Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.69)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Артем Пылин

К.э.н., ведущий научный сотрудник и заведующий Сектором двусторонних отношений России и стран-соседей Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН

Привлекательность Центральной Азии для России определяется как геостратегическим положением региона, так и его быстрорастущим демографическим и экономическим потенциалом. Высокие темпы роста экономики приводили к повышению уровня благосостояния населения стран региона, что потенциально расширяло емкость их внутреннего рынка.

Экономическое взаимодействие России со странами региона строится на преференциальной основе в двух форматах. Первый предполагает многостороннее сотрудничество в рамках экономической интеграции в ЕАЭС, в частности, с Казахстаном и Кыргызстаном, а также в рамках ЗСТ СНГ с Таджикистаном. Второй формат представлен двусторонними зонами свободной торговли с Узбекистаном и Туркменистаном. Система позволяет российскому бизнесу торговать со странами ЦА преимущественно на беспошлинной основе или с минимумом исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины.

Среди основных экономических интересов Москвы в регионе следует выделить сотрудничество в сфере трудовой миграции, внешнеторговое и инвестиционное взаимодействие, совместное развитие транспортных коридоров и логистики, промышленная кооперация.

Экономические интересы Москвы в Центральной Азии носят весьма обширный и многоплановый характер, что обусловлено исторически сложившимися тесными двусторонними связями в различных сферах экономики, растущим демографическим и экономическим потенциалом стран региона и усилением его геоэкономического значения для России в современных условиях. При реализации в регионе российских экономических интересов необходимо учитывать дальнейшее усиление санкционного давления Запада, растущие риски введения вторичных санкций, а также обострение конкуренции со стороны других внерегиональных игроков — США, ЕС, Великобритании, Китая и Турции. В силу сравнительной слабости технологического и инновационного потенциала страны ЦА будут стремиться сохранить свою многовекторную ориентацию.

Привлекательность Центральной Азии для России определяется как геостратегическим положением региона, так и его быстрорастущим демографическим и экономическим потенциалом. За последние 20 лет численность населения пяти стран росла в среднем на 1,7% ежегодно и к середине 2022 г. составила 78,6 млн человек, из которых 35,6 млн проживало в Узбекистане, или 1% мирового населения. Наиболее высокими темпами прирастало население Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. В 2012–2023 гг. ежегодные темпы прироста ВВП стран региона составляли в среднем 4,3%, что заметно превышало мировые (3,2%) показатели. При этом наиболее высокие темпы роста экономики демонстрировали Таджикистан и Узбекистан (рис. 1). В 2023 г. совокупный ВВП (в текущих ценах) пяти стран ЦА составил 456 млрд долл. или 0,72% (по ППС) от мировой экономики.

Рис. 1. Темпы прироста реального ВВП стран ЦА в 2012–2023 гг., %

Источник: составлено и рассчитано автором по данным IMF. World Economic Outlook Database, April 2024.

Высокие темпы роста экономики приводили к повышению уровня благосостояния населения стран региона, что потенциально расширяло емкость их внутреннего рынка. За последние 20 лет ВВП (ППС, в постоянных ценах 2017 г.) на душу населения в среднем по региону вырос в 2,3 раза и в 2022 г. составил 11,6 тыс. долл. или две трети от среднемирового значения. В то же время между странами Центральной Азии сохраняется существенная разница по уровню социально-экономического развития. Так, если в 2022 г. ВВП (ППС, в постоянных ценах 2017 г.) на человека в Казахстане составлял 26,1 тыс. долл. (что сопоставимо с российским показателем в 27,5 тыс. долл.), то в Таджикистане — лишь 4,1 тыс. долл., что оказывает влияние на структуру внешнеэкономических связей России с данными странами и динамику их развития.

Экономическое взаимодействие России со странами региона строится на преференциальной основе в двух форматах. Первый предполагает многостороннее сотрудничество в рамках экономической интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в частности, с Казахстаном и Кыргызстаном, а также в рамках зоны свободной торговли (ЗСТ) Содружества Независимых Государств (СНГ)[1] с Таджикистаном. Второй формат представлен двусторонними зонами свободной торговли с Узбекистаном и Туркменистаном. Система позволяет российскому бизнесу торговать со странами ЦА преимущественно на беспошлинной основе или с минимумом исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины. Помимо этого, между Россией и отдельными странами региона подписаны множественные двусторонние соглашения об экономическом сотрудничестве различного характера, упрощающие взаимные торговые процедуры.

В текущих условиях значение центральноазиатских рынков для России существенно возросло, что привело к усилению соответствующего направления внешнеэкономической деятельности России. Так, в октябре 2022 г. состоялся первый саммит в формате «Россия — Центральная Азия». В 2022–2023 гг. был подписан ряд двусторонних соглашений об углублении экономического сотрудничества со странами региона[2]. В частности, в ноябре 2023 г. был подписан трехлетний план сотрудничества между Россией и Казахстаном.

Среди основных экономических интересов Москвы в регионе следует выделить сотрудничество в сфере трудовой миграции, внешнеторговое и инвестиционное взаимодействие, совместное развитие транспортных коридоров и логистики, промышленная кооперация.

Центральная Азия для России — это в первую очередь основной источник трудовых ресурсов для нужд российской экономики. По оценкам ООН, в России насчитывается 11,6 млн международных мигрантов, что составляет 7,9% населения страны[3]. Москва занимает четвертое место в мире по этому показателю. Основной приток иностранной рабочей силы формируется за счет Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, на которые приходится почти 90% въезжающих в РФ трудовых мигрантов. Они заняты преимущественно в низкооплачиваемых секторах экономики, таких как строительство и ЖКХ, транспорт, бытовые услуги. Основной упор в привлечении иностранной рабочей силы в России делается на «целевой набор» в строительство, агропромышленный комплекс и легкую промышленность. Однако в 2022–2023 гг. дефицит рабочей силы в России резко вырос и может составлять 4,8 млн человек[4]. На фоне геополитической напряженности и санкций Запада усилилась эмиграция квалифицированной рабочей силы из России, в том числе в страны ЦА. В то же время приток в Россию трудовых мигрантов сокращается[5], что во многом обусловлено ослаблением курса рубля, ужесточением миграционного законодательства РФ, а также формированием альтернативных миграционных векторов и сменой приоритетов экономической политики в странах ЦА. Помимо этого, миграционная политика была ужесточена после террористического акта в Москве в марте 2024 г., что также привело к дополнительному замедлению притока рабочей силы из центральноазиатских стран в Россию. В связи с этим потребность в привлечении из стран региона рабочей силы для отдельных секторов российской экономики сохраняется, но возможности дальнейшего наращивания трудовой иммиграции будут ограничены.

Во-вторых, Центральная Азия — важный внешнеторговый партнер России, значение которого за последние два года существенно возросло. Ограничения на торговлю и финансирование со стороны стран «Группы семи» и ЕС привели к перенаправлению части внешней торговли России в страны Центральной Азии, которые наряду с Китаем, Индией, Турцией и Южным Кавказом стали играть важную роль в обеспечении транзитной торговли. Вместе с тем центральноазиатские рынки сбыта имеют и самостоятельное значение для Москвы. Основной торговый партнер России в регионе — Казахстан, на долю которого приходится почти 2/3 российской торговли со странами ЦА. В 2023 г. товарный экспорт России в государства региона (без учета Туркменистана) составил 26,5 млрд долл. или 6,2% всего экспорта страны. При этом российский экспорт в страны данного региона более диверсифицирован по сравнению с поставками в страны дальнего зарубежья. Россия выступает крупным поставщиком металлов и изделий из них, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (пшеницы), машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, а для Кыргызстана и Таджикистана (стран — чистых импортеров углеводородов) — источником нефти и нефтепродуктов.

В 2022–2023 гг. импорт товаров из стран ЦА в Россию вырос на 46% и достиг 14 млрд долл. Наибольший прирост поставок пришелся на малые страны — Кыргызстан и Таджикистан. В то же время Казахстан стал одним из крупных торговых хабов, через который Россия импортирует некоторые высокотехнологичные товары из стран с развитой экономикой, в том числе электронику и ее компоненты (включая полупроводники), телекоммуникационное оборудование и т.д. По данным Бюро национальной статистики, за последние два года казахстанский экспорт машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в Россию вырос в 5,4 раза — с 0,471 млрд долл. до 2,6 млрд долл., что во многом стало результатом транзитной торговли. Россия также традиционно выступает крупным импортером черных и цветных металлов, хлопка, одежды, овощей и фруктов из стран региона.

Сохраняется значительный потенциал в наращивании взаимной торговли услугами, в том числе цифровыми. Растущая урбанизация и увеличение численности населения крупнейших городов стран ЦА способствуют распространению городского образа жизни, росту потребительского спроса на качественные и современные сервисы. Российские компании заинтересованы в усилении своего присутствия на региональных рынках финансовых, логистических, информационно-коммуникационных и цифровых услуг. Так, например, российские маркетплейсы Ozon и Wildberries уже работают в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

В-третьих, Центральная Азия играет важную роль в обеспечении транспортной связанности России с Китаем, Ираном и другими азиатскими странами, выступая крупным транспортным хабом Евразии. По территории региона проходят международные транспортные коридоры (МТК), среди которых: Центральный Евразийский коридор (Китай — ЕАЭС — Европа), инициированный Европейским союзом в 1993 г. коридор «Европа — Кавказ — Азия» (ТРАСЕКА), Восточный маршрут МТК российско-иранско-индийского коридора «Север — Юг»[6], Транскаспийский международный транспортный маршрут. В текущих условиях МТК «Север — Юг» приобретает особое значение для вывоза российских грузов в страны Ближнего Востока и Южной Азии. Его восточная ветка предполагает транспортировку грузов по железной дороге из России через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан с выходом на ж/д сеть Ирана. Россия заинтересована в увеличении объемов транзита по Восточному маршруту путем внедрения сквозной технологии грузопотоков, обеспечения электронного обмена информацией на маршрутах и установления конкурентоспособных тарифов. Важно также активнее использовать и морской сегмент МТК «Север — Юг». Так, в апреле 2024 г. был восстановлен паромный маршрут Туркменбаши (Туркменистан) — Оля (Россия). В интересах Москвы также диверсификация транспортных коридоров в самом регионе и развитие альтернативных казахстанскому транзиту маршрутов. Одним из таких проектов может стать коридор Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Россия с включением в него морского транзита по Каспийскому морю. В то же время Россия заинтересована во взаимодействии со странами ЦА в целях наращивания транзита грузов по своей территории в направлении Китай — Европа. Помимо реализации новых транспортных проектов необходимо совместными усилиями модернизировать существующую инфраструктуру, упрощать административные процедуры и повышать эффективность логистических цепочек.

В последние годы активизировалось энергетическое сотрудничество России со странами региона. В условиях утраты значительной части европейского рынка Москва заинтересована в увеличении транзита через Казахстан российских углеводородов в Китай и Узбекистан. В марте 2024 г. Мажилис Казахстана принял закон о продлении до 2033 г. соглашения о транзите нефти из России в Китай объемом до 10 млн т нефти в год. В октябре 2023 г. правительства России и Узбекистана заключили соглашения по вопросам поставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом и о расширении сотрудничества в области поставок нефти. В ноябре 2023 г. Россия, Узбекистан и Казахстан заключили трехстороннее соглашение о поставке в Узбекистан российского нефтяного сырья в объеме до 1 млн т по нефтепроводу «Омск — Павлодар — Шымкент — Шагыр». Кроме того, в 2023 г. по трубопроводу «Средняя Азия — Центр» запущен транзит российского газа (до 3 млрд куб. м в год) через Казахстан в Узбекистан. Российская сторона заинтересована в сохранении транзита по своей территории казахстанской нефти в рамках Каспийского трубопроводного консорциума. Россия также готова принять активное участие в реализации планов по строительству атомной электростанции в Казахстане и Узбекистане, что повысит энергетическую безопасность стран региона.

Быстро растущие экономики стран ЦА нуждаются в притоке иностранных инвестиций как для модернизации традиционных отраслей, так и для создания новых высокотехнологичных производств. Россия выступает одним из крупнейших инвесторов стран региона. По данным ЕАБР, на первое полугодие 2023 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России в пяти странах ЦА составил 23,9 млрд долл., где реализуются 136 крупных российских инвестиционных проектов[7]. Помимо быстрого демографического и экономического развития российский бизнес привлекает относительно невысокая стоимость рабочей силы в регионе. Инвесторы из России традиционно проявляют наибольший интерес в отраслях нефте- и газодобычи, добычи металлов и химической промышленности. Российские маркетплейсы Ozon и Wildberries инвестировали в строительство логистических центров в Казахстане. В 2022–2023 гг. Казахстан и Узбекистан стали одними из наиболее привлекательных государств для релокации компаний из России, что обусловлено благоприятным инвестиционным климатом и льготным режимом налогообложения в двух странах. Так, например, в Казахстане функционирует специальная экономическая зона «Кызылжар», а в Узбекистане — Технологический парк программных продуктов и информационных технологий.

Промышленная кооперация России со странами ЦА может стать драйвером торгово-экономического сотрудничества. Масштабные антироссийские санкции Запада и уход части компаний из РФ повышают интерес российского бизнеса к развитию производственной кооперации со странами региона. Одним из направлений такого сотрудничества может стать локализация производств российских компаний в странах региона, в том числе путем совместного формирования промышленных зон. Так, например, в Узбекистане уже функционируют два узбекско-российских технопарка — «Чирчик» и «Джизак». Еще одной формой кооперации может стать привлечение компаний из ЦА в российские программы импортозамещения, в том числе через размещение заказов на предприятиях стран региона к изготовлению соответствующих деталей и компонентов (производственный аутсорсинг). Углубление промышленной кооперации России со странами ЦА позволит эффективнее использовать имеющийся производственный потенциал и активнее выходить с совместной продукцией на рынки третьих стран.

Таким образом, экономические интересы Москвы в Центральной Азии носят весьма обширный и многоплановый характер, что обусловлено исторически сложившимися тесными двусторонними связями в различных сферах экономики, растущим демографическим и экономическим потенциалом стран региона и усилением его геоэкономического значения для России в современных условиях. При реализации в регионе российских экономических интересов необходимо учитывать дальнейшее усиление санкционного давления Запада, растущие риски введения вторичных санкций, а также обострение конкуренции со стороны других внерегиональных игроков — США, ЕС, Великобритании, Китая и Турции. В силу сравнительной слабости технологического и инновационного потенциала страны ЦА будут стремиться сохранить свою многовекторную ориентацию.

Материал подготовлен для совместного доклада РСМД, ИКСА РАН и ИМИ Фуданьского университета «Российско-китайский диалог: модель 2024», который планируется к публикации в сентябре 2024 г.



1. К Договору о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г. Узбекистан присоединился в особом порядке (путем подписания отдельного протокола к договору от 31.05.2013.

2. Вардомский Л., Головин В., Головина Е. Центральная Азия в меняющейся системе международных отношений // Мир перемен. 2024. №1. С. 68-85.

3. World Migration Report 2022. Geneva // International Organization for Migration. P. 202

4. Ахапкин Н.Ю. Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. С. 7-25.

5. По данным Росстата, количество прибывших в Россию из стран СНГ в рамках международной миграции снизилось с 662 тыс. (2022 г.) до 491 тыс. (2023 г.) человек.

6. Винокуров Е., Ахунбаев А., Забоев А., Усманов Н. Международный транспортный коридор «Север — Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура. Доклады и рабочие документы 22/2. – Алматы, Москва: Евразийский банк развития. 2022. С. 15.

7. Малахов А., Серик Е., Забоев А. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР — 2023. Доклады и рабочие документы 23/5. – Алматы: Евразийский банк развития. 2023. С. 26.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.69)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju