Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.7)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Антон Чаблин

К. полит. н., руководитель аналитического центра «Акценты»

Американская администрация с большим размахом объявила о проекте «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP), который должен связать Азербайджан и Армению с Турцией. Одновременно с этим турецкие власти объявили о начале строительства железной дороги «Карс — Дилучу», которая должна с запада примкнуть к «Маршруту Трампа» и обеспечить его функционирование в направлении Анатолии. Для стран-участниц оба проекта знаменуют запуск процесса трансформации евразийской логистики и усиления их роли как ключевых игроков на Новом Шелковом пути. Однако реализация таких крупных проектов может столкнуться с рядом геоэкономических и геополитических рисков.

Фундаментальное различие в подходах Баку и Еревана сохраняется: Армения настаивает на установлении полноценных пунктов пропуска с таможенным и пограничным контролем на обоих концах коридора, в то время как Азербайджан рассматривает его как свободную транспортную артерию без обязательного досмотра грузов, следующих в Нахичевань. Только готовность Азербайджана выплачивать Армении транзитные сборы, учитывая потенциальные объемы грузопотоков в рамках Нового Шелкового пути, может представлять экономический интерес для Еревана. Кроме прочего, «транспортно-логистические амбиции» Анкары и Баку сталкиваются с серьезным противодействием со стороны не только Армении, но и Ирана. Тегеран крайне болезненно относится к идее создания Зангезурского коридора в обход своей территории.

Теперь запуск Зангезурского коридора в американских интересах оказался в прямой зависимости от подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Соглашение было лишь парафировано лидерами стран на встрече в Вашингтоне, но на пути к его подписанию еще множество подводных камней. Одно из них — требование Азербайджана изменить формулировки в конституционных положениях, изъяв любое упоминание Нагорного Карабаха. Кроме того, присутствует желание Н. Пашиняна отложить болезненный для значительной части армянского общества и элит, опасающихся азербайджанского ирредентизма, вопрос о мире с Азербайджаном как минимум до парламентских выборов 2026 г. Однако если на них победу одержит оппозиция, то соглашение в нынешнем виде не будет подписано, а значит, и Зангезурский коридор пока останется на уровне риторики.


Американская администрация с большим размахом объявила о проекте «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP), который должен связать Азербайджан и Армению с Турцией. Одновременно с этим турецкие власти объявили о начале строительства железной дороги «Карс — Дилучу», которая должна с запада примкнуть к «Маршруту Трампа» и обеспечить его функционирование в направлении Анатолии. Для стран-участниц оба проекта знаменуют запуск процесса трансформации евразийской логистики и усиления их роли как ключевых игроков на Новом Шелковом пути. Однако реализация таких крупных проектов может столкнуться с рядом геоэкономических и геополитических рисков.

Азербайджан почти достроил «восточный» подход к Зангезурскому коридору

История идеи Зангезурского коридора уходит корнями в советское прошлое. Железнодорожная ветка «Зангелан — Нахичевань», проходившая через Сюникскую область Армянской ССР, обеспечивала связь между основной территорией Азербайджанской ССР и Нахичеванской Автономной Республикой (НАР), эксклавом Азербайджана, граничащим с Турцией и Ираном. После начала Первой Карабахской войны в 1992 г. движение было полностью заблокировано, а железнодорожная ветка на территории Армении разобрана.

С тех пор отсутствие прямого сухопутного сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью оставалось экзистенциальной проблемой для Баку. После Второй Карабахской войны в 2020 г. трехстороннее соглашение между Россией, Азербайджаном и Арменией предусматривало разблокировку транспортных коммуникаций при гарантиях безопасности со стороны Москвы. Несмотря на потенциальные экономические выгоды, Армения продолжает отказываться от запуска коридора из-за опасений азербайджанского ирредентизма и потери контроля над стратегическими территориями, причем не только в Сюникской области. Закономерное беспокойство Армении вызвал, например, презентованный в 2022 г. азербайджанскими общественниками проект создания «Гейча —Зангезурской республики» на территории Сюникской и Севанской областей Армении (в азербайджанской историографии они называются Зангезур и Гейча соответственно).

Турция и Азербайджан рассматривают Зангезурский коридор как ключевой элемент создания беспрепятственного транспортного сообщения не только между собой, но и между Азией и Европой в целом. Именно поэтому с момента окончания Второй Карабахской войны Баку настойчиво требует от Еревана создания Зангезурского коридора через Сюник, стремясь интегрировать свои логистические возможности с турецкими мегапроектами, такими как тоннель «Евразия» и мост Султана Селима Явуза (оба завершены в 2016 г.), которые укрепляют роль Турции как ключевого звена Нового Шелкового пути.

Азербайджан ударными темпами строит железную дорогу «Горадиз — Агбенд», которая с восточной стороны должна примыкать к будущему Зангезурскому коридору. По данным «Азербайджанских железных дорог» (ADY), уже завершено 84% проектных и 67% строительных работ. На участке протяженностью 75–106 км ведутся активные земляные работы и возведение инженерных сооружений. Проект включает строительство девяти станций, 40 мостов, 26 автомобильных переездов и четырех тоннелей. Примечательно, что Азербайджан изначально полностью финансировал строительство своими силами, демонстрируя абсолютную уверенность в успехе проекта Зангезурского коридора. Кроме того, почти на 95% завершено скоростное шоссе, соединяющее Горадиз и Агбенд, которое строится турецкими компаниями. Камень в основание этой дороги закладывал лично Реджеп Эрдоган во время государственного визита в Азербайджан. Отметим, что привлечение турецких подрядчиков для крупных азербайджанских инфраструктурных проектов — очень частая практика. Среди них, в частности, дорога «Физули — Шуша» и аэропорт Физули.

Запуск турецкого западного «подхода» к Нахичевани

Пока Азербайджан строит восточный «подход» к Зангезурскому коридору, Турция —западный. Будущая железная дорога «Карс — Дилучу», несмотря на свою небольшую длину в 224 км (вдвое меньше, чем от Стамбула до Анкары) представляется важнейшим звеном в амбициозных планах Анкары и Баку. Значимость новой железной дороги не сводится к количественным показателям — она напрямую свяжет Турцию с Баку через Нахичеванский эксклав.

После завершения строительства железнодорожной линии «Карс — Дилучу» в 2029 г. время в пути от Карса до азербайджанской границы составит всего 85 минут. Этот проект предусматривает создание семи станций, включая Субатан, Дигор, Тузлуджу, Игдыр, Каракоюнлу, Аралык и Дилучу, а также масштабную инфраструктуру: 27 путепроводов, 10 мостов, три виадука и 19 тоннелей. Линия будет поддерживать движение пассажирских поездов на скоростях до 160 км/ч. Реализация проекта коренным образом изменит логистическую роль региона: Карс превратится в ключевые грузовые ворота, Игдыр станет торговым центром, а Аралык и Дилучу будут выполнять функции стратегически важных пропускных пунктов. Ежегодный грузооборот линии составит до 15 млн тонн, а пассажиропоток достигнет 5,5 млн человек.

Турецкое руководство, включая президента Р. Эрдогана и министра транспорта А. Уралоглу, наделяет проект высоким символическим значением, называя его «мостом между Азией и Европой», который укрепит геостратегическое лидерство страны, поспособствует процветанию региона и интеграции в глобальные торговые сети. С экономической точки зрения ожидается, что новая линия, будучи интегрированной с уже действующей магистралью «Баку — Тбилиси — Карс», позволит резко увеличить долю железнодорожного транспорта во внешней торговле Турции с текущих 1% до 4% и принесет доход в размере 147,6 млрд лир за 30 лет. Также предполагается, что помимо железнодорожной линии маршрут в конечном итоге будет включать в себя нефте- и газопроводы, а также оптоволоконные линии.

Реализация проекта позволит создать около 10 тыс. новых рабочих мест, что особенно важно для развития Восточной и Юго-Восточной Анатолии. А. Уралоглу в беседе с журналистами на закладке дороги сравнил ее по значимости с автострадой «Измир — Стамбул», которая была официально запущена 24 августа 2025 г. Трасса стала стимулом для развития 12 организованных промышленных зон (ОПЗ) вдоль своего маршрута, что уже привело к созданию новых рабочих мест. На вопрос о том, можно ли ожидать подобных изменений на линии «Карс — Дилучу», министр ответил, что, по крайней мере, теперь есть политическая воля, чтобы не допустить сосредоточения всех новых промышленных объектов в Стамбуле.

Стоимость новой дороги составит 110 млрд лир (примерно 2,8 млрд долл. по текущему курсу). Для сравнения, аэропорт Ризе-Артвин стоил всего 275 млн долл., новая линия метро до автовокзала Измира будет стоить 535 млн долл., а новый аэропорт Стамбула обошелся в 12 млрд долл.

Примечательно, что финансирование линии «Карс — Дилучу» осуществляется международным консорциумом кредиторов, включая японский Mitsubishi UFJ, шведское (SEK) и австрийское (OeKB) экспортно-кредитные агентства, а также Исламский банк развития. В Турции многие железнодорожные проекты финансируются такими консорциумами, например, на строительство ВСМ «Анкара — Измир» и «Мерсин — Газиантеп» средства выделяли европейские кредиторы.

Три транспортных проекта: армянский, иранский и турецко-азербайджанский

В Турции считают, что коридор имеет потенциал полностью изменить логистические потоки в макрорегионе и сократить время транспортировки грузов с 18 до 12 дней, что повысит конкурентоспособность маршрута по сравнению с традиционными морскими путями. Бравурные заявления турецких политиков указывают на то, что официальная Анкара абсолютно уверена в запуске Зангезурского коридора, без которого как проект «Горадиз — Агбенд» на азербайджанской стороне, так и «Карс — Дилачу» на турецкой окажутся бесполезными и бессмысленными.

Однако разблокировка (а по сути восстановление) Зангезурского коридора кажется сложным и неоднозначным вопросом. Армения, в частности, настаивает на том, чтобы вместо железнодорожной линии «Зангелан — Нахичевань» была восстановлена совершенно другая, расположенная намного севернее, «Иджеван — Газах». Эта ветка была построена намного позже, но также обеспечивала связь «материковой» части Азербайджана с Нахичеванью, однако не через Сюникскую область Армении, а через Ереван. В Азербайджане трансграничная ветка соединялась с основной железнодорожной сетью, так что поезда могли следовать в Ереван из Баку. Армения заинтересована в восстановлении этого участка, также разрушенного после войны 1992–1994 гг., чтобы через азербайджанскую территорию обеспечить соединение с РЖД. Однако в случае восстановления именно этой ветки необходимость в строящихся дорогах «Горадиз — Агбенд» и «Карс — Дилачу», разумеется, отпадает.

Кроме прочего, «транспортно-логистические амбиции» Анкары и Баку сталкиваются с серьезным противодействием со стороны не только Армении, но и Ирана. Тегеран крайне болезненно относится к идее создания Зангезурского коридора в обход своей территории. Причем трения из-за вопросов трансграничных грузоперевозок уже имели место и, более того, привели к эскалации. В 2021 г. на автотрассе «Горис — Капан», 21-км участок которой после Второй Карабахской войны перешел под азербайджанский контроль, были установлены азербайджанские блокпосты, на которых иранские дальнобойщики столкнулись с ограничениями на проезд через Сюникскую область Армении. С иранских фур стали требовать огромную плату за «пересечение границы». Тут же появились сообщения о том, что в качестве ответной меры Иран запретил въезд турецких фур, но эти заявления были опровергнуты иранской стороной, оказавшись элементами информационной войны. Вместе с тем, Армения активизировала строительство шоссе «Агарак — Сисиан» к иранской границе, чтобы создать альтернативу спорному участку «Горис — Капан», частично контролируемому Азербайджаном.

Однако же Иран, как и Армения, продвигает собственный транспортный проект, отвечающий прежде всего национальным интересам — идею перезапуска существовавшего в советское время транзитного коридора «Арас» как сокращенного маршрута между Азербайджаном и Нахичеванью. Этот проект стал бы альтернативой Зангезурскому коридору. При этом коридор «Арас» позволил бы Ирану через станцию Джульфа встроиться в железнодорожную сеть на территории Нахичеванского эксклава и, соответственно, далее, интегрироваться в «Срединный коридор» и транспортировать свои грузы, невзирая на интересы Армении. Еще в 2022 г. было объявлено, что Азербайджан договорился с Ираном о строительстве альтернативного коридора через через иранскую провинцию Восточный Азербайджан, однако затем интерес к проекту фактически обнулился на фоне геополитических сложностей и чрезвычайной дороговизны инфраструктурных решений. Теперь интерес Азербайджана полностью сместился на Зангезурский коридор.

США сделали ставку на Турцию и Азербайджан в ущерб Армении и Ирану

Последнее слово в вопросе, какой из трех предложенных вариантов транспортного сообщения будет реализован — армянский (дорога «Иджеван — Газах»), иранский (Арасский коридор) или турецко-азербайджанский (Зангезурский коридор) — пока остается за США, еще до недавнего времени не проявлявшими видимого активного интереса к коммуникациям на Южном Кавказе. Однако после того, как Ильхам Алиев и Никол Пашинян во время визита в Вашингтон парафировали мирное соглашение между странами, был официально представлен проект «Маршрута Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP). Согласно плану, частный американский консорциум получит Зангезурский коридор, проходящий через территорию Сюникской области Армении, в аренду на 99 лет для управления инфраструктурой и застройкой прилегающих территорий. Хотя Вашингтон не берет на себя функции безопасности, сам факт возможного долгосрочного присутствия США в этом стратегическом регионе вызвал резкое неприятие со стороны России и Ирана. В Тегеране данный проект назвали попыткой разорвать связи Ирана с Кавказом и установить сухопутную блокаду, вероятно, именно по причине того, что Зангезурский коридор в итоге был выбран в ущерб Арасскому. По мнению Ирана, появление интересов США на Южном Кавказе вписывается в более широкую стратегию по экономической блокировке Ирана для усиления антииранских санкций. Кроме того, Тегеран всерьез опасается, что участие Вашингтона в управлении Зангезурским коридором открывает для Соединенных Штатов прежде закрытый прямой путь к Каспийскому морю.

Во время визита президента Ирана М. Пезешкиана в Армению Н. Пашинян уверил его в том, что будущий Зангезурский коридор будет эксплуатироваться в соответствии с законодательством Армении. Однако это не только не сняло существующие противоречия, но и подчеркнуло их остроту. Фундаментальное различие в подходах Баку и Еревана сохраняется: Армения настаивает на установлении полноценных пунктов пропуска с таможенным и пограничным контролем на обоих концах коридора, в то время как Азербайджан рассматривает его как свободную транспортную артерию без обязательного досмотра грузов, следующих в Нахичевань. Только готовность Азербайджана выплачивать Армении транзитные сборы, учитывая потенциальные объемы грузопотоков в рамках Нового Шелкового пути, может представлять экономический интерес для Еревана.

***

Теперь запуск Зангезурского коридора в американских интересах оказался в прямой зависимости от подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Соглашение было лишь парафировано лидерами стран на встрече в Вашингтоне, но на пути к его подписанию еще множество подводных камней. Одно из них — требование Азербайджана изменить формулировки в конституционных положениях, изъяв любое упоминание Нагорного Карабаха. Кроме того, присутствует желание Н. Пашиняна отложить болезненный для значительной части армянского общества и элит, опасающихся азербайджанского ирренентизма, вопрос о мире с Азербайджаном как минимум до парламентских выборов 2026 г. Однако если на них победу одержит оппозиция, то соглашение в нынешнем виде не будет подписано, а значит, и Зангезурский коридор пока останется на уровне риторики.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.7)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju