За полгода до парламентских выборов в Германии крупнейшая партия страны, Христианско-демократический союз (ХДС), находится в крутом пике. Пять месяцев локдауна, провал стратегии вакцинации от коронавируса, коррупционный скандал внутри фракции с Христианско-социальным союзом (ХСС) и, наконец, поражение ХДС на местных выборах в двух федеральных землях Германии обрушили ее рейтинги до минимума. Еще в феврале главной заботой христианских демократов был вопрос о том, кто станет кандидатом в канцлеры, которого партия по традиции определит совместно с ХСС. Теперь же на первый план выходят опасения «оказаться за бортом» правящей коалиции.
Дальнейшие перспективы блока на выборах во многом будут зависеть от внешних факторов. На передний план выходит задача минимизировать репутационные издержки от «масочной аферы» и не дать собственному рейтингу просесть ниже критической отметки, после которой у ХДС/ХСС не останется шансов возглавить правящую коалицию. Решать ее нужно в крайне сжатые сроки, но у лидеров двух партий пока нет жизнеспособных идей, как переломить негативный тренд. Инициатива М. Зёдера о продвижении молодых кандидатов вряд ли может принести какие-то изменения в краткосрочной перспективе. Немного выправить ситуацию могла бы хорошо сформулированная предвыборная программа блока и демонстрация готовности к сотрудничеству с «Зелеными» как с потенциальным партнером по коалиции, а также выдвижение М. Зёдера кандидатом в канцлеры. Однако ситуация вокруг ХДС/ХСС остается крайне турбулентной, а шансы блока трудно поддаются прогнозу.
За полгода до парламентских выборов в Германии крупнейшая партия страны, Христианско-демократический союз (ХДС), находится в крутом пике. Пять месяцев локдауна, провал стратегии вакцинации от коронавируса, коррупционный скандал внутри фракции с Христианско-социальным союзом (ХСС) и, наконец, поражение ХДС на местных выборах в двух федеральных землях Германии обрушили ее рейтинги до минимума. Еще в феврале главной заботой христианских демократов был вопрос о том, кто станет кандидатом в канцлеры, которого партия по традиции определит совместно с ХСС. Теперь же на первый план выходят опасения «оказаться за бортом» правящей коалиции.
Эффект снежного кома
Премьер-министр Северного Рейна-Вестфалии Армин Лашет провел лишь два месяца в кресле председателя ХДС, но уже столкнулся с партийным кризисом, который по своему эффекту может превзойти последствия скандала на земельных выборах в Тюрингии весной 2020 г., после которого министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр пришлось сложить с себя полномочия лидера христианских демократов и отказаться от шанса стать реальной «преемницей Меркель».
На момент избрания А. Лашета председателем ХДС в январе 2021 г. перспективы партии были весьма радужными, несмотря на существовавший внутренний раскол. Успешное прохождение Германии через первую волну пандемии коронавируса помогло христианским демократам вернуть утраченную популярность среди населения и привести свой рейтинг к показателям 2015 г., доходящим на пиковых значениях почти до 40%. Заметно выросла поддержка канцлера Ангелы Меркель и министра здравоохранения Йенса Шпана. Несмотря на небольшое проседание рейтингов с началом второй волны пандемии и последовавший локдаун в ноябре 2020 г., ХДС закрепил за собой статус самой влиятельной политической силы меньше чем за год до парламентских выборов.
Утверждение А. Лашета в новом качестве положило конец спекуляциям о том, какого курса будет придерживаться партия. Ставка была сделана на предсказуемость и преемственность политики канцлера Ангелы Меркель. Такой расчет позволял не только гарантировать голоса традиционно лояльных избирателей, но и избежать потенциальных конфликтов с баварским ХСС, который пойдет на парламентские выборы вместе с ХДС. Для Социально-демократической партии Германии (СДПГ) утверждение А. Лашета также было позитивным сигналом, поскольку давало надежду на сохранение правящей коалиции и после ухода А. Меркель из политики. Однако вторая волна пандемии коронавируса внесла свои коррективы.
Затяжной локдаун в стране, перспективы окончания которого остаются туманными, не входил в планы правительства ФРГ. На момент ввода первых ограничений в начале ноября 2020 г. предполагалось, что пандемию удастся сдержать и уже к Рождеству вернуться к более привычному образу жизни. Однако расчет не оправдался — действующие меры не только регулярно продлевались, но и ужесточались. Первые месяцы население страны с пониманием относилось к вводимым ограничениям, но с течением времени сложившаяся ситуация начала вызывать раздражение. Особой критике подвергалось решение временно закрыть школы и детские сады, которое довольно быстро было отменено.
Начатая в конце декабря в стране кампания по вакцинации также претерпела значительные корректировки. Изначально заявленная цель по достижению коллективного иммунитета в Германии должна была быть достигнута уже к лету, но из-за сокращения объемов поставок вакцин новым ориентиром стала осень 2021 г. Предполагается, что к этому сроку будут вакцинированы 75% населения страны. Такие цифры будут реальны лишь в случае, если люди будут готовы прививаться препаратом производства AstraZeneca. Еще до приостановки использования этой вакцины из-за опасений, что она может привести к развитию тромбоза, спрос на нее внутри страны был крайне низким.
Немецкие СМИ неоднократно писали о том, что немцы отказывались прививаться от коронавируса как только узнавали, что им предлагают британский препарат, а не вакцину от BioNTech/Pfizer.
Тот факт, что Германия показывает относительно неплохие результаты по темпам вакцинации на фоне других стран ЕС — по данным Bloomberg Vaccine Tracker порядка 8,2% немцев получили хотя бы одну дозу вакцины, — не спасает правительство от критики. Наибольшие репутационнные издержки несет глава Минздрава ФРГ, решения которого ставят под сомнение даже внутри блока ХДС/ХСС, и А. Меркель из-за лоббирования жесткого подхода в борьбе с пандемией. Таким образом, дивиденды, которые политики смогли получить за счет успешного прохождения страной первой волны коронавируса, стали сходить на нет из-за провалов в борьбе со второй волной COVID-19. В аналогичной ситуации оказался и Христианско-демократический союз, поскольку действия правительства напрямую сказываются на его рейтингах.
Тем не менее главной проблемой партии стала даже не сама борьба с коронавирусом, а то, как отдельные члены блока ХДС/ХСС воспользовались ей для получения собственной выгоды. Разгоревшийся в начале марта скандал или так называемая «масочная афера» стали серьезным ударом по репутации фракции. О том, что ее зампредседатель, выходец из ХСС Георг Нюсляйн получил порядка 600 тыс. евро за посредничество его фирмы в закупке защитных масок для Минздрава ФРГ и Минздрава Баварии, стало известно еще в конце февраля. Но о системной проблеме внутри блока стали говорить лишь после того, как вскрылось, что депутат от ХДС Николас Лёбель также был пойман на получении 250 тыс. евро через собственную фирму за контракт на поставку масок в Баден-Вюртемберг, а также города Хайдельберг и Маннгейм. Оба депутата покинули свои партии и заявили, что не будут баллотироваться на сентябрьских выборах в Бундестаг. Н. Лёбель также сложил с себя полномочия. Глава фракции ХДС/ХСС Ральф Бринкхаус призвал всех членов подписать заявление о том, что они не получали финансовые выгоды от пандемии COVID-19, а также пересмотреть политику возможности дополнительных заработков депутатов в сторону большей открытости.
Предложенных Р. Бринхаусом мер вряд ли будет достаточно: по данным Der Spiegel, в рядах блока ХДС/ХСС есть и другие депутаты, нажившиеся на поставках средств защиты. В случае обнародования их имен коррупционный скандал может сопровождать блок вплоть до парламентских выборов. При этом даже расследование двух обнародованных инцидентов уже раскрывает новых участников финансовых схем. Так, дело Г. Нюсляйна привело к обнародованию действий другого его однопартийца, бывшего министра юстиции Баварии Альфреда Заутера. Предполагается, что он заработал порядка миллиона евро на посредничестве в закупке масок. Сам политик не отрицает получения денег, однако не согласен с обвинениями в коррупции.
Вопрос кандидата в канцлеры остается открытым
Первым последствием «масочной аферы» стал провал ХДС на выборах в двух федеральных землях — Рейнланд-Пфальце и в Баден-Вюртемберге — 14 марта. В обоих случаях христианские демократы продемонстрировали самые низкие результаты за всю историю партии. Несмотря на то, что ХДС остается второй по силе в ландтагах обеих федеральных земель, в Баден-Вютемберге ей придется уйти в оппозицию. Правящая коалиция будет сформирована из СВПД, «Зеленых» и Свободной демократической партии Германии (СвДП). Такой прецедент вызвал беспокойство в рядах христианских демократов и, наоборот, обрадовал социал-демократов и СвДП. Последним он дает надежду на то, что результаты местных выборов могут повлиять и на итог выборов в Бундестаг. Такие предположения не беспочвенны: фактически расклад сил в Баден-Вютемберге демонстрирует, что вариант «светофора» (коалиции из красных (СДПГ), «Зеленых» и желтых (СвДП)) больше нельзя назвать нереальным.
При этом падение популярности ХДС в двух федеральных землях довольно сложно оценить лишь по итогам выборов: большая часть избирателей проголосовали заранее по почте, когда коррупционный скандал вокруг блока ХДС/ХСС лишь набирал обороты. Как показал анализ бюллетеней, те люди, которые приходили на избирательные участки лично, в меньшей степени были готовы отдать свой голос за христианских демократов, чем те, кто отправил бюллетень по почте.
Поражение ХДС ставит лидера партии А. Лашета в крайне неприятное положение. Его собственный рейтинг популярности на момент прихода на пост председателя колебался в районе 30% и значительно уступал показателям лидера ХСС М. Зёдера. Выборы в ландтаги должны были стать проверкой на прочность для А. Лашета и укрепить его позиции перед тем, как блок ХДС/ХСС объявит, кто же из лидеров двух партий станет кандидатом в канцлеры. До этого момента осталось совсем немного времени — решение будет принято «между Пасхой и Троицей», то есть в период с апреля до середины мая.
А. Лашет как председатель ХДС имеет преимущество — традиционно желанную номинацию получал именно лидер «старшей» партии. За всю историю существования блока кандидат от ХСС выдвигался лишь дважды, оба раза привели к поражению. Однако именно этот аспект делает политика заложником ситуации. С одной стороны, после поражения ХДС на мартовских выборах М. Зёдер стал негласным фаворитом не только в опросах общественного мнения, но и внутри блока. Хороший кризисный менеджер и харизматичный оратор кажутся более надежным кандидатом, чем так и не успевший проявить себя А. Лашет, несмотря на существующий в обществе скептицизм по отношению к политикам из Баварии. То, что М. Зёдеру по силам преодолеть эти предубеждения, показывают и данные «барометра тенденций» Института изучения общественного мнения «Forsa», согласно которым 36% немцев хотели бы видеть лидера ХСС на посту канцлера Германии. В то же время А. Лашета поддерживают лишь 21% жителей страны. С учетом того, что рейтинг ХДС/ХСС упал до 29%, выдвижение кандидатуры непопулярного в стране политика выглядит для блока крайне рискованным.
С другой стороны, низкий рейтинг блока может привести к тому, что именно А. Лашет станет кандидатом в канцлеры. В случае, если показатели ХДС/ХСС продолжат падать, а масочный скандал получит продолжение и в коррупции обвинят новых членов блока, шансы на то, что по итогам парламентских выборов фракция окажется в оппозиции или станет младшим членом правящей коалиции, будут велики. В таком случае М. Зёдер, который публично не озвучивал канцлерские амбиции, сможет вновь сказать, что «его место в Баварии», чтобы не прослыть «очередным лидером ХСС», который так и не смог занять высший пост. А. Лашету придется лично вести блок на парламентские выборы, заранее готовясь к поражению.
На текущий момент у ХДС/ХСС еще есть шансы стать правящей партией в Германии, создав коалицию с «Зелеными». С учетом последних рейтингов партий-конкурентов только такая конфигурация сил может получить большинство в Бундестаге. По подсчетам барометра трендов, ХДС/ХСС заработали бы 232 мандата, а «Зеленые» — 165 из 728. Показатели СДПГ (16% и 126 мест), СвДП (8% и 63 места) и «Левых» (меньше 8%) не позволяют набрать необходимое большинство в 365 мандатов ни в одной из других потенциально возможных коалиций, включая «светофор» и «большую коалицию» ХДС/ХСС с СДПГ.
Дальнейшие перспективы блока на выборах во многом будут зависеть от внешних факторов. На передний план выходит задача минимизировать репутационные издержки от «масочной аферы» и не дать собственному рейтингу просесть ниже критической отметки, после которой у ХДС/ХСС не останется шансов возглавить правящую коалицию. Решать ее нужно в крайне сжатые сроки, но у лидеров двух партий пока нет жизнеспособных идей, как переломить негативный тренд. Инициатива М. Зёдера о продвижении молодых кандидатов вряд ли может принести какие-то изменения в краткосрочной перспективе. Немного выправить ситуацию могла бы хорошо сформулированная предвыборная программа блока и демонстрация готовности к сотрудничеству с «Зелеными» как с потенциальным партнером по коалиции, а также выдвижение М. Зёдера кандидатом в канцлеры. Однако ситуация вокруг ХДС/ХСС остается крайне турбулентной, а шансы блока трудно поддаются прогнозу.