Read in English
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

Сабина Фишер

Ph.D, руководитель отдела Восточной Европы и Евразии Фонда науки и политики (SWP, Берлин)

В ноябре 2020 года Экспертная сеть ЕС — Россия (EUREN), группа из сорока видных экспертов из разных уголков России и четырнадцати стран — членов ЕС, опубликовала четыре сценария будущего состояния отношений между ЕС и Россией: «Холодное партнёрство», «Погружение в анархию», «Европа на грани войны», «Общность ценностей». Год назад большинство из сорока участников сети считали сценарий «холодного партнёрства» наиболее вероятным. Мало кто верил, что ЕС и Россия пойдут по пути «погружения в анархию» или окажутся «на грани войны».

Однако мало что из того, что произошло с ноября 2020 года, указывает на это направление. Россия и ЕС, похоже, пока даже не приближаются к «холодному партнёрству». Пессимизм экспертов EUREN оправдывается: они пришли к выводу о том, что ЕС и Россия не смогут преодолеть свои фундаментальные разногласия в ближайшее десятилетие. Тем не менее политические лидеры с обеих сторон несут ответственность за будущее Европы и не только. Хотя ценности и стратегические цели будут продолжать оставаться фундаментально различными в течение некоторого времени, может быть долгого, сторонам следует стремиться к маленьким шагам в конкретных областях для достижения хотя бы некоторого прогресса. Изменение климата — хорошая тема для начала. За этим должно последовать взаимное признание свидетельств о вакцинации, чтобы позволить людям воссоединиться.

В ноябре 2020 года Экспертная сеть ЕС — Россия (EUREN), группа из сорока видных экспертов из разных уголков России и четырнадцати стран — членов ЕС, опубликовала четыре сценария будущего состояния отношений между ЕС и Россией:

1. «Холодное партнёрство» в многополярном мире, когда Россия и ЕС возвращаются к широкому сотрудничеству по вопросам изменения климата, цифровизации и либерализации визового режима, хотя по-прежнему сохраняют серьёзные разногласия по вопросам европейской безопасности.

2. «Погружение в анархию», когда бывшие союзники конфликтуют после разрушительной пандемии COVID-19, а их поддерживают соперничающие Россия, США и Китай.

3. Европа «на грани войны», когда воссоединившийся и укрепившийся Запад становится на путь военного противостояния с «Крепостью Россией».

4. Наконец, «общность ценностей», объединяющая реформированную Россию и сильный ЕС на международной арене, характеризующейся прогрессом в разрешении конфликтов в соседних странах и возрождающимся мультилатерализмом.

Год назад большинство из сорока участников сети считали сценарий «холодного партнёрства» наиболее вероятным. Мало кто верил, что ЕС и Россия пойдут по пути «погружения в анархию» или окажутся «на грани войны». Другими словами, вооружённый конфликт считался маловероятным, но не исключался полностью. Ни один из членов EUREN не верил в возможность «общности ценностей».

Однако для того, чтобы в 2030 году материализовалось «холодное партнёрство», должно произойти многое, чтобы изменить негативную динамику отношений.

Сценарий предполагает, что ЕС выйдет из пандемии COVID-19 более сильным и сплочённым. Согласно этой версии, Брюссель также займёт более активную позицию во внешней политике и политике безопасности. В России более активная оппозиция побуждает политическое руководство приступить к определённым экономическим и политическим реформам. Это меняет логику внешней политики Москвы и открывает окно возможностей для более конструктивного взаимодействия с Европейским союзом, в том числе по конфликту в Донбассе. Обе стороны при этом способны прокладывать курс сквозь неспокойные воды глобального американо-китайского соперничества.

Однако мало что из того, что произошло с ноября 2020 года, указывает на это направление. Первый визит Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля в Москву закончился дипломатической катастрофой. Это определило тон на оставшуюся часть года, в том числе для доклада о «сдерживании» России, который Боррель представил главам государств и правительств ЕС в июне. Ссора из-за вмешательства и шпионажа разразилась между Чехией и Болгарией, с одной стороны, и Россией — с другой. В результате Чешская Республика вместе с США оказалась в опубликованном Москвой в мае 2021 года списке «недружественных государств». ЕС и Россия разошлись во мнениях по поводу событий в Белоруссии после спорных президентских выборов в августе 2020 года и инцидента с самолётом Ryanair в мае 2021 года. Трения вокруг конфликта в Донбассе, в Азовском море и Крыму продолжали нарастать, что ещё больше снижает шансы на реализацию Минских соглашений.

Напряжённость в отношениях между Москвой и Вашингтоном не уменьшилась и после инаугурации президента США Джо Байдена. Первая встреча президентов Путина и Байдена в июне 2021 года завершилась дипломатическими переговорами по стратегической стабильности, кибербезопасности и другим вопросам. Однако ощутимых результатов эти консультации пока не принесли. Все противоречия по ключевым вопросам остаются. Более того, Вашингтон усилил санкционную политику после саммита в Женеве. Уход Запада из Афганистана был воспринят в Москве как ещё один знак того, что односторонняя гегемония США подходит к концу. Но это также вызвало серьёзную озабоченность по поводу ситуации с безопасностью в центральноазиатском регионе и, конечно же, отнюдь не сделало ситуацию менее сложной. Одностороннее решение Вашингтона уйти из Афганистана и последовавший за ним резкий крах правительства в Кабуле разочаровали многих в ЕС и бросили тень на возрождение трансатлантических отношений. То же самое произошло и с новым альянсом Вашингтона AUKUS. На сегодняшний день остаётся неясным, как будет развиваться системное соперничество между Вашингтоном и Пекином и как оно повлияет на трансатлантические связи, отношения между ЕС и Россией и европейскую безопасность в ближайшие годы.

И последнее, но не менее важное: Россия и ЕС не сумели найти эффективные пути сотрудничества против самой непосредственной угрозы человечеству — пандемии COVID-19. Напротив, политика в отношении пандемии и вакцинации добавилась к длинному списку спорных вопросов. Кроме того, пандемия нарушила контакты между людьми в ЕС и России. Правительствам обеих сторон ещё предстоит найти способ разрешить эту блокировку, которая в долгосрочной перспективе может стать реальной угрозой миру и стабильности в Европе.

Внутренние события тоже не дают оснований для оптимизма. COVID-19 и его экономические последствия будут отвлекать обе стороны на внутренние проблемы. Результаты выборов в Государственную думу 19 сентября 2021 года не предполагают более открытых отношений с ЕС или внутренних реформ. Маловероятно, что это изменится в преддверии следующих президентских выборов, намеченных на 2024 год, что делает реформы в России маловероятными в ближайшей или среднесрочной перспективе. Растущие трения с различными странами — членами ЕС, особенно с Германией, не предвещают ничего хорошего для взаимодействия между ЕС и Россией в ближайшие месяцы, а возможно, и годы. Следующее правительство Германии, сформированное после выборов в Бундестаг 26 сентября, вероятно, продолжит более критический курс, взятый Берлином в отношении России в последнее время. Уход Ангелы Меркель оставил после себя большую брешь в отношениях Германии/ЕС не только с Россией, но и с Восточной Европой в целом. Ещё неизвестно, в состоянии ли будет следующее правительство Германии следовать курсу Меркель. «Северный поток — 2» появится и ещё больше усложнит германо-российскую повестку дня. Эммануэлю Макрону пришлось смириться с безразличием Москвы к его дипломатическому шарму в 2019 году, и вряд ли он повторит подобные попытки до или после президентских выборов во Франции в мае 2022 года.

С другой стороны, ЕС и Россия начали более серьёзно разговаривать об изменении климата. Но политические подходы в этой сфере всё ещё далеки друг от друга. Россия сталкивается со всё более серьёзными последствиями не только Европейского зелёного курса, но и самого изменения климата. Это даёт сторонам новые отправные точки для сотрудничества.

Возвращаясь к сценариям EUREN, Россия и ЕС, похоже, пока даже не приближаются к «холодному партнёрству». Пессимизм экспертов EUREN оправдывается: они пришли к выводу о том, что ЕС и Россия не смогут преодолеть свои фундаментальные разногласия в ближайшее десятилетие. Тем не менее политические лидеры с обеих сторон несут ответственность за будущее Европы и не только. Хотя ценности и стратегические цели будут продолжать оставаться фундаментально различными в течение некоторого времени, может быть долгого, сторонам следует стремиться к маленьким шагам в конкретных областях для достижения хотя бы некоторого прогресса. Изменение климата — хорошая тема для начала. За этим должно последовать взаимное признание свидетельств о вакцинации, чтобы позволить людям воссоединиться.

Это развёрнутая версия статьи, которая была опубликована на английском языке на ресурсе https://sites.utu.fi/bre/.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся