Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Пятаков

К.полит.н., старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН

В первые десятилетия XXI века Интернет превратился в глобальный фактор мирового развития. Латинскую Америку и Карибский бассейн по традиции принято считать бедным и социально неблагополучным регионом и рассматривать как «задний двор» мировых технологических трендов. Тем не менее сегодня это динамично развивающийся сегмент глобального виртуального пространства. Новые технологии, выросшие из сферы высшего образования, уже вносят заметные коррективы в общественное сознание латиноамериканцев, переформатируют информационное пространство и служат основанием новых политических трендов.

Университеты — стартовые площадки латиноамериканского Интернета

Латиноамериканским первопроходцем в освоении виртуального пространства стала Мексика. При этом ее отставание от североамериканских соседей было минимальным — США и Канада запустили первые локальные сети в июле 1988 года, а уже на рубеже 1980-х и 1990-х годов ряд крупных мексиканских университетов инвестировали интеллектуальный и финансовый капитал в развитие межвузовской информационной системы National Science Foundation (NSF или NSFNET), своеобразный аналог российского FidoNet. Впоследствии эта система превратилась в инфраструктурную основу и стартовую площадку для развития Интернета в регионе. Датой символического открытия Латинской Америкой виртуального пространства стало 28 февраля 1989 г.: в этот день в Технологическом университете Монтеррея был осуществлен запуск системы NSFSNET, пока еще только внутриуниверситетского масштаба. Вслед за этим опытом аналогичные эксперименты провел ведущий вуз страны – Национальный Автономный университет Мексики (UNAM). Позднее, в 1992 г., на основе этой системы была создана более обширная информационная сеть MexNet, охватившая двенадцать научно-образовательных организаций страны, включая пять ведущих университетов. Видимо, именно мощное участие вузов в освоении новых технологий и обусловило тот факт, что до сих пор самым популярным доменным именем второго уровня в Мексике (да и за ее пределами) остаeтся университетское .edu.mx.

Мексиканский опыт оперативно подхватили соседи, причем в большинстве стран «промоутерами» будущего Интернета стали частные университеты. Исключение составила Чили — уже в апреле 1990 г. на основе технологии NSF Чилийский университет в Сантьяго начал развивать и продвигать локальную сеть NIC-Chile. В Центральной Америке частные столичные университеты Гватемалы (Университет Валье-де-Гуатемала) и Никарагуа (Национальный инженерный университет) внедрили аналоги NSF соответственно в 1992 и 1994 гг. Первопроходцем в Колумбии стал частный Андский университет, который в 1991 г. зарегистрировал домен .co. В Венесуэле информационная система под названием «Академическая сеть национальных научных центров и университетов» была инициирована в 1992 году. На фоне этого университетского марафона выделяются Аргентина (соответствующая сеть появилась под эгидой Министерства иностранных дел и внешней торговли еще в 1990-м году) и Бразилия, где в том же году осуществил созданный на государственные средства Comitê Gestor da Internet no Brasil.

Цифровой портрет латиноамериканского сегмента глобальной сети

www.tendenciasdigitales.com
Использование интернета в Латинской
Америке

Как свидетельствует мировая статистика, в середине второго десятилетия XXI века Латинская Америка представляет собой регион с динамично развивающимся виртуальным пространством. В новое тысячелетие регион вступил на четвертой позиции по количеству пользователей Интернета (и до сих пор удерживает это место) – 18 млн человек. По данным ежегодного доклада «Цифровое будущее Латинской Америки», который подготовила североамериканская корпорация comScore, специализирующаяся на интернет-технологиях и изучении цифрового маркетинга, число пользователей Интернета в странах Южной и Центральной Америки на июнь 2014 года составило 176 млн человек. По этому показателю регион ненамного опережает лишь Ближний Восток и Африку (в совокупности – 170 млн пользователей). Тихоокеанский регион, Европа и США ушли далеко вперед: 776, 424 и 222 млн соответственно. Тем не менее Латинская Америка принадлежит к динамично развивающимся интернет-пространствам. Процентный рост числа пользователей по сравнению с 2013 годом составил в регионе 17% (в Африке и на Ближнем Востоке — 27%, в АТР — 19%). Европа и США продемонстрировали минимальный рост в 2%. Безусловный лидер по числу пользователей — Бразилия (70,9 млн). Далее идут Мексика (25,4 млн), Аргентина (18,5 млн), Колумбия (13,3 млн), Венесуэла (9,9 млн), Чили (6,4 млн) и Перу (5,9 млн). Впрочем, количество пользователей – довольно плавающий показатель, варьирующийся от источника к источнику. Например, по данным информационно-аналитического агентства Infolatam, еще в 2013 г. их количество составляло 255 миллионов. Но в любом случае все сходятся на том, что интернет-пространству в регионе предстоит расширение по экспоненте: так, к концу 2015 г., как ожидается, доля латиноамериканского населения, имеющего стабильный выход в сеть, составит 60%, а численность его увеличится примерно на 120 млн пользователей по сравнению с текущим положением дел.

Латиноамериканский регион выступает динамично развивающимся интернет-пространством именно в силу своей нынешней относительной слаборазвитости.

Регион находится на третьем месте после Европы и США по среднему количеству времени, проведенному пользователем в Интернете за месяц. Латиноамериканцы тратят на глобальную сеть 21,1 часа в месяц, в европейцы и североамериканцы – 25,1 и 32,6 часа, соответственно. При этом латиноамериканский показатель ближе всего к среднему общемировому – 22,8 часов. Благодаря развитой интернет-инфраструктуре Уругвай и Бразилия выступают региональными лидерами, превышая даже средний европейский уровень – жители этих двух стран проводят в сети по 32,6 и 29,4 часа в месяц соответственно. Любопытно отметить, что если в большинстве случаев латиноамериканцы подключаются к Интернету с помощью портативных компьютеров, в Мексике доля мобильных телефонов как сетевых коннекторов значительно превышает средний уровень по региону и составляет 9,4% (для сравнения: в Бразилии – 4,4%, в Аргентине – 5,5%, в Чили – 8,2%). Аналитики прогнозируют в перспективе увеличение доли мобильного Интернета. И основания для этого есть: в 2014 г. сотовые телефоны имели 85% южноамериканцев и 84% жителей Центральной Америки.

Интернет – насколько глубок ящик Пандоры?
Интервью с Борисом Шаровым, Dr. Web

Вместе с тем в латиноамериканском Интернете не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Несмотря на мощный экстенсивный рост виртуального пространства, интенсивность его развития оставляет желать лучшего. Так, Интернет в регионе, по сравнению с развитыми странами, остается довольно медленным. По данным исследования испанской компании Llorente & Cuenca, изложенным в докладе «Настоящее и будущее Интернета в Латинской Америке», средняя скорость передачи информации здесь равна 3 мегабитам в секунду, в то время как в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) она составляет 20 Мбит/c, а у мирового лидера – Южной Кореи – 100 Мбит/c. Самая высокая в регионе средняя скорость связи – в Уругвае (15,5 Мбит/c), далее следуют Чили, Бразилия и Мексика (в среднем 8 Мбит/c), Эквадор (5,8 Мбит/c), Аргентина (4,6 Мбит/c). Самая низкая скорость Интернета зарегистрирована в Боливии и Венесуэле (по 1,9 Мбит/c в каждой). Также при оценке латиноамериканского Интернета следует учитывать его высокую стоимость. Некоторое снижение расценок на информационные услуги для потребителей отмечается с 2010 г., но по-прежнему цены здесь остаются намного выше, чем в Европе и США. Даже в странах с самыми низкими тарифами, Панаме и Уругвае (10 долларов в месяц), они более чем вдвое превышают европейские расценки (4,5 доллара в Испании, 2 доллара во Франции).

О потенциале динамичного роста латиноамериканского Интернета свидетельствует, в частности, то, что он — самый «молодой» в мире. 60% интернет-аудитории в регионе составляют пользователи в возрасте от 15 до 34 лет, в то время как средний мировой показатель равен 53%. Молодежь не только стабильно вовлечена в виртуальное пространство, она еще обладает большим потенциалом «заражения» новыми технологиями и вовлечения в их орбиту неофитов. Тем не менее, нельзя не признать тот парадоксальный факт, что латиноамериканский регион выступает динамично развивающимся интернет-пространством именно в силу своей нынешней относительной слаборазвитости. Так, если в странах ОЭСР Интернетом охвачено примерно 80% населения, то в Латинской Америке и Карибском бассейне этот показатель не дотягивает и до 40%.

66% латиноамериканских фирм пока не имеют сайтов и никак не используют Интернет в продвижении своей продукции.

В развитие виртуального пространства Южной и Центральной Америки активно инвестируют транснациональные технологические корпорации. Например, в начале 2014 г. компания Microsoft объявила о том, что готова вложить 10 млн долларов в повышение цифровой грамотности жителей региона. К числу самых заметных общерегиональных программ развития Интернета можно отнести деятельность Регионального фонда цифровой инновации стран Латинской Америки и Карибского бассейна (FRIDA). Его бюджет составляет около 1,5 млн долларов, участвуют в нем порядка 50 частных и международных организаций, а также 15 государств региона. FRIDA провозглашает своей стратегической целью развитие информационного общества в Латинской Америке и Карибском бассейне. Фонд был создан только в 2013 г., и пока рано говорить о конкретных результатах его функционирования.

Реальное влияние виртуального: от экономики до языка

Влияние Интернета на социально-экономическую и культурную жизнь Латинской Америки нельзя недооценивать. Глобальная сеть активно трансформирует экономику региона. Динамично развивается сфера услуг, связанная с электронной торговлей. Так, согласно исследованию, проведенному одним из лидеров интернет-транзакций, платежной системой Visa, общий объем переведенных этим путем финансовых средств только в 2011 г. составил 43,2 млрд долларов. Между тем аналитики отмечают, что латиноамериканскому бизнесу свойственна апатия и даже неграмотность в этой сфере. Об этом говорит, в частности, основатель компании DonWeb Гильермо Торнаторе, аргументируя свое мнение тем, что 66% латиноамериканских фирм пока не имеют сайтов и никак не используют Интернет в продвижении своей продукции. Большая часть коммерческого интернет-трафика в регионе, по его словам, приходится на транснациональные корпорации, заинтересованные в освоении латиноамериканских рынков.

Глобальная сеть влияет и на общественное сознание латиноамериканцев. Так, согласно докладу «Барометр доверия 2014», представленному на Всемирном экономическом форуме в Давосе, 79% опрошенных больше доверяют цифровым источникам информации, нежели традиционным печатным, а «гибридным» новостям (которые перекочевали из СМИ в Интернет) – 62%. Начиная с середины прошлого десятилетия качественно выросло число доверяющих социальным сетям и сайтам по сравнению с адептами традиционной прессы, радио и телевидения. Это стало эхом общемировой экспансии новых технологий в глобальном информационном пространстве.

Интернет меняет и маркетинговые стратегии. Так, исследование US Media Consulting, результаты которого представлены в докладе «Медийный рынок в Латинской Америке 2014», выявило, что восемь из десяти покупателей, прежде чем приобрести товар, вначале наводят справки в Интернете. Например, в Бразилии доля покупателей автомобилей, получивших перед покупкой информацию в Интернете, составляет 95%, а в Колумбии — 90%.

Что касается социальных сетей, то наибольшей популярностью в регионе пользуются три — Facebook, Google+ и YouTube. При этом с явным отрывом лидирует Facebook: достаточно сказать, что Бразилия занимает второе место в мире по числу зарегистрированных аккаунтов в этой глобальной сети. По времени, проведенному в соцсетях, общительные латиноамериканцы значительно опережают европейцев и жителей США: если в Европе и США на общение в сетях в среднем тратят 7,1 и 5,5 часов в месяц, то в Латинской Америке – 10,3 часа.

Именно в Латинской Америке и Карибском бассейне приобрел самые значительные масштабы и имеет наибольший общественно-политический резонанс феномен президента-блогера.

Пожалуй, именно в Латинской Америке и Карибском бассейне приобрел самые значительные масштабы и имеет наибольший общественно-политический резонанс феномен президента-блогера. В политической журналистике уже активно используются термины «киберполитика» и «политика 2.0». У большинства лидеров государств есть собственные учетные записи в популярных соцсетях. Первопроходцем в этом начинании стал покойный президент Венесуэлы Уго Чавес (1999-2013), которому первым среди латиноамериканских лидеров удалось набрать миллион подписчиков в сети Twitter. В настоящее время в этом отношении лидирует мексиканский президент Энрике Пенья Ньето (блог @EPN) с 4,2 млн подписчиков в Facebook и 3,9 млн в Twitter. Наряду с ним в четверку лидеров входят президенты Аргентины (блог @CFKArgentina), Колумбии (@JuanManSantos) и Бразилии (@DilmaBR).

Само восприятие глобальной сети в Латинской Америке оказалось весьма самобытным и необычным. Интересен, например, такой факт, что в испанском языке появился оригинальный неологизм для обозначения пользователя Интернета. Если в русском закрепилась калька с английского слова «user», то латиноамериканцы пошли по необычному пути. Здесь уже стало языковой нормой слово «интернавт» (internauta), то есть аналог слова «астронавт», обозначающий путешественника по Интернету.

Государственный сектор латиноамериканского интернета

Мексиканский президент Энрике Пенья
Ньето возглавляет латиноамериканских
лидеров по размеру аудитории в социальных
сетях: 4,2 млн подписчиков в Facebook и
3,9 млн в Twitter

Государственные сайты и порталы довольно популярны среди интернет-аудитории региона. По данным comScore, их регулярно посещает примерно треть пользователей (61,2 млн), при этом явно лидирует Бразилия (34,7 млн), за которой с большим отрывом следуют Мексика (7 млн), Аргентина (5,6 млн) и Венесуэла (4,4 млн). Многие правительства стараются развивать инструменты «электронного правительства», и надо признать, в этом достигнуты определенные успехи. ООН каждые два года составляет мировой рейтинг «электронных правительств», и в 2014 г. в тройку лидеров по критерию «участие гражданского общества» неожиданно вырвался Уругвай, уступив только Голландии и Южной Корее. В десятку мировых лидеров также вошла Чили, заняв восьмое место. Однако по более весомому критерию – уровню развития технологий (так называемый «Индекс развития электронного правительства») – Уругвай, остающийся и в этом отношении латиноамериканским лидером, занимает лишь 26-место. За ним следуют Чили (33-е), Аргентина (46-е), Колумбия (50-е), Бразилия (57-е) и Мексика (63-е место) . Уругвайская система электронного правительства позволяет гражданам оформлять онлайн 70% документов и заявок. В планах властей — достигнуть в течение ближайших двух лет показателя 100%.

Латинская Америка представляет собой рискованный и одновременно перспективный полигон для инвестиций в высокие технологии. У региона большое будущее в плане развития Интернета, но, вероятно, им в большей степени воспользуются внешние, а не собственно латиноамериканские игроки.

Весьма интересен латиноамериканский опыт регионального сотрудничества в сфере электронных государственных услуг. В 2003 г. под эгидой Организации американских государств и при финансировании Межамериканского банка развития была создана Сеть электронных правительств Латинской Америки (GEALC). Она выполняет преимущественно исследовательские, координационные и консультативные функции, а также выступает в качестве площадки для обмена опытом и популяризации инновационных решений и практик электронных правительств. О том, что в Латинской Америке развитие электронных форм взаимодействия между властью и гражданским обществом стоит в повестке дня, свидетельствует первый Ибероамериканский форум по выработке национальных «цифровых» стратегий, проведенный в начале октября 2014 г. в Мехико. В итоговой декларации встречи подчеркивалось, что стороны готовы к «усилению регионального сотрудничества в сфере технологии электронного правительства как инструмента социального и экономического развития».

***

Латинская Америка в настоящее время переживает переходный период на пути полноценного развития «информационного общества». Как во всяком транзите, здесь есть свои противоречия. С одной стороны, динамично развивается виртуальное пространство, стабильно растет число пользователей, с другой – инфраструктура латиноамериканского Интернета остается слабо развитой. В этом смысле Латинская Америка представляет собой рискованный и одновременно перспективный полигон для инвестиций в высокие технологии. У региона, безусловно, большое будущее в плане развития Интернета, но, вероятно, им в большей степени воспользуются внешние, а не собственно латиноамериканские игроки.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся