Read in English
Оценить статью
(Голосов: 72, Рейтинг: 3.17)
 (72 голоса)
Поделиться статьей
Василий Кузнецов

Д.полит.н., заместитель директора по научной работе Института востоковедения РАН, член РСМД

В своей недавней статье для РСМД «Волнения афроамериканцев и повышение НДФЛ в России» А. Кортунов поднял чрезвычайно важный вопрос о стремлении к справедливости как ключевом элементе современной политической жизни, всегда по-разному, но неизменно ярко проявляющемся в самых разных странах и регионах мира.

Высказанные в статье идеи, как мне представляется, заслуживают пристального внимания не только в практической плоскости (а автор в целом рассуждает именно в ней), но и в методологической.

А. Кортунов отмечает, что «стремление к справедливости органично для человеческой природы, являясь сильнейшим катализатором любой социальной и политической активности». Это, безусловно, верно. Как, по всей видимости, верно и высказанное автором тут же представление о том, что справедливость, прежде всего, означает соответствие.

В 1990–2000-е гг. мы очень много думали о том, как быть свободными, но практически не задумывались о том, что значит свобода. В политическом отношении по этому поводу в мировом сообществе был достигнут определенный консенсус, предполагавший, что максимизация свободы и безопасности едва ли не автоматически приведет нас к утверждению справедливости. Однако сегодня этот консенсус оказался нарушен, и по всей видимости, он будет заменен иным — консенсусом о справедливости. Все будут думать о том, как достичь справедливости и развития, словно знают, что означает и то, и другое, и словно верят в то, что справедливость сделает нас свободными. Опасности, подстерегающие нас на этом пути, связаны не только с возможным возрождением авторитарных практик управления во имя экономических скачков. Они связаны также с вполне вероятным отказом от ценностного универсализма во имя «самости» и сохранения автохтонных традиций. Привычные деления мира на развитый и развивающийся, свободный и менее свободный станут более неактуальными. А следовательно — уже совсем в прикладном отношении — неактуальными окажутся и идеи экспорта свободы или требования политической обсусловленности программ помощи. Впрочем, целесообразность и самих этих программ может быть поставлена под сомнение.

Наконец, смена парадигмы мирового развития, по всей видимости, должна означать и иное — глобальную смену элит. Об усталости обществ от старых элит не писал, кажется, только ленивый, приводя многочисленные примеры — от Трампа в США до Каиса Саида в Тунисе. Однако приход к власти этих новых лидеров — правых и левых популистов, решительно противопоставляющих себя традиционному истеблишменту — лишь первые отблески грядущего. Этот выход на мировую авансцену популистов схож с победами популистских партий на первых в ходе демократического транзита выборах — подобное явление наблюдалось во множестве стран от Алжира с Исламским фронтом спасения до России с ЛДПР. Следующим шагом должна стать либо адаптация старых элит к новым условиям и их внутреннее обновление, либо же их полное поражение в результате ожесточенной борьбы с новыми, лишь только формирующимися элитами.

Все это — лишь грубые штрихи, которыми можно обозначить новую реальность. Очевидно, что ее рождение будет сопряжено со множеством бурь и конфликтов самого разного уровня: общественного, внутриполитического, международно-политического. Но самое главное, оно будет сопряжено с конфликтами ценностными и интеллектуальными. Статья А. Кортунова, «Письмо о справедливости и открытости дискуссий» и множество других текстов, появляющихся в эти дни; споры о колониальном прошлом и расизме в США, Европе и на Ближнем Востоке; дискуссии о справедливом правосудии в России — все это лишь первые симптомы той бури, что должна еще грянуть.


В своей недавней статье для РСМД «Волнения афроамериканцев и повышение НДФЛ в России» А. Кортунов поднял чрезвычайно важный вопрос о стремлении к справедливости как ключевом элементе современной политической жизни, всегда по-разному, но неизменно ярко проявляющемся в самых разных странах и регионах мира.

Высказанные в статье идеи, как мне представляется, заслуживают пристального внимания не только в практической плоскости (а автор в целом рассуждает именно в ней), но и в методологической.

А. Кортунов отмечает, что «стремление к справедливости органично для человеческой природы, являясь сильнейшим катализатором любой социальной и политической активности». Это, безусловно, верно. Как, по всей видимости, верно и высказанное автором тут же представление о том, что справедливость, прежде всего, означает соответствие.

Однако эти тезисы имеет смысл развить.

От свободы к справедливости

Идея справедливости не просто важна для человечества. В сущности, через призму этой идеи может рассматриваться весь исторический процесс. Такое его понимание мы встречаем, скажем, в марксизме.

Вместе с тем, этот процесс может рассматриваться и через призму идеи освобождения, как это делал Гегель.

Конечно, полторы сотни ведущих мировых интеллектуалов, подписавших только что опубликованное в Harper’s Magazine «Письмо о справедливости и открытости дискуссий», правы в том, что касается взаимной обусловленности справедливости и свободы. И тем не менее можно все же сказать, что, периодически сменяя друг друга в общественном сознании, две этих детерминанты позволяли в эпоху модерна со свойственным ей стремлением рационализировать историю наделять метафизическим смыслом не только прошлое, создавая конструкт исторического процесса, но и настоящее. Это, в свою очередь, позволяло обнаруживать смысл в актуальной политической реальности.

Понятно, что и свобода, и справедливость в тех или иных обстоятельствах места и времени понимались совершенно по-разному. Однако это лишь придавало этим двум концептам гуттаперчивость универсальных идей.

Симптоматичным в этом контексте кажется не только то, что мы обнаруживаем в современной политике мотив борьбы за справедливость, но и то, что мы предпочитаем именно такую интерпретацию реальности всем остальным. В конечном счете, сама эта реальность созидается именно посредством таких интерпретаций, составляющих ее неотъемлемую часть.

Вопрос об адекватности предлагаемой интерпретации оказывается при такой постановке проблемы совершенно избыточным, в отличие от вопроса о ее соответствии иным интерпретациям. Другими словами, дело не в том, верно ли говорить, что требование справедливости становится лейтмотивом мировой политики, а в том, соглашаются ли с подобным пониманием реальности иные аналитики. Если они обращаются к идее справедливости, не просто находясь в совершенно иных условиях, но и руководствуясь принципиально иной методологией, то даже при внешнем совпадении репрезентаций, их внутреннее содержание может оказываться принципиально различным. В результате мы приходим к своеобразной смысловой омонимии.

Скажем, А. Кортунов, руководствуясь собственным профессиональным и личным опытом, утверждает, что «проблема, на которую многие хотели бы смотреть исключительно через призму межрасовых отношений, на самом деле является социальной проблемой». Такое стремление воспринимать расовые, этнические, конфессиональные, гендерные и т.п. проблемы как некую ширму, за которой скрывается истинная социальная, а еще точнее — социально-экономическая реальность, вполне естественно для российского исследователя. В конце концов, отечественная интеллектуальная (да и политическая, кажется, тоже) элита в силу специфики собственного опыта и образования привыкла считать вопросы идентичности в той или иной мере вторичными по отношению к базовым экономическим проблемам.

Однако неудобная правда состоит в том, что такая редукционистская схема более не работает.

Мир стал сложным.

И в этом сложном мире вопросы гендерного, конфессионального, этнического равенства, прав меньшинств (в том числе и ЛГБТ, о которых в России до сих пор принято говорить с глупой усмешкой неудовлетворенного подростка) не менее важны, чем вопросы бедности и богатства. Это, в свою очередь, означает, что решение проблемы справедливости требует, во-первых, учета интересов гораздо большего числа групп, нежели ранее, и следовательно, становится сложнее, а во-вторых, принципиального изменения политического подхода — отказа от редукционизма.

Следовательно, осмысляя внутрироссийскую ситуацию, мы должны осознавать не только то, что повышения ставки НДФЛ на сверхдоходы недостаточно, но и то, что исповедуемый подход означает приверженность к простым решениям. Недостаточно повысить налоги. Недостаточно повысить уровень жизни. Недостаточно совершить прорыв.

Придется думать о том, как удовлетворить чаяния всех.

От безопасности к развитию

Впрочем, расширяющийся запрос на справедливость становится вызовом не только для отдельных политических систем, но и для всей мировой политики.

Он может означать принципиальное изменение ее ключевых детерминант.

Если посмотреть на международные отношения через призму дихотомии свободы/справедливости, то можно заметить, что каждая из них находила в них вполне конкретное воплощение.

Так, после 1991 г. ключевую роль играла идея свободы. В конечном счете ею были вдохновлены труды всех ключевых политических мыслителей последних нескольких десятилетий: Ф. Фукуямы, Ф. Закарии, С. Хантингтона, Дж. Ная и др. Ранее она доминировала во времена мировых войн: Вудро Вильсон, национально-освободительные движения в Азии и Африке, Ортега-и-Гассет, Жорж Сорель, Эрик Фромм, Карл Поппер и т.д.

В политическом плане в конце XX – начале XXI вв. идея свободы воплотилась, прежде всего, в концепциях демократизации и защиты прав человека. Однако наблюдавшаяся все эти годы секьюритизация мировой политики также стала порождением этой идеи свободы. Конкретным проявлением этого процесса оказалась бесконечная борьба с международным терроризмом — своеобразный рефрен международных отношений последних двадцати лет.

Все международное сообщество, по крайней мере на уровне риторики, демонстрировало готовность объединяться против этого общего врага.

Парадокс ситуации состоял в том, что чем анонимнее был этот общий враг, тем более ярко проявлялась эта готовность к объединению. Аль-Каида во главе с неуловимым У. Бен Ладеном или ИГИЛ под руководством самопровозглашенного «халифа» аль-Багдади могли еще становиться поводами для совместных действий. Тем более, что лидеры обеих организаций постепенно превращались во все более мифологизированные фигуры, вечно скрывающиеся от неумолимой Немезиды в бескрайних просторах пустынь — на территориях, существующих как бы за пределами рационально постигаемого мира. В то же время, как только какие-нибудь игроки пытались конкретизировать образ врага, связав его с тем или иным государством, это неизменно вызывало раскол в мировом сообществе.

ИГИЛ в середине 2010-х гг. дал некий идеальный образец абсолютного зла — одновременно конкретный, располагающийся на вполне определенной территории и громко заявляющий о себе в информационном пространстве, и абстрактный, ни с кем из традиционных акторов вроде бы не связанный, сам противопоставивший себя рациональному и упорядоченному миру.

Вскоре вслед за поражением ИГИЛ мы увидели исчерпание идеи секьюритизации. Несмотря на то, что, по мнению едва ли не большинства экспертов, радикальная джихадистская идеология вовсе не исчезла и вполне может вернуться, ее явно становится недостаточно для объединения мирового сообщества.

Пандемия, ставшая катализатором многих и без того назревавших социально-политических процессов, ускорила и обострила этот уход в прошлое эпохи секьюритизации, и в этом плане значимость COVID-19 для мировой политики вполне сравнима со значимостью 1991 г. или трагедии 11 сентября 2001 г.

Конечно, можно согласиться с теми авторами, которые полагают, что пандемия сама по себе не повлияла на расклады сил в международных отношениях. Она не привела ни к прекращению старых, ни к появлению новых конфликтов, и не стала основой для объединения мирового сообщества в борьбе с общей угрозой. Тем не менее, оказав серьезное влияние на социально-экономическую сферу во множестве государств мира (причем наиболее развитых), она обострила существовавшие в них социальные противоречия, ускорив переход к тому самому запросу на справедливость, о котором писал А. Кортунов.

Последствия этого противоречивы. На первый взгляд, это, конечно, может означать дальнейшую секьюритизацию, распространения зонтичной идеи безопасности на все новые области, в частности, на сферу социальной политики, здравоохранения, усиление на международной арене национальных государств, а во внутренней политике — силовых функций государства и соответствующих институтов. Однако, представляется, что подобные сценарии могут реализовываться в краткосрочной перспективе. Они не предполагают решения базовых проблем современных обществ — проблем справедливости, проблем развития.

Подобно тому, как секьюритизация — это обратная сторона борьбы за свободу, девелопментализация — второе имя стремления к справедливости. Требование справедливости — это в конечном счете требование развития: экономического, социального, ценностного и т.д.

Это имеет несколько следствий. Прежде всего, известный тезис об усилении национальных государств нуждается в корректировке. Государства будут усиливаться лишь там и настолько, где и насколько они способны решать проблемы развития. Если они их решать окажутся неспособны, то их решение на себя будут брать низовые общественные структуры. В каких-то случаях это, конечно, могут быть институты гражданского общества, однако гораздо чаще это будут все те же институты самоорганизации населения, что пытались брать на себя социальную ответственность и ранее, в том числе — неформальные потестарные структуры, мафиозные группы, племенные образования, религиозно-политические движения и т.д. В ряде регионов, включая, например, Ближний Восток это станет вызовом для тех политических режимов, которые покоятся исключительно на дискурсе безопасности и традиции, подменяя реальное развитие бесконечными разговорами о вот-вот грядущих переменах и об опасностях раскачивания лодки.

Вместе с тем, переход от императива свободы к императиву справедливости должен означать новую проблематизацию обоих этих понятий. В 1990–2000-е гг. мы очень много думали о том, как быть свободными, но практически не задумывались о том, что значит свобода. В политическом отношении по этому поводу в мировом сообществе был достигнут определенный консенсус, предполагавший, что максимизация свободы и безопасности едва ли не автоматически приведет нас к утверждению справедливости. Однако сегодня этот консенсус оказался нарушен, и по всей видимости, он будет заменен иным — консенсусом о справедливости. Все будут думать о том, как достичь справедливости и развития, словно знают, что означает и то, и другое, и словно верят в то, что справедливость сделает нас свободными. Опасности, подстерегающие нас на этом пути, связаны не только с возможным возрождением авторитарных практик управления во имя экономических скачков. Они связаны также с вполне вероятным отказом от ценностного универсализма во имя «самости» и сохранения автохтонных традиций. Привычные деления мира на развитый и развивающийся, свободный и менее свободный станут более неактуальными. А следовательно — уже совсем в прикладном отношении — неактуальными окажутся и идеи экспорта свободы или требования политической обусловленности программ помощи. Впрочем, целесообразность и самих этих программ может быть поставлена под сомнение.

Наконец, смена парадигмы мирового развития, по всей видимости, должна означать и иное — глобальную смену элит. Об усталости обществ от старых элит не писал, кажется, только ленивый, приводя многочисленные примеры — от Трампа в США до Каиса Саида в Тунисе. Однако приход к власти этих новых лидеров — правых и левых популистов, решительно противопоставляющих себя традиционному истеблишменту — лишь первые отблески грядущего. Этот выход на мировую авансцену популистов схож с победами популистских партий на первых в ходе демократического транзита выборах — подобное явление наблюдалось во множестве стран от Алжира с Исламским фронтом спасения до России с ЛДПР. Следующим шагом должна стать либо адаптация старых элит к новым условиям и их внутреннее обновление, либо же их полное поражение в результате ожесточенной борьбы с новыми, лишь только формирующимися элитами.

Все это — лишь грубые штрихи, которыми можно обозначить новую реальность. Очевидно, что ее рождение будет сопряжено со множеством бурь и конфликтов самого разного уровня: общественного, внутриполитического, международно-политического. Но самое главное, оно будет сопряжено с конфликтами ценностными и интеллектуальными. Статья А. Кортунова, «Письмо о справедливости и открытости дискуссий» и множество других текстов, появляющихся в эти дни; споры о колониальном прошлом и расизме в США, Европе и на Ближнем Востоке; дискуссии о справедливом правосудии в России — все это лишь первые симптомы той бури, что должна еще грянуть.


(Голосов: 72, Рейтинг: 3.17)
 (72 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju