Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.92)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Андреев

Редактор ТАСС-ДОСЬЕ, эксперт РСМД

Политика неприсоединения и нейтралитета долгое время не побуждали Финляндию к наращиванию военной мощи. А обстановка времён холодной войны хоть и была постоянно напряжённой, но приносила элемент предсказуемости и даже стабильности — было чётко определено, какие военные альянсы существуют и кто их участники. С выстраиванием новых отношений между РФ и Финляндией исчезли требования о признании стратегических интересов СССР. Финляндия фактически обрела полную свободу действий на мировой арене, но предпочла старые традиции нейтралитета. Естественно, перемены нашли отклик в финляндских Силах обороны. Вопрос разработки, закупки и комплектации армии вооружением и военной техникой тесно связан и с военной стратегией государства, ведь облик вооружённых сил будет зависеть от характера поставленных задач. Финляндия направила свою стратегию в русло общеевропейской обороны, а также принимает участие в зарубежных военных операциях (если они санкционированы ООН).

Современная ситуация в вооружённых силах Финляндии показывает нам приоритет военно-морских сил и сухопутных сил, так как финская концепция территориальной обороны предполагает, что в случае военного конфликта войска должны быть расположены абсолютно на всей территории страны без явного дисбаланса и перевеса в пользу одного из возможных фронтов. Проблема оснащения сухопутных войск активно решается не только финскими усилиями, но и усилиями иностранных компаний, а в большей степени — объединёнными фирмами, в которые входят, прежде всего, скандинавские соседи Финляндии. В Стратегии безопасности до 2025 года говорится об асимметричном характере будущих войн и необходимости высокой мобильности и совместных операций, о сетецентричности и создании единой информационной системы в любой горячей точке мира, но такие задачи Финляндия не будет выполнять в одиночку. Расходы на оборону на протяжении 10 лет составляет около полутора процентов ВВП страны и 5,5% расходной части финского бюджета. Модернизация иностранной техники для сухопутных войск и задачи по обновлению авиапарка и судов ВМС нашли отражение в военных расходах — 28,5% пойдёт на закупку техники.

Политика Финляндской Республики в области разработки и закупки вооружений и военной техники демонстрирует удачный пример международной кооперации, интернационализации и открытости производства оборонной продукции. Отдельный упор сделан на сотрудничество в регионе Балтийского моря — это касается и производства вооружений, и его продажи — основные покупатели финского оружия находятся именно здесь. Финские копии советского стрелкового оружия были значительно облегчены и немного уменьшены в размерах, чтобы отвечать характеру войск быстрого реагирования. В новом веке Финляндия не интегрируется в евроатлантические структуры, но посвящает себя общеевропейскому и мировому гуманитарному делу, что отразилось на разработке вооружений и военной техники, подходящей для таких задач. Интернационализация и диверсификация производства не позволяют поставить Финляндию в положение абсолютно зависимого игрока — даже американские самолёты на службе у финских ВВС имеют свои особенности, хотя и нет самостоятельного производства. Международная научно-техническая кооперация остаётся надёжным источником новых технологий — уравниваются стандарты оружия, техники и тактики их применения. А сохранение всеобщей обороны, воинской обязанности и почти миллионный резерв позволяют Финляндии не испытывать дефицита безопасности на фоне нынешней слабости ЕС.

Политика неприсоединения и нейтралитета долгое время не побуждали Финляндию к наращиванию военной мощи. А обстановка времён холодной войны хоть и была постоянно напряжённой, но приносила элемент предсказуемости и даже стабильности — было чётко определено, какие военные альянсы существуют и кто их участники. С выстраиванием новых отношений между РФ и Финляндией исчезли требования о признании стратегических интересов СССР. Финляндия фактически обрела полную свободу действий на мировой арене, но предпочла старые традиции нейтралитета. Естественно, перемены нашли отклик в финляндских Силах обороны. Вопрос разработки, закупки и комплектации армии вооружением и военной техникой тесно связан и с военной стратегией государства, ведь облик вооружённых сил будет зависеть от характера поставленных задач. Финляндия направила свою стратегию в русло общеевропейской обороны, а также принимает участие в зарубежных военных операциях (если они санкционированы ООН).

Новое место в новом мире

После 1991 года Финляндская Республика оказалась довольно в сложном политическом и экономическом положении. Прежние связи с СССР разрушены, построение новых отношений с Российской Федерацией только началось, внутри страны резко выросла безработица. Тогда же Финляндия в одностороннем порядке перестаёт выполнять ряд своих обязательств по запрету на обладание рядом видов вооружений — подводными лодками, некоторыми видами торпед, морскими минами, штурмовыми судами и бомбардировщиками; единственный сохранившийся запрет касался ядерного оружия. В то время финский президент М. Койвисто заявлял, что в новом соглашении двух стран должны быть искоренены любые обязательства военного характера. В январе 1992 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений — каких-либо военных обязательств, аналогичных прежнему Договору, в нём не содержалось.

Стратегия производства оборонной промышленности

В сфере оборонной промышленности в 2007 г. была разработана специальная Промышленная стратегия в области обороны и безопасности; тогда же вышел в свет аналогичный доклад рабочей группы, созданной под эгидой министерства обороны. Основные направления обоих документов следующие:

  • оборонная промышленность должна быть привлекательной для инвесторов и стать интернациональной (концентрировать в себе одновременно как свои, так и технологии и производство из других стран, иметь общие с другими государствами производственные мощности);
  • оборонная промышленность должна быть конкурентоспособной, так как в будущем оборонные компании не смогут продержаться только на внутренних заказах;
  • оборонная промышленность должна быть наукоёмкой, поскольку малые страны смогут выжить на рынке только благодаря сложной продукции с большим вкладом в НИОКР и производством технологических новинок (что требует повышенной квалификации личного состава вооружённых сил);
  • совместимость с политикой безопасности ЕС и НАТО;
  • конкуренция между оборонными бюджетами стран-членов ЕС и США поощряет европейские государства объединять свои усилия в разработке вооружений.

Правительственное постановление 2016 года «Обеспечение технологической и промышленной оборонной базы Финляндии» отражает такое видение вооружённых сил:

  • способность к повышению боеготовности и совершенствование потенциала вооружённых сил посредством сотрудничества с другими государствами;
  • вооружённые силы охватывают все регионы страны, что достигается сохранением всеобщей воинской обязанности;
  • безопасность носит всеобъемлющий характер, а это требует сотрудничества вооружённых сил, всех уровней государственной власти, бизнес-структур и граждан;
  • Финляндия должна постоянно быть готова к чрезвычайным ситуациям, включая полномасштабное вторжение в страну;
  • безопасность снабжения основывается на сотрудничестве государства и частных организаций — страна находится на периферии Европы, вдали от густонаселённых районов и зависит от морских поставок (в условиях полномасштабного кризиса поставки необходимых ресурсов будут под угрозой);
  • развитие международных военно-промышленных связей позволяет приобрести стране новые технологии и ноу-хау, что требует постоянного повышения квалификации и расходов на НИОКР (отдельно выделяются инструменты разведки, информационно-коммуникационные технологии, материаловедение, технологии обработки данных);
  • в целях повышения безопасности Финляндия должна активно сотрудничать с другими странами; приоритет отдаётся ЕС, НАТО и Северной Европе.

На протяжении многих лет Финляндия поощряет военно-промышленную кооперацию с западными странами. И с них же берёт пример, встав на путь сокращения численности вооружённых сил и повышения квалификации личного состава. Такая синхронизация взглядов на оборону и сотрудничество со своими европейскими соседями отвечает интересам страны. Финляндия не ставит своей целью единоличное участие в военных конфликтах — сосредоточение ресурсов, промышленности и географическое положение просто не позволят ей это сделать. Финны понимают ограниченность своих финансовых ресурсов и не могут позволить производство всех необходимых вооружений. Они продвигают международное научно-техническое сотрудничество, инновации и инвестиции, чтобы развивать технологии у себя и не зависеть от импорта, не покупая всё готовое. Примечательно, что корни теорий экономики знаний и инновационных систем прорастают как раз из малых и средних стран, которые обделены ресурсами и исчерпали возможности индустриального развития. Не играет на руку и внутренняя география — основная часть населения сосредоточена на западном и южном побережье, огромные территории центра и севера малонаселены, а значит — уязвимы. Прежней предсказуемой атмосферы холодной войны нет, а угрозы только выросли. Ситуацию спасает широкий резерв, территориальная оборона и всеобщая воинская обязанность. Хельсинки нужны силы быстрого реагирования и повышенной мобильности, поэтому упор делается на сухопутные силы — их сейчас финансируют больше всего. Конечно, страна продолжает традиции нейтралитета, декларирует неприсоединение и опору на собственные силы, но участвовать в военных учениях и консультироваться она предпочитает с НАТО, который предоставил Хельсинки особый расширенный формат.

Кто что производит

Финское оборонное производство акцентировано на огнестрельном оружии (и комплектующих к нему), автомобильной технике, боевой колёсной технике, миномётах, патронах различных калибров, судах для ВМС и боеголовках для ракет класса «воздух-воздух» и противокорабельных ракет.

SAKOSuojeluskuntain Ase- ja Konepaja Osakeyhtiö» — «Механические и оружейные мастерские Охранного корпуса»; ныне принадлежит итальянскому холдингу Beretta Holding Group) — один из крупнейших производителей огнестрельного оружия. Именно это предприятие разработало собственную финскую снайперскую винтовку Sako TRG-22/42, которая использует патрон как американского стандарта 7,62×67 мм, так и финского стандарта 8,6×70 мм, разработанного специально для этой винтовки. В начале 1990-х гг. оно участвовало в разработке автоматического карабина RK 95 TP, который был создан на базе своего предшественника RK 62. Оба карабина являются копиями советской серии автоматов Калашникова и используют тот же калибр.

Patria — государственная финская компания, занимающаяся разработкой амуниции, боевой колёсной техники, миномётных систем, систем управления и контроля, БПЛА, а также запчастями и обслуживанием вертолётной техники и самолётов (включая гражданские). Отделения компании присутствуют как в самой Финляндии, так и в Швеции, Норвегии, ФРГ, Чехии и Польше. Основной продукцией фирмы являются бронетранспортёры серии XA, которые широко используются в вооружённых силах стран Северной Европы и Прибалтики. Также эта компания (совместно со Швецией) разработала двуствольную 120-мм миномётную башню AMOS (есть также и её одноствольный аналог NEMO), которую можно размещать как на боевых бронированных машинах, так и на боевых суднах. Помимо этого, фирма предоставляет услуги обслуживания лётной техники и подготовки пилотов.

Sisu Auto — данное предприятие занимается автомобилестроением, преимущественно в гражданской сфере. Однако компания принимала участие в совместной с Patria разработке бронемашин серии XA. Самостоятельно фирма предоставляет вооружённым силам лёгкие и средние грузовики (для транспортировки личного состава), а также тягачи. Продукция Sisu Auto обрела популярность в прибалтийских республиках.

Nordic Ammunition Company (Nammo) — совместная финско-норвежская компания, имеет подразделения в США, Канаде, Австрии, ФРГ, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Испании; производит патроны различных калибров, а также боеголовки для ракет класса «воздух-воздух» и противокорабельных ракет. Боеголовки разрабатываются для американских, норвежских и немецких ракет (AIM-120, AIM-9 Sidewinder, IRIS-T), и противокорабельных ракет (Penguin, NSM, RIM-162 ESSM, IDAS). Выбор западных ракет не случаен — на вооружении ВВС Финляндии стоят истребители-бомбардировщики производства США — F/A-18 Hornet.

Metso Oyj – финский машиностроительный концерн, созданный в 1999 г. на базе Valmet Oy (Valtion Metallitehtaat — государственная металлообработка). История компании включает в себя производство учебно-тренировочных самолётов, судостроение (сейчас верфи принадлежат Meyer Turku Oy), изготовление частей для Airbus, производство машин на гусеничном ходу.

Что стоит на вооружении

Политика Финляндской Республики в области разработки и закупки вооружений и военной техники демонстрирует удачный пример международной кооперации, интернационализации и открытости производства оборонной продукции.

Не всё вооружение у Финляндии собственного производства — авиапарк и крупная боевая техника закупаются заграницей.

Сухопутные войска. В плане иностранных закупок здесь сильно выделяются две позиции — танки и боевые машины пехоты. На вооружении стоят немецкие танки Leopard 2A4 (100 штук), но в 2015 г. Финляндия закупила ещё 100 использованных немецких танков Leopard 2A6 у Нидерландов. Парк БМП делят пополам шведские CV-9030 и советские БМП-2. Планируется модернизировать 94 советских машины (установить приборы ночного видения, телевизоры, электронику собственного производства и сменить камуфляж). Парк вездеходов пополам делят финские и шведские машины. А инженерная техника представлена поровну финскими и немецкими образцами. В полевой артиллерии четверть техники является финской, остальное — советского производства — пушка М-46, 2А36 («Гиацинт-Б»), гаубица Д-30 и 2С1 «Гвоздика». Войска ПВО снабжены по большей части норвежским ЗРК NASAMS II FIN, немецко-шведским ЗРК ITO 05M, американским ПЗРК ITO 15 и советской установкой ЗУ-23-2.

Военно-воздушные силы. ВВС полностью укомплектованы иностранной техникой, за исключением тренировочных самолётов. После окончания холодной войны и снятия ряда ограничений Финляндия обратилась к западным рынкам. На вооружении стоят 55 истребителей F/A-18 Hornet американского производства, однако их оснащение преимущественно финского производства (электроника и системы управления). Всё это оснащение происходит в период реформы ВВС — создания единого центра авиационных операций, чтобы улучшить разведывательные функции ВВС. Транспортные самолёты представлены американским и испанским парком. К 2030 году срок службы F/A-18 Hornet подойдёт к концу и уже сейчас Финляндия ищет замену истребителям, но окончательное решение до сих пор не принято.

Военно-морские силы. Абсолютное большинство кораблей — финского производства. На вооружении стоит 8 ракетных катеров и большое количество минных тральщиков. Акцент делается на обеспечении безопасности транспортных путей, проливов, береговой обороне и разведке. Мирный договор 1947 года сохраняет ряд ограничений на морские силы — запрещены подводные лодки, торпедные катера и специализированные типы штурмовых судов. Но, несмотря на отсутствие таковых, страна ещё в 1990 г. в одностороннем порядке признала ограничительные меры недействительными и неоправданными.

Кооперация, интернационализация и открытость

Современная ситуация в вооружённых силах Финляндии показывает нам приоритет военно-морских сил и сухопутных сил, так как финская концепция территориальной обороны предполагает, что в случае военного конфликта войска должны быть расположены абсолютно на всей территории страны без явного дисбаланса и перевеса в пользу одного из возможных фронтов. Проблема оснащения сухопутных войск активно решается не только финскими усилиями, то и усилиями иностранных компаний, а в большей степени — объединёнными фирмами, в которые входят, прежде всего, скандинавские соседи Финляндии. В Стратегии безопасности до 2025 года говорится об асимметричном характере будущих войн и необходимости высокой мобильности и совместных операций, о сетецентричности и создании единой информационной системы в любой горячей точке мира, но такие задачи Финляндия не будет выполнять в одиночку. Расходы на оборону на протяжении 10 лет составляют около полутора процентов ВВП страны и 5,5% расходной части финского бюджета. Модернизация иностранной техники для сухопутных войск и задачи по обновлению авиапарка и судов ВМС нашли отражение в военных расходах — 28,5% пойдёт на закупку техники.

Политика Финляндской Республики в области разработки и закупки вооружений и военной техники демонстрирует удачный пример международной кооперации, интернационализации и открытости производства оборонной продукции. Отдельный упор сделан на сотрудничество в регионе Балтийского моря — это касается и производства вооружений, и его продажи — основные покупатели финского оружия находятся именно здесь. Финские копии советского стрелкового оружия были значительно облегчены и немного уменьшены в размерах, чтобы отвечать характеру войск быстрого реагирования. В новом веке Финляндия не интегрируется в евроатлантические структуры, но посвящает себя общеевропейскому и мировому гуманитарному делу, что отразилось на разработке вооружений и военной техники, подходящей для таких задач. Интернационализация и диверсификация производства не позволяют поставить Финляндию в положение абсолютно зависимого игрока — даже американские самолёты на службе у финских ВВС имеют свои особенности, хотя и нет самостоятельного производства. Международная научно-техническая кооперация остаётся надёжным источником новых технологий — уравниваются стандарты оружия, техники и тактики их применения. А сохранение всеобщей обороны, воинской обязанности и почти миллионный резерв позволяют Финляндии не испытывать дефицита безопасности на фоне нынешней слабости ЕС.


Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.92)
 (25 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся