Read in English
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 5)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Новая китайская Инициатива в области глобальной безопасности (ИГБ) была впервые объявлена в апреле 2022 г. Как и ожидалось, эту инициативу весьма критически встретили на Западе, где ИГБ поспешили объявить очередной PR-акцией китайского руководства, направленной в первую очередь на целевую аудиторию в странах глобального Юга. Более того, высказывались мнения о том, что одной из возможных мотиваций выдвижения ИГБ было стремление китайских лидеров вбить клин между Соединенными Штатами и Европой, вовлекая европейские страны в длительные, утомительные, но по большей части бесплодные дискуссии о новом мировом порядке.

Тем не менее ИГБ заслуживает более пристального и менее политически ангажированного взгляда; это предложение — важный индикатор того, чего хочет китайское руководство, а также того, чего оно не хочет видеть в мировой политике.

Прежде всего, Пекин не готов с энтузиазмом приветствовать формирующуюся на наших глазах международную биполярность. Концепция мира, разделенного между либеральными демократиями и нелиберальными автократиями, может быть модной в Вашингтоне или в некоторых европейских столицах, но она явно чужда китайским представлениям о желаемом миропорядке. Воссоздание системы холодной войны, пусть даже и в каком-то обновленном виде, явно не воспринимается как предпочтительный путь к стабилизации международной системы.

Столь же решительно в Пекине отвергают и планы создания таких конструкций, как «Chimerica» или G2, которые предполагали бы американо-китайский дуумвират, управляющий мировыми делами в интересах всего остального человечества. Это еще не означает, что теперь международной биполярности удастся избежать, но биполярность в любой ее форме — явно не предпочтительный выбор Китая.

Более того, содержание ИГБ предполагает, что китайское руководство выступает решительно против любой жесткой и формализованной иерархии в будущей международной системе. Разнообразие элементов системы, считают в Пекине, делает ее более сильной и устойчивой, а не более слабой или более хрупкой, как это иногда утверждается. Китайское представление о многополярности ближе к подвижному проблемному полицентризму (project based multilateralism), чем к классической жесткой конструкции из ограниченного числа элементов.

Стоит также отметить, что ИГБ не подходит к проблемам международной безопасности с точки зрения «победы» и «поражения» отдельных участников системы. Глобальная политика, с точки зрения Пекина, не может быть сведена к игре с нулевой суммой, где выигрыши одной группы игроков автоматически означают проигрыши для другой группы. Напротив, в конечном счете, как приобретения, так и потери в итоге разделяют все члены международного сообщества. Такой подход, в частности, подразумевает, что никакие эксклюзивные блоки или закрытые альянсы не могут обеспечить «максимальную» безопасность для своих участников.

Этот подход предполагает, что Пекин и дальше будет стараться воздерживаться от формирования вокруг себя какого-то военно-политического союза. С другой стороны, китайская внешняя и военная политика неизбежно будут выходить за рамки достижения ближайших интересов КНР, поскольку помимо преследования своих национальных интересов в сфере безопасности, ответственные международные игроки должны постоянно заботиться и об интересах стабильности системы в целом. Принцип неделимости безопасности не ограничивается только географическим измерением. Он также включает в себя признание прочной взаимосвязи между традиционными и нетрадиционными аспектами безопасности.

Внимательный читатель ИГБ также заметит значительный сдвиг в понимании Пекином взаимосвязи между безопасностью и развитием. ИГБ подразумевает более сложную взаимосвязь между двумя наиболее важными аспектами нашей жизни: с одной стороны, не может быть прочной безопасности до тех пор, пока не будут должным образом удовлетворены основные потребности в области развития, но, с другой стороны, не будет устойчивого социально-экономического развития в крайне небезопасной обстановке.

Признание взаимозависимости между безопасностью и развитием предполагает, что Китай, являющийся во многих отношениях главным драйвером экономического развития современного мира, вероятно, станет более активным в вопросах глобальной и региональной безопасности, чем он был когда-либо раньше. Мы, вероятно, увидим новые китайские предложения по стратегической стабильности, региональным кризисам безопасности, нераспространению ядерного оружия и нетрадиционным измерениям международной безопасности.

Новая китайская Инициатива в области глобальной безопасности (ИГБ) была впервые объявлена в апреле 2022 г. Как и ожидалось, эту инициативу весьма критически встретили на Западе, где ИГБ поспешили объявить очередной PR-акцией китайского руководства, направленной в первую очередь на целевую аудиторию в странах глобального Юга. Более того, высказывались мнения о том, что одной из возможных мотиваций выдвижения ИГБ было стремление китайских лидеров вбить клин между Соединенными Штатами и Европой, вовлекая европейские страны в длительные, утомительные, но по большей части бесплодные дискуссии о новом мировом порядке.

Такая же снисходительно-пренебрежительная реакция последовала и на концептуальный документ о принципах, приоритетах и механизмах глобальной безопасности, выпущенный МИД КНР в феврале 2023 г. Многие западные политики, эксперты и журналисты снова демонстративно отмахнулись от ИГБ, в очередной раз обвинив Пекин в попытке усилить свое глобальное влияние, представив внешне привлекательный, но очень общий и, по-видимому, нереализуемый на практике набор идей и пожеланий.

Предубеждения на Западе по отношению к любым инициативам, исходящим из китайской столицы, понятны и, вероятно, в нынешних сложных геополитических обстоятельствах даже неизбежны. Однако эти предубеждения, от которых, разумеется, никто не застрахован, не должны автоматически вести к предвзятым и тенденциозным выводам. ИГБ заслуживает более пристального и менее политически ангажированного взгляда; это предложение — важный индикатор того, чего хочет китайское руководство, а также того, чего оно не хочет видеть в мировой политике.

Прежде всего, Пекин не готов с энтузиазмом приветствовать формирующуюся на наших глазах международную биполярность. Китайские лидеры не подписывается под давним принципом США — «кто не с нами, тот против нас». Концепция мира, разделенного между либеральными демократиями и нелиберальными автократиями, может быть модной в Вашингтоне или в некоторых европейских столицах, но она явно чужда китайским представлениям о желаемом миропорядке. Воссоздание системы холодной войны, пусть даже и в каком-то обновленном виде, явно не воспринимается как предпочтительный путь к стабилизации международной системы.

Столь же решительно в Пекине отвергают и планы создания таких конструкций, как «Chimerica» или G2, которые предполагали бы американо-китайский дуумвират, управляющий мировыми делами в интересах всего остального человечества. Это еще не означает, что теперь международной биполярности удастся избежать, но биполярность в любой ее форме — явно не предпочтительный выбор Китая.

Более того, содержание ИГБ предполагает, что китайское руководство выступает решительно против любой жесткой и формализованной иерархии в будущей международной системе. Данная позиция очень важна для великой державы, которая могла бы комфортно расположиться на самых верхних этажах любой такой иерархии. В Пекине не делят страны на маленькие и большие, слабые и сильные, бедные и богатые. Хотя страны существенно отличаются друг от друга по размеру, численности населения, по экономической и военной мощи, по международному статусу и влиянию, каждая страна, тем не менее, имеет неотъемлемое право на безопасность, суверенитет и независимое участие в международной системе.

Ежегодный доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай»
Аттестат зрелости, или Порядок, какого ещё не было

Разнообразие элементов системы, считают в Пекине, делает ее более сильной и устойчивой, а не более слабой или более хрупкой, как это иногда утверждается. Такая логика предполагает, что будущий миропорядок не может быть продуктом договоренности в узком кругу ведущих международных игроков, как это было, например, на Венском конгрессе по итогам наполеоновских войн в начале XIX века. Китайское представление о многополярности ближе к подвижному проблемному полицентризму (project based multilateralism), чем к классической жесткой конструкции из ограниченного числа элементов.

Стоит также отметить, что ИГБ не подходит к проблемам международной безопасности с точки зрения «победы» и «поражения» отдельных участников системы. Глобальная политика, с точки зрения Пекина, не может быть сведена к игре с нулевой суммой, где выигрыши одной группы игроков автоматически означают проигрыши для другой группы. Напротив, в конечном счете, как приобретения, так и потери в итоге разделяют все члены международного сообщества. Такой подход, в частности, подразумевает, что никакие эксклюзивные блоки или закрытые альянсы не могут обеспечить «максимальную» безопасность для своих участников.

Этот подход предполагает, что Пекин и дальше будет стараться воздерживаться от формирования вокруг себя какого-то военно-политического союза. С другой стороны, китайская внешняя и военная политика неизбежно будут выходить за рамки достижения ближайших интересов КНР, поскольку помимо преследования своих национальных интересов в сфере безопасности, ответственные международные игроки должны постоянно заботиться и об интересах стабильности системы в целом.

Принцип неделимости безопасности не ограничивается только географическим измерением. Он также включает в себя признание прочной взаимосвязи между традиционными и нетрадиционными аспектами безопасности. Это означает, что безопасности нельзя достичь, сосредоточившись исключительно на том, что в данный момент воспринимается как самый большой или самый неотложный вызов (например, ядерное оружие), отложив на будущее другие, даже, казалось бы, не связанные с главным вызовом или друг с другом угрозы безопасности (такие как киберпространство, изменение климата или биоразнообразие). Иными словами, человечество должно выработать многогранный, целостный, а не селективный или ситуативный подход к общим вызовам безопасности.

Однако целостный подход не обязательно означает радикальную перестройку международной системы. В каком-то смысле ИГБ достаточно консервативна в том, что касается конкретных механизмов восстановления глобальной и региональной безопасности. В отличие от многих других проектов на ему о том, как спасти мир, ИГБ основана на твердом убеждении, что Устав ООН, а также основополагающие цели и принципы Организации Объединенных Наций никоим образом не устарели. Проблема заключается не в том, что ООН утратила актуальность, или ее механизмы выглядят архаичными; проблема в том, что некоторые члены Организации Объединенных Наций далеко не всегда последовательно соблюдают принципы и нормы ООН. Поэтому самая ближайшая задача состоит не в создании еще одной универсальной организации, которая заменила бы Организацию Объединенных Наций, и даже не в глубоком реформировании ООН и ее отдельных органов, а в возрождении того духа и того видения будущего, которыми руководствовались отцы-основатели Объединенных Наций почти восемьдесят лет назад.

Внимательный читатель ИГБ также заметит значительный сдвиг в понимании Пекином взаимосвязи между безопасностью и развитием. Долгое время китайское руководство в своих официальных заявлениях склонялось к тому, чтобы делать больший акцент на развитие, а не безопасность. Предполагалось, что при успешном социально-экономическом развитии проблем безопасности можно избежать или, если они все-таки возникнут, их можно относительно легко решить. Сегодня, когда геополитика часто полностью задвигает на второй план экономику, становится совершенно ясно, что проблемы безопасности имеют свою логику и свою динамику, часто независимую от логики и динамики процессов развития. Таким образом, ИГБ подразумевает более сложную взаимосвязь между двумя наиболее важными аспектами нашей жизни: с одной стороны, не может быть прочной безопасности до тех пор, пока не будут должным образом удовлетворены основные потребности в области развития, но, с другой стороны, не будет устойчивого социально-экономического развития в крайне небезопасной обстановке.

Признание взаимозависимости между безопасностью и развитием предполагает, что Китай, являющийся во многих отношениях главным драйвером экономического развития современного мира, вероятно, станет более активным в вопросах глобальной и региональной безопасности, чем он был когда-либо раньше. Мы, вероятно, увидим новые китайские предложения по стратегической стабильности, региональным кризисам безопасности, нераспространению ядерного оружия и нетрадиционным измерениям международной безопасности.

Конечно, Китай не может справиться с этой очень широкой повесткой дня в одиночку. Понятно также, что некоторые предложения, исходящие из Пекина, неизбежно буду наталкиваться на подозрения и критику. Тем не менее более активная и более комплексная позиция Китая в вопросах глобальной безопасности заслуживает не только пристального внимания, но и поддержки.

Комментарий подготовлен для CGTN.

Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 5)
 (14 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju