Оценить статью
(Голосов: 42, Рейтинг: 4.57)
 (42 голоса)
Поделиться статьей
Антон Цветов

Эксперт ЦСР

Образ мышления «глобальных русских» сейчас находится в кризисе созревания. Конфликт с Западом создал для этого образа мышления серьезные вызовы, связанные с поиском нового языка и немного нелепой и, честно говоря, довольно обидной необходимостью защищать свою принадлежность России. Как кэмпбелловский тысячеликий герой, «глобальные русские» находятся в чреве кита, почти полностью скрываются от глаз наблюдателя. В этом чреве они должны осознать, в чем их понимание мира отличается от его реальности, и вынырнуть на другой стороне, изменившись, но сохранив ядро своих убеждений.  

«Глобальные русские» соединяют Россию и мир «мостом» их укорененности в России и глобальным мышлением. Проблемы современной России нельзя решить в отрыве от мира, как невозможно и работать с темами мировой политики, не понимая Россию. Получается забавная ситуация — «глобальные русские» видят свою миссию в создании и поддержании связей, поиске лучшего в России для передачи миру и лучшего в мире для передачи в Россию, а получают обвинения в отрыве от корней, некомпетентности и без пяти минут предательстве национальных интересов.

Тем, кто хочет жить в глобально интегрированной России, кого вдохновляют именно такие периоды развития нашей страны, действительно пора серьезнее отнестись к работе с внутренними аудиториями, пусть даже элитными — бюрократией, исследователями в смежных дисциплинах, деятелями искусства, образования и просвещения, предпринимателями. В таких сочетаниях разного опыта, думается, есть огромный потенциал для нового понимания места россиян в глобальном мире.

Потому что у куклы лицо в улыбке,

мы, смеясь, свои совершим ошибки.

И тогда живущие на покое мудрецы

нам скажут, что жизнь такое.

Иосиф Бродский. «Песня невинности, она же — опыта»

Вряд ли Иван Тургенев мог предположить, что его двухсотлетие будут отмечать именно так. В московскую Библионочь мы с замечательной Ольгой Брейнингер говорили на вечную тему «отцов и детей», то есть о том, что отделяет наше поколение от предыдущих и следующих, есть ли оно вообще, это поколение, что для нас мир и Россия, что для нас язык и наука.

Но оказалось, что нельзя говорить о проблеме «отцов и детей» и быть свободными от проблемы «отцов и детей». Уже скоро после нашей ночи разговоров в своем новом тексте Александр Крамаренко целостно и детально оформил аргументы «отцов», где предупредил читателя от поспешной передачи «миров приводных ремней» нам, «детям», страшно далеким от народа, не читающим или читающим что-то не то, а главное, зараженным пагубным вирусом глобального мышления.

Главной уликой в деле против эксперта и начинающего писателя — это два разных человека — послужило словосочетание «глобальные русские» (global Russians) [1], которое «дети» неосторожно произнесли, пытаясь как-то коротко обозвать свое поколение (на самом деле вовсе не поколение, но к этому мы еще вернемся). Упоминание выпавшей из моды глобальности, похвала английскому языку как инструменту академического общения, а также оценка терактов 11 сентября как лучше запомнившихся, чем распад СССР, событий отрочества стали необходимыми и достаточными доказательствами в нашем деле и позволили вынести нам вердикт, сильно похожий на обвинения в адрес мифических российских либералов (в значении «тех, которые не патриоты, а вот другие»). Невольно возникает ощущение, что наши попытки со всеми нюансами рассказать о «глобальных русских» оказались тщетными — мы были помещены в одну из ячеек российской идеологической дихотомии, где против нас применили старые и проверенные пестициды, не заметив, что мы уже совсем другие насекомые.

Такая критика — большое благо и прекрасный повод объясниться и внести те самые нюансы, которых, очевидно, не хватило в нашей двухчасовой дискуссии. Попробуем разобраться в деталях нашей позиции по трем направлениям критики: (1) языковая и смысловая близость к народу; (2) «отрицание» против «преодоления» прошлого; (3) участие в дискуссиях о внешней политике России. Каждый предмет критики для этого короткого эссе — отправная точка, от которой мы пунктиром наметим некоторые важные тезисы.

«Опять иностранное слово!»

Для общественно-политических споров вообще характерен прием, когда стороны пытаются лишить оппонента самого права участвовать в этой дискуссии. Сделать это просто — объявить об оторванности участника от объекта обсуждения. Если я в избе не прописан, то и сор со мной обсуждать вроде как не положено. Вспомним хотя бы тему нашего сочинения — «Отцов и детей», где Павел Кирсанов во время известного спора отказывается верить, что Базаров «точно знает русский народ» и представляет «его потребности, его стремления» и прямо говорит, что тот «идет против своего народа», добавляя: «[В]ы не русский после всего, что вы сейчас сказали». Базаров же отстаивает свое право жестко критиковать народ, будучи его частью: «Да притом — он русский, а разве я сам не русский?».

Самое забавное, конечно же, что Павел Петрович сам, разумеется, не чужд низкопоклонства перед Западом и страстно любит все английское. Базаров же больше почитает немецкое, хотя и живо пользуется русскими народными выражениями, все-таки его «дед землю пахал». Даже десятикласснику, читающему этот текст из-под учительской палки, заметна ирония ситуации. Схожим образом в той самой книге «Время Березовского», на которую ссылается Александр Крамаренко, есть занятнейший спор Анатолия Чубайса с Петром Авеном о том, кто из них больше русский (разумеется, в ценностном смысле):

Авен: Вот и я мириться с тезисом, что Родина дороже свободы, не готов никогда.

Чубайс: Именно поэтому ты не русский человек.

А: Я вполне русский человек. Чехов был со мной полностью согласен, и Бунин с Набоковым тоже. Это тоже не русские люди?

Ч: Привести тебе обратные примеры? Начиная с Достоевского.

А: Слушай, таких русских, как я, меньше, чем таких, как ты, это правда. Но миллионы русских в истории согласились бы со мной, а не с тобой. Поэтому это большой вопрос — кто русский, а кто не русский.

Ч: А большинство согласилось бы со мной.

А: Так это беда, на мой взгляд. Я совершенно не считаю, что большинство право, Толя. Я считаю, что большинство, как правило, неправо.

К чему эти длинные литературные отступления? К тому, что вопрос о «близости к народу» в общем-то довольно бессмысленный. Агрегация общественных предпочтений — всегда несовершенная — происходит в сложной гражданской «дискуссии». Каждая часть общества играет свою роль в этой фигуральной «дискуссии», и, что уж тут греха таить, «глобализированные элиты» в большинстве стран играют непропорционально большую роль в определении итогового курса. Раскрытие политического пространства для «масс» — большой вызов для благополучия самих этих «масс», как показывает история и практика популистских правительств.

Россия, конечно, никакое не исключение. Не думаю, что нужно рассказывать об уровне имущественного расслоения, средних зарплатах, доле владеющих иностранными языками или загранпаспортом и тому подобных вещах — читатели сайта РСМД хорошо это знают.

Проблемы современной России нельзя решить в отрыве от мира, как невозможно и работать с темами мировой политики, не понимая Россию.

Второй частью аргумента об «отрыве» мифического поколения «детей» от народа был тезис о языке. В значительной степени мы нарвались сами, объявив, что английский язык для нас — важнейший инструмент международного академического общения. Действительно, для эксперта-международника сегодня отсутствие способности свободно читать и писать профессиональные тексты по-английски — граничащий с инвалидностью недостаток, закрывающий путь к большей части научного пространства. Не относиться к этому инструменту серьезно по идеологическим соображениям преступно для международника. Более того, никаких идеологических соображений тут и не может быть — нелюбимые российскими почвенниками «англо-саксы» давно уже лишились прав собственности на свой язык. Чтобы понять, насколько английский язык не принадлежит англичанам и американцам, достаточно побывать на международных конференциях в Азии, где без английского трудно представить, как найти общий язык японцу с бирманцем.

Признавая, что академическая билингвальность серьезно влияет и на наш русский язык, мы не можем принять аргумент о том, что это как-то разрушает или разлагает нашу речь. Тема иностранных заимствований и вечной деградации языка от какого-то «золотой эпохи» к отвратительному сегодня — популярная и хорошо изученная. И все же язык — это инструмент, подстраивающийся под практические задачи повседневности и при этом хранящий культурную специфику момента. Язык всегда современен и всегда принадлежит всем, на нем говорящим, — строго говоря, его нельзя испортить, он всегда есть норма.

При этом, конечно, московские международники — в том числе те, кто считают себя близкими к народу, — естественным образом говорят на другом русском, чем, скажем, калужские фермеры, не говоря о рабочих Уралвагонзавода. Дело совершенно не в том, кто видит главным «глобализацию», а кто — «ресуверенизацию». И даже не в том, у кого какие цифры стоят в дате рождения. Тут мы подходим к принципиально важному замечанию — разрыв в языке и понимании действительности проходит совсем не по возрастным границам. Верно замечено — торговцы смыслами на глобальном Севере пока не могут предложить для более широкой аудитории идей, которые выглядели бы понятными и новыми. А старые слова мы уже давно затерли, нагрузив лишними коннотациями. «Либерал», «патриот», «модернизация», «суверенитет», «реформы», «безопасность» — все эти слова перестали что-либо значить не только когда мы их говорим, но и даже когда мы ими думаем вслух. Вас удивляет, что международники бегут от этих слов в английские?  

Чрево кита

Еще одно иностранное слово, которым «отцы» продолжают ругать «детей», — нигилизм. Базаров, конечно, не был нигилистом. В той же мере, в которой он все отрицал, он возводил в культ сам нигилизм. Кирсанов, возмущаясь нигилизмом Базарова, имел в виду отрицание того, что казалось неотрицаемым Павлу Петровичу. (Кстати, сами братья Кирсановы активно отрицали других помещиков — Николая Петровича, помнится, за порядки в его имении даже считали «красным».)

Напомним, что обвинение в адрес «глобальных русских» примерно такое: им надо начать преодолевать прошлое, а не отрицать его, и только тогда они смогут подступиться к развязыванию сложных интеллектуально-практических узлов, которые образовались в нынешней непростой международной обстановке. Формировать новые идеи и концепции нужно не на основе отрицания всего, что было «до», а на его преодолении.

О преодолении говорить, наверное, сложнее всего, учитывая какой объем травматичного исторического и публичного опыта российским обществом даже толком не прожит, не то что преодолен, — от Большого террора до Афганистана и войн в Чечне. И тут у каждого поколения есть что преодолевать. Опытом, который нам предстоит еще как следует осмыслить и пережить, однозначно можно считать ту поляризацию и политизацию дискурса, которую произвел на свет украинский кризис. Спокойно говорить о внешней политике и международных отношениях, без риска прослыть поборником тоталитарного режима или национал-предателем очень сложно (но о дискуссии мы поговорим чуть позже).

Трудно говорить за всех «глобальных русских», но думаю, что многие из них как раз и считают, что занимаются тем самым преодолением. Именно это и определяет их странноватое название, соединяющее Россию и мир «мостом» их укорененности в России и глобальным мышлением. Чтобы дьявол не играл нами и мы мыслили точно (как хотел бы Мамардашвили), нужно достичь синтеза глобального тезиса и национального антитезиса, понимания одновременной уникальности и не-уникальности российской проблематики. Проблемы современной России нельзя решить в отрыве от мира, как невозможно и работать с темами мировой политики, не понимая Россию.

Получается забавная ситуация — «глобальные русские» видят свою миссию в создании и поддержании связей, поиске лучшего в России для передачи миру и лучшего в мире для передачи в Россию, а получают обвинения в отрыве от корней, некомпетентности и без пяти минут предательстве национальных интересов. Интересно, что российские дипломаты, наверное, в наши дни часто чувствуют себя в подобном положении на международной арене, когда им приходится защищаться от нападок за то, что они вроде как делают свою работу. Кстати, это происходит и не только в Нью-Йорке или Женеве — на экранах российского ТВ случаются сериалы про то, как доблестные сотрудники органов безопасности отлавливают в среде отечественных дипломатов «оборотней с агреманами», готовых продать Родину (а то что это они все с иностранцами якшаются и ездят по заграницам?).

Поэтому «глобальные русские» — не поколение, их определяет не возраст, а образ мышления. Этот образ мышления сейчас находится в кризисе созревания. Конфликт с Западом создал для этого образа мышления серьезные вызовы, связанные — как верно замечено — с поиском нового языка и немного нелепой и, честно говоря, довольно обидной необходимостью защищать свою принадлежность России. Хочется думать, что этот кризис и поможет сформироваться языку и позиционированию «глобальных русских». Как кэмпбелловский тысячеликий герой, они находятся в чреве кита, почти полностью скрываются от глаз наблюдателя. В этом чреве они должны осознать, в чем их понимание мира отличается от его реальности, и вынырнуть на другой стороне, изменившись, но сохранив ядро своих убеждений.  

globalrussians4.jpg
Мир Кристины, Эндрю Уайет, 1948

Что говорить, когда нечего говорить?

И вот в этой обстановке нам предлагают вести больше общественных дискуссий, особенно с вовлечением широких народных масс. Трудно не согласиться, что разговаривать друг с другом и дискутировать о внешней политике нужно больше. Если уж на то пошло, такие дискуссии для нашей страны — продукт довольно новый. Говорить о внешней политике свободно, без перехода на автоагрессию кулаком в грудь можно было совсем недолго. Сегодня же использование того или иногда выражения или даже слова-маркера в глазах зрителя быстро делает нас адептом одной из двух борющихся сект, содержание и аргументы уже никто не слушает.

Если бы дискуссия о внешней политике России была бильярдным столом, то его давно пора было бы порубить на дрова, потому что выбоины с двух его сторон решительно не позволяли бы на нем играть. Шары неизбежно катились бы к этим выбоинам, как бы им самим ни хотелось попасть в лузы или просто покататься по зеленому сукну. Такими выбоинами стали слепящие резкостью своего контраста лагеря западников и евразийцев или либералов и консерваторов или как бы еще мы их ни разделяли.

И вот тут та самая постправда, а точнее самая обычная неправда, наконец, появляется на сцене. Дискутанты из каждого лагеря, скорее всего, сочтут себя реалистами в том смысле, что они исходят из того, как вещи обстоят на самом деле. Ни один из них не строит иллюзий относительно того, как устроен мир и как в нем выжить. Только слепой не видит, что США и коллективный Запад всегда пытались ослабить суверенитет России, восставшей против гегемона. И только такой же слепой не видит, что никакого онтологического антагонизма между Россией и США нет и что именно в сотрудничестве с Западом лежит ключ к экономическому процветанию России.

Совсем недавно на ежегодных внешнеполитических дебатах имени С. Кортунова была предпринята в целом сильная попытка как-то поговорить о внешней политике. Разговор был ужасно интересный, но снова вылезла разница языков и какая-то театральность, работа на аудиторию, а не на оппонента. Были разные перформативные жанры: рэп-баттл, политическая речь, защита диссертации с обильными цитированиями и, конечно, обвинительные заключения.

«Глобальные русские» — не поколение, их определяет не возраст, а образ мышления.

Вот эти-то разрывы, часто стилистические, как кажется, и могли бы попробовать преодолеть «глобальные русские» с помощью изначально академических традиций нейтрального языка. Делать это, будучи погруженными в объект обсуждения — политику, крайне непросто. Прямо говорить о наших проблемах и предлагаемых решениях особенно трудно, в основном потому что накопленное в обществе недоверие обнуляет большую часть попыток нормальной коммуникации. Двоемыслие, фальсифицированные предпочтения, «перегрев» внешнеполитического дискурса делают публичный разговор о внешней политике сегодня очередной имитацией.

***

Что делать? Прежде всего, писать тексты и обсуждать тексты, не давая им просто проходить мимо нас. Мы должны стараться вести большие серьезные разговоры по важным темам, проговаривать и оттачивать аргументы и идеи. Большие текстовые дискуссии помогут составить корпус современной русской международной мысли, вокруг которой будут расти новые поколения международников и развиваться старые. Мы не потеряли эту способность — посмотреть хотя бы на переписку Михаила Троицкого с Алексеем Фененко на сайте РСМД (1; 2; 3; 4) или серию материалов, запущенных статьей Василия Кузнецова «Ближний Восток: постмодерн ушел вчера» (1; 2; 3; 4).

Двоемыслие, фальсифицированные предпочтения, «перегрев» внешнеполитического дискурса делают публичный разговор о внешней политике сегодня очередной имитацией.

Количественные и качественные исследования общественного мнения в России сегодня указывают на глубокие травмы не теле нашего понимания своего места в мире и отношений внутри общества. Трудно не согласиться с тем, что это ответственность экспертной и академической аудитории вовлекаться в просветительские проекты, нацеленные на самые нетипичные аудитории, самые важные из которых — ранние курсы непрофильных вузов и старшие школьники. В этом смысле международники сильно отстают, например, от историков, деятелей искусства или естественных наук: лектории, фестивали и открытые дискуссии с участием профессионалов по этим темам встречаются гораздо чаще и — главное — сосредоточены далеко не только в Москве.

Наконец, тем, кто хочет жить в глобально интегрированной России, кого вдохновляют именно такие периоды развития нашей страны, действительно пора серьезнее отнестись к работе с внутренними аудиториями, пусть даже элитными — бюрократией, исследователями в смежных дисциплинах, деятелями искусства, образования и просвещения, предпринимателями. В таких сочетаниях разного опыта, думается, есть огромный потенциал для нового понимания места россиян в глобальном мире.

«Глобальные русские» не должны никому ничего доказывать и запрещать вход содомитам в свои пекарни, чтобы их считали за своих. Но и держать на столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя тоже недостаточно. В духе «парадокса представительства» они должны одновременно представлять и не представлять свою страну так же, как это делают уже упомянутые дипломаты. У каждого поколения свой уникальный опыт, свои убеждения и своя ответственность.

1. Можно, конечно, называть их и «глобальными россиянами», но в данном случае я произвольно отнесу к этой категории тех, кого объединяет русский язык как родной и кто в этом смысле живет в «русском мире», а не в «мире русских».


Оценить статью
(Голосов: 42, Рейтинг: 4.57)
 (42 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju