(Голосов: 33, Рейтинг: 3.64)
 (33 голоса)
Поделиться статьей
Василий Кашин

К.полит.н., директор Центра стратегических исследований НИУ ВШЭ, член РСМД

Недавно опубликованный доклад сотрудников ИМИ МГИМО МИД России Игоря Денисова и Ивана Зуенко «От мягкой силы к дискурсивной силе: новые идеологемы внешней политики КНР» раскрывает важнейший аспект становления КНР в качестве великой мировой державы — развитие ее внешнеполитической идеологии. Великая держава невозможна без собственного глобального видения, образа будущего и развитых представлений об этике международных отношений.

В докладе описывается не слишком удачная попытка КНР взять на вооружение западные концепции «мягкой силы» и скопировать западные институты для ее продвижения. Китай столкнулся с проблемами в содержательном наполнении: для внешнего мира безусловно притягательной является традиционная китайская культура, но донесение до иностранной аудитории позиции и ценностей современного Китая оставалось нерешаемой проблемой.

В дальнейшем, по мере ухудшения отношений с США и их союзниками, Институты Конфуция, созданные по образцу европейских Институтов Гете и Сервантеса, стали объектом административного и пропагандистского давления со стороны властей в ряде стран и начали закрываться. Несмотря на позитивную роль в продвижении китайской культуры и языка, первая китайская попытка глобального продвижения своей «мягкой силы» в целом потерпела неудачу.

На этом фоне вырос интерес китайских теоретиков к наследию Мишеля Фуко и теории дискурса. Как отмечают авторы, китайский подход к наследию Фуко был крайне избирательным и инструментальным: фактически заимствовались лишь отдельные понятия и идеи французского философа, которые вплетались в собственные рассуждения о том, каким образом Китай мог бы нарастить свою роль в мировой политике.

Авторы выделяют четыре основных направления ведущейся сейчас китайцами работы по усилению своей дискурсивной силы: политическое, моральное, институциональное и технологическое. По всем этим направлениям китайская «дискурсивная сила» находится лишь в стадии становления. В политической сфере китайцы пытаются создать механизмы целенаправленного донесения своей точки зрения до представителей политической, деловой и научной элит, в том числе за счет прямых контактов с чиновниками, аналитическими центрами, стипендиальных программ и т.п. Авторы отмечают, что проблемой остается наполнение этих каналов коммуникации содержанием: зачастую выдвигаемые тезисы либо слишком прямолинейны, либо непонятны некитайской аудитории.

В моральной сфере КНР пытается предлагать свою систему ценностей, основанную во многом на богатом наследии традиционной культуры, которая адаптируется к современным условиям. Одним из проявлений этого направления работы авторы считают и концепцию «сообщества единой судьбы человечества», активно продвигаемую китайской дипломатией по всем международным каналам.

В институциональном отношении Китай зашел дальше, чем в политическом и моральном: китайцы стремятся участвовать в максимально возможном количестве международных структур, предоставляя им финансирование и вместе с тем добиваясь по возможности большей роли в формировании повестки. Наконец, в технологической области «дискурсивная сила» проявляется в решении простой, понятной и коммерчески обоснованной задачи глобального продвижения китайских технических стандартов.

Как отмечают авторы доклада, переход от концепции «мягкой силы» к «дискурсивной силе» говорит о растущей активности и наступательности китайской политики. При этом, продвигая свою «дискурсивную силу», Китай напрямую бросает вызов США как «дискурсивному гегемону». Авторы отмечают целый ряд сильных и слабых сторон в осуществлении данной стратегии: ее успех ограничен, и сами китайцы считают стратегию небесспорной. В настоящее время мы наблюдаем за сложным процессом формирования новой китайской внешнеполитической идеологии, которая вместе с тем окажет и несомненное значительное влияние на внутреннюю жизнь КНР.

Процесс возвышения КНР в течение длительного времени воспринимался в мире как исключительно экономический феномен. Сам Китай не особенно возражал против этого. Проводя осторожную, пассивную политику, избегая любых претензий на лидирующую роль в мировых проблемах, Китай не особенно заботился о продвижении своей «мягкой силы» в мире в 1980–1990-х гг. Более того, в этот период были демонтированы довольно мощные инструменты экспорта идеологии, созданные в дореформенный период: КНР полностью свернула поддержку разнообразных левых и национально-освободительных движений в развивающемся мире.

Ситуация начала меняться с начала 2000-х гг., когда Китай стал превращаться из просто крупного участника глобальной торговли в одного из основных международных инвесторов. КНР озаботилась вопросами расширения своего международного влияния, в том числе с опорой на инструменты «мягкой силы».

К концу 2000-х — началу 2010-х гг. Китай стал еще и крупной военной державой, а также важным глобальным центром развития науки и техники. В последующий период обозначилась тенденция к наращиванию роли страны в мировой политике, выдвижению ей региональных и глобальных инициатив и созданию новых международных структур.

Особенностью Китая было то, что на каждом этапе этого движения идеологическое обоснование и усилия по пропаганде китайских шагов отставали от реально предпринимавшихся мер. У многих стран, включая Россию, выдвижение громких идей и инициатив зачастую происходит без реального подкрепления их ресурсами и реальными действиями. Китай сталкивается с обратной проблемой: донесением до мира своей повестки, объяснением уже предпринимаемых значимых шагов.

Недавно опубликованный доклад сотрудников ИМИ МГИМО МИД России Игоря Денисова и Ивана Зуенко «От мягкой силы к дискурсивной силе: новые идеологемы внешней политики КНР» раскрывает важнейший аспект становления КНР в качестве великой мировой державы — развитие ее внешнеполитической идеологии, фактически разработку китайцами своего «предложения» миру.

Великая держава невозможна без собственного глобального видения, образа будущего и развитых представлений об этике международных отношений. Проблемой Китая долгое время была специфичность его официальной идеологии, пережившей несколько этапов эволюции в период реформ и открытости.

Маоизм при всем его радикализме представлял собой целостную систему, которая могла транслироваться вовне и находила отклик у миллионов людей, в том числе за пределами Азии. И порой находит до сих пор — маоистские партии еще продолжают вооруженную борьбу в целом ряде стран, от Индии до Перу.

Однако транслировать вовне идеологические конструкции вроде «теории трех представительств» Цзян Цзэминя, «концепции научного развития» Ху Цзиньтао и «социализма с китайской спецификой в новую эпоху» Си Цзиньпина практически невозможно. Эти идеологемы намертво привязаны к текущей китайской действительности и за пределами КНР никому непонятны.

Потому неудивительны многочисленные трудности и провалы, которые ожидали Китай в его попытках донести до мира свои идеи. В докладе описывается не слишком удачная попытка КНР взять на вооружение западные концепции «мягкой силы» и скопировать западные институты для ее продвижения — глобальная сеть Институтов Конфуция строилась по образцу европейских Институтов Гете, Сервантеса и т.п.

Китай столкнулся с проблемами в наполнении своих каналов продвижения «мягкой силы»: для внешнего мира безусловно притягательной является традиционная китайская культура, но донесение до иностранной аудитории позиции и ценностей современного Китая оставалось нерешаемой проблемой.

В дальнейшем, по мере ухудшения отношений с США и их союзниками, Институты Конфуция стали объектом административного и пропагандистского давления со стороны властей в ряде стран и начали закрываться. Несмотря на позитивную роль в продвижении китайской культуры и языка, первая китайская попытка глобального продвижения своей «мягкой силы» в целом потерпела неудачу.

На этом фоне вырос интерес китайских теоретиков к наследию Мишеля Фуко и теории дискурса. Как отмечают авторы, внимание китайских авторов к наследию Фуко было избирательным и концентрировалось на понятиях «дискурс» и «дискурсивная власть».

Еще с начала 2000-х гг. в китайских публикациях появляется термин «дискурсивная сила». Китайские специалисты рассматривали, каким образом дискурсивная власть могла бы позволить КНР нарастить свою роль в глобальном управлении, включая обсуждение конкретных практических вопросов, например, торговых.

Китайский подход к наследию Фуко был крайне избирательным и инструментальным: фактически заимствовались лишь отдельные понятия и идеи французского философа, которые вплетались в собственные рассуждения о том, каким образом Китай мог бы нарастить свою роль в мировой политике. В полной мере эти построения были приняты на вооружение китайской политики уже в эпоху Си Цзиньпина.

Авторы выделяют четыре основных направления ведущейся сейчас китайцами работы по усилению своей дискурсивной силы: политическое, моральное, институциональное и технологическое. По всем этим направлениям китайская «дискурсивная сила» находится лишь в стадии становления. В политической сфере китайцы пытаются создать механизмы целенаправленного донесения своей точки зрения до представителей политической, деловой и научной элит, в том числе за счет прямых контактов с чиновниками, аналитическими центрами, стипендиальных программ и т.п. Авторы отмечают, что проблемой остается наполнение этих каналов коммуникации содержанием: зачастую выдвигаемые тезисы либо слишком прямолинейны, либо непонятны некитайской аудитории.

В моральной сфере КНР пытается предлагать свою систему ценностей, основанную во многом на богатом наследии традиционной культуры, которая адаптируется к современным условиям. Одним из проявлений этого направления работы авторы считают и концепцию «сообщества единой судьбы человечества», активно продвигаемую китайской дипломатией по всем международным каналам.

В институциональном отношении Китай зашел дальше, чем в политическом и моральном: китайцы стремятся участвовать в максимально возможном количестве международных структур, предоставляя им финансирование и вместе с тем добиваясь по возможности большей роли в формировании повестки. В качестве примера можно привести участие КНР в работе Арктического совета в качестве наблюдателя. Наконец, в технологической области «дискурсивная сила» проявляется в решении простой, понятной и коммерчески обоснованной задачи глобального продвижения китайских технических стандартов. В этом отношении Китай не отличается от прочих крупных экономик.

Как отмечают авторы доклада, переход от концепции «мягкой силы» к «дискурсивной силе» говорит о растущей активности и наступательности китайской политики. При этом, продвигая свою «дискурсивную силу», Китай напрямую бросает вызов США как «дискурсивному гегемону». Авторы отмечают целый ряд сильных и слабых сторон в осуществлении данной стратегии: ее успех ограничен, и сами китайцы считают стратегию небесспорной. В настоящее время мы наблюдаем за сложным процессом формирования новой китайской внешнеполитической идеологии, которая вместе с тем окажет и несомненное значительное влияние на внутреннюю жизнь Китая.

Оценить статью
(Голосов: 33, Рейтинг: 3.64)
 (33 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju